Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики социализации и инкультурации детей у татар в 1920-1940-е гг

Работа №52400

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
414
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Дети и мир детства в традиционной культуре татар
1.1. Социально-экономическое развитие общества и дети. Правовое
положение ребенка
1.2. Татарская семья начала XX века. Традиции воспитания детей
1.3. Этническое своеобразие инкультурации детей у татар
1.4. Предметный мир детства. Игрушки для мальчиков и девочек
Глава II. Новая система ценностей и новации в воспитании детей у татар в 1920-1940-е гг
2.1. Конструирование пространства советской деревни и место традиций в
новом пространстве ..44
2.2. Народные игры как средство социализации личности 58
2.3. Народная система трудового и физического воспитания детей и
подростков и ее трансформация в условиях советского общества 64
2.4. Роль сверстников в социализации и формировании «нового» советского
человека 69
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 76
Приложение 93



Социальные и экономические проблемы в российском обществе на современном этапе развития существенно ослабили институт семьи и его воздействие на воспитание детей. Распад традиционной многопоколенной семьи привел к массовому распространению такого явления как «социальное сиротство», ранее не характерного для татарского общества. Выход из сложившейся ситуации выразился в проведении масштабных государственных реформ по поддержке и защите семьи и детства, начатых в последние годы, ориентированных на неблагополучные семьи, детей, оставшихся без родителей, и следующих основной идее — идее права каждого ребенка иметь семью . Успешной реализации проектов в рамках данных реформ способствуют многие факторы, в частности, для Республики Татарстан характерно активное развитие института приемной семьи .
Изучение процессов социализации, институтов и методов приобщения детей к культуре является одним из направлений изучения мира детства . Актуальность исследования вызвана поиском новых подходов к воспитанию и обучению, укреплению общественной связи образования с историкокультурным наследием страны, выявлению специфики воспитательных практик татар и удовлетворению культурных потребностей личности как носителя духовно-нравственных и культурных ценностей своего народа. Знание традиций, передающихся из поколения в поколение и новаций в отношении подрастающего поколения - путь к конструированию современной молодежной политики.
Региональный подход при изучении темы объясняется тем, что работа выполнена на конкретно-историческом материале Татарской АССР. В процентном соотношении согласно данным переписи 1920 г., татары составляли 51,6%, в конце 1930-х гг. - 48,8% населения республики. На момент основания автономной республики татарская нация была сельской - 97,3% татар проживало в деревнях . В последующие десятилетия такая особенность сохранилась, в связи с чем упор в квалификационной работе сделан на традиции воспитания в деревенском социуме.
Актуальность и важность исследования обусловлена и возможностью использования его результатов в современной педагогической практике.
Хронологические рамки исследования: 1920-1940-е гг. - период трансформации семейных функций в условиях социалистического государства. Период 1920-1930-х гг., рассматриваемый в данном исследовании, является показательным с точки зрения столкновения традиционной и новой советской позиций по отношению к воспитанию детей. В 1940-е гг., в период Великой Отечественной войны, можно пронаблюдать, как проявились традиции и новации в воспитании и поведении детей и подростков.
Территориальные рамки исследования очерчены границами Татарской Автономной Советской Социалистической республики на момент ее образования.
Объект исследования — система воспитания детей в татарской семье.
Предметом изучения стали практики социализации и инкультурации детей татар и нововведения в системе воспитания в первые десятилетия советской власти.
Цель исследования — проследить трансформацию идеалов и жизненных ценностей в татарской семье и ее отражение на воспитании детей на протяжении 1920-1940-х гг.
Цель достигается путем решения следующих задач:
- обобщить историографический опыт и сформировать репрезентативную источниковую базу по теме;
- показать социально-экономические условия детства и правовое положение ребенка;
- проанализировать традиции семейного воспитания и выявить новые функции татарской семьи в 1920-1940-е гг.
- проследить влияние материально-бытовых условий жизни детей на их мировоззрение;
- охарактеризовать способы и формы социализации детей и подростков;
- показать значение трудового и физического воспитания подрастающего поколения в эпоху становления советской системы;
- проанализировать роль сверстников в социализации и инкультурации детей и подростков;
- выявить различие практик социализации городского и сельского ребенка.
В 1920-1930-е гг. в период советского национально-государственного строительства происходили существенные изменения в практике социализации, а также инкультурации детей в многонациональном регионе. Однако, обычаи и обряды по уходу за детьми в татарской семье сознательно выведены за рамки исследовательской работы. Во-первых, в основном они имеют отношение к первым годам жизни детей и направлены не столько на социализацию, сколько на поддержание здоровья. Во-вторых, это сфера, мало поддающаяся трансформации и мало зависящая от внешних факторов; просто прежние, в основе своей религиозные формы, приняли латентный характер и бытовали параллельно с новыми.
Изучением воспитания ребенка, условий и практик социализации занимаются представители ряда наук - психолого-педагогических, исторических, этнографических, в связи с чем исследование социализации и инкультурации детей в татарской семье в 1920-1940-е гг. носит междисциплинарный характер и позволяет заимствовать исследовательский инструментарий.
Методология и методы исследования:
Основополагающим в квалификационной работе является диалектико-материалистическое понимание исторического познания, базирующееся на принципах историзма, научной объективности и системности.
При обработке эмпирического материала использовались как традиционные (анализ, синтез), так и специально-исторические методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историко-типологический), взаимодополняющие друг друга.
Применение методов социально-гуманитарных наук (качественного анализа документов, биографического метода) позволило использовать разнообразные источники, а также изучить индивидуальные процессы истории, причинно-следственные связи событий и мотивы поведения отдельных людей. Интердисциплинарный подход дал возможность оценить исторические реалии и социальный контекст исследуемого периода. Кроме того, модель бинарной оппозиции (традиции/новации) позволила показать многие аспекты семейной и общественной жизни в развитии.
Важным инструментарием стали методы т.н. oral history, основанные на исследовательском/историческом интервью . По мнению Лутца Нитхаммера, этот метод специфичен именно для новейшего времени, поскольку нацелен на междисциплинарное сотрудничество и позволяет расширить и спектр исторических источников, и историческое восприятие. В процессе сбора материалов в качестве методологической базы исследования использованы наработки С.А. Белановского, монография которого «Глубокое интервью» (2001) посвящена описанию метода индивидуального интервьюирования.
Некоторые подходы к анализу интервью с точки зрения истории детства, педагогики и образования заимствованы из трудов московских исследователей, долгие годы работающих в сфере педагогической антропологии. Общее понимание антропологического исследования и его методологии основано на работе Т.Х. Эриксена.
Изучение традиций воспитания, практик социализации и ценностных ориентаций культуры народа, связанных с эволюцией способов производства, половозрастной стратификацией и типами семьи, с системой межличностных отношений, соответствует пониманию истории детства в широком социокультурном контексте. В ходе разработке темы автор использовал общепринятые термины «социализация» и «инкультурация».
