Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №13640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1278
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности 7
1.1. Особенности формирования исследовательских умений в младшем школьном возрасте 7
1.2. Организация проектной деятельности младших школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию исследовательских умений младших школьников в процессе реализации творческих проектов 36
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности исследовательских умений младших школьников 36
2.2. Организация творческих проектов во внеурочной деятельности как условие формирования исследовательских умений младших школьников 42
2.3. Анализ экспериментальной работы по формированию исследовательских умений младших школьников 55
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения 71


В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни (Усанина, 2011, 13).
В Концепции модернизации общего образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально¬значимых качеств научного мировоззрения, чувства ответственности, организованности (Семенова, 2007). Изменения, произошедшие в последние годы в практике начального образования и диктуемые реализацией ФГОС не оставили без изменений ни одну сторону деятельности младшего школьника. Стандарт начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижения следующих целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка (Лобова, 2015). Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью (ФГОС НОО).
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу проектов положена идея о направленности учебно¬познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы (Палат, 2000).
Проекты позволяют сделать учёбу интересной, расширяет кругозор ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность в целом.
Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов.
Учитывая различные определения исследовательских умений (В.И. Андреева, И.А. Игошева, П.Ю. Романова, В.П. Ушачева и др.) и специфику профессиональной деятельности будущего учителя, мы определяем исследовательские умения как совокупность умственных и практических исследовательских действий, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретенных знаний и умений.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в процессе проектной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс организации проектной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности.
Гипотеза исследования - формирование исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
- если младшим школьникам будет интересна тема проекта;
- если у младших школьников будут сформированы навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выяснить степень ее теоретической разработанности.
2. Выявить методические основы использования проектной деятельности для формирования исследовательских умений.
3. Изучить опыт учителей по проблеме исследования.
4.Организовать и провести экспериментальную работу по формированию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы; тестирование, наблюдение, интервьюирование учеников; качественный и количественный анализ результатов.
База исследования: МБОУ «СОШ № 5 с УИОП г.Шебекино Белго¬родской области».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, цель, гипотеза, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются особенности формирования исследовательских умений в младшем школьном возрасте, организация проектной деятельности младших школьников, педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности.
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы: диагностика исследования уровня сформированности исследовательских умений младших школьников, организация творческих проектов во внеурочной деятельности как условие формирования исследовательских умений младших школьников, дан анализ экспериментальной работы по формированию исследовательских умений младших школьников
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 60 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе диагностики мы убедились, что формировать исследовательские умения необходимо с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Исследовательские умения эффективно формируются во внеурочной деятельности «Секреты русского языка».
Согласно новым стандартам, чтобы ребенок стал развитым и успешным, необходимо формировать в нем исследовательские умения.
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволяет нам сформулировать понятия исследовательских умений, навыков и проектной деятельности. Под общими исследовательскими умениями мы понимаем способность видеть перед собой проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, сравнивать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования, реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность основана на субъектном взаимодействии учителя и учащегося. Формирование у школьников исследовательских умений будет проходить в оптимальном режиме при следующем подходе учителя к организации учебно-исследовательской деятельности: необходимо побуждать ученика к самостоятельному определению предмета исследования, формулированию проблемы исследования; деятельность учащегося должна представлять активный процесс отражения действительности объекта исследования; учащемуся необходимо воспроизводить в своем учебном исследовании все процедуры реального научного исследования: поиск информации, преобразование найденной информации, творческое решение проблемы; учебно¬исследовательская деятельность учащимся должна строиться на основе принципов самодеятельности и самоуправления.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила возможность и необходимость использования метода проектов.
Мы пришли к выводу, что тщательно спланированная проектная деятельность способствует эффективному формированию исследовательских умений.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи. В ходе экспериментальной работы мы увидели, что на констатирующем этапе эксперимента большинство учащихся имели низкий уровень сформированности исследовательских умений, а на контрольном этапе результаты значительно улучшились. Большинство учащихся имели высокий уровень сформированности исследовательских умений. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Думаю, что проектная деятельность будет востребована в школе, так как она демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования исследовательских умений, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент ведущего способа познания и взаимодействия с миром.



