Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого компонента инновационного мышления младших школьников посредством ТРИЗ - технологии

Работа №118935

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
73
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития инновационного мышления младших школьников 9
1.1 Развитие инновационного мышления у детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 ТРИЗ-технология и ее роль в развитии творческого компонента инновационного мышления младших школьников 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого компонента инновационного мышления младших школьников 30
2.1 Диагностика уровней развития творческого компонента инновационного мышления младших школьников 30
2.2 Разработка и практическая реализация комплекса заданий по предмету «Окружающий мир», направленного на развитие творческого компонента инновационного мышления младших школьников 38
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования по развитию творческого компонента инновационного мышления младших школьников 48
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Тест креативности Э.П. Торранса «Закончи рисунок» 62
Приложение Б Тест дивергентного мышления Вильямса 63
Приложение В Экспресс-метод Д. Джонсона 66
Приложение Г Методика «Придумай игру» Е. А. Панько 67
Приложение Д Результаты констатирующего этапа эксперимента 68
Приложение Е Модель составления загадки А.А. Нестеренко 69
Приложение Ж Результаты контрольного этапа эксперимента 69

Мы живем в мире, который беспрерывно развивается и прогрессирует, все чаще с экранов телевизоров, из источников СМИ современный человек слышит об изменениях, об инновациях, внедряемых государством в разных областях деятельности, будь то производство, общественная жизнь, наука, медицина, образование. В изменяющемся мире человек должен жить и действовать по-новому (инновационно).
Инновационная деятельность, как деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению различных инноваций, требует от человека и особенного типа мышления. В связи с этим перед современной системой образования ставится задача воспитать личность, готовую к изменениям, способную инновационно мыслить и действовать. Активно развиваются и внедряются в образовательный процесс новые технологии, сухая информация без ее глубокого осмысления и применения на практике не имеет ценности в стремительно меняющихся реалиях. Это заложило предпосылки для стандартизации образования на федеральном уровне, по требованиям ФГОС на сегодняшний день в учебно-воспитательном процессе значение имеют не просто предметные знания, а умение творчески переосмыслять, интерпретировать и применять полученную информацию, как в учебном процессе, так и в жизни [42].
В связи с этим правительством нашей страны с целью ее развития и модернизации в инновационном направлении 8 мая 2013 года была утверждена концепция федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» сроком на 2014-2020 годы [15]. Ответственность за развитие инноваций в образовательном процессе лежит на плечах научных сотрудников и педагогических кадров страны, поскольку именно они закладывают основы воспитания, обучения, развития и формирования личности подрастающих поколений.
Итак, для рождения инновации необходимо и мыслить инновационно. Человек, мыслящий стандартно и стереотипно, не способен генерировать новые, глубокие и эффективные идеи. Человек в наше время должен уметь мыслить нешаблонно и уметь адаптироваться к любым изменениям, а значит должен иметь «инновационное мышление», которое является основой и базисом любой проведенной и внедренной инновации.
Инновационное мышление по определению В.П. Делия - это «развивающее мышление, приводящее к новым результатам, способность личности обладать системным творчеством» [10]. Проблемами изучения инновационного мышления и его компонентов занимались следующие ученые: П.Ф. Друкер, В.П. Делия, Б.Г. Лаврентьев, В.К. Лукашевич, А.В. Хуторской, В.П. Чернолес. Обязательными компонентами инновационного мышления, по мнению П.П. Усольцева и Т.Н. Шамало, являются следующие: творческий, научно-теоретический, социально-позитивный, конструктивный, преобразующий и прагматичный [38].
Солодухина О.В. определяет «инновационное мышление» как разумный компромисс между творческим и логическим подходами. Для генерации оригинальных идей необходимо творческое мышление и воображение, в свою очередь логическое и рациональное мышление позволяет классифицировать, отбирать, организовывать и применять данные идеи [35].
Как уже было отмечено ранее, П.П. Усольцевым и Т.Н. Шамало были выделены компоненты инновационного мышления, первый из которых - творческий [38]. Ю.П. Саламатов выделяя базис инновационного мышления утверждал, что все компоненты базируются на творческом потенциале мышления как способности к созданию инноваций [30].
