Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Старославянская лексика в поэмах А. С. Пушкина

Работа №163596

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Старославянизмы в отечественной языковедческой традиции 7
1.1. Понятие о старославянизмах 7
1.2. Критерии выделения старославянизмов 15
1.3. Старославянизмы и славянизмы в пушкинскую эпоху. Их роль в
поэтическом тексте 17
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Старославянизмы в поэмах А. С. Пушкина 31
2.1. Старославянская лексика и её функции в поэме «Руслан и
Людмила» 33
2.1.1. Общая характеристика старославянизмов 33
2.1.2. Функции старославянской лексики 37
2.2. Старославянизмы в поэме «Бахчисарайский фонтан» 40
2.2.1. Общая характеристика старославянизмов 41
2.2.2. Функции старославянской лексики 43
2.3. Функции старославянской лексики в поэме «Цыганы» 44
2.3.1. Общая характеристика старославянизмов 44
2.3.2. Функции старославянской лексики 46
2.4. Система упражнений по теме «Старославянизмы в поэмах
А. С. Пушкина» 47
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение 1. Словник к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» 60
Приложение 2. Словник к поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»... .68
Приложение 3. Словник к поэме А. С. Пушкина «Цыганы» 71


Литературная деятельность А. С. Пушкина является важнейшим этапом в развитии русской культуры в целом и русского национального языка в частности. Под его воздействием литературный язык приобрел гармоничность, законченность и строгость норм. Преодоление внутренних противоречий и несовершенств, которые характеризовали допушкинскую речь, а также укрепление представления о двух формах проявления единого русского общенародного языка - литературной и разговорной - делают поэта основоположником современного литературного языка. А. С. Пушкин создавал свои произведения, не только изучая и совершенствуя языковой опыт предшественников и развивая уже определившиеся традиции живого русского литературного языка в период его демократизации, но и создавая новые требования к литературному языку, обусловленные принципами народности и историзма. К ним относятся «соразмерность и сообразность», «благородная простота», «искренность и точность выражений». В прозе он стремился к смысловой точности, устранению разного рода словесных украшений, синтаксической сжатости.
Подход поэта к историческому наследию языка постепенно эволюционировал. В лицейский период творчества он широко использовал славянизмы и архаизмы под влиянием высокой поэзии Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова. В начале 20-х гг. А. С. Пушкин придерживался карамзинских взглядов на литературный язык: в произведениях этого периода поэт применяет разнообразные стили и средства, зачастую славянизмы отсутствуют или представлены в малом количестве, особенно это касается произведений, написанных на бытовые, менее возвышенные темы.
Работая над поэмой «Руслан и Людмила», А. С. Пушкин руководствуется прежде всего принципом народности, тщательно отбирая отдельные элементы старославянского языка в соответствии с содержанием и 3
художественной направленностью произведения. Поэт активно участвует в процессе демократизации русского литературного языка, последовательно осуществляя сближение старославянской лексики с русскими литературными и разговорно-бытовыми словами и выражениями. Этот процесс сближения славянизмов (старославянизмов и архаичных исконно русских элементов языка) с народно-разговорной речью вызвал наибольшее количество протестов со стороны критиков и в то же время составил существенную черту языкового новаторства поэта...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, комплексный анализ старославянской лексики в поэмах А. С. Пушкина (347 лексем) дал следующие результаты:
1) старославянскую лексику в исследованных нами текстах можно разделить
на две группы: собственно генетические старославянизмы - 184 (брада, брань, брег, владеть, влас, враг, гласить, единственный, здравый, златить, змий, крест, младой, мощный, мрак, надежда, нощь, нрав, освещённый, охладеть, пленять, страж, страна, хлад, хранить, чреда и др.) и слова, образованные в русском языке с использованием старославянских морфем, - славяно-русизмы - 163 (благовонный,
благодарность, благодатный, благоразумный, благословение,
воображение, вослед, восходить, зловещий, злодейство, коварство, молитва, мучение, неведомый, пустыня, селение, сокрыться, томление и др.);
2) с точки зрения функциональности в текстах поэм наиболее часто генетические старославянизмы и славяно-русизмы использовались поэтом в следующих функциях: придание повествованию торжественности, создание колорита (исторического, восточного), создание образа рассказчика-повествователя, речевая характеристика героев;
3) нами были рассмотрены и проанализированы 3 учебника по русскому языку для средней школы («Русский язык» М. М. Разумовской и П. А. Леканта для 5 класса, «Русский язык» для 6 класса под редакцией Н. М. Шанского, учебник «Русский язык. Теория» для 5-9 классов В. В. Бабайцевой). Мы пришли к выводу, что все они способствуют формированию прочного фундамента знаний об устаревшей лексике русского языка, но использование при подготовке к урокам русского языка материала из пушкинских поэм может способствовать расширению словарного запаса учащихся, повышению уровня их речевой и духовной культуры, развитию интереса к изучению предмета;
4) нами разработан ряд заданий на материале поэм А. С. Пушкина и направленных на обучение русскому языку в контексте его истории и культуры.



1. Бегаева Е. В., Лачимова Л. Я., Янсюкевич А. А., Гусева Т. И. Современный русский язык: Практическое пособие. - М.: Экзамен, 2005. - 228 с.
2. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 580 с.
3. Бондалетов В. Д., Самсонов Н. Г., Самсонова Л. Г. Старославянский язык: Сборник упражнений / Науч. ред. проф. В. Д. Бондалетов. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 312 с.
4. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
5. Виноградов В. В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. - М.: Наука, 1967. - 134 с.
6. Виноградов В. В. Стиль Пушкина. - М.: ГИХЛ, 1941. - 620 с.
7. Виноградов В. В. Язык Пушкина: Пушкин и история русского
литературного языка. - М.;Л.: Академия, 1935. - 457 с.
8. Виноградов В. В. Основные проблемы изучения образования и развития древнерусского литературного языка. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 138 с.
9. Винокур Г. О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Избранные работы по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1959. - 505 с.
10. Войлова К. А. Старославянский язык: Пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.
11. Горшков А. И. Старославянский язык. - М.: Высш. шк., 1963. - 293 с.
12. Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. - М.: Высш. шк., 1984. - 319 с.
13. Горький М. В людях. - М.: Сов. Россия, 1983. - 303 с.
14. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М.: Гослитиздат, 1957. - 416 с.
15. Ёлкина Н. М. Старославянский язык. - М.: ГУПИ, 1960. - 223 с...44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