Степень изученности темы: -
В целом задача создания «нового человека» попала в поле советских этнографов еще в 1920-х гг., равно как и изучение социально-экономических изменений в деревне самими школьниками. Ученые занимались исследованием воспитания детей, детским фольклором, однако результаты были малоэффективными, т.к. в 1930-е гг. исследование мира детства вследствие государственной идеологии было прекращено. Отдельно входившие книги ориентировались на воспитание социалистически настроенных членов советского общества. Облик современной подверженной социокультурным изменениям первого советского десятилетия деревни представлен в труде А.М. Большакова.
В послевоенный период появляются работы по проблемам воспитания детей разных народов СССР. Однако, если обрядовые практики в них были представлены более-менее тщательно, то вопросы, связанные с последующим этапом - социализацией, эстетическим, нравственным, физическим воспитанием детей, разработанные на конкретных материалах отдельно взятого народа, отсутствовали. Исключение составляло трудовое воспитание, рассматривая которое, авторы изучали не только процессы, но и механизм передачи опыта от поколения к поколению . Существенный вклад в разработку традиций воспитания был сделан отечественными
исследователями в 1960-1970-е гг. По мнению Н.Л. Пушкаревой, в исследованиях этнографов и этносоциологов этого периода «отмечались не только успехи, но и серьезные недочеты на пути «освобождения» женщин, опасность ломок традиционных отношений и структур (многопоколенной семьи, семейного воспитания детей)» .
Возобновление активного исследовательского интереса к этнографии детства приходится на 1980-е гг., когда в ходе перестроечных процессов началось переосмысление многих основополагающих положений гуманитарных наук. Появляется целый ряд работ, охватывающих различные аспекты мира детства у народов СССР. Основанные на богатом этнографическом материале, впервые вводимом в научный оборот, они раскрывают разнообразие и богатство традиционно-бытовой культуры народов, населяющих страну, в том числе связанных с рождением и воспитанием детей. Так, в работе Л.Т. Соловьевой анализируется опыт грузинского народа в воспитании детей. Автор останавливается на таких аспектах социализации, как уход за ребенком в первые годы его жизни, народные традиции трудового, физического, нравственного воспитания, рассматривает также приемы защиты здоровья ребенка и лечения детских заболеваний, являющиеся составной частью народной медицины .
В конце 1980-х гг. выходит первое в советской науке комплексное исследование по этнографии детства - сборник статей, в котором на примерах традиционной педагогики народов востока рассматриваются соотношение семейного и общественного воспитания, методы дисциплинирования детей.
Существенный вклад в развитие этнографии и истории детства внесен исследованиями И.С. Кона- родоначальника междисциплинарного научного направления «этнография детства», разрабатывавшего теоретико-методологические вопросы антропологии детства, показавшего различия в социализации мальчиков и девочек. Рассматривая детство как социальный феномен, как неотъемлемую часть образа жизни и культуры любого народа/человечества в целом, И.С. Кон выделял три автономных, но взаимосвязанных аспекта в историко-социологическом и этнографическом изучении детства, всегда соотносящихся с общими свойствами и ценностными ориентациями соответствующего общества. Общие вопросы этнографии представлены в трудах Ю.В. Бромлея.
В 1990-е гг. разработку идей И.С. Кона - детство как социальный феномен, продолжила С.Н. Щеглова, показав особенности конструирования детства в России в период 1990-х гг. Сделано немало интересных исследований, посвященных традициям народной педагогики, семье как социальному институту. Роль мира детства и вопросы, освещающие способы и методы воспитания детей в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа отражены в сборнике, подготовленном отделением РАН г. Санкт-Петербурга и музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого.
В 2000-е гг. исследователи пытаются раскрыть феномен детства в России, в том числе советского периода, рассматривают условия семейного и общественного воспитания, традиции и новации в культуре детства, ценностный универсум советского общества и его воздействие на ребенка. Так А.А. Бесчасная, анализируя трансформации, происходящие в семье и в образах детства, показывает прямую зависимость распада имеющихся традиций и формирования новых от изменений в обществе как социальной системе, неотъемлемой структурной частью которой является семья . По данным Н.Л. Пушкаревой к началу 2000-х гг. серьезный вклад внесен в разработку таких сюжетов как материнская педагогика, особенности материнства в разных социальных средах и у разных народов, взаимоотношения матери и детей. Проблемы детства становятся предметом обсуждения международных и всероссийских форумов ученых гуманитариев. В делом, рассматривая детство как предмет изучения культурной антропологии, ученые отмечают основные направления и предметные области, а также межкультурный характер исследований.
Методологический характер носит статья И.В. Побережникова, посвященная концептуальным интерпретациям человека в условиях социальных трансформаций. Анализируя изменения в социальных структурах, автор предлагает конкретные схемы «вписывания» индивида в контекст социальных трансформаций. Общие сведения о социализации и инкультурации детей в современном российском обществе представляет Э.А. Орлов. Формы трансляции социально-значимой культурной информации и роли семьи в ней рассматривает И.А. Урмина. Анализу понятия детская субкультура, ее содержанию, характеристике основных факторов, влияющих на социокультурный мир ребенка освящена статья Л.В. Мардахаева.
Немалое внимание отечественных исследователей уделяется изучению состояния российской семьи в советский период . В частности, Л.В. Карцева, обобщая теоретический и эмпирический материал, посвященный состоянию российской семьи в условиях социально-экономического кризиса 1990-х гг., делает общий исторический экскурс, рассказывая о российской семье после 1917 г. Разработкой основных подходов и инструментов социологии семьи занимался М.С. Мацковский.
Этнографами и историками регионов были проведены изыскания по проблемам традиционного воспитания и социализации детей, роли семьи в процессе вовлечения ребенка в общество.
За последние годы появилось немало трудов, посвященных исследованию национальной педагогики, этнонациональных аспектов воспитания народов Поволжья и Урала . Рассмотрен духовно-нравственный потенциал ислама и татарской народной педагогики. Главной идеей педагогов стало утверждение что основой педагогической культуры отдельно взятых наций, в частности, татар, является принцип народности воспитания. Интересный взгляд на игры, отражающие трансформации в обществе и сами подвергающиеся трансформациям, содержится в монографии М.В. Тендряковой. В ряде статей, освещающих одну из важнейших форм социализации - игру, детально представлены изменения в игровой деятельности детей первых десятилетии советской власти.
С работами педагогов тесно связана монография А.А. Парамоновой, посвященная размышлениям о психологическом содержании процесса детства в историческом контексте, о психоаналитическом и комплексном изучении ребенка в 1920-1930-е гг. Автор справедливо пишет, что «в истории общества идет смещение акцентов от внешнего благополучия ребенка и акцента на удовлетворении его витальных потребностей до обращения исследователей к качеству детско-родительских отношений, детским привязанностям и эмоциональным переживаниям».
Подробный анализ достижений современной российской этнографии детства содержится в монографии Г.А. Комаровой, неоднократно подчеркивавшей междисциплинарный характер данного научного направления. Автор разводит понятия «этнопедагогика», «народная педагогика» и «традиционная педагогика», конкретизируя задачи каждой.