Творческий компонент инновационного мышления (творческое мышление) выделяется в структуре инновационного мышления многими авторами. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что творческий компонент инновационного мышления является ключевым, поскольку инновационное мышление имеет практическую направленность, а умение творчески мыслить в свою очередь всегда приводит к субъективно новым результатам [38].
Для развития инновационного мышления младших школьников с достаточной эффективностью можно использовать элементы ТРИЗ- технологии в учебном процессе [39]. Эффективность отдельных приемов ТРИЗ была доказана в ряде работ по применению ТРИЗ в педагогике. Например, в работах Е.И. Гвоздиковой доказана эффективность применения приемов ТРИЗ-технологии для развития творческой стороны мышления на уроках русского языка [7]. В экспериментальной работе В. А. Ширяевой была доказана эффективность применения теории решения изобретательских задач для развития системно-логического мышления [45]. Также в трудах Г. В. Тереховой описаны возможности применения элементов ТРИЗ -технологии для развития креативности школьников [37].
Теория решения изобретательских задач - современная образовательная технология, разработанная Г.С. Альтшуллером [4]. Она описана Г.К. Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческого мышления личности [32]. Данная технология представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого инновационного мышления, формирования творческой личности, позволяет самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.
Области применения ТРИЗ в наше время весьма широки, мы считаем, что с достаточной эффективностью приемы данной теории можно использовать в образовательной деятельности для развития творческого компонента инновационного мышления. Эффективность некоторых приемов ТРИЗ-технологии в педагогике была доказана в ряде экспериментальных работ: Утёмова В.В., Тереховой Г.В. , Ширяевой В.А. и др. Опираясь на опыт этих педагогов, можно предположить, что использование приемов ТРИЗ- технологии на уроках будет способствовать развитию творческого компонента инновационного мышления младших школьников.
Вследствие этого нами были сформулированы противоречия между:
• потребностью в развитии нового, нестандартного взгляда у подрастающих поколений на мир и отсутствием четкой структуры работы по развитию инновационного мышления у детей;
• необходимостью развивать инновационное мышление у младших школьников и недостаточностью использования методик на основе ТРИЗ- технологии;
• широким применением приемов ТРИЗ-технологии в учебном процессе и недостаточным использованием потенциала этой технологии на уроках окружающего мира.
Проблема: каковы возможности ТРИЗ-технологии для развития творческого компонента инновационного мышления младших школьников?
Цель исследования: разработать комплекс заданий для уроков окружающего мира с использованием приемов ТРИЗ -технологии, направленный на развитие творческого компонента инновационного мышления младших школьников и проверить его эффективность опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования является развитие творческого компонента инновационного мышления у детей младшего школьного возраста посредством ТРИЗ - технологии на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: развитие творческого компонента инновационного мышления у младших школьников будет более успешным, если:
• раскрыть сущность понятия «инновационное мышление» и его структуру, изучить особенности творческого компонента;
• выявить специфику и уровни развития творческого компонента инновационного мышления младших школьников;
• применить при развитии творческого компонента инновационного мышления младших школьников элементы ТРИЗ-технологии (фантазирование, Метод фокальных объектов, синквейн, синектика, мозговой штурм и др.)
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) разработать диагностический инструментарий и выявить уровни развития творческого компонента инновационного мышления у младших школьников;
3) разработать и реализовать в учебном процессе комплекс заданий на уроках окружающего мира с использованием приемов ТРИЗ - технологии, направленный на развитие творческого компонента инновационного мышления младших школьников;
4) проверить эффективность разработанного комплекса заданий и сделать выводы.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение.
• эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный),
• статистические: математическая и статистическая обработка данны.
База исследования: МБУ «Школа № 59» г.о. Тольятти.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы учителями начальной школы в образовательной деятельности для развития инновационного мышления младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 3 таблицы, список используемой литературы (46 источников), 7 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития инновационного мышления в наше время приобрела теоретическую и практическую значимость, что говорит об актуальности изучения данной темы в современной педагогике.
