Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования колоративной лексики 6
1.1 Цвет как феномен культуры 6
1.2 Направления изучения категории цвета 9
1.3 Терминологический аппарат колоративистики 12
1.4 Классификации колоративной лексики 16
1.5 Функционирование цветообозначений в художественных текстах 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Колоративная лексика в сборнике Б. Петрова «Тёплая земля» 26
2.1 Художественное своеобразие сборника Б. Петрова «Тёплая земля» 26
2.2 Люксонимы 27
2.3 Ахроматизмы 30
2.3.1 Микрополе белого цвета 30
2.3.2 Микрополе чёрного и серого цветов 37
2.1 Хроматизмы 43
2.1.1 Микрополе красного цвета 43
2.1.2 Микрополе желтого цвета 50
2.1.3 Микрополе зелёного цвета 55
2.1.4 Микрополе синего и голубого цветов 59
2.1.5 Микрополе оранжевого и коричневого цветов 65
2.2 Работа с колоративной лексикой в школьном курсе обучения 69
Выводы по второй главе 73
Заключение 74
Библиографический список 77
Приложение А. Конспект урока на тему «Изобразительно-выразительные средства языка» 81
Приложение Б.-Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи» 89
Цвето-световое пространство художественного текста в лингвистических работах последних десятилетий, как правило, изучается с позиции языковой картины мира. Так, выполнены диссертационные исследования Т.А. Ермаковской (2011, проза Б.К. Зайцева), С.В. Шармар (2005, лирика Б.Л. Пастернака), А.Е. Рыбальченко (2011, роман М.А. Шолохова «Тихий Дон»), Е.М. Спивакова (2009, лирика А. Блока).
Являясь значимым фрагментом лексической организации художественных текстов, языковые единицы с семантикой цвета позволяют лучше осмыслить ментальные установки писателя или поэта, приблизиться к постижению смысла произведения. Отметим, что в произведении могут актуализироваться не только традиционные значения колоративов, но и индивидуально-авторские, и поэтому специфика применения лексем со значением цвета в художественном мире представляет особый интерес.
Настоящее исследование посвящено особенностям семантики и функционирования лексем со значением цвета в сборнике «Тёплая земля» красноярского писателя Б.М. Петрова.
Актуальность работы определяется тем, что ведущим принципом в исследовании языковых проблем, по мнению современных лингвистов, является антропоцентризм, и этим фактом объясняется пристальное внимание учёных к тем языковым единицам, которые формируют индивидуальный стиль писателя. К таким единицам относятся и лексемы с цветовой семантикой, которые играют значимую роль в художественной картине мира.
Выбор в качестве исследовательского поля творчества Бориса Петрова обусловлен следующим фактором: это наш земляк, а его поэтично-красочные рассказы, лирические новеллы и этюды-размышления посвящены природе Сибири. Соответственно, изучение творчества писателя-сибиряка может способствовать воспитанию у обучающихся любви к природе родного края и его обитателей. Реализация регионального компонента позволит сформировать у школьников национально-культурную идентичность.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые представлено семантико-функциональное описание колоративов в прозе Б.М. Петрова.
Цель исследования - выявление семантических особенностей и специфики функционирования колоративной лексики в индивидуально-авторской картине мире Бориса Петрова.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) обобщить труды учёных в области лингвистики цвета;
2) определить качественный и количественный состав колоративной лексики в прозе Бориса Петрова;
3) охарактеризовать семантику колоративной лексики в прозе Бориса Петрова;
4) описать особенности функционирования колоративной лексики, определив их роль в построении индивидуально-авторской картины мира;
5) проанализировать возможности использования колоративной лексики в рамках школьного курса обучения.
Объект исследования - языковые единицы с семантикой цвета (колоративы).
Предмет - функционально-смысловая сущность колоративов в прозе Б.М. Петрова.
Материалом для исследования послужил сборник Б.М. Петрова «Тёплая земля».
В процессе исследования использованы следующие методы: описательный метод (наблюдение, обобщение и интерпретация языковых единиц с семантикой цвета на основе сбора данных), метод контекстуального анализа (выявление оттенков лексического значения колоратива в определённом контексте), метод лингвокультурологического анализа, позволяющий выявить культурные составляющие языковой личности писателя посредством предпочтения тех или иных колоративов. При сборе и обработке данных применялся метод сплошной выборки, метод статистического анализа.
...
Лексемы с семантикой цвета являются не только ключевой составляющей визуальной картины мира, но и представляют собой своеобразный культурный код, позволяющий более глубоко осмыслить художественный текст, значительно расширить его границы.
Для сборника Б. Петрова «Тёплая земля» характерен приём визуализации. Писатель активно включает в свои рассказы лексемы с цветовым компонентом, чтобы поэтично и детально передать красоту сибирской природы. В результате анализа было выяснено, что семантика колоративов в творчестве красноярского писателя оказывается вписанной в контекст русской лингвокультуры.
Лексико-семантическое поле цвета в сборнике «Тёплая земля» представлено 550 колоративами, которые составляют 10 микрополей. Ахроматическая гамма включает поле белого цвета - 157 словоупотреблений (28, 5%), поле чёрного цвета
- 52 (9,5 %), поле серого цвета - 40 (7,3 %). Хроматизмы объединяют поле красного цвета - 74 контекста (13,5%), поле оранжевого цвета - 9 (1,6%), поле жёлтого цвета
- 83 (15,1%), поле зелёного цвета - 43 (7,8%), поле синего цвета - 58 (10,5%), поле голубого цвета - 19 (3,5%), поле коричневого цвета - 15 (2,7%).
