Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты влияния средств физической культуры на морфофункциональные показатели организма младших школьников 7
1.1 Здоровье и факторы, его формирующие 7
1.2 Роль физической культуры в режиме дня школьников 10
1.3 Особенности физического развития детей младшего школьного возраста 14
Глава 2 Методы и организация исследования 19
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 23
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 25
3.1 Комплекс средств адаптивной физической культуры для коррекции нарушений осанки младших школьников 25
3.2 Обоснование методики дополнительных занятий физической культурой для младших школьников 34
Заключение 44
Список используемой литературы 45
Актуальность исследования. Хорошева Т.А. пишет: «охрана здоровья подрастающего поколения является важной государственной задачей. Практическая значимость проблемы здоровья детей и подростков в условиях современного образования не вызывает сомнений. Ухудшение здоровья школьников, наблюдающееся в последние годы (ухудшение психического и физического развития, рост общей заболеваемости и школьной патологии, омоложение ряда болезней и др.), требует особых мер по укреплению» [24].
Никифоров Г.С. пишет: «для успешного решения этой проблемы необходимо сформировать у школьников ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих его людей. Поскольку именно в школьном возрасте активно развиваются и формируются личностные ценности, закладывается фундамент здоровой личности. Поэтому одной из актуальных проблем является изучение и раскрытие вопроса формирования ценностного отношения школьников к собственному здоровью» [18].
В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики, направленными на укрепление здоровья будущего поколения и формирование здорового образа жизни, повышается роль совершенствования физического воспитания в учреждениях образования, создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психологического здоровья средствами физической культуры и спорта, формированию физической культуры личности с учетом его индивидуальных особенностей [2].
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс физических упражнений для дополнительных занятий физическим воспитанием для детей младшего школьного возраста.
Цель: изучение влияния дополнительных занятий по физическому воспитанию на морфофункциональные показатели младших школьников.
Задачи исследования:
1. Определить морфофункциональные показатели младших школьников 7-8 лет.
2. Разработать комплекс дополнительных занятий по физической культуре для младших школьников.
3. Оценить эффективность предложенного комплекса физических упражнений путем сопоставления морфофункциональных показателей младших школьников 7-8 лет в течение педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что внедрение в режим дня младших школьников дополнительных занятий по физической культуре и спорту окажет стимулирующее влияние на морфофункциональные показатели детей 7-8 лет.
В исследовании были использованы следующие методы:
• Анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.
• Оценка морфофункциональных показателей младших школьников.
• Педагогическое наблюдение.
• Педагогический эксперимент.
• Методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: труды отечественных учёных в области физиологии, физической культуры и спорта.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 82», г. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 школьников в возрасте 7-8 лет.
Педагогический эксперимент заключался в организации исследования с целью выяснения влияния дополнительных занятий по физической культуре на морфофункциональные показатели младших школьников.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в изучении и систематизации научной и учебно-методической литературы по вопросам влияния средств физической культуры на морфофункциональные показатели младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный комплекс дополнительных занятий физической культурой и спортом может быть рекомендован для работы учителей физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и содержит 16 рисунков, 5 таблиц. Основной текст работы представлен на 47 страницах.
В заключении представим основные результаты исследования и выводы.
Исследованы теоретико-методические особенности комплексного использования средств физической культуры на дополнительных занятиях для младших школьников. В рамках опытно-экспериментальной работы для участников ЭГ была разработана и апробирована методика дополнительных занятий по физической культуре вне учебного времени. Проведена оценка эффективности опытно-экспериментальной работы. Полученные результаты исследования позволили прийти к следующим выводам:
• Соматометрические показатели за время проведения исследования изменялись согласно возрастным нормам. Длина и масса тела увеличивалась у детей контрольной и экспериментальной групп пропорционально их возрасту. Достоверных отличий в приросте этих показателей двух исследуемых групп обнаружено не было.
• Функциональные показатели в контрольной группе достоверно не изменились за период исследования. У детей экспериментальной группы ЧСС имела тенденцию к урежению, что свидетельствует об экономизации работы сердечной мышцы. ЖЕЛ увеличилась на 260 мл у мальчиков и 180 мл у девочек, что значительно превышает
Таким образом, полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность опытно-экспериментальной работы.