ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие кризиса и кризисного состояния организации 5
1.2 Виды антикризисных стратегий. Этапы формирования антикризисных стратегий 9
1.3 Российская и зарубежная практика преодоления кризиса 14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ ООО «НОРДПЛАСТ» 31
2.1 Обзор внешней среды компании 31
2.2 Рассмотрение внутренней среды компании ООО «Нордпласт» 37
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ ООО «НОРДПЛАСТ» 48
3.1 Разработка антикризисной стратегии 48
3.2 Внедрение антикризисной стратегии 52
3.3 Социально-экономическое обоснование эффективности реализации антикризисной стратегии 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АВС-АНАЛИЗ 73
Актуальность темы: в свете последних событий, связанных с пандемией COVID-19, организации по всему миру столкнулись с непредвиденным кризисом, который далеко не все компании смогут преодолеть. На данном этапе рано говорить о последствиях кризиса, однако уже сейчас компаниям необходимо предпринимать меры по выживанию в этот трудный период.
Таким образом, тема формирования антикризисной стратегии организации представляется крайне актуальной, поскольку правильный выбор антикризисной стратегии позволяет не только сократить возможные потери при наступлении кризиса, но и положить начало необходимым изменениям в компании.
Теоретическая и методическая основа: вопрос формирования антикризисной стратегии организации имеет важное теоретическое и практическое значение, вследствие чего многие российские и зарубежные ученые и практики проявляют научный интерес к данной теме. Так, вопросами кризиса и кризисных состояний в организации, а также вопросом формирования антикризисных стратегий занимались такие авторы, как: Е. Е. Андреев, А. П. Добровинский, В. В. Жариков, И. А. Жариков, А. И. Евсейчев, А. Т. Зуб, В. А. Подсорин, В. Г. Плужников, С. А. Шикина, В. Г. Мохов, В. С. Толмачева. Отдельно вопрос формирования антикризисных стратегий был освещен в работах Г. Е. Баженова, О. Е. Бехтиной, Н. В. Бакши и С. Г. Борисовой.
Объект исследования: компания ООО «Нордпласт».
Предмет исследования: процесс разработки и внедрения антикризисной стратегии.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке антикризисной стратегии для компании ООО «Нордпласт».
Поставленная цель реализуется с помощью следующих задач:
1. определить типы кризиса в организации и причины их появления;
2. выделить виды антикризисных стратегий и этапы их разработки;
3. рассмотреть российскую и зарубежную практику выхода из кризиса;
4. проанализировать внешнюю и внутреннюю среду компании ООО «Нордпласт»;
5. выявить основные проблемы компании ООО «Нордпласт», которые должны быть решены в ходе реализации антикризисной стратегии.
Методы исследования: в работе использование такие общенаучные и специальные методы, как обзор литературы по теме, анализ временных рядов, сравнительный анализ, классификация, научная абстракция, моделирование, аналогия и др.
Информационная база исследования: внутренние отчёты и документы компании ООО «Нордпласт», источники вторичной информации, например, база «СПАРК», информация из специализированных и неспециализированных периодических изданий.
Теоретическая значимость состоит в систематизации теоретических знаний по проблеме формирования антикризисной стратегии организации.
Практическая значимость состоит в применении полученных знаний для формирования антикризисной стратегии компании ООО «Нордпласт».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы, необходимые для формирования антикризисной стратегии компании ООО «Нордпласт».
Во второй главе рассматривается внешняя и внутренняя среда ООО «Нордпласт», а также определяются основные проблемы компании, которые должны быть рассмотрены при разработке антикризисной стратегии.
Третья глава посвящена формированию антикризисной стратегии компании ООО «Нордпласт» с последующим социально-экономическим обоснованием эффективности реализации предложенной антикризисной стратегии.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка антикризисной стратегии для компании ООО «Нордпласт». Для достижения поставленной цели, в первую очередь, были рассмотрены теоретические основы вопроса. Так, в результате систематизации множества типов кризиса предложенных рядом авторов в своих работах, было выявлено, что кризисы в компании могут быть вызваны не только внешними, но и внутренними факторами различного происхождения.
