Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения

Работа №81182

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения у младших школьников 6
1.1 Проблема формирования познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников в процессе обучения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Возрастные особенности логического мышления младшего школьника 12
1.3 Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения 22
Вывод по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Рабочая тетрадь по формированию познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников в процессе обучения 33
Вывод по 2 главе 36
Глава 3. Анализ результатов экспериментального изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у
младших школьников 38
3.1 Анализ результатов экспериментальной работы 38
Вывод по 3 главе 55
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения 68


Изменения, которые происходят в нашем обществе, требуют улучшения образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В настоящее время важно вооружить ребенка универсальными способами действий, которые в дальнейшем помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования приоритетной задачей становиться формирование у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сейчас начальное образование должно закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентаций на обобщённые способы действий. Главная роль отводится применению познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и определение целей. Перед учителями стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей результативного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
На основе системно-деятельностного подхода разработана концепция развития познавательных универсальных учебных действий. Данная концепция основывается на теоретических положениях Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающая основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Проблема исследования: каковы методы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения?
Исследования по данному вопросу позволяют выделить противоречие между социальной значимостью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения и недостаточной разработанностью методического инструментария по данному вопросу.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения для разработки и проверки результативности рабочей тетради по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.
Объект исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников посредством разработанной рабочей тетради.
Для достижения цели данной работы были выделены следующие задачи:
1) Теоретически обосновать проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить возрастные особенности логического мышления детей младшего школьного возраста.
3) Изучить деятельность учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.
4) Экспериментально изучить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
5) Разработать и апробировать рабочую тетрадь по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза: целенаправленное применение рабочей тетради, специфика которой является деление задач по типам, будет способствовать повышению результативности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.
Методы исследования:
-теоретические: анализ, синтез психолого-педагогической литературы;
-методы эмпирического исследования: формирующий эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: в работе проведен анализ разных учебно-методических комплексов по критерию представленных в них заданий направленных на формирование логических универсальных учебных действий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рабочей тетради по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения, которая в дальнейшем может использоваться учителями начальных классов.
База исследования: МБОУ «Гимназия №10 г. Челябинска», филиал «МАОУ СОШ № 15 г. Челябинска», МАОУ СОШ № 147 г. Челябинска.
Выборка: 90 испытуемых в возрасте от 7 до 8 лет, из них 43 девочки и 47 мальчиков.
Структура: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Главной задачей, согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, является становление формирования у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий.
Уже сейчас начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка, то есть систему учебных и познавательных мотивов, умения сохранять, принимать, планировать, реализовывать учебные цели контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с приобретением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Значимая роль отводится использованию познавательных задач. Под познавательными задачами понимается: осмысление явления, формулировка цели [5, с.36].
Целью исследования являлось: теоретически обосновать проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения для проверки результативности рабочей тетради по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.
Для достижения цели данной работы нами были выделены следующие задачи:
1) Теоретически обосновать проблему формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить возрастные особенности логического мышления детей младшего школьного возраста.
3) Изучить деятельность учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения.
4) Экспериментально изучить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
5) Разработать и апробировать рабочую тетрадь по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап (май 2016 г.): выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Формирующий этап (сентябрь - апрель 2016-2017 учебного года): внедрение рабочей тетради «Решаю сам» для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Контрольный этап (май 2017 г.): выявление изменений, произошедших в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Исследовательская работа осуществлялась на базе:
- 1 «Б» МБОУ «Гимназия №10 г. Челябинска» - экспериментальная группа 1 (ЭГ-1), обучающаяся по УМК «Начальная школа 21 века».
- 1 «А» МАОУ «СОШ №147» г. Челябинска - экспериментальная группа 2 (ЭГ-2), обучающаяся по УМК « Перспективная начальная школа».
- 1-3 Филиал « МАОУ СОШ №15 г.Челябинска» - контрольная группа 1 (КГ-1), обучающаяся по УМК «Школа России».
В выборку вошли учащиеся, которые обучались по разным учебно - методическим комплексам.
Для изучения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в исследовании были использованы: задание «Отсутствующая буква», тест «Найди несколько различий», методика «Выделение существенных признаков».
Анализируя данные, полученные в ходе исследования, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся ЭГ -1 и ЭГ-2 увеличился. Результаты КГ-1 также увеличились, но незначительно.
По результатам экспериментальной работы, мы можем сделать вывод о том, что применение рабочей тетради в процессе обучения способствует повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Таким образом, гипотеза подтвердилась, цели достигнуты, задачи решены.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов./ Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 672 с.