Существенный вклад в разработку общих представлений о народных традициях воспитания внесен авторами коллективной монографии «Этнография народов Волго-Уралья». Характеризуя традиционную культуру марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, татар, башкир, русских, исследователи сумели показать особенности в воспитании отдельных народов.
Практика социализации детей татар в 1920-1940-е гг. не являлась предметом специального изучения. Впервые вопросы, связанные с обрядами и практиками социализации детей в татарских семьях, в том числе в исторической ретроспективе, подняла Б.Г. Сайфутдинова,33 в диссертационной работе которой рассмотрена социализация детей татар трех субэтнических групп (казанских татар, мишарей и кряшен). Существенное внимание автор уделяет актуальной в наше время проблеме - определению роли современной татарской семьи в этнической социализации.
Отмечая важность традиционной системы воспитания у татар, обеспечивавшей «межпоколенную преемственность главных материальных и духовных ценностей», Б.Г. Сайфутдинова сделала вывод о кардинальных изменениях в социальных и культурных ценностях современного татарского общества.
Региональными исследователями рассматривались условия воспитания детей, сам институт татарской семьи, в том числе и в первые десятилетия советской власти . Однако, эти работы не отразили всей сложности проблем социализации детей, в том числе детей татар, в период становления советской государственной системы на территории Татарстана.
Для понимания процессов социализации детей в 1920-1930-е гг. важно знание условий, в которых они проходили. Серьезный вклад в разработку проблем повседневности Среднего Поволжья в 1920-е гг. внесла И.А. Гатауллина, показавшая особенности городской и сельской действительности, житейские практики населения в период переходного состояния общества от традиционности к новой социальности. Для раскрытия отдельных сфер крестьянской повседневности важное значение имеют публикации Р.В. Шайдуллина, Д.В. Давыдова . Общим вопросам культурно-психологических основ самосознания татарской национальноэтнической общности посвящена работа С. Кахраманова. Показав решающую культуры, ее традиций и ценностей в формировании самосознания любого народа, автор подчеркнул сложности в исследовании национального самосознания, отметив, что «его формы до 1917 года и после были еще в стадии становления. А в период построения социализма, особенно в 30-40 годы, насильственно подавлялись как проявление национализма». Развитие традиционной культуры татарского народа подробно представлено в монографии Д.Р. Шарафутдинова.
Серьезные изыскания по проблемам детства, вопросам социализации ребенка — средствам, методам специфическим способам освоения культуры своего народа сделаны зарубежными учеными, историками и антропологами. Еще в 1960-х гг. американские социологи выступили с теорией социального конструкционизма, нацеленного на выявление способов (путей), с помощью которых человек (группа людей) участвуют в создании воспринимаемой ими социальной реальности. Питер Бергер и Томас Лукман размышляют о том, что реальность социально конструируется, пишут о первичной (первой) социализации, «которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Анализируя первый конструируемый мир индивида - мир детства, ученые отмечают и разницу в содержании социальных программ для мальчиков и девочек.
Основополагающей для антропологии детства 1960-х гг. стала работа Ф. Арьеса, предложившего новое понимание детства как некоего социального конструкта, наполняемого различным содержанием, различной ценностью и материальным «сопровождением» в разных культурах и эпохах.
Разработка вопросов о социализации, культуре детства продолжалась западными антропологами и в 1970-е гг.. Значительный вклад в постановку и разработку этнографии детства внесла Маргарет Мид, выделившая исследования по данной проблеме в отдельное научное направление . На обширном эмпирическом и теоретическом материале М. Мид показала особенности становления личности в традиционном обществе. Погрузившись в быт и культуру изучаемых народов, М. Мид установила тесные взаимосвязи между законами отдельно взятой культуры и психологией возрастных групп народа, данную культуру представляющего.
Г. Фейн и X. Шварцман занимались вопросами антропологии детских игр, разработали периодизацию их истории . Заслуживает внимания коллективная монография «Детский труд в четырех культурах: детерминанты и следствия», авторы которой определили предпочитаемые образцы взаимодействий, а также психологические качества, вырабатываемые у детей теми или иными видами труда.
Новаторскими для своего времени стали работы Э. Эриксона, благодаря которым было введено в научный оборот понятие «идентичности», показаны взаимосвязи детской игры и социальной среды.
В последние десятилетия в изучении проблем ребенка и детства в изменяющемся обществе, и в частности советского детства активизировались польские ученые.
Размышляя над проблемами современного воспитания, западные философы вновь поднимают вопросы «источников» воспитания, взаимоотношения школы и семьи, значения игры в процессе социализации .
Подробный анализ роли матери и семьи в развитии ребенка представлен в трудах известного педиатра и психоаналитика Д. Винникотта.
Предметный мир детства и его роль в жизни ребенка, изменения материальной культуры проанализированы в монографии К. Калверта.
Общие представления об эпохе, обзорное изложение «эволюции советского строя», с использованием концепций и категорий западного понимания советской истории даются в работе Мартина Малиа.
Таким образом, анализ имеющейся по теме исследования литературы позволяет утверждать, что представителями разных гуманитарных дисциплин проведена значительная теоретическая работа по изучению проблем традиционного воспитания и социализации детей разных этносов. В то же время, социализация детей татар и изменения в воспитании, внесенные сменой государственного строя и становлением новой советской государственной системы требуют, на наш взгляд, дополнительной проработки.
Характеристика источниковой базы:
Для решения поставленных задач был привлечены как опубликованные, так и не опубликованные документы и материалы.
Среди опубликованных следует выделить документы личного характера, воспоминания и мемуары, позволяющие детализировать подробности, отсутствующие в официальных источниках, оценить прошлое через восприятие современников. Так, характер и особенности воспитания в дореволюционной татарской семье описаны в воспоминаниях известного татарского писателя Фатиха Амирхана . В дневниковых записях известного татарского просветителя, ученого-энциклопедиста Галимжана Баруди (Галимжан Галеев), направившегося в Москву с надеждой разрешить ряд вопросов, связанных с деятельностью духовного собрания, описаны события с 12 июня до конца сентября 1920 года. Мемуары представляют собой размышления над будущим татарского народа, о жизненных ценностях и нравственных категориях. Во время поездки муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания наблюдал за русской женщиной, выехавшей в дорогу с пятью детьми в поисках работы в условиях начинавшегося в Поволжье голода. Итогом наблюдений стала отдельная
глава в дневнике «Воспитание детей у русских». В воспоминаниях академика И.Р. Тагирова содержатся немаловажные сведения о роли семьи в его воспитании как личности и профессиональном становлении .
К этой же группе относятся материалы периодической печати, позволяющие проследить рефлексию общества на нововведения, однако требующие осторожного использования в силу идеологического характера.
К неопубликованным источникам в первую очередь относятся архивные документы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. В процессе работы над темой были изучены делопроизводственные документы фонда Наркомата просвещения РСФСР Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), фондов кантонных отделов народного образования Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), фонда Татарского республиканского комитета ВЛКСМ Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Фотодокументы из музейных коллекций способствуют визуализации темы исследования.
