Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение родного языка в начальной школе как форма реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности (Хабаровский педагогический колледж)

Работа №109651

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено практическое исследование.
База исследования: ученики 3 «б» класса МБОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова» (Республики Саха (Якутия), Горного улуса, село Бердигестях).
Выборка: 23 ученика в возрасте 8-9 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Методологические основы изучения родного языка в начальной школе в процессе реализации регионального компонента во внеурочной дея-тельности 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме изучения родных языков в поликультурной образовательной среде в процессе реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в начальной школе 9
1.2 Учет возрастных особенностей младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности как формы реализации регионального компонента 15
1.3 Особенности реализации регионального компонента в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде 19
1.4 Технологии, формы и методы изучения родного языка во внеурочной деятельности с учётом регионального компонента в начальной школе 21
ГЛАВА 2 Реализация регионального компонента у младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде (на примере якутского родного языка) 28
2.1 Педагогическая диагностика уровня знаний у младших школьников устного народного творчества на родном языке (якутский язык) 28
2.2 Программа внеурочной деятельности по изучению родного языка в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде младших школьников «Живой родной язык» 32
2.3 Реализация краткосрочного проекта «Певец алмазного края» в форме электронного сборника 36
2.4 Анализ результативности программы «Живой родной язык» и краткосрочного проекта «Певец алмазного края». 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Обусловлена потребностью учителей начальных классов в необходи-мости определения оптимальных путей изучения родного языка в начальной школе как форма реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности.
Изложенное выше позволило выявить сложившиеся противоречия:
– с одной стороны большое количество занятий по внеурочной дея-тельности проводится в начальной школе по изучению родного языка;
– с другой стороны не все учителя готовы к реализации региональ-ного компонента, в силу объективных причин: не достаточно вре-мени выделяется на данное направление из-за второй смены, укло-на внеурочных занятий по общеинтеллектуальному и общекуль-турному направлению, не всегда присутствуют рабочие про-граммы, рабочие тетради, методические пособия для учителя по изучению родного языка, у детей нет постоянной среды общения, некоторые дети считают, что им не нужен якутский язык, а другие считают, что они должны изучать и понимать родной язык, так как живут в Республике Саха (Якутия).
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследо-вания: состоящую в обосновании технологий, форм и методов изучения род-ного языка в начальной школе как форма реализации регионального компо-нента в поликультурной образовательной среде во внеурочной деятельности.
Исходя из проблемы, нами определена тема выпускной квалификаци-онной работы: «Изучение родного языка в начальной школе как форма реа-лизации регионального компонента в поликультурной образовательной сре-де во внеурочной деятельности».
В исследовательской работе нами определен следующий методологиче-ский аппарат.
Объект исследования: процесс реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде с младшими школьниками при изучении родного языка.
Предмет исследования: технологии, формы и методы изучения родного реализации программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию направленные на изучение родного языка в начальной школе в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образо-вательной среде.
Цель исследования: теоретически изучить технологии, формы и методы реализации регионального компонента в начальной школы и практически апробировать фрагмент внеурочной программы по изучению родного язы-ка младшими школьниками в поликультурной образовательной (на примере Якутского языка).
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что прове-дение внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде по программе изучения родного языка как форма реализации регионального компонента будет способствовать повышению интереса к изучению родного языка.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования мы поста-вили следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу и нормативные до-кументы по проблеме изучения родных языков в поликультурной образо-вательной среде в процессе реализации регионального компонента во вне-урочной деятельности в начальной школе;
2) Раскрыть особенности и технологии, формы и методы реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образова-тельной среде;
3) Провести педагогическую диагностику уровня знаний у младших школьников устного народного творчества на родном языке (якутский язык);
4) Реализовать и проанализировать результативность программы «Живой родной язык» и краткосрочного проекта «Певец алмазного края» в форме электронного сборника.