2. Альманах психологических тестов [Текст]. - М.: КСП, 2003. - 397с.
3. Аменицкий, Н.Н. Забавная арифметика: пособие для учащихся начальной школы/ Н.Н. Аменицкий, И.П.Сахаров. - Санкт-Петербург.: Лань - 2009. - 130с.
4. Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения [Текст]/ учеб.-метод.
пособие/ Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 104 с.
5. Асмолов, А.Г., Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли [Текст]. / А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова. - М.:
Просвещение, 2010. - 159 с.
6. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
7. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р.
Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.:
Совершенство, 2006г. - 352 с.
8. Болотова, А.И. Использование рабочей тетради при обучении математике младших школьников [Текст]/ А.И. Болотова, // Современные научные исследования и инновации / А.И. Болотова. - Москва, - 2012. Выпуск № 2 - 5с.
9. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст]: /А.В. Брушлинский - М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭК, 1996. - 392 с.
10. Вагурина, Л.Н. Я начинаю учиться: Вып. 2. Логическое мышление. /Вагурина Л.Н., Кряжева А.В. - М.: Линор, 2006. - 145с.
11. Вахновецкий, Б.А. Логическая математика для младших школьников / Б.А. Вахновецкий. - М.: Новый учебник, 2014. - 45 с.
12. Волина, В.В. Занимательная математика для детей/ В.В. Волина. - Санкт- Петербург.: изд. Виктория, 2006. - 170с.
13. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практич. пособие/ Б.С. Волков, Н.В. Волков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
14. Волчегорская, Е. Ю., Савчук А. А. Формирование познавательных метапредметных результатов у младших школьников [Текст] // Проблемы современного образования: мат-лы IV международной научно-практической конференции 10-11 сентября 2013 года. - Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - № 37.
15. Воровщиков, С.Г. Логические пятиминутки как инструмент развития учебно-логических умений учащихся начальных классов [Текст] / С.Г. Воровщиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2013-№6. - С.41¬48.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
17. Гин, С.И. Мир логики / С.И. Гин. - Издательство: М.: Вита-Пресс, 2003г. — 144с.
18. Гончарова, М.А. Учись размышлять: развитие у детей математических представлений, воображения и мышления: Пособия для начальных классов/ М.А. Гончарова, Е.Э. Кочурова, А.М. Пышкало; Под ред. А.М. Пышкало.- М.: Антал, 2000. - 112с.
19. Григорьева, Г.И. Логика в начальной школе [Текст]: Факультатив. курс во 2 кл. / Г.И. Григорьева. - Волгоград.: Учитель-АСТ, 2002. - 112 с.
20. Дементьева, Л.С. В мире занимательной математики 4 класс / Л.С. Дементьева. - изд. Учитель. - Волгоград, 2011. - 82с.
21. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст]: / Д.С. Елисеева// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013. - 91-94 с.
22. Ефремов, О.Ю. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов/ О.Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.
23. Жигалкина, Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: пособие для учителя / Т.К. Жигалкина. - М.: Просвещение, 2007. - 75 с.
24. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. /Зак А.З. М.: Просвещение, Владос, 1994. - 254с.
25. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]:/
О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - 3-е изд. -
Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 569 с.
26. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций/ Е.Н. Каменская. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251 с.
27. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст]: /О.А. Карабанова// Управление начальной школой. 2009. № 12. - 9 - 11 с.
28. Карпова, М.В. Работаем над развитием мышления школьников/ М.Карпова// Сельская школа.- 2006.- №2.- Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления/ Коротенко Г.А.// Нач.шк.- 2006.- №9 - 28 -34с.
29. Керова, Г.В. Нестандартные задачи 1-4 классы/ Г.В. Керова. - М., ВАКО, 2010. - 240 с.
30. Коджаспирова, Г.М. Познавательные УУД как средство развития
логического мышления [Текст]: пособие для студентов высших и средних педагогических заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.:
Издательский центр "Академия", 2013. - 86с.
31. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника/ Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии // под ред. О.В. Кузьменковой. - Оренбург: ОГПУ, 2005. - 240 с.
32. Куприенко, В.В. Учение с увлечением. Сборник развивающих задач по математике для 2—го класса с методическими рекомендациями и ответами. — 2014. — 103с.
33. Курбатов, В.И. Как развить свое логическое мышление. /Курбатов В. И. - РостовнаДону: Феникс, 2007. - 169с.
34. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования
универсальных учебных действий у обучающихся [Текст]/ В.Б. Лебединцев // Управление начальной школой. - 2012. - 33-45 с.
35. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер - М., 1999. - 80 с.
