Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №120487

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы86
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава I. Теоретические основы разработки проблемы развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 8
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития лидерских качеств 8
1.2. Возрастные особенности развития лидерских качеств у младших школьников 15
1.3 Внеурочная деятельность как средство развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 20
Глава II. Экспериментальное исследование развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности 32
2.1 Диагностика лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 32
2.2 Содержание и организация работы по развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности 44
2.3 Оценка эффективности содержания работы по развитию лидерских качеств у детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности 58
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 74
Приложение Б Бланк высказываний диагностической методики 1 76
Приложение В Бланк ответов диагностической методики 1 77
Приложение Г Количественные результаты определения уровня развития организационных и коммуникативных лидерских качеств 78
Приложение Д Опросник и бланк ответов «Самооценка лидерства» 80
Приложение Е Количественные результаты определения уровня проявления лидерства в совместной деятельности 81
Приложение Ж Количественные результаты определения уровня развития самооценки 83
Приложение З Результаты исследования уровня лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 85

В условиях развития современного общества в России и установлении рыночной экономики, чтобы стать успешным человеком необходимо быть конкурентоспособным, предугадывать происходящие события, точно на них реагировать, качественно выполнять действия и принимать взвешенные решения. Такими качествами может обладать личность разносторонне развитая, активная. Развитие лидерских качеств необходимо начинать в младшем школьном возрасте. По мнению современных педагогов и психологов именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, самому себе и разнообразным видам деятельности.
Ввиду этого, современные педагоги начального образования должны ориентироваться на личностно-ориентированное образование, где ребенок - это субъект педагогического процесса. А действия педагога направлены на создание условий для его гармоничного интеллектуального, эмоционального, физического и социального развития личности ребенка.
Для осуществления эффективного поиска путей и средств, которые будут способствовать становлению активной личности, исключительно важно изучать процессы развития лидерских возможностей детей и механизмов их проявления в окружающей среде. Для того чтобы ребёнок занимал лидирующие позиции сейчас и во взрослой жизни ему необходимо иметь высокий уровень социального, психологического, интеллектуального развития. Это поможет наиболее полно реализовать свои возможности во всех сферах жизнедеятельности.
Лидерские качества присущи не каждому индивиду. Лишь немногие способны занимать лидерские позиции, организовывать работу людей и управлять этой работой. В связи с этим лидерские качества являются важным компонентом формирования личности. Это позволяет младшему школьнику развиваться как личность и достичь значимых результатов, чтобы в будущем его деятельность способствовала решению проблем общества. (Т.В. Бендас, О.В. Евтихов, И.Н. Логвинов, А. Менегетти, Б.Д. Парыгин, Л.И. Уманский)
В настоящее время наличие лидерских качеств младших школьников является одним из механизмов разрешения противоречия между потребностью ребенка самореализоваться и возможностью осуществления данного процесса. Ребенок младшего школьного возраста, который имеет качества лидера, занимает определенные позиции в коллективе и имеет возможность реализовываться в различных видах деятельности в рамках образовательного пространства и за его пределами, а значит, он будет совершенствоваться как личность, что приведет к его развитию. (Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский, О.Б. Крушельницкая)
Структура современного школьного образования дает возможность эффективно решать это противоречие в рамках действующей образовательной системы. Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста результативнее происходит при выполнении работы в коллективе, чем индивидуально, так как дети ориентируются на окружение. Они имеют возможность сравнить качества присущие им с качествами ближайшего окружения.
Развитые лидерские качества можно считать залогом успешности ребенка в будущей жизни, так как их можно применить в любой сфере профессиональной деятельности.
Так, Н.Г. Мокшина считает, что «наличие лидерских качеств у ребенка позволяет ему уверенно себя чувствовать, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи, а также положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе».
Проанализировав современную научно-популярную литературу, мы можем сделать вывод о том, что вопрос формирования лидерских качеств детей младшего школьного возраста освящен недостаточно. При этом запросы общества на подготовку лидеров разных уровней управления останется актуальным на долгие годы развития цивилизации.
По мнению Г.В. Старковой: «Сегодня особенно остро стоит проблема поиска эффективных методов развития личности и формирования лидерских качеств социально активной молодёжи, воспитания потенциальных лидеров, быстро и целенаправленно интегрирующихся в социум, оперативно находящих новые пути решения общественных проблем.». (В.В. Архипов, Т.Е. Вежевич, И.В. Инякина, Н.Г. Мокшина, В.Б. Сбитнева, Г.В. Старкова)
Однако в социально-педагогической практике в настоящее время сложилось противоречие.
Противоречие: между необходимостью развития лидерских качеств, личности и недостаточным вниманием в теории и практике на развитие лидерских качеств у младших школьников.
Данное противоречие определяет актуальность выбранной мной темы исследования «Развитие лидерских качеств у младших школьников».
Проблема исследования: каковы потенциальные возможности использования внеурочной деятельности в развитии лидерских качеств у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: лидерские качества детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие у детей младшего школьного возраста лидерских качеств будет эффективным, если определена форма проведения занятий во внеурочной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста посредством тренинговых занятий.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать программу занятий по развитию лидерских качеств у младших школьников
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития лидерских качеств детей младшего школьного возраста;
2. Определить формы занятий и охарактеризовать их влияние на формирование лидерских качеств;
3. Обосновать выбор диагностического инструментария;
4. Разработать систему мероприятий, направленную на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста;
Методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов);
• эмпирические (беседы с детьми, анализ ситуаций; наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования).
База исследования: МБОУ «Лицей №19» г.о. Тольятти.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования проблемы развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста была изучена психолого-педагогическая литература; рассмотрены содержание, сущность и основные понятия лидерских качеств; характеристики младшего школьного возраста; изучены методы, формы и приемы развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности.
В процессе изучения данной проблемы сделаны следующие выводы:
1. В результате теоретического исследования было выявлено, что проблема развития у детей младшего школьного возраста лидерских качеств посредством внеурочной деятельности в системе начального образования является актуальной. Нами были изучены различные подходы к определению понятия «лидерские качества детей младшего школьного возраста».
2. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. В обследованной выборке преобладал низкий уровень развития лидерских качеств 60% детей в ЭГ, 50% в КГ и средний уровень развития лидерских качеств у 35% детей в ЭГ и КГ.
3. Развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности в системе начального образования проходило поэтапно и включало:
• разработку и реализацию комплексной программы начального образования для развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности;
• подбор и включение в программу упражнений для развития лидерских качеств;
• применение ролевых игр для повышения мотивации младших школьников в процессе реализации программы в системе начального образования по внеурочной деятельности.
Программа включала три этапа: мотивационный этап - 1 занятие «Знакомство с понятием лидер»; когнитивный этап включал 8 занятий - «Развитие лидерских качеств»; деятельностный этап - 1 занятие: «Подготовка к публичным выступлениям».
4. В результате проведенной работы по развитию у детей младшего школьного возраста лидерских качеств посредством внеурочной деятельности в системе начального образования произошли качественные изменения.
Полученные данные показывают, что количественные показатели уровней лидерских качеств изменились. Количество детей с низким уровнем развития лидерских качеств снизилось до 5%. Количество детей со средним уровнем развития лидерских качеств снизилось до 40%. Количество детей с высоким уровнем развития лидерских качеств повысилось до 55%.
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию у детей младшего школьного возраста лидерских качеств посредством внеурочной деятельности в системе начального образования. Следовательно, цель, задачи и гипотеза исследования нашли свое подтверждение. Тема является актуальной и требует дальнейшего изучения.


