Введение 3
Глава 1. Значение и особенности развития малого бизнеса 8
1.1. Значение и задачи малого предпринимательства 8
1.2. Сущность и значение малого бизнеса в России и за рубежом 15
1.3. Малый бизнес в Рязанской области 20
Глава 2. Анализ практики применения специальных налоговых режимов в ООО «Урожай» 32
2.1. Экономическая характеристика ООО «Урожай» 32
2.2. Сравнительный анализ системы налогообложения малого бизнеса на примере ООО «Урожай» 34
2.3. Порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход 52
Глава 3. Механизм налогообложения предприятия малого бизнеса ООО «Урожай» и проблемы совершенствования 59
3.1. Совершенствование специальных налоговых режимов 59
3.2. Предложения по реформированию системы налогообложения малого предпринимательства 62
3.3. Юридическая оптимизация налоговой составляющей специальных налоговых режимов 69
Заключение 78
Список используемой литературы 83
Приложения 86
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, изменение конкуренции и т.д. Малый бизнес сегодня является неотъемлемой частью рыночной экономики и не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждым годом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши.
Но, несмотря на ряд достижений, существенной проблемой для развития малого бизнеса сегодня является не только действующая система налогообложения, но и несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей сферы отношений в малом и среднем бизнесе. Все это серьезно препятствует развитию малых предприятий, загоняет их в теневой сектор.
Принимая во внимание важную роль малого бизнеса в экономике, правительство уделяет большое внимание вопросам развития и поддержки предпринимательства, созданию оптимальных условий для его развития, а также решению социально-экономических проблем.
Эффективное развитие рыночной экономики предполагает гармоничное развитие крупных, средних и малых предприятий, работающих в тесном взаимодействии. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Высокая конкурентоспособность малого предпринимательства объясняется в значительной мере его низкой капитало-, материало- и трудоемкостью, что создает условия для быстрого роста производства. В то же время малые фирмы, будучи неотъемлемой частью рыночной экономики, работая в кооперации со средними и крупными предприятиями, создают реальные условия для повышения эффективности их деятельности. Малые предприятия улучшают показатели функционирования отраслевой и региональной подсистем национальной экономики, что влияет положительным образом на эффективность всей экономической системы в целом. Не менее значимым является то, что малое предпринимательство выполняет очень важные социальные функции - способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в частности женщин, воспитывающих малолетних детей, учащейся молодежи и пенсионеров, привлекая их к работе на неполный рабочий день.
В российской экономике в последние годы наблюдается некоторое замедление темпов развития сектора малого предпринимательства, хотя показатели современного уровня .......................
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, изменение конкуренции и т.д. Уровень развития малого предпринимательства в регионе является индикатором благоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций, расширения сфер деятельности.
В результате проведенного анализа степени налоговой нагрузки на доходы предпринимателей можно констатировать, что уровень налогообложения индивидуальных предпринимателей с разными доходами различен. Особенно ярко выражено это различие у плательщиков единого налога на вмененный доход. Если учесть, что данной системой налогообложения пользуются до 80% от общего числа индивидуальных предпринимателей в РФ, то становится ясно, в каких неблагоприятных условиях пытаются заниматься предпринимательской деятельностью начинающие предприниматели и сколько теряет бюджет РФ из-за непропорционального налогообложения доходов крупных бизнесменов.
Для оптимизации налогового контроля и упрощения порядка заполнения и подачи налоговой отчетности индивидуальным предпринимателем необходимо объединить данные налоговых деклараций по основным налогам, уплачиваемым предпринимателем, в одну декларацию.
Являясь субъектом малого предпринимательства, ООО «Урожай» применяет упрощенную систему налогообложения, а также является плательщиком единого налога на вмененный доход.
Применение упрощенной системы носит добровольный характер. Самостоятельно ООО «Урожай» выбирает и объект налогообложения – доходы. Налоговая ставка составляет 6 %.
Выбирать единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отличие от УСН, ООО «Урожай» не приходится. Эта система вводится в действие нормативно-правовыми актами муниципальных образований, и перевод организаций и предпринимателей на уплату данного налога на соответствующих территориях происходит в принудительном порядке.
Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети и физического показателя (торговое место). Затем базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2. Ставка налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода.
Применяя упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2008 г.)
3. Федеральный закон № 29-ФЗ 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации»
4. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок”
5. Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н
6. Письмо Минфина РФ от 04.04.2008 N 03-11-05/83. Определение физического показателя для целей исчисления ЕНВД
7. Письмо Минфина РФ от 22.04.08 № 03-11-04/2/74 «Об учете расходов на оплату услуг по предоставлению персонала при применении упрощенной системы налогообложения»
8. Письмо Минфина РФ от 12.03.2008 N 03-11-05/58. Расходы на подготовку и аттестацию кадров при УСН
9. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации» // ВКС РФ. 2005.
2. Книги, монографии, учебная литература
10. Акчурина Е.В. Налоговая проверка и ее последствия. Учебно-практическое пособие. М.: ЭКЗАМЕН. 2008
11. Березин Ю.В. Как эффективнее провести налоговую проверку. // Финансы № 12, 2006
12. Борлакова А.Р. Пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей в России. « Научные концепции жизненного уровня населения на современном этапе развития России». Всероссийский межвузовский сборник научных трудов. Кисловодск, 2007.
13. Брук Б. Навстречу налогоплательщику/ СПС «Консультант плюс», 2008.
14. Высоков В.В. Малый бизнес: made in Russia. – Ростов-на-Дону, 2008.
15. Выявление налоговых нарушений. Методика. М.: Книга сервис. 2006
16. Дмитриева О. Упрямый кодекс // Московские новости – 2006г. - №16 – с. 11
17. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2007г. – 416 с.
18. Засухин А. Т. Доходы и налоги. – М.: Экономика, 2005г. – 246 с.
19. Налоги и налоговое право. Учебное пособие. Под ред. Брызгалина А.В.. М.- «Аналитика – Пресс», 2007.
20. Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В. Г. – М.: Закон и право, Юнити, 2007г. – 191 с.
21. Налоговый контроль. Налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений. Учебно-практическое пособие./Под ред. Кваши Ю.Ф. М.:ЮРИСТЪ, 2006
22. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций – субъектов малого предпринимательства / Состав. О.В. Кратт. – М.: Экзамен, 2008.
23. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises: 2003/361/EC. Article 2 // Official Journal of the European Union. - 20.5.2003. - L 124/39.
24. Small and Medium-sized Enterprises in Countries in Transition. - United Nations Economic Commission for Europe, Geneva, 2007. - 122 pp. - P. 7.
3. Периодические издания
25. Борисов С. Нам нужен активный, конкурентоспособный малый бизнес // Человек и труд, № 3/2008
26. Борисов С. Раньше малому бизнесу нужна была поддержка, теперь – опора // Человек и труд № 3, 2008
27. Каганова И., Поддержка малого предпринимательства // Финансовая газета. Региональный выпуск № 35, 2007
28. Кутепова Н. Поддержка малого бизнеса как способ решения социальных проблем // Человек и труд № 9, 2007
29. Налоговый вестник – 2006г. - №9 – с. 66-72
30. Новиков А. И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоги – 2007 №6 – с 12-17
31. Новикова А. И. Налоговая статистика и прогнозирование // Налоговый вестник – 2006г. - №1 – с. 37-39
32. Пронина Л.И. Увеличение налогооблагаемой базы субъектов Федерации и муниципальных образований // Финансы. 2006. N 3. С. 15 - 19.
33. Скворцов О.В. Совершенствование специальных налоговых режимов // Налоги и налогообложение, 2007, N 7
34. Шаталов С.Ю. Налоговый кодекс: каким ему быть? // Экономика и жизнь – 2008г. - №17
4. Электронные ресурсы
35. http://www.sba.gov/advo.
36. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // www.nalog.ru/
37. Ресурсный центр малого предпринимательства // http://www.rcsme.ru/
38. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса // www.siora.ru
39. СПБ Налог.ру. Портал для бухгалтера // www.spbnalog.ru
40. Статистика Росии // rustats.ru/