36. Липина, И.А. Развитие логического мышления на уроках математики / Липина И. // Начальная школа. - 2009. - № 8. - 10-14 с.
37. Марикова, Ю. С. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы [Текст]/ Ю.С. Марикова // Молодой ученый. — 2015. - №13. - с. 660-663.
38. Матюхина, М.В., Возрастная и педагогическая психология./ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2004.-256с.
39. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 392с.
40. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Тескт]/ Н.В. Медведева // журнал «Начальная школа плюс До и После». - 2011. - 10 с.
41. Мельникова, Т.А. Математика. Развитие логического мышления 1-4 классы: комплекс упражнений и задач/ Т.А. Мельникова. - Волгоград: Учитель, 2014 г. - 131 с.
42. Меркулова, Т.В. Чему учить и как учить? /Т.В. Меркулова// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №5. - 45-53с.
43. Мещерякова, Л.М. Формирование универсальных учебных действий:
система дидактических заданий/ Л.М. Мещерякова,
М.М. Шалашова, П.А. Оржековский. - М., 2013. - 9-12 с.
44. Мишакина Т.Л., Новикова С.Н Формируем универсальные учебные действия на уроках математики 2 класс / — М.: Ювента, 2013. - 48с.
45. Молодцова, Н.Г. Дидактический материал по математике «Смекалочка»/ Н.Г. Молодцова. - Н.Новгород, 2007. - 101 с.
46. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития/ В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
47. Орлова, Е.В. Как эффективно развивать логическое мышление
младших школьников [Текст]/ Е.В. Орлова,
С.И. Воровщиков, Н.Е. Каюда. - М.: Знания, 2008. - 33 с.
48. Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся /Н.В. Осипова // Управление начальной школой. - 2010. - 11 с.
49. Осмоловская, И.М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст]/ И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова//Начальная школа. - 2012. - 6-13 с.
50. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] /В.В. Павлова // журнал «Начальная школа». - М., 2011 - №4. - 23 с.
51. Первушина, О.Н. Общая психология: Методические рекомендации/ О.Н. Первушина. - М.: Вектор, 2003. - 210 с.
52. Песняева, Н.А. Учебный диалог - средство формирования УУД младших школьников/Н.А. Песняева //Управление начальной школой. - 2011. - №7. - 5-9 с.
53. Петерсон, Л.Г. Математика. 1-4 класс / Л.Г. Петерсон. - Издательство.: «Ювента», 2015.
54. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - № 5. - 34-39с.
55. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 2005. - 374 с.
56. Побединская, И.В. Развитие алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся в начальном звене /И.В. Побединская // Начальная школа. - 2005. - № 4. - 110-116 с.
57. Подсвирова, С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами математических упражнений [Текст] / С.П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №5. - 74¬81с.
58. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников [Текст]/С.Ю. Прохорова //Управление начальной школой. - 2013. - №8. - 36-43с.
59. Рудницкая, В.Н. Начальная школа XXI века. Математика. Учебник 2 класс (2 части)/ В.Н. Рудницкая. - М., Вента-Граф, 2010.
60. Саркисова, И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД/ И.И. Саркисова // Справочник заместителя директора школы. - 2012.- №3. - 12 с.
61. Степанов П.В. Воспитание в новом стандарте начального общего образования [Текст]: пособие для учителей/ П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - С.4-20.
62. Строганова, Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе [Текст]: учеб.-метод. пособие. Вып. 2/ Л.В. Строганова. - М.: Центр пед. образования, 2007. - 72 с.
63. Тигранова, Л.И. Гимнастика для ума./ Л.И. Тигранова, И.Г. Никольская. - М.: Издательство Экзамен, 2013. - 239 с.
64. Тихомирова, Л.Ф Упражнения на каждый день: логика для школьников/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2011. - 62 с.
65. Труднев, В.П. Считай, смекай, отгадывай: пособие для учащихся начальной школы/ В.П. Труднев. - Санкт-Петербург.: Лань, 2001 - 128с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения).
67. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273- ФЗ
68. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]/ Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2006. - 354 с.
69. Чекин, А.Л. Математика. Методическое пособие [Текст]/ А.Л. Чекин. - М.: Академкнига/ Учебник, 2006. - 251 с.
70. Шевченко, С.Д. Как научить каждого / С.Д. Шевченко. - М.:
Просвещение, 2008. - 174 с.
71. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения [Текст]: пособие для студентов педагогических вузов/ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: издательский центр "Союз", 2009. - 153-157с.
72. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании
универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе [Текст] / Т.С. Ячменникова // Муниципальное образование. - 2011. - №12. - С.25-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