Для решения поставленных задач были использованы следующие ме-тоды теоретического и эмпирического исследования, обеспечившие систем-ный и комплексный подходы:
− для общей характеристики предмета исследования и конкретиза-ции гипотезы – теоретические методы: анализ психолого – педа-гогической литературы, методы абстрагирования и конкретиза-ции;
− для изучения опыта решения проблемы в практике – анализ ме-тодической литературы и эмпирические методы: педагогическая диагностика младших школьников, практическое составление и частичная реализация программы изучения родного языка, реа-лизация краткосрочного проекта и анализ результативности про-екта.
Теоретико-методологические основы исследования составили: на об-щенаучном уровне: деятельностный (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Ли-хачев и др.); аксиологический (Л.П. Разбегаева, В.А. Сластенин и др.); на конкретно-научном уровне: изучение поликультурного образования в обра-зовательном пространстве (О.В. Аракелян, Г.Д. Дмитриев, З.А. Малькова, Г.В. Палаткина и др.).
Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, Р.Г. Гаджиева, М.И. Коряки-ной, B.C. Кукушина, Э.В. Соколова и др. Теоретические аспекты, связанные с обоснованием и разработкой регионального компонента, получили обос-нование в исследованиях С.А. Болотовой (педагогическое обеспечение реги-онального компонента в начальном образовании).
Теоретическая значимость состоит в конкретизации таких понятий: родной язык, региональный компонент, поликультурная образовательная среда, опирается на учет возрастных особенностей младших школьников в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности как формы реализации регионального компонента, дана характеристика эффективных технологий, форм и методов реализации регионального компонента в про-цессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультур-ной образовательной среде.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации методического, национального материала для использования в будущей профессиональной деятельности. Практическая работа с обучающимися расширит представления о языковой культуре, пополнит методическую и дидактическую копилку для организации внеурочной деятельности. Организация и проведение занятий повысит организаторские и коммуникативные компетенции исследователя.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были до-стигнуты все поставленные цели и задачи.
Рассмотрены особенности проведения внеурочных занятий, был прове-ден педагогическая диагностика, направленный на выявление уровня знания устного народного творчества младших школьников. Кроме того, была ор-ганизована целенаправленная работа по повышению уровня изучения род-ного языка младших школьников в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде. Для этого нами был разработан краткосрочный проект «Певец алмазного края», в рамках про-граммы «Живой родной язык».
В теоретической части исследования мы выделили теоретические аспек-ты проблемы изучения родного языка у младших школьников во внеуроч-ной деятельности в процессе реализации регионального компонента в поли-культурной образовательной среде. Нами был сделан анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов по проблеме изуче-ния родных языков в поликультурной образовательной среде в процессе реализации регионального компонента во внеурочной деятельности в начальной школе. Охарактеризовали понятия «родной язык», «региональ-ный компонент», «поликультурное образование», «внеурочная деятель-ность». Мы выявили возрастные особенности младших школьников, которые влияют на изучение родного языка. Раскрыли особенности реализации ре-гионального компонента в процессе изучения родного языка во внеурочной деятельности в поликультурной образовательной среде, а также рассмотрели технологии, формы и методы изучения родного языка во внеурочной дея-тельности с учётом регионального компонента в начальной школе.
В практической части нами был реализована программа внеурочной деятельности «Живой родной язык» и краткосрочный проект «Певец алмаз-ного края», которые позволит дать объективную картину сформированности интереса изучения родного языка в процессе реализации регионального компонента в поликультурной образовательной среде.
Гипотеза доказана тем, что после проведения внеурочных занятий, ста-ло заметно, дети ведут себя более активно и проявляют интерес к изучению родного языка. Помочь сформировать интерес у учащихся к родному языку может эффективная организация внеурочной деятельности, которая позволит в большей мере заинтересовать учащихся не только изучением учебного предмета, но и открытием новых знаний. Повысилась мотивация изучения родного языка, ребята стали более самостоятельными, активными, их речь стала более развита, они расширили и углубили знания по якутскому языку.