Более того, кризисы в компании могут проходить как в явной, так и в скрытой форме. Однако наступление кризиса не всегда ведет за собой наступление неблагоприятных последствий, особенно если кризис вызван внешними причинами. Компания в таком случае может оперативно сориентироваться в новых условиях, делая ставку на конкурентное преимущество, которое будет особенно выигрышным по причине ослаблении позиций конкурентов в связи с кризисом, что будет подтверждено на практике в ходе рассмотрения примеров преодоления компаниями кризисных явлений.
Итогом рассмотрения видов антикризисных стратегий и этапов их разработки стал вывод, что в период кризисных явлений компания может пойти тремя основными путями. Во- первых, компания может начать изменения в организации, направленные на наращивание и расширение деятельности или её переориентацию. Во-вторых, компания может отказаться от рискованных инициатив и остаться в состоянии относительной стабильности. В-третьих, организация может применить стратегию отхода.
В ходе рассмотрения российской и зарубежной практики выхода из кризиса было определено, что характерной особенностью успешных антикризисных стратегий являются инвестиции в развитие организации, особенно если наступление кризиса уже отразилось на финансовых показателях компании. Несмотря на то, что в период кризиса любая компания думает об уменьшении затрат, оптимизация издержек должна быть оправдана и не должна замедлять или перечеркивать планы по развитию компании.
Успешный пример компании LEGO Group показывает, что сокращение издержек, не препятствующее развитию компании, может быть основано на оптимизации производства, ассортимента, кадров и продажи части неприбыльных видов деятельности. Кроме этого, на примере компаний LEGO Group и Volkswagen Group можно увидеть, что важным фактором успеха для компании может стать решение о смене руководства, которое часто приводит к изменению видения и направлений развития организации.
Также можно заметить различие в поведении компаний «Эльдорадо» и «Сады Придонья» в период кризиса 2008 года. Руководство компании «Эльдорадо» не стало предпринимать проактивные меры, а при наступлении негативных последствий владелец продал контрольный пакет акций чешскому холдингу, который и предоставил финансирование для выхода компании из кризиса. Компания «Сады Придонья» в этот же период грамотно воспользовалось своим конкурентным преимуществом в период общего упадка, а также провела грамотную ценовую политику и направила инвестиции продвижение и развитие компании.
Для анализа внешней среды организации был рассмотрен российский рынок пластмассовых игрушек, на котором функционирует компания ООО «Нордпласт». Исследование рынка показало, что по причине снижения рождаемости, общей тенденции к снижению спроса на физические игрушки и возникшего в связи пандемией коронавируса мирового экономического кризиса рынок находится в состоянии стагнации. Несмотря на то, что сейчас компания «Нордпласт» является вторым по величине игроком после белорусской компании «Полесье», при отсутствии изменений, направленных на увеличение доли рынка, «Нордпласт» может обойти российская компания «Стеллар».
Деятельность компании-производителей игрушек сильно зависит от требования клиентов, приобретающих игрушки для розничной реализации, по причине высокой рыночной власти потребителей. По результатам исследования было выявлено, что основным требованием ритейлеров является постоянное обновление товарного ассортимента. С этим учётом на основе анализа внутренней среды организации были выявлены основные проблемы и потенциальные направления для развития.
Основными направлениями развития стали производственная логистика и работа с товарным ассортиментом, что приведёт к оптимальным условиям для постоянного и оперативного вывода продающихся новинок на рынок. Вследствие чего, на данный момент ключевой проблемой компании является высокая стоимость и долгая разработка нового продукта. К числу основных проблем можно также отнести неоптимизированную товарную матрицу и низкую рентабельность продаж. В дополнение, уникальной проблемой стала полная остановка деятельности по производству игрушек на время ограничений, введенных по причине пандемии.
Анализ существующей в компании стратегии показал недостаточную её эффективность по причине снижения финансовых показателей в последние годы. Было принято решение о целесообразности формирования антикризисной стратегии для дальнейшей деятельности компании, которая должна начатья с вышеописанного анализа внешней и внутренней среды и определения основных проблем организации.
