Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №68563

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
244
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятия познавательные универсальные учебные
действия 8
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных
учебных действий младших школьников 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 31
2.1. Анализ программ и учебников в аспекте исследуемой
проблемы 31
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 38
2.3. Содержание работы по формированию познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» 44
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение


Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на сегодняшний день является актуальной проблемой, потому что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) у детей должны быть сформированы универсальные учебные действия.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассматривается формирование познавательных универсальных учебных действий, включающих общеучебные, логические, знаково-символические, действия постановки и решения проблем. Эта задача реализуется через все предметные области начального общего образования (ФГОС НОО, 2011).
Особую актуальность проблема формирования познавательных универсальных учебных действий приобрела на уроках «Окружающего мира», так как при реализации ФГОС нового поколения перед учителем ставится задача подготовить человека способного активно познавать природу и общество, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Для формирования нового человека необходимо «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий познания и освоения мира» (Нечаева, 2011, 4).
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепций П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития.
На важность формирования у младших школьников познавательных умений указывали Ю.К. Бабанский, Н.А. Лошкарева Н.А., А.А. Люблинская.
Различные подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся предлагались А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской,
И.А.Володарской, О.А. Карабановой и др. Проблема формирования познавательных общеучебных умений учащихся рассматривалась в работах В.М. Коротова, В.Ф. Паламарчук, Н.В. Талызиной, Т.И. Шамовой и др. Методику формирования отдельных видов общеучебных умений разрабатывали Д.Н. Воровщенков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.
Выводы этих учёных подтверждают, что познавательные УУД являются наиболее востребованными в современном учебном процессе, так как обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. Однако, как показывает практика, большинство учащихся начальной школы не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема); анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию. На наш взгляд, это связано с тем, что разработки в области формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников не отражают в должной мере организационных и методических аспектов их формирования на уровне начальной школы. Этим объясняется выбор темы нашего исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательных
универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать задания, направленные на развитие логических и общеучебных умений, в соответствии с изучаемым на уроке материалом;
- создавать проблемные ситуации на уроках.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия познавательные универсальные учебные действия.
2. Выявить особенности формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
4. Изучить и проанализировать содержание программ и учебников в аспекте исследуемой проблемы;
5. Провести диагностику уровня сформированности
познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
6. Разработать содержание работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения следующих методов исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эксперимент; методы статической обработки результатов экспериментального исследования.
База исследования: МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», 3 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе МОУ «Пушкарская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Результаты исследования были представлены в виде статьи в электронном сборнике Всероссийской научно¬образовательной конференции «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе» (2018 г.).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется пробема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматривается понятие «познавательные универсальные учебные действия», особенности и педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Во второй главе содержится анализ программ и учебников в аспкекте исследуемой проблемы, описание экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Библиографический список включает 50 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, разработки планов-конспектов уроков, исследовательские работы, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в курсе «Окружающий мир».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование познавательных универсальных учебных действий должно занимать важное место в обучении младших школьников.
Познавательные универсальные учебные действия являются наиболее востребованными в современном учебном процессе, так как обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить виды познавательных универсальных учебных действий: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия и действия по постановке и решению проблемы.
Формирование познавательных универсальных учебных действий относится к обязательным требованиям новых образовательных стандартов, а планируемые результаты включены в учебные программы и календарно¬тематические планы по новым стандартам. На уроках окружающего мира учитель обязян планировать работу по развитию дпнного вида универсальных учебных действий. Для эффективности этой работы необходимо соблюдать ряд педагогических условий.
Проанализировав содержание учебников курса «Окружающий мир» двух методических комплектов для начальной школы «Школа России», «Начальная школа XXI века», мы определили в них потенциал по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся. В ходе анализа определили, что в УМК «Школа России» отмечается направленность на работу с таблицами, УМК «Начальная школа XXI века» ориентирован на работу со схемами. Необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах задания однотипные, стандартные.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Пушкарская средняя общеобразовательная школа»» Белгородского района Белгородской области. В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 «Б» класса.
Цель констатирующего этапа - выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В качестве критериев нами были отобраны те умения, которые возможно формировать в курсе «Окружающий мир». Это: логические умения (анализ, классификацию, сравнение и обобщение);
- общеучебные умения (находить нужную информацию в тексте и переводить ее из одного вида в другой);
- умения постановки и решения проблемы (формулировать проблему и самостоятельно создавать способы ее решения).
Для изучения логических умений была использована методика исследования словесно-логического мышления, разработанная
Э.Ф. Замбацявичене.
Исследование общеучебных умений осуществлялось с помощью тестирования. За основу была взята методика Д.В. Татьянченко с введением дополнительных заданий.
Изучение умения постановки и решения проблемы - с помощью методики «Таинственное письмо» А.М. Прихожан.
Результаты исследования показали, что 30% младших школьников показали высокий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, у 30% отмечался средний уровень и 40% детей имели низкий уровень. У младших школьников отмечаются низкие показатели сформированности логических действий, а именно анализа, классификации, аналогии и обобщения, общеучебных действий - умение находить нужную информацию в тексте, перевод информации из одного вида в другой, действий постановки и решения проблемы - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Нами были выявлены педагогические условия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников. К ним относятся:
- использовать задания, направленные на развитие логических и общеучебных умений, в соответствии с изучаемым на уроке материалом;
- создавать проблемные ситуации на уроках.
Данные педагогические условия были использованы при разработке и проведении уроков.
При проведении уроков мы заметили, что умения анализировать, обобщать и классифицировать объекты стали развиты лучше, теперь дети самостоятельно без помощи учителя могут ответить на проблемные вопросы или решить проблемную ситуацию, они с интересом выделяют из текста нужную информацию и применяют ее для создания проектов или ответов на вопросы учителя. Таким образом, наша гипотеза подтверждена и выбранные нами педагогические условия соответствуют поставленной цели.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и может быть продолжено.