На долю ахроматической гаммы приходится 45,3% колоративов, а хроматизмы составляют 54,7%. Практически равное соотношение цветов, как уже было отмечено выше, свидетельствует о гармоничном восприятии повествователем природы. В рассказах «Тёплой земли» отмечаются все изменения, происходящие в окружающем мире, фиксируются все краски Красноярского края.
Микрополе белого цвета - самое большое в сборнике, что связано, вероятно, с обширной денотативной сферой цветообозначений (снег, льдины, цветущие деревья и кустарники, облака, животные, грибы). Отметим, что важную роль в идиостиле писателя играет символическое значение чистоты, незапятнанности. В художественном мире Б. Петрова белый цвет часто ассоциируется со светом. Однако в ряде контекстов данный ахроматизм имеет негативные коннотации: соотносится с холодом, пустынностью, ледяным молчанием.
Амбивалентность характерна для большинства цветообозначений. Так, колоратив чёрный в художественной прозе Б. Петрова ассоциируется, с одной стороны, с увяданием, со смертью в природе, с инфернальным началом (при описании грозы), а с другой - это цвет земли, проступающей через белое полотно снега. Серый цвет связывается с невзрачными осинами, с туманом, с тоскливым пейзажем. При описании птиц колоратив включает в себя уже положительнооценочный компонент, а именно уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-.
Микрополе жёлтого цвета занимает вторую позицию по частотности употребления в сборнике. Колоратив жёлтый имеет двойственную семантику: в ряде контекстов при описании осенней природы он соотносится то с увяданием, то с торжеством. При описании солнца приобретает коннотативное значение жизненной энергии. Колоративы золотой и золотистый всегда имеют положительные коннотации, поскольку передают идею блестящего жёлтого цвета. Они встраиваются в колоративные перифразы дневного небесного светила, связываются с описанием цветения летних цветов, а также позволяют передать красоту осенних деревьев. Оранжевый цвет используется при описании как осеннего времени, так и летнего, подчёркивает природное буйство.
Микрополе красного цвета - третье по объёму в сборнике после белого цвета, но при этом занимает доминирующие позиции в хроматической гамме, а также характеризуется высокой словообразовательной активностью. В художественной прозе Б. Петрова колоратив красный и цветообозначения, уточняющие интенсивность окраски, соотносятся с царственностью, торжеством, жизненной энергией. Амбивалентность символики мы наблюдаем у цветообозначений розовый и сизо-красноватый, поскольку они сочетают в себе и холодные, и тёплые оттенки.
Зелёный цвет в сборнике Бориса Петрова в основном соотносится с идеей витальности, преодоления ветхости, связывается с весной, временем активного расцвета, символизирует силу, молодость, энергию, то есть наделяется положительными коннотациями. Связь данного колоратива с активным началом объясняет использование в произведениях глагольных форм.
...
1. Аристотель О душе: перевод с древнегреческого / Аристотель. - Москва: АСТ, 2022. - 413 с.
2. Баранова В.В. Термины цвета как инструменты национальных культур и языков / В.В. Баранова // Philology. - 2023. - № 4 (46). - С. 58-63.
3. Баринова О.В. К проблеме классификации колоративов в лексикографическом аспекте // Sciences of Europe. - 2016. - № 3 (3). - С. 49-51.
4. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке / АН СССР. Ин-т рус. яз. - Москва: Наука, 1975. - 288 с.
5. Борисова Д.Н. К проблеме выбора термина для названия форм цветообозначения в языке / Д.Н. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2008. - Вып. 23, № 21 (122). - С. 32-37.
6. Василевич А.П. Каталог названий цвета на русском языке / А.П. Василевич, С.Н. Кузнецова, С.С. Мищенко. - М., 2002.
7. Вендина Т.И. Цвет в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков // Славянский альманах. М.: Индрик, 1999. - С. 277304.
8. Вишницкая Я.С. Проблема классификации колоративов в лингвистике // Иностранные. языки: инновации, перспективы исследования и преподавания. - 2019. - № 7. - С. 15-19.
9. Ворфоломеев С. А., Зеленская А.А. Цвет как фактор мировосприятия / С. А. Ворфоломеев, А. А. Зеленская // Бюллетень медицинских интернет- конференций. - 2016. - Т. 6, № 5. - С. 1009-1010.
10. Выродова А.С. Лингвокультурологическое пространство колоративов в русском поэтическом дискурсе первой половины XX века: на материале поэтических текстов С.А. Есенина и Н.М. Рубцова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Белгород, 2008. - 22 с.
11. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977. - С. 196-199.
12. Гатауллина Л.Р. Роль цветообозначений в концептуализации мира (На материале фразеологизмов английского, немецкого, французского, русского и татарского языков): автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / Гатауллина Лилия Равилевна. - Уфа, 2005. - 24 с.
13. Горлачева В. В. Квазиколоративы в современном русскоязычном рекламном дискурсе // Вестник Днепропетровского университета. - Днепропетровск, 2009. - С. 20-21.
14. Зубарева А.В. Проблематика колоративной лексики в современной
лингвистике // Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия» [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.lingexpert.ru/conference/langlaw3/zubareva.html (дата обращения:
09.10.2023).
15. Иваровская В.И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синтагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах // Вестник СПбГУ: Сер. 2. - 1998. - С. 104-109.
... всего 44 источника