Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности

Работа №121490

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности 10
1.1 Проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 10
1.2 Возможности игровой деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 17
Глава 2 Экспериментальное изучение формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности 23
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 23
2.2 Содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности 34
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности 39
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 53
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента 54
Приложение В Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на контрольном этапе эксперимента 56
Приложение Г Конспекты уроков 58

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является совокупностью требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования и создает условия для возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, раскрытие инициативы и самостоятельности.
На социально-педагогическом уровне важность данной проблемы поддерживает Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Основой любого вида деятельности и объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся является формирование УУД у младших школьников, без которой невозможно добиваться целей, как педагогу, так и ученику. Стандарт ориентирован на то, что в процессе общения школьники научаться «выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач». В Концепции начального образования развитие познавательных УУД определяется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия приводят человека к продолжению потребности в преобразовании действительности с изменением деятельности, помимо высокого уровня развития познавательного интереса, активизации всех психических процессов личности, усложнению их реализации определение предметов, связанных и важных аспектов творчества, определение других основных, при изучении человека, использующего предметы, материалы, орудия, методы, следует изучать научные основы современного производства, понимать логику процесса, знать технологию в конкретном производстве, знать его свойства.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение игры как формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Ведущим видом деятельности младшего школьника все еще остается игра. Игра как ведущая деятельность является средством первоначального обучения. В игре ребята отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные их восприятию и пониманию данные, явления.
Одним из важнейших вопросов педагогической науки, является активизация познавательной деятельности, на который однозначного ответа до сих пор не найдено. Педагоги разных времен искали решения этой проблемы. Концептуальные основы, методы, удачные методические приемы предложены Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым и А.В. Хуторским. Знакомство с работами российских педагогов и психологов показало, что познавательные УУД, их формирование и развитие у детей - является основой исследования многих ученых (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, А.Г. Асмолов, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, О.Е. Смирнова, Г.А. Урунтаева, М.И. Яшина и др.). Особенностям формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста уделяли внимание педагоги и психологи В.К. Воробьева, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Н. Шаховская и др.
Исходя из проведения анализа психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной возможно сделать вывод о противоречии между формированием познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостатком игровой деятельности в данном процессе.
В связи с данным противоречием возникает актуальная проблема исследования: какие возможности игровая деятельность имеет в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников?
Учитывая актуальность данной проблемы, обозначена тема исследования: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игры».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности игровых занятий в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в результате игровой деятельности.
Гипотеза исследования: предположительно, что формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет наиболее эффективным, если:
• учтены возрастные особенности детей (игровая мотивация, особенности внимания и усидчивости, быстрая утомляемость);
• подобраны дидактические игры, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
• формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности происходит поэтапно.
Задачи исследования.
1. Изучить проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
2. рассмотреть возможности игровой деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
3. Провести анализ сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
4. Разработать и апробировать содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в совокупности с игровой деятельностью;
5. Установить значимость экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественное и количественное изучение эмпирических данных.
Вспомогательной основой исследования выступают:
• концепция познавательных универсальных учебных действий, описанная в трудах М. М. Алексеевой, А.Г. Арушановой, А.Г. Асмолова, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Рузской, О.Е. Смирновой, Г.А. Урунтаевой, М.И. Яшиной и др.;
• особенности сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, описанные Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым и А.В. Хуторским и др.;
• изучение возможностей игровых занятий в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, описанные в работах В.К. Воробьевой, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, С.Н. Шаховской и др.
Новизна исследования заключается в том, что обозначены положительные возможности игровой деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников; определены показатели и уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована необходимость игровой деятельности в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с использованием игровой деятельности может быть использовано в учебном процессе других школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 посёлка Братского муниципального образования Тихорецкий район имени Почетного гражданина Тихорецкого района Василия Анатольевича Новикова 352107, Россия, Краснодарский край, Тихорецкий район, пос. Братский, ул. Школьная, 20.