Анализируя мнения разных авторов, можно сделать вывод о том, что на данный момент не существует единого мнения и общепринятого определения понятия «инновационное мышления». Однако, творческий компонент инновационного мышления определяется многими исследователями как его основной компонент. Для практического изучения процесса развития творческого компонента ИМ у младших школьников было взято определение Ермаковой Ж.. Творческий компонент инновационного мышления (творческое мышление) определяется многими исследователями как креативное или дивергентное, характеризуется практической направленностью, отвечает за генерацию оригинальных идей, предполагает использование нового, эффективного, нестандартного способа решения давно существующей проблемы.
Для исследования уровней творческого компонента инновационного мышления у младших школьников были подобраны и использованы следующие диагностические методики: Тест креативности Э.П. Торранса «Неполные фигуры», тест дивергентного мышления Вильямса (модификация Е. Туник), экспресс-метод Д. Джонсона, методика “Четыре скрепки” О.И. Мотков, методика «Придумай игру» Е. А. Панько.
Исходя из данных, полученных на констатирующем этапе эксперимента в результате первичной диагностики творческого компонента инновационного мышления у младших школьников, была определена экспериментальная группа (3 «В» класс МБУ «Школа №59» г.о. Тольятти). Первичная диагностика позволила сделать вывод о том, что в данной группе, по сравнению с контрольной группой, процент детей с высоким уровнем творческого мышления ниже на 4%, процент детей со средним уровнем творческого мышления ниже на 8% и процент детей с низким уровнем творческого компонента инновационного мышления выше на 12%.
С целью развития творческого компонента инновационного мышления у младших школьников для экспериментальной группы нами был разработан и реализован в учебном процессе комплекс заданий на уроках окружающего мира с использованием приемов ТРИЗ-технологии, включающий в себя десять уроков и состоящий из трех блоков (вводный, основной, завершающий).
Вторичная диагностика на контрольном этапе эксперимента выявила, что процент детей с высоким уровнем развития творческого компонента инновационного мышления в экспериментальной группе повысился на 16% и оказался выше результата контрольной группы на 8%. Процент детей со средним уровнем развития творческого компонента ИМ повысился на 8% и оказался равен результату контрольной группы. Процент детей с низким уровнем развития творческого мышления понизился на 24% и оказался ниже результата контрольной группы на 8%.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую ранее гипотезу. Можно сделать вывод о том, что приемы и элементы ТРИЗ-технологии, соединенные в комплекс заданий, способствуют эффективному развитию творческого компонента инновационного мышления. Разработанные комплексы заданий, реализуемые на уроках окружающего мира доказали свою эффективность в развитии инновационного у мышления младших школьников, в частности его творческого компонента.


1. https: //arzamas. academy/materials/1499
2. Schumpeter J. A. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung / J. A. Schumpeter. Leipzig, 1985. S. 241.
3. Torrance E.P. The search for Satori and creativity / E.P. Torrance. New York, NY: Creative Education Foundation, 1979. S. 94.
4. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Г.С. Альтшуллер. М. : Просвещение, 2007. 23 с.
5. Бочко В. С. Интеграция науки и образования в системе формирования инновационного мышления / В. С. Бочко // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. № 3. С. 21.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. М : Издательство Московского психолого-социального института, 2003. 406 с.
7. Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка / Е.И. Гвоздикова // Эксперимент и инновации в школе. 2017. №5. С.67-69.
8. Гилфорд Дж. П. Три стороны интеллекта : Психология мышления / Дж. П. Гилфорд ; под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1971. 433 с.
9. Гин А. А. Фактор успеха / А. А. Гин, М. Баркан. М. : «ВИТА- пресс», 2018. 45 с.
10. Делия В. П. Инновационное мышление в XXI веке / В. П. Делия Москва: Де-По, 2011. 232 с.
11. Ермакова Ж.Е. Становление и развитие проблемы творческого мышления в отечественной и зарубежной науке / Ж.Е. Ермакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 78-85.
12. Зусман А.В. Воображайте! Школа креативного мышления / А.В Зусман, Б.Л Злотин. - М. : «ВИТА-пресс», 2015. -76 с.
13. Кларин М.В. Инструмент инновационного образования: трансформирующее обучение / М.В. Кларин // Педагогика: журнал. 2018. №3. С. 26 - 28.
14. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный)/ Г. М. Коджаспирова. М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.; Изд. центр «МарТ», 2017. 172 с.
15. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/pril/81/02/04/760 koncepciia.pdf
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