Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Способы раскрытия традиций И. А. Бунина в творчестве Д. И. Рубиной на занятиях по литературе в старших классах»

Работа №159970

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

литература

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы преемственности традиций классики авторами современной литературы 8
1. 1. Преемственность традиций как способ межхудожественного взаимодействия в литературном процессе 8
1. 2. Проблема преемственности традиций в современных школьных
программах по литературе 13
Выводы по главе 1 22
Глава II. Литературные диалоги И. А. Бунина и Д. И. Рубиной 24
2. 1. Характерные особенности бунинской прозы (на материале
сборника рассказов «Тёмные аллеи») 24
2. 2. Традиции И. А. Бунина в сборнике рассказов Д. И. Рубиной
«Несколько торопливых слов любви» 32
Выводы по главе II 40
Глава III. Методика раскрытия традиций И. А. Бунина в творчестве
Д. И. Рубиной в процессе изучения литературы в старших классах 41
3. 1. Методы и приёмы раскрытия традиций в литературных диалогах
разных писателей: из опыта работы учителей-словесников и рекомендаций учёных-методистов 41
3. 2. Межтекстовые сравнения как метод раскрытия бунинских традиций в творчестве Д. И. Рубиной 56
Выводы по главе III 67
Заключение 68
Библиографический список 70

Обращение к проблеме освоения литературоведческих понятий при изучении творчества отдельных писателей в школе обусловлено тем, что в современных российских реалиях всё острее стоит вопрос необходимости формирования не просто читателя, а читателя квалифицированного, который будет способен самостоятельно выстраивать свое общение с художественным произведением,истолковывать его, опираясь на уже знакомые произведения, выявлять роль внутрипредметных связей при освоении литературы как учебного предмета.
Такие знания и умения у учащихся формируются в процессе изучении теории литературы, которая является составной частью литературного образования. В связи с этим тему нашей бакалаврской работы следует считать актуальной.
Актуальным обращение к ролитрадиции в литературе делает также и то, что она рассматривается на материале произведений И. А. Бунина, которые включены во все федеральные программы по литературе.
Объект исследования - процесс осуществления внутрипредметных связей при изучении литературы в средней школе.
Предметом исследования выступают способыраскрытия традиций И. А. Бунина в творчестве Д. И. Рубиной в 11 классе (гуманитарной направленности).
Цель выпускной квалификационной работы -разработка методики углубления понятия о традициях в русской литературе в процессе изучения произведений И. А. Бунина и Д. И. Рубиной ввыпускном классе.
В ходе исследования была сформулирована следующая гипотеза: изучение произведений И. А. Бунина и Д. И. Рубиной в 11 классе (гуманитарном), направленное на осуществление внутрилитературных взаимодействийза счет определения эффективных способов раскрытия традиций писателя-классика в творчестве современной писательницы, будет способствовать совершенствованию уменийстаршеклассников сопоставлятьи обобщать литературные явления и факты, глубже постигать изучаемые художественные произведения, если
• создатьсистему осуществления внутрипредметных взаимодействий в ходе углубления понятия о преемственности традиции в русской литературе при изучении произведений Бунина и Рубиной в 11 классе (гуманитарном) на основе деятельного подхода;
• учитывать диалогические связи историко-литературного процесса, литературный контекст, в русле которого рассматриваются произведения;
• развивать внутрипредметные взаимодействия школьного историко­литературного курса литературы;
• ввести в читательский обиход одиннадцатикласссников такие понятия, как «традиция», «литературная ассоциация», «виды межтекстовой связи»;
• включить в процесс анализа и интерпретации художественных текстов Бунина и Рубиной коммуникативные формы и средстваобучения (подготовка сообщений, создание устных и письменных высказываний, комментарии, проведение сравнительного анализа, решение проблемных ситуаций и др.)для моделирования литературного диалога писателей разных эпох;
• определитьвиды заданий, которые бы способствовали постижению особенностей литературного взаимодействия произведений И. А. Бунина и Д. И. Рубиной.
Проверка гипотезы потребовала решения следующих задач:
1. Определитьна основе трудов по литературоведению, культурологии, психологии, педагогике и методике обучения литературе методологическую основу исследования, которая бы выявила эффективные способыуглубления понятия о преемственности традиций в процессе изучения литературы в старших классах средней школы.
2. Провести мониторинг современных программ и учебников по литературе для средней школы с целью определения уровня реализации в них проблемы преемственности традиций в русской литературе.
3. Выявить особенности бунинской прозы (на материале рассказов из сборника «Тёмные аллеи») и проследить традиции писателя в творчестве Рубиной (на материале рассказов из сборника «Несколько торопливых слов любви»).
4. Определить эффективные способы раскрытия традиций И. А. Бунина в творчестве Д.И. Рубиной.
Методологическую основу исследования составляют:
• исследования в области психологии восприятия художественного текста (М. М.Бахтин, О.И. Никифорова и др.);
• труды, посвященные проблемам преподавания литературы в школе (Н. В.Исаченкова, М. А. Рыбникова, Т. Н.Фомина и др.);
• исследования, посвящённые творчеству И. А. Бунина и Д. И. Рубиной (Б. В.Аверин, О. Н. Михайлов, Р. С. Спивак, Э. Ф. Шафранскаяи др.);
• работы, посвященные осуществлению внутрипредметных взаимодействий в ходе освоения школьного историко-литературного курса литературы(А. С.Бушмин, С.А. Зинин, В.Г. Маранцман, В.Ф. Чертов и др.).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В своей работе мы рассмотрели преемственность традиций как способ межхудожественного взаимодействия в литературном процессе и степень её отражения в школьных программах старших классов по литературе.
Нами было сопоставлено творчество двух писателей: И. А. Бунина (материалы сборника «Тёмные аллеи») и Д. И. Рубиной (материалы сборника «Несколько торопливых слов любви») и были выявлены те бунинские традиции, которые нашли своё отражение в творчестве современной писательницы.
Часть работы посвящена изучению методов и приёмов раскрытия традиций в старших классах, которые используют в своей работе учителя- словесники и рекомендуют учёные-методисты. Опираясь на изученный теоретический материал, мы предложили собственный урок литературы по изучению рассказов Д. И. Рубиной, который направлен на углубление понятия о традициях в литературе.
Исследование показало, что традиция в литературе решает определённые художественные задачи, осуществляя избирательное и инициативное овладение наследием, а опора на внутрипредметные взаимодействия является обязательным звеном в системе работы над литературным материалом, способствуют углублённому пониманию литературного процесса.
Рассмотренные нами программы по литературе старших классов отразили разную степень внимания авторов-составителей к проблеме преемственности традиций. Более других этому вопросу уделено внимание в программах под редакцией С. А. Зинина и В. А. Чалмаева, под редакцией В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского и в программе под редакцией В. Ф. Чертова.
Выявляя традиции Бунина в творчестве Рубиной мы пришли к следующим заключениям: излюбленным мотивом Бунина является мотив трагической («тёмной») любви, которой не суждено продлиться вечно. Рубина, следуя традициям писателя, обращается в своих рассказах к мотивам неизбежной разлуки, памяти, смерти. Тонкий психологизм - то, что роднит двух совершенно разных, на первый взгляд, писателей. Та искренность, правдивость и душевность, с которыми Рубина пишет свои рассказы, делает её продолжательницей традиций русской классики в лице Бунина, а её пронзительная авторская интонация напоминает о рассказах сборника «Тёмные аллеи».
Изучив методы и приёмы раскрытия традиций на уроках литературы в старших классахучителей-словесников, учёных-методистов, а также разрабатывая собственный урок, мы сделали вывод об их разнообразии: различные виды комментария, беседа, текстуальный анализ произведений разных авторов, работа с таблицей, с опорными словами, а также творческая исследовательская работа.
Все формы работы на уроке межтекстового анализа подчинены единой цели - путём акцентирования внимания учащихся на текстовых схождениях и перекличках создать представление об историко-литературном процессе в целом, сформировать правильное понимание термина «традиция» в литературе.


