Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений у младших школьников на основе интерактивных технологий

Работа №120286

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы68
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у младших школьников на основе интерактивных технологий 7
1.1 Психолого-педагогические исследования вопросов формирования коммуникативных умений у младших школьников 7
1.2 Применение интерактивных технологий как условие формирования коммуникативных умений у младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию коммуникативных умений у младших школьников на основе интерактивных технологий 25
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников 25
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий по формированию коммуникативных умений у младших школьников на основе интерактивных технологий 38
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Методика «Тест уровень сотрудничества в детском коллективе» 65
Приложение Б Методика «Пересказ текста» 66
Приложение В Методика «Самостоятельное придумывание рассказа по картинке» 67
Приложение Г Методика «Оценка самоконтроля в общении», предложенная М. Снайдером 68

Актуальность темы исследования. Проблема формирования и развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, на сегодняшний день, является достаточно актуальной и требует постоянного дополнительного изучения. От того, насколько качественно у младшего школьника сформированы коммуникативные умения, напрямую зависит и его дальнейшее обучение, а также его взаимодействие с одноклассниками. Важно постоянно развивать коммуникативные умения. Развитие данных умений школьников напрямую зависит от его общения как в классе, так и в обычной жизни.
Проблема общения младших школьников остается очень актуальной и сегодня, несмотря на то, что научные исследования занимаются ею достаточно широко. В общении происходит обмен информацией, проявляются межличностные отношения, формируется и проявляется характер, ребенок имеет возможность освоить различные социальные роли.
Развитие коммуникативных умений является важным условием для нормального психического развития ребенка и одной из главных задач при подготовке к последующей жизни.
В настоящее время и учителя, и родители отмечают очень серьезные трудности в общении со сверстниками у самых маленьких учеников. В частности, дети не умеют находить подход к партнеру по общению, развивать и поддерживать контакт. Им очень трудно правильно реагировать и выражать сочувствие к конкретным детям. Есть трудности в том, чтобы сопереживать боль друг друга и радоваться успехам друг друга.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает формирование универсальных коммуникативных учебных действий для успешной адаптации ребенка в современном обществе. Проблемой формирования коммуникативных компетенций учащихся средней школы в последние десятилетия занимался ряд исследователей, таких как А.Г. Антонова, Е.А. Архипова, Ю.В. Касаткина, Р.В. Овчарова, А.В. Батрашев и др.
На уроках, где применяются интерактивные технологии, ученики чувствуют себя более уверенными, с интересом и желанием проявляют активность на уроке, в результате чего знания легче усваиваются учащимися и урок становится более эффективным. По этой причине, можно отметить, что достаточно актуальной проблемой в настоящее время в системе образования остаётся применение на уроках и во внеурочной деятельности различных интерактивных технологий как одного из средств формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каковы возможности интерактивных технологий в формировании коммуникативных умений детей младшего школьного возраста?
Цель исследования: разработать комплекс заданий на основе интерактивных технологий для формирования коммуникативных умений младших школьников и экспериментально проверить его эффективность.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста на основе заданий с применением интерактивных технологий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если:
1. выявлены особенности развития коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения;
2. учитель использует интерактивные технологии в образовательном процессе;
3. в классе создается эмоционально приятная атмосфера.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические исследования, касающиеся вопросов формирования коммуникативных умений у младших школьников;
2. Изучить условия применения интерактивных технологий как условие формирования коммуникативных умений у младших школьников;
3. Провести диагностику уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников;
4. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на формирование коммуникативных умений у младших школьников на основе интерактивных технологий;
5. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научной и учебной литературы по теме исследования), эмпирические (тестирование детей младшего школьного возраста), методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования. Исследование проходило на базе МБУ «Школа №72» г. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» класса в количестве 20 человек и учащиеся 1 «Б» класса в количестве 20 человек.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов и студентами педагогических вузов при организации занятий с использованием интерактивных технологий для формирования коммуникативных умений.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативное умение - это осознанное коммуникативное действие со стороны обучающихся. Для него характерно знание структурных компонентов коммуникативного навыка и деятельности. Этот навык характеризуется способностью правильно организовывать и управлять поведением в связи с коммуникативной задачей.
Коммуникативные умения структурированы как сложные навыки высокого уровня. Они состоят из простых (элементарных) навыков. По своему содержанию они объединяют следующие группы навыков:
• информативно-коммуникативную группу;
• регуляторную группу;
• аффективно-коммуникативную группу.
К первой группе относится умение ориентироваться в собеседниках и ситуациях общения (например, произвольно общаться с известными и неизвестными людьми) и поддерживать культуру общения в отношениях со сверстниками и учителями. Регулятивные навыки включают способность согласовывать собственные действия, мнения и установки с потребностями партнера по общению (например, контроль учебной и рабочей деятельности и обоснование совместно выполняемых заданий). Группа аффективно-коммуникативных навыков состоит из способности развивать знания учащихся о коммуникативных навыках как основе социальных отношений. Речь идет об ознакомлении учащихся с нормами и особенностями общения в соответствующей социальной роли.
Во второй главе данной выпускной квалификационной работы с целью выявления уровня сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБУ «Школа №72» г. Тольятти. Выборку составили учащиеся 1 «А» класса: мальчики и девочки в количестве 20 человек, которые составили экспериментальную группу (ЭГ) и учащиеся 1 «Б» класса в количестве 20 человек, которые составили контрольную группу (КГ).
Для диагностики уровня сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, нами были использованы 4 методики.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования позволили сделать вывод о том, что у учеников экспериментальной и контрольной групп преобладает низкий и средний уровень сформированности коммуникативных умений. Это говорит о том, что необходимо развивать у учеников данные умения. В связи с этим, на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования нами были разработаны и реализованы занятия, направленные на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, принявших участие в нашем эксперименте.
Для формирующих занятий нами был разработан кружок окружающего мира, который мы проводили во внеурочное время. Всего было проведено 10 уроков с применением на них интерактивных технологий.
После проведения на формирующем этапе комплекса занятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста на основе интерактивных технологий, уровень сформированности коммуникативных умений у испытуемых ЭГ стал значительно выше. Что же касается учеников КГ, которые занимались по стандартной программе, то у них уровень сформированности коммуникативных умений практически не изменился. Это свидетельствует о том, что проведённые на формирующем этапе опытно-экспериментального исследования занятия, являются достаточно эффективными и оказали положительное влияние на формирование коммуникативных умений у учеников ЭГ.


1. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности. Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Просвещение, 2017. - 149 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. М.: Просвещение, 2021. - 375 с.
3. Астахов, А.П. Новейший психолого-педагогический словарь. Минск: Современная школа, 2018. - 927 с.
4. Байтматов, М.С. Учебная дискуссия как средство формирования культуры дилогического взаимодействия младших школьников. Волгоград, 2020. - 150 с.
5. Батаршев, А.В. Организационные и коммуникативные качества личности. М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 189 с.
6. Бодалев, А.А. Психология общения. М.: Изд. центр «Академия», 2019. - 176 с.
7. Ветошкина, Т.А., Шнайдер Н.В. Активные и интерактивные методы обучения: метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2017. - 182 с.
8. Витковская, И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2020. - 96 с.
9. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины. М.: Просвещение, 2021. - 538 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2004. - 432 с.
12. Григорьева, Д.Р., Шамсутдинова Р.Р. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе. М.: Просвещение, 2021. - 118 с.
13. Гришанова И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников. М.: Просвещение, 2017. - 106 с.
14. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2020. - 288 с.
15. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2019. - 130 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