Кроме отсутствия формализованной стратегии, в компании не была прописана миссия и стратегические цели. При формировании антикризисной стратегии были предложены миссия и цели, отвечающие определенным на первом шаге проблемам компании. Для достижения целей был предложен ряд стратегических альтернатив.
Для преодоления ключевых проблем компании был установлен набор мер, направленных, во-первых, на оперативное решение сложившейся на период ограничений ситуации с полной остановкой деятельности завода и, во-вторых, на развитие организации на период прогнозируемого упадка для изменения тренда снижения прибыли.
Следующим шагом стало определение лиц, ответственных за реализацию каждой из мер, а также показателей, по которым эффективность этой реализации представляется возможным контролировать. На этапе социально-экономического обоснования эффективности реализации антикризисной стратегии каждая из мер была детально рассмотрена с расчётом ожидаемого экономического результата и сроков окупаемости проекта в случае, если расчет последнего возможен.
После этого был сделан прогноз изменения финансовых показателей компании от реализации выбранных мер в рамках антикризисной стратегии. По результатам прогноза ожидается изменение тренда выручки в сторону увеличения уже с первого года применения стратегии, по причине чего выбранную антикризисную стратегию можно признать целесообразной.
1. Андреев, Е.Е. Сущность и содержание антикризисной стратегии предприятия (организации) [Текст] / Е. Е. Андреев // Символ науки. - 2016. - №. 9-1. - С. 52-55.
2. Антикризисное управление организацией: учебное пособие [Текст] / А. П. Добровинский - Томск: Издательство Томского политехнического университета - 2013. - 240 с.
3. Антикризисное управление предприятием: учебное пособие [Текст] / В. В. Жариков, И. А. Жариков, А. И. Евсейчев. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технологического университета - 2009. - 128 с.
4. Антикризисное управление: учебник для бакалавров [Текст] / А. Т. Зуб - Москва: Изд-во Юрайт. - 2017. - 343 с.
5. Антикризисное управление: учебное пособие [Текст] / В. А. Подсорин - Москва: МГУПС (МИИТ), - 2016. - 154 с.
6. Антикризисное управление: учебное пособие [Текст] / В. Г. Плужников, С. А. Шикина; под ред. В. Г. Мохова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. - 2016. - 112 с.
7. Антикризисное управление: учебное пособие [Текст] / Г. Е. Баженов - Новосибирск: Издательство НГТУ. - 2016. - 147 с.
8. Антикризисное управление: учебное пособие [Текст] / Н. В. Бакша - Тюмень: Издательство ТюмГУ. - 2013. - 300 с.
9. Бехтина, О.Е. Антикризисная стратегия: особенности разработки и реализации [Текст] / О. Е. Бехтина // Вестник ВУиТ. - 2017. - №2. - С. 31-35.
10. Борисова С.Г. Антикризисное управление организацией: особенности, диагностика, выбор стратегии [Текст] / С. Г. Борисова, В. С. Толмачева // Вестник Московского государственного университета печати - 2016. - №3. - С. 13-17.
11. Гришин, Н. Как аутсайдер попал в яблочко [Текст] / Н. Гришин // Коммерсантъ Секрет Фирмы. - 2010. - №4. - С. 18.
12. Жмачинский, В. И. Иванов, М. В. Ильющенко, И. Г. Особенности антикризисного управления в современных условиях [Текст] / В. И. Жмачинский, М. В. Иванов, И. Г. Ильющенко // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - №2. - 2019. - С. 15-23.
13. Ибрагимова, К. С. Антикризисная стратегия предприятия [Текст] / К. С. Ибрагимова, В. А. Трифонов // Томск: Издательство ТПУ. - 2016. - С. 370-373.
14. Ковалева, С. А. Антикризисные маркетинговые стратегии российских и зарубежных компаний [Текст] / С. А. Ковалёва // Журнал Сервис plus. - 2010. - №2. - С.73-79.
15. Кошкарев, М. В. Теоретические основы антикризисного управления и их философия в деятельности хозяйствующих экономических субъектов [Текст] / М. В. Кошкарев // Colloquium-journal. - 2019. - №14 (38). - С. 61-67.
...