Нарративные материалы были собраны в деревнях районов Татарстана в ходе глубокого интервьюирования, а также во время бесед, включающих свободные высказывания опрашиваемых. Несколько интервью взяты у городских жителей, чье детство и становление прошло в татарской деревне. При этом мы не совсем согласны с концепцией эмпирического анализа Шуламит Рейнхарц, отвергающей приписывание своих интерпретаций исследуемым объектам, и доказывающей, что исследователю необходимо разрабатывать интерпретации совместно с интересующим его субъектом. В то же время, Ш. Рейнхарц справедливо подчеркивала, что «устная история, в противовес письменной, более пригодна для получения информации о тех людях, которые в меньшей степени участвуют в создании письменных документов... Поэтому особенно подходящими кандидатами для исследований устной истории являются представители более уязвимых социальных групп»80. Безусловно, устно-исторические источники специфичны и вследствие временной дистанции, непроизвольного учета новых реалий времени, иного жизненного контекста требуют взвешенного использования. Тем не менее, такого рода источники представляют собой прекрасный иллюстративный материал, передающий особенности эпохи через личностное восприятие и дополняющий официальные документы архивохранилищ.
Применение комплексной методики исследования, привлечение широкого круга архивных источников и этнографического материала позволяют обеспечить обоснованность и достоверность полученных научных результатов.
Научная новизна и практическая значимость заключается в выявлении факторов и средств, особенностей самобытных традиций воспитания в татарском обществе. Сведения, выводы и обобщения квалификационной работы способствуют получению целостного объективного знания о традиционных практиках социализации детей татар и их трансформации в 1920-1940е гг. Результаты могут быть использованы в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Синкретичность воспитательных практик татар, включавших элементы и духовной и материальной культуры, способствовала обогащению новых поколений. Именно семейное воспитание являлось действенным фактором установления связи с трудовой и духовной жизнью народа. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию - родители знакомили ребенка с общепринятыми нормами морали, правилами поведения. Существенно влияние на воспитание подрастающего поколения в татарских семьях оказывало совместное проживание нескольких поколений, вовлечение старших детей в воспитание младших.
Исследователями не раз подчеркивалось, что социальная составляющая человеческого характера изменяется по мере изменений условий, формировавших ту или иную черту . Становление новой социальной системы, советизация и изменения общественного сознания существенно отразились на повседневной жизни татар, на традициях воспитания и социализации.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Сменилась традиционное восприятие детства, подверженного жесткому регламентированию со стороны взрослых. Ребенок становится не только объектом воздействия, но и активным участником развития новой общественной системы. Дети и подростки воспринимались советской властью как один из методов воздействия на крестьянское сознание. Насильственное «взросление» детей, использование их для выполнения государственных задач, когда статус ребенка в новом деревенском сообществе ставился выше статуса взрослого, разрушали традиционную структуру семьи, авторитет старших в которой был непререкаем, разрывали преемственность поколений.
2. На практики социализации детей у татар в 1920-1940-е гг. оказывали влияние две составляющие: власть и общество. С одной стороны, власть, транслировала нововведения в систему воспитания с целью формирования нового советского человека и стремилась выполнять роль главного «социализатора». С другой стороны, само татарское общество, в основе повседневных практик которого сохранялась традиционная система воспитания, зачастую препятствовало новациям в сфере воспитания детей.
3. Несмотря на трансформационные процессы в советском обществе в 1920-1930-е гг., татарская семья, как и строй семейной жизни (управление семьей, организация труда, порядок потребления еды и т.п.), по-прежнему представляла собой мощный фактор воспитания личности, являясь важнейшим каналом передачи культурной информации, нравственных ценностей, способов поведения, традиций и обычаев подрастающим поколениям.
4. На процессе инкультурации детей татар в конце 1920-х - первой половине 1930-х гг. сильно сказывались правительственные мероприятия, в частности, связанные со сменой арабского алфавита на яналиф, а затем на кириллицу, ставшие причиной отрыва подрастающего поколения от веками накопленных знаний, традиций, культуры, лишивший татар возможностей использования опыта предыдущих поколений, последствия чего мы наблюдаем в современном татарском обществе.
5. Этническое своеобразие инкультурации детей у татар проявлялось в складывании двух культур детства - детства мальчиков и детства девочек, что проявлялось как в предметном мире детства (вещи, игрушки, предметы для ухода и воспитания и т.п.), так в формировании новых агентов социализации — сверстников. Различными путями шла социализация мальчиков и девочек.
6. Социализация и инкультурация детей татар в городской и сельской среде, несмотря на сложившиеся устои и традиции, существенно различались. Повседневность как таковая, (материальные условия и их
изменение), формируя «осознанную рефлексию и оценку происходящего», влияла на характер и практики социлизации в городской и сельской татарской семье. Вследствие тоталитарной индоктринации общества игровое пространство советского ребенка активно использовалось в политико-воспитательных целях. В круг детских игр внедрялись игры революционного содержания, однако сельские дети по-прежнему предпочитали играть в традиционные, привычные для них игры.
В целом, с позиций оценки сегодняшнего дня, когда эффективность институтов социализации оценивается в первую очередь по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной деятельности, постановке и решению новых задач, не имевшихся в опыте прошлых поколений, вводившиеся в 1920-е гг. новации сделали свое дело. Было сформировано целое поколение строителей социализма, патриотов, которые в условиях угрозы государственной целостности в 1940-е гг. проявили себя как истинные коллективисты, отдав свои жизни за будущее Родину и ее народов.



Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)
Ф. А-2306 - фонд Наркомата просвещения РСФСР. Оп. 70. Д. 1312.
Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ)
Ф. Р-732. - фонд Центрального исполнительного комитета ТАССР. Д. 262.
Ф. Р-2029 — фонд Чистопольский кантонный отдел народного образования. On. 1. Д. 92, Д. 99, Д. 130, Д. 170.
Ф. Р-3682. - фонд Министерства просвещения ТАССР. On. 1. Д. 10, Д. 11, Д. 17, Д. 46, Д. 756, Д. 2101, Д. 2159.
Центральный государственный архив историко-политической документации
Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ)
Ф. 30 — Коллекции документов личного происхождения. Оп. 3. Д. 264.
Ф. 4034 - фонд Татарского республиканского комитета ВЛКСМ. Оп. 2. Д. 113; Оп. 3. Д. 23; Оп. 5. Д. 70; Оп. 6. Д. 105а, Д. 107; Оп. 8. Д. 85, Д. 86, Д. 87, Д. 96, Д. 100, Д. 102.
Ф. 8239 - фонд Ш.Х. Хамматова. On. 1. Д. 16.
Архив автора
1. Воспоминания В.Е., 1934 года рожд., воспитанницы Долгополянского и Кураловского детдомов Тетюшского района. 2008 г.
