Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Работа №111785

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действия у младших школьников
1.1 Понятие «познавательные универсальные учебные действия» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий у младших школьников 15
Вывод по первой главе 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 22
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников 22
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по математике, направленного
на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 30
2.3 Анализ результатов формирования познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников 36
Вывод по второй главе 42
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения


В современном мире создаются всё новые информационные технологии, которые меняют жизнь людей.
В наше время мы представляем современного ученика как грамотную и всесторонне развитую личность, которая способна принимать правильные и быстрые решения на поставленные перед ним задачи, а также брать на себя ответственность.
Данная проблема является основной для социальной политики государства, решить которую может только образование.
Ученик должен осознавать для чего он ходит в школу, для чего ему необходимо прикладывать все усилия в процесс образования - для того, чтобы его активизация познавательной деятельности постепенно росла.
Ученик вливается в социальную сферу, его личность начинает сформировываться, он впитывает всё новую информацию, тем самым всесторонне развиваясь.
Самый сложный этап в жизни ребёнка это переход из детского сада в школу. Ребёнок адаптируется, учится самостоятельности, общаться со сверстниками, со взрослыми. Именно в этом возрасте ребёнок впитывает всё как губка и лучше сформировываются познавательные универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия являются обобщёнными, благодаря им у ученика появляется мотивация к учению и освоение различной предметной области познания.
Младшие школьники должны уметь самостоятельно управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, должны ориентироваться в теоретической части познания, уметь ориентироваться в ситуациях, развивать свою логику, мышление, воображения и всех остальных познавательных процессов. Неотъемлемой частью является коммуникативность, благодаря умению формулировать вопросы, и познавательные навыки.
Большую роль в умственном, творческом воспитании и в развитии интеллекта младшего школьника играет формирование познавательных универсальных учебных действий. Воспитание и развитие познавательных учебных действий является основой для совершенствования всех остальных видов универсальных учебных действий.
Теоретической основой обоснования формирования универсальных учебных действий является системно-деятельностный культурно-исторический подход, который базируются на положениях научной школы, раскрыты психологические условия и механизмы процесса усвоения новых знаний младшими школьниками Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
На основе этого была создана классификация универсальных учебных действий А. Г. Асмолова, Л. П. Доблаев считает главным для формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов и и др.
То есть результат формирования познавательных универсальных учебных действий зависит от работы учителя и самого учащегося. Для более эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий необходимо правильно организовывать процесс обучения, благодаря этому, ученики весьма быстро приобретут знания, умения и навыки - именно это доказывали известные исследователи.
Именно познавательные универсальные учебные действия, которые включают в себя общеучебные действия, логические действия и постановка и решения проблем готовят учеников к правильному и быстрому решение поставленных задач.
Исходя из вышесказанного, вытекают противоречия между потребностью общества в современных учениках и недостаточностью сформированности уровня познавательных универсальных учебных действий.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников?
Цель исследования: проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников будет проходить более эффективно, если:
-разработать показатели, уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий;
-разработать и внедрить комплекс уроков по математике, направленный на формирование познавательных универсальных учебных действий;
-создать благоприятный климат для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
2) выявить показатели и уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий;
3) разработать и внедрить комплекс уроков по математике направленный на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
4) проанализировать и обобщить полученные результаты исследования.
Методы исследования: теоретические методы: изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников; эмпирические методы: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных.
Новизна исследования: разработаны и внедрены различные педагогические методы и приёмы, специальных заданий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №59 имени Г. К. Жукова» (МБУ «Школа №59»).
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение бакалаврской работы подведем итоги, опираясь на проведённую работу по теме формирование познавательных УУД у младших школьников.
После проведённого анализа психолого-педагогической литературы мы выделили показатели формирования познавательных УУД.
Одной из сложных противоречивых проблем современной педагогической науки является проблема эффективного формирования познавательных УУД.
Данная проблема отражает потребность социума, которая выражена в образовательном заказе, ученики должны быть способны к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте эффективно формируются все УУД, особенно включая познавательные, так как у ребёнка развиваются все познавательные и психические процессы, педагог должен также помнить об возрастных особенностях младших школьников.
В ходе теоретического и экспериментального исследования в бакалаврской работе были решены все поставленные задачи.
В основу бакалаврской работы положена классификация универсальных учебных действий А. Г. Асмолова, предложенная разработчиками ФГОС НОО второго поколения.
Одним из эффективных способов формирования познавательных УУД является включение в работу специальной системы заданий, в нашем случае нестандартных логических задач, повышающих познавательный интерес младших школьников на уроках математики, обладающее значительным воспитательным потенциалом, создающее зону ближайшего развития для всех учащихся.
Таким образом, вся наша исследовательская работа создавалась на основе гипотезы, согласно которой процесс формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики будет проходить эффективно, если систематически и регулярно проводить работу по формированию познавательных УУД.
На констатирующем этапе мы пришли к выводу о том, что большинство детей находятся на среднем и низких уровнях, что показала необходимость проведения формирующего этапа. На контрольном этапе мы получили результаты выше, чем на констатирующем, что говорит о том, что проведённый нами комплекс уроков по математике, направленный на формирование познавательных УУД, эффективен.
Эффективность реализации проверялась на всех этапах исследовательской работы. Сопоставляя результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать следующий вывод, что данный учебный предмет, как математика оказывает положительный результат на формирование познавательных УУД у младших школьников.
Гипотеза данного исследования подтверждена. Формирование познавательных УУД в процессе обучения математике в начальной школе будет происходить эффективнее, если:
-разработать показатели, уровни формирования познавательных универсальных учебных действий;
-разработать и внедрить комплекс уроков по математике, направленный формирование познавательных универсальных учебных действий;
-создать благоприятный климат для формирования познавательных универсальных учебных действий.