В данном исследовании - 40 испытуемых детей в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования нами установлено, что универсальные учебные действия - это способность детей школьного возраста усваивать школьные знания и проявлять активность в процессе обучения. Познавательное развитие - это трансформации, которые происходят в познавательных процессах. Данные изменения осуществляются под влиянием таких факторов, как среда, вновь приобретенный опыт ребенка, а также сам процесс взросления. Основой познавательного развития представляется развитие умственное, интеллектуальное. У детей младшего школьного возраста преобладает социальная мотивация учебы, они стремятся выполнять все требования учителя, и не задумываются о том, зачем им это нужно делать. Понимание понятия учебы у младших школьников представляет собой чувство ответственности, интерес, отметки. Они воспринимают оценку как результат своих стараний, а не качества выполненного задания. В младшем школьном возрасте игра остается ведущим видом деятельности. С целью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников применяют дидактические игры - это такие игры, отличительной чертой которых являются правила, а целью - обучение детей. В каждой такой игре решаются конкретные задачи обучения школьников через игровую деятельность.
На констатирующем этапе исследования выявлено, что низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников можно диагностировать у 45% детей. Ребенок не может найти несоответствия в картинке, либо может указать на них, но не в состоянии аргументировать, что именно неверно. Ребенок не может выполнить задание сам, не умеет выделять общее в группе предметов, не справляется с отсчитыванием предметов по инструкции. Кроме того, ребёнок затрудняется в подборе верной схемы к задачам даже при помощи педагога, а также не может верно назвать количество слов в предложении даже при явной подсказке.
Средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Ребенок может найти самые простые несоответствия на картинке, но подробно объяснить их не может, при этом он может частично выполнить задание сам, хотя не умеет выделять общее в группе предметов, при этом справляется с отсчитыванием предметов по инструкции педагога. Ребенок может подобрать необходимую схему к задачам и верно назвать количество слов в предложении, но только при подсказке педагога.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Опираясь на полученные результаты, мы разработали содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Нами экспериментально доказано, что формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет эффективным, если:
• учтены возрастные особенности детей (игровая мотивация, особенности внимания и усидчивости, быстрая утомляемость);
• подобраны дидактические игры, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
• формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности будет происходит поэтапно.
Первым шагом нашей работы стал учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Вторым шагом нашей работы стал подбор дидактических игр, которые способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Всего было разработано и проведено 10 уроков, включающих дидактически игры.
Контрольный этап эксперимента подтвердил, что в экспериментальной группе уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников существенно повысился: количество детей младшего школьного возраста с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников выявлен у 10% детей, тогда как ранее этот показатель был равен 0. Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы. Исходя из данных результатов, мы делаем вывод, что разработанная и апробированная нами работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности показывает высокий уровень эффективности.
В результате эксперимента было выявлено многообразие реакций детей в зависимости от социального, национального положения, различия состава семьи каждого ребенка (наличие старших братьев либо сестер полная семья и так далее). На порицании и указании каких- либо ошибок все дети реагируют по - разному. К примеру, ребенок, переехавший с семьей с бывших республик Кавказа, с малых лет проявляет аспекты доминирования перед сверстниками, менее развитыми физически и т.д. На критику в его адрес реагирует попыткой несогласия. В результате чего педагогу особенно необходимо учитывать национальный и религиозный аспект и подходить к игровому процессу, подаваемому детям более индивидуально.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.


1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для. учителя. М. : Просвещение, 2008. 254 с.
2. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2014. 142 с.
3. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / под ред. Б.С. Волкова. М.: ТЦ Сфера, 2013. 201 с.
4. Выготский Л.С. Психология познания. Издательство «Эксмо», 2012. 329 с.
5. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Начальная школа. 2012. №1. С 31 - 39.
6. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: Слово, 2014. 319 с.
7. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников. Киров, 2013. 55 с.
8. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: Просвещение, 2012. 258 с.
9. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. 2014. № 2. С. 96-101.
10. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 2012. 261 с.
11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 315 с.
12. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа. 2012. № 12. С. 35-39.
13. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся. М.: КАРО, 2014. 118 с.
14. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности. Новосибирск, 2013. 379 с.
15. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий // Педагогический альманах. 2012. № 1. С. 101 - 112.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