1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие. СПб.: Изд- во Михайлова В.А., 2008. 127 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 2009. 268 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 363 с.
4. Бакимова Э.Р. Проявления лидерства у современной молодежи. 2013 - №7. С 25-32.
5. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2006. 176 с. ISBN 5-469-01201-8.
6. Беспалов Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства // Научный журнал КубГАУ. - 2013. №8. С. 23-36.
7. Беспалов Д.В. Психологические особенности лидерства в профильных лагерях // Воспитательная работа в школе. - 2014. № 1. С. 114-122.
8. Возрастная и педагогическая психология. Академия, 2001. С. 121-130.
9. Галеева Н.С. Формирование организаторских способностей у школьников // Воспитание школьников. - 2008. № 3. С. 20-28.
10. Демяшина В.В. Лидерство и стили руководства / Материалы 7 международной студенческой электронной научной конференции, 2015. 56 с. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/430/3116
11. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации. Челябинск: АТОКСО, 2010. 112 с.
12. Долгова В.И. Формирование позитивной я - концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. - 2012. № 4 (24). С. 63-66.
13. Евтихов О.В. Сущностные характеристики лидерства как социально-психологического феномена // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. №1. С. 21-24.
14. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. - 2006. №5. С. 23-25.
15. Ефремов Д.А. Диагностика управленческих потенциалов и стилей руководства // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. - 2016. № 3. С. 23-30 . ISSN 2070-9005. 12.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