ВВЕДЕНИЕ
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ТУМАНОВА И. М.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ И ПРАЗДНИКОВ НА СТАДИОНЕ.
РАБОЧИЙ СЦЕНАРИЙ ВСЕМИРНОГО
ФЕСТИВАЛЯ МОЛОДЁЖИ И СТУДЕНТОВ.
РАБОЧИЙ СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕРТА ПОСВЯЩЕННОГО 40-ЛЕТИЮ ВЛКСМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Массовый театр улиц, площадей, больших сценических площадок успешно развивался с первых лет Советской власти. Великие основатели Художественного театра К. С. Станиславский и В. И. НемировичДанченко не раз говорили, что новая эпоха требует монументальных форм, увеличения масштабности празднеств. Неотъемлемой их частью стали массовые представления и театрализованные тематические концерты.
Незабываемы дни Московского Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Парки, площади, улицы, стадионы, Москва-река, территория ВДНХ стали тогда «сценическими площадками» массового театра. Политический, страстный митинг «За мир — против атомной войны» на Манежной площади в Москве привлек несколько сотен тысяч участников.
История искусств свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым зрелищам, представлениям и праздникам. Но особенно большой опыт в области массовых форм искусства накоплен советской режиссурой.
В свое время была найдена очень удачная форма театрализованного пролога массового праздника на стадионе. Пролог включал костюмированные выходы литературных, театральных и киногероев; все впечатляло яркостью красок, образностью картин той эпохи, обстановки, в которых действовали и жили герои. Но затем прологи начали механически копироваться, повторяться, превратились в обычный прием, штамп и не вы¬бывали уже прежнего интереса зрителей. В то же время точно Найденный образ, удачно помещенный в драматургическую ткань представления, вызывает энтузиазм тысяч зрителей,- заставляет их плакать или смеяться.
Искусство массовых праздников — это огромная сила, и относиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массовых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.
Каждый режиссер понимает, что если в театре после премьеры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то массовое действие живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и эмоционально яркое впечатление.
Здесь режиссер действует на сознание и воображение участников и зрителей общими понятиями, крупными сценическими символами В этом и заключена главная сложность режиссуры массовые форм искусства, имеющей дело с особым родом драматургии.
При всех специфических особенностях массового праздник самый важный и решающий фактор в нем, как и в любом другом виде искусства,— гражданская позиция режиссера, его личное отношение к, избранной теме, способность отразить в празднике не только факты и свое отношение к ним, но и своё мироощущение, свою идейную убежденность и взволнованность.
Лишь с этих позиций можно размышлять и говорить о тех многообразных способах решения темы, о тех выразительных средствах, которыми мы пользуемся при постановке массовой действия и из которых нам нужно отобрать самое важное, самое интересное и живое, чтобы придать ему черты подлинной художественности.
Сегодня массовые представления, спектакли под открытым небом, театрализованные концерты и зрелища прочно вошли в наш быт, стали неотъемлемой частью каждого праздника, всегда предусматривающего разнообразный комплекс политических, культурных и художественных действий.
Нет каких-то готовых рецептов постановки массовых праздников, что каждый концерт, представление могут иметь тысячу самых разнообразных решений, могут привлечь самый неожиданный материал. Режиссер, должен быть политически чутким, образованным, любознательным человеком, знающим и профессиональное, и самодеятельное искусство, их исполнительские силы и возможности, иметь единомышленников среди режиссеров и художников для формирования творческого коллектива, способного создать интересное праздничное представление с идейной и художественной точки зрения. Деятельность режиссера массовых праздников очень велика, широка по масштабам и увлекательна.
Несомненно, театрализованные праздники имеют очень короткую жизнь. Поэтому к режиссеру этого вида искусства всегда будут предъявляться высокие требования, и тем, кто готовит себя к этой деятельности, нужно закалять характер для преодоления многих трудностей в постановке массовых праздников. Надо уметь мобилизовать все знания, все организаторские способности, не допускать никаких «приблизительно». Чем точнее, чем убежденнее вы будете в своём сценарии, режиссерском замысле, тем больше оснований на успех.
Массовые праздники занимают все более и более значительное место в художественной жизни народа. С каждым годом растет в нашей стране популярность - праздников песни и танца, фестивалей, торжественных концертов, вечеров искусств республик. Год от года растет число клубов, Дворцов культуры, стадионов, Зеленых театров, которые могут стать и становятся традиционными местами проведения праздников.
Кипению и темпу нашей жизни, ее глубоко творческому, созидательному содержанию как нельзя лучше отвечает жизнерадостная природа народного праздника и динамичного массового представления.
Для успешного развития этого важного жанра массового искусства, этого действенного средства эстетического и этического воспитания народа, необходимо овладение сложной его режиссурой, путь к которой идет через изучение и обобщение огромного опыта, накопленного в этой области искусством.
1) Туманов И. М. «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта». Москва 1976 г.
2) Генкин Д. М. « Массовые праздники». Москва 1975 г.
3) Сегал М. Д. «Театрализованные праздники и зрелища». Москва 1976 г.