Работа над выпускной квалификационной работой значительно повы-сила теоретический уровень знаний в направлении внеурочной деятельности и позволила приобрести практический опыт в процессе формировании реги-онального компонента в поликультурной образовательной среде.
В целях освещения данной проблемы выпускной квалификационной работы, популяризации и практической деятельности вместе с другими ме-роприятиями участвовали и транслировали в XXVI научно-практической конференции «Подготовка высококвалифицированных специалистов в усло-виях сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров» в секции «Адаптация детей и молодежи в полиэтнической обра-зовательной среде» со статьей на тему «Национальное литературное насле-дие в современном прочтении: Образ березы в русской и якутской поэзии». Статья представлена в приложении.
Полученный в исследовательской работе опыт будет использован в бу-дущей профессиональной деятельности, позволит компетентно и системно организовать дальнейшую работу по данной проблеме, дополнить её новы-ми материалами теоретического и практического характера.



1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). – Москва: Про-спект, 2020. – 32 с.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2020. – 224 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373. URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 26.03.20)
4. Федеральнай государственнай уерэх стандарда саха оскуолатыгар: [начаалынай уопсай уерэхтээьин] = Федеральный государственный об-разовательный стандарт начального общего образования в якутской школе / Н.В. Ситников, С.С. Семенова, Н.Н. Васильева [и др.]; Якут. Респ. Нац. науч. ин-т;. – Якутск: Бичик, 2011. – 84 с.
5. Васильев, Ю.И. Сахалыы үөрэнэбит. Изучаем якутский язык: учеб. по-собие / Ю. И. Васильев, И. Ю. Васильев. – Якутск: Бичик, 2010. – 78 с.
6. Данилов, С.П. Я родился в апреле. Стихи / С.П. Данилов; Детская ли-тература. – Москва: Изд-во Детская литература, 1980. – 112 с.
7. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов // под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
8. Современная языковая ситуация и речевая культура: учеб. пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк, Л.Н. Харитонов [и др.]; Флинта: Наука. – Москва: Изд-во Флинта: Наука, 2012. – 184 с.
9. Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / Л.Л.Супрунова, Ю.С.Свиридченко; ред. Л. Л. Супрунов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. –240 c.
10. Хухлаева, О. В. Поликультурное образование / О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев; – Москва: Юрайт, 2019. – 283 с.
11. Ахмедова, М. Х. Язык и культура / М.Х. Ахмедова // научный журнал «Молодой учёный» – 2016. – №1. – С. 619-621.
12. Богданова, В.В. Формирование толерантности у учащихся начальных классов в процессе реализации регионального компонента содержания образования: автореф. дис. канд. пед. наук / Богданова Ве-роника Викторовна; Пензенский гос. унв. – Пенза, 2007. – 23 с.
13. Гукаленко, О. В. Теоретико-методологические основы поддерж-ки, защиты учащихся в поликультурном образовательном простран-стве: специальность 13.00.01: «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат дис. доктора педагогических наук / Гука-ленко Ольга Владимировна; Ростовский гос. пед. ун-т. – Ростов – на – Дону, 2000 – 47 с.
14. Нуржанова, Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов / Т.Т. Нуржанова // научный журнал «Молодой учёный». – 2015. – № 4. – С. 596-601.
15. Халупо, О. И. Языковая культура и лингвокультурная компетен-ция. Филология. / О.И. Халупо // Вестник Челябинского университета. – 2011. – №3. – С. 152-155.