1. Бунин И. А. Тёмные аллеи: сборник рассказов. - Москва: АСТ, 2019. - 352 с.
2. Рубина Д. И. Несколько торопливых слов любви: сборник рассказов и повестей. - СПб.: Ретро, 2003. - 200 с.
3. Аверин Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания // Русская литература. - 2001. - С. 651-653.
4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - Москва: Сов. Россия, 1979. - С. 235-236.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - Москва: Искусство, 1979. - С. 201.
6. Бушмин А. С. Преемственность в развитии литературы. - Ленинград: Наука, 1975. - С. 34-35.
7. В мире литературы/ под ред. А. Г. Кутузова. - Москва: Дрофа, 2006. - С. 71-72.
8. Волков А. А. Проза Ивана Бунина. - Москва: Моск. рабочий, 1969. - 448 с.
9. Гречнев В. Я. Цикл рассказов И. А. Бунина «Тёмные аллеи» // Русская литература. - 1996. - № 3. - С. 226-227.
10. Закуренко А. Ю. «Тёмные аллеи». О рассказах Ивана Бунина // Топос. - 2005. - № 3. - С. 75-76.
11. Зинин С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко­литературного курса. - Москва: ООО «Русское слово», 2004. - 240 с.
12. Иофьев М. И. Поздняя новелла Бунина // Профили искусства. - Москва: Искусство, 1965. - 123 с.
13. Исаченкова Н. В. Роль сравнительного анализа литературных произведений в условиях модернизации школьного образования [Электронный ресурс] // https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-sravnitelnogo- analiza-literaturnyh-proizvedeniy-v-usloviyah-modernizatsii-shkolnogo- obrazovaniya (дата обращения: 20.02.2020).
14. Литература. 10 класс / под ред. В. И. Коровина. - Москва: Просвещение, 2001. - С. 51-52.
15. Литература. 10-11классы / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - Москва: Дрофа, 2007. - С. 12-13.
... всего 45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