Реферат
Введение 3
1 Физическое воспитание детей младшего школьного возраста 5
1.1 Футбол, как средство развития ребёнка 5
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет 10
1.3 Особенности развития детей младшего школьного возраста 14
1.4 Развитие быстроты у детей младшего школьного возраста 20
1.5 Особенности развития физических качеств младших школьников в
процессе занятий футболом 25
2 Методы и организация исследования 29
2.1 Организация исследований 29
2.2 Методы исследований 30
3 Опытно-экспериментальное обоснования развития быстроты движений
младших школьников средствами футбола 34
3.1 Средства развития быстроты движений младших школьников на
уроках физической культуре в экспериментальной группе 34
3.2 Реализация опытно-экспериментального исследования и их
обсуждение 38
Заключение 44
Список использованных источников 46
Актуальность: Работа по данной теме предлагает разработку конкретных тренировочных программ и методик для развития быстроты движений у детей в возрасте 7-8 лет. Это может быть полезно для тренеров, педагогов и родителей, которые занимаются спортивным развитием детей и хотят использовать футбол в качестве средства развития быстроты движений у этой возрастной группы.
Футбол - это спорт номер один в мире, также и считается в России, футбол популярен среди детей, взрослых, подростков. Футбол можно играть в любое время года, в любом помещении, в отличии от других видов спорта. Большинство специалистов в области физической культуры рекомендуют ее использование в качестве средства физического развития школьников. Г осударственные образовательные стандарты по физической культуре содержат материалы по обучению спортивным играм, туда же входит и футбол. Но на практике учителя физической культуры часто сталкиваются с проблемами при реализации установленных рекомендаций. Например, тренеры не дольны недостатком времени на освоение техники и приемов футбола во время урочного обучения. Поэтому изучение потенциальных возможностей развития физических качеств школьников средствами футбола, а также разработка методик с учетом возрастных особенностей обучающихся сохраняют свою актуальность [15].
Цель исследования: обосновать и разработать специализированные комплексы упражнений направленные на развитие быстроты движения у детей 7-8 лет средствами футбола на уроках физической культуры и проверить их в педагогическом эксперименте.
Задачи исследования:
4. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
5. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие быстроты движения у детей 7-8 лет, состоящий из упражнений с элементами футбола.
6. Проверить эффективность специализированного комплекса упражнений для развития быстроты движения у детей 7-8 лет.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей в возрасте 7-8 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования: специализированный комплекс упражнений для развития быстроты движения детей в возрасте 7-8 лет с использованием средств футбола.
Гипотеза: Мы предположили, если в процесс физического воспитания детей 7-8 лет, внедрить комплекс упражнений с элементами футбола, то это позволит разностороннему развитию физических качеств в том числе быстроты, а также в целом формированию общего двигательного потенциала.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Тестирование.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математической статистики.
1. Выявлены возрастные особенности развития организма детей младшего школьного возраста. В возрасте 7 - 8 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия для успешной физкультурно-спортивной ориентации школьников для определения каждому из них оптимального пути физического совершенствования. Психологические составляющие когнитивных процессов детей данного возрастного периода: наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, образная память, преобладание механизмов непроизвольного запоминания.
2. Выявлено, что основным видом физической активности детей младшего школьного возраста является подвижная игра. Благодаря этому, используя средства футбола, получаем эффективный способ развития быстроты у детей. Подвижная игра одна из важнейших средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Подвижные игры - это еженедельные занятия физическими упражнениями, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, имеют оздоровительную ценность. В комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
3. Разработан комплекс упражнений, направленный на развитие быстроты движений у детей младшего школьного возраста, состоящий из упражнений с элементами футбола. Данный комплекс упражнений мы внедрили в содержание уроков по физической культуре экспериментальной группы. Упражнения, включенные в комплекс были разделены на 5 групп: 1) легкоатлетические упражнения; 2) развитие специальной быстроты; 3) развитие взрывной силы; 4) упражнения со скакалкой; 5) эстафеты.
4. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность использования упражнений с элементами футбола на повышение уровня развития быстроты движений у детей младшего школьного возраста. Оценивая результативность нашей экспериментальной работы и его влияние на показатели уровня быстроты движений нами было установлено, что за время проведения педагогического эксперимента произошел прирост результатов в контрольных упражнениях «Челночный бег 3х10 м., с.» и «Прыжки на скакалке в течение 1 мин., раз». Данные контрольные упражнения отражают уровень развития скоростных качеств и координационных способностей. Также в контрольном упражнении «Прыжок в длину с места, см.» прирост результатов оказался значительным. За время проведения педагогического эксперимента произошел достоверный прирост результат в контрольных упражнениях «Челночный бег 3х10 м., с.» и «Прыжки на скакалке в течение 1 мин., раз». Данные контрольные упражнения отражают уровень развития физического качества как быстрота, но и также скоростных и координационных качеств. Также в контрольном упражнении «Прыжок в длину с места, см.» прирост результатов оказался достоверным.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин. - М.:Академия,2004. - 287с.
2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. - 274 с.
3. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология ребенка): Учебное пособие / М.М. Безруких. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
4. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. - 80 с.
5. Бессолов, А.Т. О предварительной подготовке мальчиков и девочек 6-7 лет к занятиям футболом / А.Т. Бессолов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - №10. - С.67-71.
6. Вавилова, Е.Н. Развивайте у школьников ловкость, силу, выносливость / Е.Н. Вавилова. - М.: Академия, 2003. - 96 с.
7. Гернет, И.Н. Функциональная готовность к занятиям физической культурой и спортом у детей младшего школьного возраста / И.Н. Гернет// Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - №12. - С. 158-163.
8. Губернский, А.Н. Динамика скоростно-силовых и скоростных способностей у футболистов и школьников 7-9 лет / А.Н. Губернский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №4. - С. 72-76.
9. Гуринович, Х.Е. Морфофункциональное состояние футболистов 8-10 лет в разные периоды начальной подготовки / Х.Е. Гуринович // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - №10. - С. 21-25.
10. Елаева, Е.Е. Особенности развития физических качеств младших школьников в процессе занятий футболом / Е.Е. Елаева // Вестник Науки и Творчества. - 2016. - №9. - С. 88-92.
11. Захарова, А.В. Интервальное тестирование для контроля физической подготовленности юных футболистов / А.В. Захарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №6. - С. 92-95.
12. Иванова, Л.В. Формирование скоростно-силовых качеств у школьников на уроках физической культуры в малокомплектной сельской школе / Л.В. Иванова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. - №2. - С. 78-81.
13. Иванов, Н.В. Повышение технической подготовленности футболистов групп начальной подготовки / Н.В. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №1. - С. 76-80.
14. Кайгородова, А.В. Физические упражнения для развития скоростносиловых способностей: учебно-методическое пособие / А.В. Кайгородова. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2015. -35c.
15. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. - М.: КНОРУС, 2016. -132 с....51