2. Интервью с С.М.В., уроженкой Уфимской губ., Мензелинского уезда, Токмакской волости, (совр. д. Старый Токмак Заинского района РТ), 27 января 1919 г.р.(25 ноября 2004 г.).
3. Интервью с Б.М., урож. Арского района РТ, 5 мая 1931 г.р. (2 ноября 2014 г.).
4. Интервью с анонимом, урож. Арского района РТ, 1938 г.р. (2 ноября 2014 г.).
5. Интервью с Г.Г. Гильфановым, уроженцем с. Бизяки Менделеевского р-на (бывш. Бондюжский РТ), 27 августа 1921 г. рожд. (12 декабря 2003 г.).
6. Интервью с В.Г.С, урож. д. Бетыси Набережно-Челнинского кантона (совр. Тукаевского р-на РТ), 14 декабря 1927 г.р. (20 февраля 2015 г.).
7. Интервью с О.И.Е., урож. д. Бетьки Набережно-Челнинского кантона (совр. Тукаевского р-на РТ), 22 октября 1927 г.р. (20 февраля 2015 г.).
8. Интервью с Г.С.Х., 29 сентября 1949 г.р., уроженкой д. Апазово Кзыл- Юльского (совр. Арского) района РТ (25 февраля 2015 г.).
9. Интервью с Г.С. Сабирзяновым, 20 апреля 1933 г.р. (27 апреля 2015 г.).
10. Интервью с Е.П.К., уроженкой д. Старое Мазино Мензелинского р-на, 24 декабря 1923 г. рождения. (15 сентября 2004 г.).
11. Интервью с П.М.П., уроженкой д. Груздевка Елабужского р-на, 31 марта 1918 г. рождения (10 декабря 2003 г.).
12. Интервью с С.И.А., уроженцем с. Умяк Елабужского р-на, 13 октября 1918 г. рожд. (9 декабря 2003 г.).
13. Интервью с М.Г. Шариповым, уроженцем с. Байряка Бавлинского р-на РТ, 6 июня 1928 г. рожд. (1 декабря 2003 г.).
14. Интервью с Файрушиной Миннизакией Нигматуллиновной, уроженкой д. Старое Абдулово Мензелинского р-на, 27 марта 1916 г. рожд. (Апрель 2004 г.).
15. Интервью с М.Е.И., уроженкой д. Гришино Мензелинского р-на, 15 августа 1924 г. рожд.(9 августа 2004 г.).
16. Интервью с С.М.В., уроженкой Уфимской губ., Мензелинского уезда, Токмакской волости (совр. д. Старый Токмак Заинского р-на РТ), 27 января 1909 г. рожд. (25 ноября 2004 г.).
17. Интервью с Галиевой (Хикматуллиной) Магани Калимуловной, уроженкой д. Иркеняш Мензелинского р-на, 14 апреля 1928 г. рожд. (25 ноября 2004 г.).
18. Интервью с М.Ш. Калимуллиной, уроженкой д. Агирово Тумутукского р-на (ныне Азнакаевский РТ), 1 июня 1927 г. рожд. (9 апреля 2003 г.).
19. Интервью с Х.Х. Давлетшиной, уроженкой д. Старые Енали Апастовского р-на РТ, 1 сентября 1927 г. рожд. (14 декабря 2003 г.).
20. Интервью с Муртазиной Мунавирой, уроженкой д. Уразино Камско- Устьинского района РТ, 1930 г. рожд. (9 мая 2016 г.).
21. Материалы о династии Аглиевых // Архив учителя истории Камаевской СОШ Менделеевского района А.Б. Миннахметова.
Опубликованные источники:
1. Баруди Г. Памятная книжка // Казань. - 1997. - №10-11. - С. 71-89; №12. - С. 118-158.
2. Газизова Амина Шарафетдиновна // Последнее столетие в женских судьбах / Сост. И. Ганеева. - Набережные Челны, 2000. - С. 38-42.
3. Джалиль. М. Избранное: Стихи и поэмы / Сост. Р.А. Мустафин. - Казань.: Татар, кн. изд-во, 2006. - 271 с.
4. Еникеев А. Невысказанное завещание. Повести и рассказы / Пер Р. Кутуя, С. Хозиной. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. - 480 с.
5. Из истории развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан (1920-2000 гг.): сборник документов и материалов / Отв. сост. Л.В. Горохова, В.Г. Хамидуллина; сост. О.В. Федотова. Л.В. Хузеева, Н.А. Шарангина; под общ. ред. Д.И. Ибрагимова и Р.Т. Бурганова. - Казань,
2012. -384 с.
6. Интервью с Гимаевым Нургатой Гимаевичем, 1929 г.р., уроженцем Калининского (совр. Актанышского района) Республики Татарстан // Мусульмане Пермского края о вере, традициях и повседневной жизни. Воспоминания о сохранении религиозных традиций и стратегиях выживания в условиях советского государства: сб. интервью / Сост. Т.А. Гаузова, Г.Д. Селянинова. — Вып. 1. Пермь, 2012. - С. 32 - 40.
7. Сафина Зайнаб Галлямовна, 1906 г.р., уроженка д. Шетнево-Черемшан Рыбнослободского района РТ // Ганеева И. Последнее столетие в женских судьбах. - Набережные Челны: «Декор», 2000. - С. 5-10.
8. Тагиров И.Р. По жизненному пути. - М.: Собрание, 2016. - 470 с.
9. Хасаншина Мусапбиха Сагандыковна, 1911 г.р., уроженка д. Бурдыбаш Тукаевского района РТ // Ганеева И. Последнее столетие в женских судьбах. - Набережные Челны: «Декор», 2000. - С. 22-28.
10. ХуснутдиноваР. Черпаю силы из детства. - [Б.и.], 2009. - 150 с.
11. Шарипова Доргалия Шариповна, 1921 г.р., уроженка д. Анак
Актанышского района РТ // Ганеева И. Последнее столетие в женских судьбах. - Набережные Челны: «Декор», 2000. - С. 82-87.
Документы периодической печати:
1. Празднование урожая // Юные строители. - 1925. - № 18. - С. 8-9.
2. Ангерт, Борщанская, Болтянская. Шефство над яслями // Юные строители. - 1925. — №18. - С. 1.
3. Морозова. Татарки пробуждаются // На новом пути (Журнал женотдела ОК Татреспублики,). - 1923. - Спецвыпуск, посвященный 8 марта - С. 19-20.
4. Хроника // Антирелигиозник (Ежемесячный научно-методический журнал. Орган Центрального Совета Союза воинствующих безбожников СССР. Год издания восьмой). - 1933. -№2 (март-апрель). - С. 37.
5. Хроника // Антирелигиозник. — 1933. - №3 (май-июнь). - С. 33-35.
Интернет источники:
1. Амирхан Ф. «Все прежнее во мне превратилось в пепел» // Гасырлар
авазы. - Эхо веков. - 1997. - №3/4. URL:
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/num bers/1997 3 4/04/05 2/ (Дата обращения 14.02.2016).