1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 1996, - 568 с.
2. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - М.: Исслед. центр пробл. кач. подготов. спец., 2005. - 104 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бкрменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
5. Блохина Е.А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е.А. Блохина // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №3. - 20-25с.
6. Бунеев Р. Н. Познавательные УУД. / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Горячев А. В., Данилов Д. Д., Козлова С. А., Петрова Л. Н., Пронина О. В., Рубин А. Г., Чиндилова О. В.// Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования: сб. статей. - М.: Баласс, 2012. - С.48.
7. Бунеева, Е.В., Чиндилова, О.В. Задачи педагогической деятельности учителя, реализующего ФГОС начального общего образования / Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. - 2011.- №3. - С. 1-3.
8. Вахрушев А.А., Программа личностного развития и формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (образовательная система «Школа 2100») / А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова - М., 2011. - 35 с.
9. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф.
Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. - 2007. - №19. - С. 14-18
10. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова // Издательский центр «Вентана-Граф». - 2012. - 96с.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова // Издательский центр «Вентана-Граф». - 2012. - 96с.
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова // Издательский центр «Вентана-Граф». - 2012. - 96с.
13. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова // Издательский центр «Вентана-Граф». - 2012. - 96с.
14. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем / Н.Ф. Виноградова. - М.:
Издательский центр «Вентана-Граф». - 2013. - 240с.
15. Виноградова Н.Ф. Как в УМК «Начальная школа XXI века» реализуется стандарт второго поколения / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование.
- 2009. -№6. -14с.
16. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с.
17. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // А.Б. Воронцов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- 72с.
18. Дубровина И.В. «Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2007. - 180с.
19. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // З.А. Еланская. - Начальная школа. - 2001. - №6. - С.52 - 54.
20. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. / А.З. Зак. - М.: Просвещение, Владос, 1994. - 102с.
21. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. - 2009. - №12. -11с.
22. Ковалева Г.С. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. - М.: Просвещение, 2009. - 234 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. обуч. по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - Гриф УМО. - М.: КноРус, 2010. - 740с.
24. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках/ И.В. Кузьмина // Начальная школа. - 1995. - №6. - 45с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: 2005. - 352с.
26. Люблинская А.А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника/ А.А. Люблинская. - Л.: ЛГПИ, 1989. - 342с.
27. Мамедова Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира // Л.В. Мамедова // Начальная школа. - 2015. - №8. - С.49-51
28. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Директ-Медия, 2008. - 342 с.
29. Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании/ Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №11. - С.59.
30. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. - М.: Учитель, 2012. -174с.
31. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования / Е. Ю. Никитина. - М.: Челябинск, 2001. - 427 с.
32. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2100» / Построение непрерывной сферы образования. - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2100», 2007. - 344с.
33. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
34. Плешаков А.А. Окружающий мир.
2011. - 95с. Учебник. 1 класс. В 2 ч. / А.А.
Плешаков. - М.:
35. Плешаков А.А.
Плешаков. - М.: Окружающий мир.
2011. - 95с. Учебник. 2 класс. В 2 ч. / А.А.
36. Плешаков А.А.
Плешаков. - М.: Окружающий мир.
2011. - 95с. Учебник. 3 класс. В 2 ч. / А.А.
37. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / А.А.

Плешаков. - М.: 2011. - 95с.
38. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова // Управление начальной школой. - 2013. №8. - 15с.
39. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. Н.В. Рождественская. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
40. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. - Самара; Издательский дом "Фёдоров", 2010. - 192 с.
41. Тершукова Е.И. Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений на уроках окружающего мира / Е.И. Тершукова // Начальное школа. - 2013. - № 3. - С.25-26.
42. Фадеева Е.А. Познавательные УУД // Социальная сеть работников
образования «Наша сеть» [Офиц. сайт]. URL:
ru/shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenielibrary/2018/06/19/poznavatelnye- uud (дата обращения 12.12.2017).
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 251с.
44. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 2004. - 140с.
45. Харитонова Н.Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира / Н.Г. Харитонова // Начальная школа. - 2011. - №6. - С.16-18.
46. Хушбатов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. - 2015. -№23. - 1020с.
47. Чеботарева Е.А. Приемы рефлексии на уроках в начальной школе // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Офиц.сайт].URL: ru/shkola/nachalnayascholalibrary/2013/06/03/obscepedago gicheskye-tekhnologii (дата обращения 18.02.2018).
48. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей (практическое пособие для психологов). - М., 2009. - 62 с.
49. Яковлева Т.В. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению познавательных задач: дис. д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992. - 403 с.
50. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника / О.А. Яшнова. - М.: Академический проект, 2003. - 231 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