1. Александрова, И.А. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования универсальных учебных действий / И. А. Александрова, Е. В. Зюзина, Г. М. Федорова, - Великий Новгород: Изд-во Журнал «Ментор №1», 2014.- 84 с.
2. Балабаева, Л.Г. Опыт формирования исследовательских умений младших школьников [Электронный ресурс]/ Интерактивное образование, электронная газета [Офиц. сайт]. URL: http://io.nios.ru/articles2/66/3/opyt-
formirovaniya-issledovatelskih-umeniy-mladshih-shkolnikov
3. Белых, С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. - М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. - 56 с.
4. Берестнева, Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы / Е.В. Берестнева // Начальная школа. - 2011. - №6. - С.15-18.
5. Богоявленская, Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская дея-тельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей - М., 2006. - С. 40 - 50.
6. Бондаренко, А.И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе / А.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: До и После. - 2004. - №5. - С.80-85.
7. Громова, Г.С. Возможности проектного обучения в подготовке будущего педагога / Г.С. Громова // Начальная школа плюс: До и После. - 2007. - №5. - С.24-27.
8. Коваленко, О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников / О.А. Коваленко// Начальная школа плюс: До и После. -2011. - № 2.- С. 1-5.
9. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов / М.В. Дубова. - М.: БАЛЛАС, 2008. - 204 с.
10. Дубова, Н.В. Как рождается проект / Н.В. Дубова // Начальная школа. -2012. - №11. - С.63-67.
11. Ванциян, А.Г., Нечаева Н.В. реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В. Занкова / А.Г. Ванциян, Н.В. Нечаева. - Самара: «Федоров», 2010. - 224с.
12. Воронцов, А.В. Проектные задачи в начальной школе. Методика. Стандарты II поколения 2010 / А.В. Воронцов, А.В. Заславский. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
13. Глебов, Л. С. Педагогический энциклопедический словарь / Л. С. Глебов и др// Большая российская энциклопедия. - М. 2008.- с 528
14. Зимняя, И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности /И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова.- Ижевск, 2001.
15. Ивашова, О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. - СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. - 385с.
16. .Иванова, О.В. Исследовательская деятельность младших школьников / О. В.Иванова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. - С. 17-18.
17. Ильиных, Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников / Л. М. Ильиных // Начальная школа Плюс До и После. - 2007. - № 9. - С. 19-22.
18. Каленчук, М.Л. Русский язык: 4 кл.: Учебник: В 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. - М. : Академкнига, 2008. - Ч. 1. - 176 с.
19. Каленчук, М. Л. Русский язык : 3 кл. : Учебник : В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская. - М. : Академкнига, 2013. - Ч. 1. - 160с.
20. Каленчук, М. Л. Русский язык : 3 кл. : Учебник : В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А . Чуракова, О.В. Малаховская. - М. : Академкнига, 2013. - Ч. 2. - 192 с.
21. Каленчук, М. Л. Русский язык : 3 кл. : Учебник : В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А . Чуракова, О.В. Малаховская. - М. : Академкнига, 2013. - Ч. 3. - 192 с.
22. Качановская, Н.В. Организация исследовательской работы учащихся по русскому языку [Электронный ресурс] //Инфоурок [Офиц. сайт]. URL:
http://infourok.ru/organizaciya_issledovatelskoy_deyatelnosti_uchaschihsya.-543238.htm
23. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева.- Минск, 2003, с.72
24. Корышева, Г. В. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // Педсовет [Офиц. сайт].
25. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова- Сибирская. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
26. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Н.А. Краля; под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 159 с.
27. Кутявина, Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе / Н.Н. Кутявина // Начальная школа. - 2010. - №10. -С.42-46.
28. Леонтович, А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович.-Москва, 2003. -210 с.
29. Лобова, И.А. Развитие у младших школьников исследовательских навыков [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования пБрог1а1.ги [Офиц. сайт].