2. Стефаненко Т. Этнопсихология // http: //
www.gumer.mfo/bibliotek_Buks/Psihol/stef707.php (дата обращения 15.02.2015 г.)
Литература:
1. Алтайский К.Н. Подвиг. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016.-280 с.
2. Амирхан. Ф. На перепутье. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1979. — 336 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики. - Казань: КГУ, 1988. - 236 с.
3. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Карачаевск: КЧПУ, 1996. - 104 с.
4. Араловец Н.А. Городская семья в России, 1897-1926 гг.: историкодемографический аспект. - М: Институт истории РАН, 2003. - 233 с.
5. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. Я.Ю. Старцев, В.А. Бабинцев. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999.-415 с.
6. Астафьева Е.Н., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Биографическое интервью: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Г. Безрогова. — М.: Изд-во УРАО, 2001. - 88 с.
7. Баранова И.И., Голякова Л.Ф. Материалы по детству и воспитанию в коллекциях ГМЭ народов СССР по русской этнографии // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. Сб. научных трудов. Ч. П. детские вещи, игры и фольклор: описание, функции, семантика. - Л., 1991. - С. 5-23.
8. Белановский С.А. Глубокое интервью. Учебное пособие. -М.: Николо- Медиа, 2001. - 320 с.
9. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2001. - 209 с.
10. Беляева Н.Ф. Традиционные институты социализации детей и подростков у мордвы. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2002. - 102 с.;
11. Беляева Н.Ф. Этническая культура мордвы и традиции воспитания детей. Учеб. Пособие к курсу по выбору. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т,
2003. -89 с.
12. Безрогов В.Г. Между Сталиным и Христом: религиозная социализация детей в советской и постсоветской России (на материалах воспоминаний о детстве) // Антропологический форум. - 2006. - № 4. - С. 130-162.
13. Безрогов ВГ., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях: Учебнометодическое пособие / Под общ. ред. Б.М. Бим-Бада. - М.: Изд-во УРАО,
2001. -192 с.
14. Белков П.Л. Этнос и мифология: элементарные структуры этнографии. - Спб.: Наука, 2009. — 280 с.
15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич; Моек, филос. фонд. -М.: Academia- Центр; Медиум, 1995. - 323 с.
16. Бесчасная А.А. Семья и детство: изменение традиций или традиция изменений? // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Г ерцена. - 2014. - Вып. 171.-С.147-153.
17. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в России в конце Х1Х-начале XX вв. // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций. - М., 1984. - 128 с.
18. Большаков А.М. Деревня. - М.: Работник просвещения, 1927. - 470 с.
19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М.: Наука. - 1983. - 412 с.
20. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история,
современность. - М.: Наука, 1987. - 335 с.
21. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевод Н.А, Шматко. - М., СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.
22. Верб М.С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд-во Урал, унта, 1988. - 80 с.
23. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. - Саратов: Научная книга, 2007. - 528 с.
24. Винникотт Д. Игра и реальность. - М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 288 с.
25. Виноградов, Г.С. Страна детей: избр. труды по этнографии детства / сост. А.В. Грунтовский. - СПб.: Анатолия, 1998. - 540 с.
26. Габдрафикова Л.Р. Детство в буржуазных условиях // Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX - начала XX века. - Казань: Институт истории АН РТ, 2013. —
С. 345 -364.
27. Габдрафикова Л.Р. «Садишься за преферанс и начинаешь щекотать нервы...» (Азартные игры в быту татар в конце XIX - начале XX вв.) // Гасырлар Авазы - Эхо веков. - 2013. - №1/2. - С. 218-222.
28. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыри: очерк жизни и творчества. К 150-летию со дня рождения. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. - 48 с.
29. Ганина С.А. Феномен детства в контексте истории семьи и общества. - Орехово-Зуево: РосНОУ, 2010. - 303 с.
30. Гатауллина И. А. Городская повседневность Среднего Поволжья в 1920е гг. // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - №4/3. Сер. История. Политология. - С. 52-62.
31. Гатауллина И.А. Крестьянская повседневность: быт средневолжской деревни в 1920-е годы // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2008. - Том 150. - Кн. 1. Сер. Гуманитарные науки. - С. 156164.
32. Гатауллина И.А. Российская семья 20-х и конца 90-х годов XX столетия: особенности переходного состояния //Актуальные проблемы семьи в современной России. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, - Пенза, 2002. - С. 89-91.
33. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. - Спб.: Изд-во «Алетейя», 1996. - 191 с.
34. Давыдов Д.В. Антирелигиозные настроения в молодежной среде как отражение процессов модернизации деревни в 1920- е гг. // Исторический опыт российских модернизаций XIX-XXI веков: специфика регионального развития: сб. статей / отв. ред. АС Бушуев. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АНРТ, 2012. - С. 158-163.
35. Давыдов Д.В. Изменения внешнего облика крестьян Татарской республики в 1920-е годы // Исторические, философские, юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011.- №3(9): В 3-х ч. Ч. III. - С. 44-47.
36. Давыдов Д.В. Крестьянство ТАССР в условиях НЭПа: историкодемографическая характеристика. - Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2010.-230 с.
37. Давыдова О.И. Этнография детства в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Уч. пособие для студентов ср. и высш. пед. учебных заведений. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - Барнаул: Изд-в БГПУ, 2002. - 113 с.
38. Детский сборник: статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост.: Е.В. Кулешов, И.А Антипова. - М.: ОГИ, 2003 - 448 с.
39. Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. - Санкт Петербург: РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1998. - 232 с.
40. Детство как антропологический, культурологический, психологопедагогический феномен: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Самара, 24-25 октября 2012 г. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. ДЕТСТВА». Часть III. - Самара: ЦДК «FI»; ООО «Издательство Ас Г ард», 2012.-436с.
41. Димке Д. Советские детские игры: между утопией и реальностью // Антропологический форум. - 2012. - №16. - С. 309-332.
42. Дмитриев В.А., Иванова В.П. Опыт сравнительно-типологического анализа детских игр // Мир детства в традиционной культуре народов СССР. Сб. научных трудов. Ч. II. Детские вещи, игры и фольклор: описание, функции, семантика. - Л., 1991. - С. 56-66.
43. Дмитриева М. О дошкольном культпоходе // На путях к новой школе. - 1929. - №9. - С. 17-22.
44. Дэльвиг А.Я. ОДН и национальные меньшинства. - М.: Госиздат, 1928. -47 с.
45. Ждлэлиев Ш. Милли тэрбия нигезлэре (Исламдагы Ьэм татар халык педагогикасындагы рухи-эхлакый потенциал - милли тэрбия теориясенец нигезе). - Казан: Алма-Лит, 2003. - 176 б.
46. Исхаков Д.М. Татары: популярная этнографии (этическая история татарского народа). - Казань: Татар кн. изд-во, 2005. - 159 с.
47. Исхаков Р.Р. Очерки истории традиционной культуры и религиозности татар-кряшен (XIX - начало XX вв.). - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2014. - 332 с.