16. Абозина, Н.Н. Использование национально регионального ком-понента на уроке и внеурочной деятельности / Н.Н.Абозина // prodlenka.org [сайт]. – 2019. – 09 фев. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/370774-ispolzovanie-nacionalno-regionalnogo-komponen (дата обращения: 01.06.20)
17. Алибекова Э.М. Применение инновационных технологий на уро-ках родного языка и литературы для повышения мотивации изучения родного языка / Э.М. Алибекова // multiurok.ru: [сайт]. – 2017. – 28 фев. – URL: https://multiurok.ru/files/primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-u-1.html (дата обращения: 04.06.20)
18. Андрюнина, М. Языковая культура как инструмент социального воспитания / М. Андрюнина // rusnauka.com: [сайт]. – 2016. – 25 февр. – URL: http://www.rusnauka.com/23_SND_2008/Pedagogica/26653.doc.htm (дата обращения: 21.04.20)
19. Ахтанаева, Л.А. Региональный компонент в урочной и внеуроч-ной деятельности / Л.А. Ахтанаева // metod-kopilka.ru: [сайт]. – 2015. – 08 янв. – URL:https://www.metodkopilka.ru/nacionalno_regionalnyy_komponent_v_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti-46599.htm (дата обращения: 01.06.20)
20. Гехаева, М.С. Доклад на тему: «Современные образовательные технологии на уроках родного языка»/ М.С. Гехаева // infourok.ru: [сайт]. – 2019. – 19 нояб. – URL: https://infourok.ru/doklad-sovremennie-obrazovatelnie-tehnologii-na-urokah-rodnogo-yazika-3952599.html (дата обращения: 25.05.20)
21. Глетко, А.Г. Современные образовательные технологии на уро-ках якутского языка и литературы / А.Г. Глетко // multiurok.ru: [сайт]. – 2019. – 18 окт. – URL: https://multiurok.ru/files/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-na-uroka-16.html (дата обращения: 04.06.20)
22. Горюнова, Н.В. Развитие языковых способностей младших школьников / Н.В. Горюнова // Открытый урок. Первое сентября: [сайт]. – 2009. – 26 авг. – URL: https://urok.1sept.ru/статьи/521370/ (да-та обращения: 16.10.19)
23. Еркович, Н.Ю. Влияние психологических и возрастных особен-ностей младших школьников на процесс овладения языком / Н.Ю. Ер-кович // infourok.ru: [сайт]. – 2019. – 10 дек. – URL: https://infourok.ru/vliyanie-psihologicheskih-i-vozrastnih-osobennostey-mladshih-shkolnikov-na-process-ovladeniya-yazikom-3994992.html (дата обращения: 25.05.20)
24. Захарова, Н.В. Реализация национально-регионального компо-нента в преподавании родного языка в условиях ФГОС на уровне ос-новного общего образования как средство формирования культуро-ведческой компетенции обучающихся / Н.В. Захарова // еди-ныйурок.рф: [сайт]. – 2019. – 28 фев. – URL: https://www.единыйурок.рф/index.php/ebo/item/511-proekt-realizatsiya-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-v-usloviyakh-fgos-na-urovne-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-kak-sredstvo-formirovaniya-kulturovedcheskoj-kompetentsii-obuchayushchikhsya (дата обращения: 16.05.20)
25. Использование национально-регионального компонента в усло-виях внедрения ФГОС во внеурочной деятельности // infourok.ru: [сайт]. – 2017. – 17 авг. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-nacionalnoregionalnogo-komponenta-v-usloviyah-vnedreniya-fgos-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-2059058.html (дата обращения: 16.05.20)
26. Мальченко, А.А. ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе / А.А. Мальченко // Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [сайт]. – 2017. – 12 окт. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/12/10/fgos-vneurochnaya-deyatelnost-vazhneyshiy-komponent (дата обращения: 02.06.20)
27. Михайлова, А.К. Обучение языку народа Саха через внеуроч-ную деятельность / А.К. Михайлова // Социальная сеть работников об-разования nsportal.ru: [сайт]. – 2018. – 03 апр. – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/drugie-yazyki/library/2018/04/03/obuchenie-yazyku-naroda-saha-cherez (дата об-ращения: 16.05.20)
28. Родной язык // Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Родной_язык (дата обращения: 26.04.20)
29. Слепцов, И.С. Комплекс программных средств для младшего школьного возраста / И.С. Слепцов // infourok.ru: [сайт]. – 2017. – 30 нояб. – URL: https://infourok.ru/kompleks-programmnih-sredstv-dlya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-2337916.html (дата обращения: 19.12.19).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