1. Бархаев Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. СПб: Питер, 2009. 444 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие. /Н. В.Бордовская, А.А.Реан. СПб: Питер, 2008. 299 с.
3. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Академия, 2010. 338 с.
4. Воровщиков С. Г. Деятельностный компонент метапредметного
содержания образования: универсальные учебные действия или
общеучебные умения / European Social Science Journal, № 6-2 (45). М: АНО «Международный исследовательский институт», 2014. 86 с.
5. Выготский Л. С. Собр. соч. М, 1984. Т. 4, 433 с.
6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М, 1985, 45 с.
7. Гилядов С. Р. Универсальные учебные действия: два подхода к определению состава и структуры / Педагогическое образование и наука, № 5, 2014. 71-75 с.
8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М, 1996, 544 с.
9. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. Математика. 3 класс. Ч-2. М: «БАЛАСС», 2013. 96 с.
10. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблема ее понимания. М: Педагогика, 1982. 176 с.
11. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. 2001. №6. 52 - 54 с.
12. Елисеева Д. С. Познавательные универсальные учебные действия
младшего школьника как педагогический феномен // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки. 2014. №4. 16-26 с.
13. Зуев Д. Д. Школьный учебник. М: Педагогика, 1983. 240 с.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: 2-е издание. М: Питер, 2016. 784 с.
15. Истратова, О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 375 с.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В.
Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. М: Просвещение, 2011. 152 с.
17. Калашникова Н. Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков /Н.Г. Калашникова-Волгоград: Учитель, 2013, 90 с.
18. Керова Г. В. Нестандартные задачи по математике 1 - 4 классы. М: ВАКО, 2008. 237с.
19. Комплекс технологий как средство формирования УУД / Начальная школа. № 8, 2013. 73 с.
20. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2005. 940 с.
21. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 240 с.
22. Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. СПб: «Лань», «Мик», 1996. 125 с.
23. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника М: «Просвещение», 1977. 224 с.
24. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. М: Просвещение, 1984. 256с.
25. Моисеева М.Г., Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе / журнал «Начальная школа», 2012, №5, 44с.
26. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
27. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Кн. 1. Основы общей психологии: учеб. для студентов выс. пед. учебных заведений. М: Владос, 2013. 687 с.
28. О классификации универсальных учебных действий // Народное образование, № 8, 2015. 117-120 с.
29. Осмоловская И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. 2012. № 10. 6 с.
30. Панасюк А. Ю. Что у него в подсознании? 12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника. «Дело». 1999. 55 с.
31. Петерсон Л. Г. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться / Л.Г. Петерсон. М, 2009, 42 с.
32. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М: Просвещение, 2011. 120 с.
33. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. М., 2006, 84 с.
34. Репкина Г. В. Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности. М. : Наука, 2014. 89 с.
35. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб: Речь, 2006. 320 с.
36. Секретарева Л.С. Место универсальных учебных действий в структуре основной образовательной программы начальной школы (на примере учебного предмета «Математика») / Л.С. Секретарева // журнал «Учитель» - 2012, № 11, 91 с.
37. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах: сб. методических задач. Ч. 1. Методика развития речи младших школьников / М. С. Соловейчик. М: Линка-Пресс, 1994. 80 с.
38. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2010. 251 с.
39. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. М: Просвещение, 2011. 159 с.
40. Чистякова Н. Н. Формирование познавательных УУД (сравнение и классификация) на уроках обучения грамоте в УМК «Диалог» / Г ерценовские чтения. Начальное образование. Т. 4, № 2. СПб: ООО «ВВМ», 2013. 317- 322 с.
41. Шарапова Н.В. Использование средств информационных технологий. М: Молодой ученый, 2016. 771с.
42. Щеулова Е. А., Митичева Т. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2017. №1. 425-428 с.
43. https:ZZstudfiles.net/previewZ4190528
44. https://voinka.educrimea.ru/uploads/5000/20488/section/352527/Metodika_Ko dirovanie.pdf?1497793974224


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