48. Калверт К. Дети в доме: материальная культура раннего детства, 16001900 / Пер. с англ. О. Кошелевой, И. Савельевой, В. Безрогова. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 272 с.
49. Капица О.И. Библиография по детскому быту, фольклору, языку (с 1917 по 1928 г.)//Детский быт и фольклор. - Л., 1930.-Сб. 1.-С. 42-50.
50. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков: Монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2001. - 292 с.
51. Кахраманов С.Я. Культурно-психологические основы самосознания татарской национальной общности. — Москва: Издательство «Владом», 2001. -192 с.
52. Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии / Отв. ред. и сост. Г.А. Комарова. — М.: ИЭА РАН, 2016. - 458 с.
53. Комарова Г.А. Этнография детства: междисциплинарные
исследования. - Изд. 2-е, доп. - М.: ИЭА РАН, 2014. - 160 с.
54. Кон И.С. Возрастной символизм и образы детства // Социологическая психология.-М.; Воронеж, 1999.
55. Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. -2004.-Т.2.-№2. -С. 151-174.
56. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003.
57. Кон И.С. Национальный характер - миф или реальность // Иностранная литература. - 1968. - №9. — С. 218-219.
58. Кон И.С. Открытия Филиппа Арьеса и тендерные аспекты истории детства // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. -№15(58). - С. 12-24.
59. Кон И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Под ред. И.С. Кон, Н.А. Бутинова. - М.: Наука, 1992. - 191 с.
60. Корольков А.А. Духовная антропология детства // Философская и педагогическая антропология детства / Авт.-сост. д. филос. наук В.А. Возчиков. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. - С. 31-32.
61. Круткин В. Джей Руби о визуальной антропологии // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. - Саратов: Научная книга, 2007. - С. 398-412.
62. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб, пособие / Л.Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 3-е изд., испр. и доп. -Челябинск, 2010. - 251 с.
63. Мардахаев Л.В. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы ценности, практики» в рамках федеральной научной программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». 19-20 октября 2009 г. - М.: Изд-в РГСУ, 2009. - С. 26-30.
64. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. - М.: Наука, 1989. - 116 с.
65. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / Ред.-сост. И автор послесловия И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
66. Минситова М.В. Традиции и новации в отечественной культуре детства // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). -2011,- №3. - С. 76-80.
67. «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. Сб. научных трудов. Ч. II. Детские вещи, игры и фольклор: описание, функции, семантика. -Л., 1991,-127 с.
68. Мустафин Р.А. Жизнь как песня. Повесть. Джалиль. М. Стихи / Пер. с тат. Худож. Ю. Жигалов. - М.: Детская литература, 1987. —240 с.
69. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. - Казань: Тан-Заря, 1994. - 114 с.
70. Национальное образование в России: Концепции, взгляды мнения. 1905-1938 гг. Сб. документов. В 2-х ч. - Ч.П. 1917-1938 гг. -М., 2002.
71. Национальные ценности образования: история и современности. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. - М., 1996. - 296 с.
72. Нитхаммер Л. Вопросы к немецкой памяти: статьи по устной истории / пер с нем. - М.: Новое изд-во, 2012. - 536 с.
73. Нуссбаум М. Воспитание граждан: нравственные (и антинравственные) переживания // Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / Пер. с англ. - Москва: Изд. дом высшей школы экономики, 2014. - С. 45-68.
74. Орлова Э.А. Социализация и инкультурация детей в современном российском обществе // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы ценности, практики» в рамках федеральной научной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 20092013 гг.», 19-20 октября 2009 г. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. - С. 6-12.
75. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (к проблеме этнографии детства) // Советская этнография. - 1983. - №3. - С. 34-45.
76. Побережников И.В. Человек в условиях социальных трансформаций: концептуальные интерпретации // Уральский исторический вестник. - 2012. - №3(36).-С. 4-13.
77. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность. Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800-2000: Материалы к библиографии. - М.: Ладомир, 2002. - 526 с.
78. Рахматуллин Х.А. Образование: из прошлого в будущее. - Казань,
2013. -312 с.
79. Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Советская этнография - 1949. - №3. - С. 109-132.
80. Сабиров Р. Деревня Татреспублики после голода: и материалов Комиссии по обследованию деревень Татреспублики при Татцике. - Казань, 1923.-59 с.
81. Сайфутдинова Б.Г. Институты социализации детей у татар: традиции и современность // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009.-№4(142). История.-Вып. 29.-С. 10-12.
82. Сайфутдинова Г.Б., Горохова Э.Н. Сиротство и эффективные социальные проекты (на примере Республики Татарстан) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11(2). - С. 108-110.
83. Салова Ю.Г. Игровое пространство советского ребенка-дошкольника в 1920-е годы // Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов. Сост. Г.В. Макаревич. - Тверь: Научная книга, 2008. - С. 114-123.
84. Семья: традиции и современность/ Отв. ред. О.А. Ганцкая и И.А. Гришаев. — М., 1990. — 256 с.
85. Скорик А.П., Бондарев В.А. Нравственные деформации колхозного крестьянства в 30- е гг. XX в. (на материалах юга России) // Динамика нравственных приоритетов человека в процессе его эволюции: Материалы ХЗХ Междунар. науч. конф., Санкт-Петрбург, 15-16 мая 2006 г.: В 2 ч. / Под ред. д-р ист. наук, проф. С.Н. Полторака. Ч. 2. - СПб: Нестор, 2006. - С. 123127.
86. Соловьева Л.Т. Грузия. Этнография детства. - М.: РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1995. - 130 с.
87. Столярова Г.Р., Титова Т.А., Токсубаева Л.С. Этнография народов Волго-Уралья (уч. пособие). - Казань: КГУ, 2007. - 340 с.
88. Сзйфи (Казанлы) Фатих. Тарих методикасы. - Казан, 1920. - 64 б.
89. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. — Казань, 2000. - 310 с.
90. Тендрякова М.В. Игровые миры: от homo ludens до геймера. - М.; СПб.: Нестор-История, 2015. - 224 с.
91. Титова Т.А., Сайфутдинова Б.Г. Социально-исторический аспект брака и семьи у татар в XX - начале XXI века (на примере татарского населения Республики Татарстан) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 10 (24): в 2-х ч. - Ч. П. - С. 199-201.
92. Традиционное сознание: проблемы реконструкции / Отв. ред.
О.М. Рындина; [ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование) и др.]. - Томск: Изд-во НТЛ, 2004. - 368 с.
93. Урмина И.А. Формы освоения и трансляции культурного опыта в семье // Сборник тезисов докладов на Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы ценности, практики» в рамках федеральной научной программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.». 19-20 октября 2009 г. - М.: Изд-во РГСУ, 2009. - С. 16-21.
94. Философская и педагогическая антропология детства / Авт.-сост. д. филос. наук В.А. Возчиков. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. - 359 с.
95. Фролов Н. Российская ментальность: мифы и реалии (Опыт избавления от иллюзий).-Казань: Изд-во «КнигаПамяти», 2005. -304 с.
96. Ханипова И.И. «Забота о себе» или практика самовоспитания (из жизни подростка конца 1930 - начала 1940-х гг.) // / Военная история России: люди и события ( к 70-летию великой победы): материалы междунар. науч. конф., 12-14 марта 2015 г. / под общ. ред. проф. В.Н Скворцова, отв. ред. В.А. Веременко. - Спб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 237-242.
97. Ханипова И.И. Игры мальчиков и девочек первых советских десятилетий: традиции и новации (на примере материалов Республики Татарстан) // XI Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. 2-5 июля 2015 г. / Отв. ред.: В.А. Тишков, А.В. Головнёв. - Москва; Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. - С. 483.
98. Ханипова И.И. Новации в языковой ситуации в Татарстане в 1920-е гг. // «П Хальщаралык турш элем1 зерттеулер1 симпозиумы материалдары» - Алматы: «кыздар университет!» баспасы, 2015. - Т. III. - Б. 22-25.
99. Ханипова И.И. «Па-пир-осы», «Ком-сом-о-л», «Борьба за красное знамя» или трансформация игр для подрастающего поколения в 1920-е гг. // Филология и культура. Philology and Culture. - 2014. - №2 (36). - С. 249-253.
100. Ханипова И.И. «Перед нами открылись широкие горизонты в дошкольном воспитании» // Гасырлар-авазы - Эхо веков. - 2011. - №3/4. - С. 77.
101. Ханипова И.И. Устные источники по истории детства первых советских десятилетий (региональный аспект) // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае 2015 г.: этнография, устная история. Вып. 11: материалы XI международной научно-практической конференции. Павлодар, 21-22 апреля, 2016 г. Том 1. / под ред. Т.К. Щегловой, М.А. Демина, И.В. Толпеко, Т.Н. Смагулова, Е.К. Абеуовой. - Павлодар: ПГПИ, 2016. - С. 249-254.
102. ПГайдуллин Р.В. Крестьянство Татарстана: экономический и
общественно-политический аспекты (1920-1929 гг.). - Казань: Изд-во «Фэн» Академии Наук РТ, 2004. - 248 с.
103. Шарафутдинов Д.Р. Исторически корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX - начала XXI вв. — Казань: Гасыр, 2004. — 640 с.
104. Шафиков И.Ф. Культура питания в татарском обществе в конце XIX - начале XX века (на примере употребления алкогольных напитков // Вестник КГУКИ.-2014.-№2.-С. 128-130.
105. Щеглова Т.К. Социальные отношения в советской деревне (1930-1950-е гг.): вызов устной истории // (Устная история (oral history): теория и практика: Материалы всерос. науч. семинара (Барнаул, 25-26 сентября 2006 г.). - Барнаул: БГПУ, 2007.-С. 114-132.
106. Щеглова Т.К. Устная история: учеб, пособие. - Барнаул: АлтГПА,
2011. -364с.
107. Щербинин П.П. Детская повседневность в европейских государствах в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. // Малолетние поданные большой империи: Филипп Арьес и история детства в России (XVIII-XX века. [Сб. ст.] / Сост. В. Г. Безрогов, О.Е.Кошелева, М.В. Тендрякова. - Москва: РГГУ, 2012. - С. 197-209. (Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 11).
108. Эриксон Т.Х. Что такое антропология?: учеб, пособие / пер. с англ.
А.И. Карасевой; под науч. ред. Ж.В. Корминой; предисл. Ж.В. Корминой; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. — 238 с.
109. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 416 с.
110. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.:
А.Д. Андреева и др.; Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
111. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1988. - 191 с.
112. Этнография народов Волго-Уралья: учебное пособие / Г.Р. Столярова, Т.А. Титова, Л.С. Токсубаева. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - 340 с.
113. Мэктэпкэчэ яшьтэге балалар ечен кагыйдэле хэрэкэтле уеннар / Тез.: Г. Шакирова, Г. Хуждханова. - Казан: Татгосиздат, 1940. - 121 б.
114. Сперанский Г.Н. Аналар элифбасы: имчэк баласын туйдыру Ьэм карап- тэрбиялэу / [тэрж;. X. Корим]. 13 басма. - Казан: Татгосиздат, 1942. - 24 б.
115. Berger P.L., Luckmann Т. The Social Construction of Reality: A Treatise on sociology of Knowledge. -New York: Doubleday & Company, 1966. - 249 p.
116. Bom D. О. General and Theoretical: Readings in Child Socialization. K. Danziger, ed. // American Anthropologist. - 1974. - №6. - S. 1368-1369.
117. Mead M. Other: The Culture of Childhood: Child's-Eye Views of Society and Culture. Mary Ellen Goodman // American Anthropologist. - 1974. - №1-2. -S. 167-168.
118. Munroe R.H., Munroe R.L., Shimmin H.S. Children's Work in Four Cultures: Determinants and Consequences // American Anthropologist. — 1984. - №86(2). - S. 369-379.
119. Reinharz S. Women as competent community builders // Issues in Mental Healt Nursing. — 1983. - Vol.5. - Issue 1-4. - P. 19-43.
120. Winnicott. D. Playing and Reality. - L.; N. Y.: Routledge, 2005. - 428 p.
121. Wymiary dziecinstwa. Problemy dziecka i dziecinstwa w zmieniajqcym si? spoleczenstwie / red. J. Binczycka, B. Smolinska-Theiss. - Krakow: Oficyna Wydawnicza «Impuls», 2005. — 208 s.
122. Anna Kadykalo. Dziecinstwo jako rosyjski temat kulturowy w XX wieku. - Krakow: Ksi?gamia Akademicka, 2014. - 622 s.
Диссертации и авторефераты
1. Басенкова Л.В. Детские игры в современном социокультурном пространстве России (к вопросу развития и сохранения традиций): автореферат дис. ... канд. культурологии. — М., 2010. - 25 с.
2. Егорова О.В. Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX - первой трети XX вв.: дис. ... доктора ист. наук. — Чебоксары, 2010.-538 с.
3. Гуполов Ю.В. Формирование института советской семьи как объекта
государственной политики: 1917-1940 гг. (на материалах РСФСР).
Автореферат дис. ... канд. ист. наук. - М., 2012. - 25 с.
4. Иномова М. Педагогические основы использования национальных ценностей в духовно-нравственном воспитании детей в семье: автореф. ... докт. пед. наук. - Ташкент, 1998. - 37 с.
5. Михайлова Н.Э. Исламская концепция семьи: традиционные и новые взгляды: дис. кан. филос. наук. - Махачкала, 1992. - 186 с.
6. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в
современном воспитании школьников (на материалах ТССР): дис. ... докт. пед. наук. - Ашхабад, 1991. - 450 с.
7. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики
социализации. Автореферат дис.... канд. ист. наук. - Саранск, 2011. - 22 с.
8. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики
социализации: дис. ... канд. ист. наук. - Саранск, 2011.- 264 с.
9. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен (Концепция
социального конструирования детства). Автореферат дис. ... доктора соц.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