30. Маркарьян, В.Г. Метод проектов и его место в образовательном процессе / В.Г. Маркарьян.-Краснодар.: журнал «Наша новая школа: инновации сегодня, традиции — завтра».-2009.-№1.- с.115
31. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Матяш,
B. Д. Симоненко. - Москва: Вентана - Граф, 2004. - 105 с.
32. Обухов, А.С. Методика исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук/ А.С. Обухов. - М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. - 160 с.
33. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков. -- Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с. (106)
34. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. (Электронная версия: сайт «Образование: исследовано в мире». М.: Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, раздел «Монографии»)
35. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат.- «ИЯШ», №2, 3, -2000.
36. Полат, Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 347 с.
37. Постникова, Е.А. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьников / Е. А. Постникова // Сельская школа. - 2008. - №2. - C. 12-16.
38. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков.- М.: Ось-89, 2006.- 480 с.
39. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А.И. Савенков//Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». - Самара, 2010.
40. Сергеева, Н. М. Дистанционные конкурсы и телекоммуникационные проекты как способы активизации компетентностно-ориентированной и познавательной деятельности школьников // Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании» (15 апреля-19 мая 2012 г.): Материалы конференции в 2 частях; часть 2, Чебоксары, - 2012.-266с.
41. Семёнова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников / Н.А. Семёнова. - Томск, 2007. - 203 с.
42. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
43. Семенова, Н.А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей: журнал Вестник Томского государственного педагогического университета / Н.А. Семенова.- Томск. - 2011.- №10.
44. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова //Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
45. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе / Н.А. Семенова// VI Общероссийская межвузовская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»(15-20 апреля 2002 г.): Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2003.-С. 180-182.
46. Сида Я.Н. Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в процессе русского языка / Я.Н. Сида, А.С. Панкина// XI-я международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики и психологии».- Липецк, 2012. - С. 55-58.
47. Сида Я.Н. Возможности использования метода проектов в процессе изучения русского языка /Я.Н. Сида, А.С. Панкина// VIII международной студенческой научно-практической конференции «Формування сучасного освггнього середовища: теорiя i практика».- Полтава, 2013. - С.197-199.
48. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения /А.С. Сиденко // Завуч. 2003. №6. с.96-111.
49. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект [Текст]/ М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2013.-44с.
50. Тимофеева, В.П. Исследовательская работа в начальной школе / В.П. Ти-мофеева. - М.: Просвещение, 2008. - 81 с.
51. Тихомиров, А.В. Исследовательское обучение в начальной школе /А.В.Тихомиров. - Красноярск: Изд-во Красноярского педагогического университета, 2008. - 90 с.
52. Тяглова, Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся / Е.В.Тяглова. - М.: Глобус, 2008. - 360 с.
53. Усанина О.Н. Научно-практический журнал «Педагогическое Зауралье» / О.Н. Усанина. - Курган, 2011.- 76с.
54. Феоктистова, В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников / В.Ф. Феоктистова. - Волгоград, 2010.- 180 с.
55. Фролова, Г. Шпаргалка для начинающего исследователя [Электронный ресурс] // Calameo [Офиц. сайт]. URL:
http://rn.calameo.com/read/0014127581276198ecbbd (дата обращения: 02.05.2015).
56. Чечель, И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям / И.Д. Чечель // Методология учебного проекта. — М.: МИПКРО, 2001. - С. 112-115.
57. Шаповаленко, С.Г. Развитие исследовательских умений младших школьников / С.Г. Шаповаленко.- М.: Просвещение, 2011. - 157 с.
58. Шванова, Л.В. Метод проектного обучения в целях формирования иссле-довательских умений учащихся / Л.В. Шванова, Иванова Н.А. Известия ВГПУ, №1 Педагогические науки Российское образование сегодня, 2014. -40 (262)
59. Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2011. - 157 с
60. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной деятельности / Д.Г. Ямалтдинова. - М.: Педагогика, 2008.- 50 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