Введение 9
1 Теоретические основы расчетного обслуживания юридических лиц 12
1.1 Нормативно-правовое регулирование расчетного обслуживания
юридических лиц 12
1.2 Расчетные операции банка с юридическими лицами 20
1.3 Специальные формы расчетов 31
2 Особенности расчетного обслуживания юридических лиц (на примере
ООО «Промрегионбанк») 39
2.1 Общая характеристика ООО «Промрегионбанк» 39
2.2 Основные операции по расчетному обслуживанию юридических лиц 45
2.3 Отражение на счетах бухгалтерского учета операций по расчетному
обслуживанию в ООО «Промрегионбанк» 55
3 Совершенствование расчетного обслуживания юридических лиц 58
3.1 Проблемы при организации расчетного обслуживания 58
3.2 Рекомендации по улучшению проведения расчетных операций 60
4 Социальная безопасность 66
4.1 Производственная безопасность 67
4.1.1 Опасные и вредные производственные факторы 67
4.1.2 Мероприятия по защите от опасных и вредных факторов 68
4.2 Организация рациональных условий жизнедеятельности 70
4.2.1 Освещение производственных помещений 70
4.2.2 Микроклимат 72
4.2.3 Эргономика 73
4.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 75
4.4 Экологическая безопасность 77
Заключение 78
Список используемых источников 80
Приложение А Бухгалтерская отчетность ООО «Промрегионбанк» 83
Приложение Б Учет операция по расчетно-кассовому обслуживанию 89
Приложение В Образец оформления платежного поручения 100
Приложение Г Образец оформления приходно-кассового и банковского ордера 101
Объектом исследования является расчетно-кассовое обслуживание в
ООО «Промрегионбанк» в г. Томске.
Цель работы - рассмотрение порядка учета расчетных операций
коммерческих банков с юридическими лицами на примере ООО
«Промрегионбанк» в г. Томске.
Работа содержит три главы. Первая глава отражает основы расчетного
обслуживания юридических лиц в России, нормативно-правовое регулирование
расчетного обслуживания юридических лиц. Во второй главе рассмотрены
особенности расчетного обслуживания юридических лиц (на примере ООО
«Промрегионбанк»). Третья глава посвящена совершенствованию расчетного
обслуживания юридических лиц.
В конце каждой главы даны выводы, в соответствии с поставленными
задачами. Для коммерческих банков данные услуги являются достаточно
перспективными, поскольку с каждым годом юридических лиц становится
больше.
В процессе исследования проводился теоретический анализ расчетного
обслуживания юридических лиц в коммерческих банках; исследовались новые
банковские технологии в области обслуживания юридических лиц; дана
характеристика расчетно-кассового обслуживания в ООО «Промрегионбанк» в
г. Томске.
В результате исследования разработаны рекомендации по
совершенствованию расчетного обслуживания юридических лиц ООО
«Промрегионбанк» в г. Томске.
Степень внедрения: рекомендации находятся на стадии внедрения.
Область применения: банковская сфера.
Экономическая эффективность/значимость работы
В будущем планируется внедрить разработанные мероприятия в
практику работы банков.
Совершенствования банковской системы и финансового сектора услуг является вопросом национальной безопасности РФ. Это определено Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
Минувший финансовый кризис ярко проявился, прежде всего, на кредитной системе России, которую президент ассоциации российских банков Г.А. Тосунян охарактеризовал как кризис «финансового недопроизводства, недофинансирования, недокредитования».
В 2010 году начался подъем банковской системы: темпы роста розничных кредитов опережали рост корпоративных. Программой развития экономики Российской Федерации до 2020 года были поставлены задачи роста объемов банковского кредитования среднего и крупного бизнеса к 2018 году более чем в два раза - до 75% ВВП, а совокупные активы банковского сектора РФ должны превысить показатель 115 -120% ВПП. Премьер-министр РФ Д. Медведев оценил данную политику Центробанка России как «разумную», направленную на оздоровление банковской системы.
В современных условиях кредитные организации неизбежно оказываются в центре всей хозяйственной жизни, являясь важнейшим звеном в рыночной экономике. Основа деятельности Банка — предоставление максимально широкого ассортимента банковских услуг и продуктов, привлечение большого числа клиентов.
Изучение вопросов расчетного обслуживания юридических лиц в представляется на сегодняшний день актуальным, так как основная масса расчетов предприятий осуществляется в безналичном порядке через учреждения банков. Данная функция является традиционной в деятельности любого коммерческого банка.
С ростом количества предприятий различных форм собственности растет предложение новых банковских услуг и продуктов, в том числе в области расчетного обслуживания.
ООО «Промрегионбанк» на современном этапе развития обладает мощной клиентской базой и благодаря разветвленной сети филиалов и структурных подразделений занимает значительную долю рынка расчетного обслуживания юридических лиц.
Объектом исследования является расчетно-кассовое обслуживание в ООО «Промрегионбанк» в г. Томске.
Предметом исследования в бакалаврской работе являются расчетнокассовые операции юридических лиц ООО «Промрегионбанк» в г. Томске.
Цель написания данной бакалаврской работы - рассмотрение порядка учета расчетных операций коммерческих банков с юридическими лицами на примере ООО «Промрегионбанк» в г. Томске.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы расчетного обслуживания юридических лиц в коммерческих банках;
2. Исследовать новые банковские технологии в области обслуживания юридических лиц;
3. Дать характеристику расчетно-кассового обслуживания в ООО «Промрегионбанк» в г. Томске;
4. Описать условия осуществления услуг в коммерческом банке;
5. Выработать рекомендации по совершенствованию расчетного обслуживания юридических лиц ООО «Промрегионбанк» в г. Томске.
При написании работы использовались учебники и учебные пособия, посвященные операциям юридических лиц в банке, специальная литература. Методологической основой работы являются Федеральные законы, положения и инструкции Банка России, письма ЦБ РФ, приказ ФНС РФ, а также указания Банка России.
При исследовании использовались такие методы исследования как: экономико-статистический, сравнительного и структурного анализа, а также метод графических изображений.
Нормативной базой исследования стало анализ законодательства Российской Федерации в области банковского обслуживания и кредитования юридических лиц. Теоретической базой исследования являются работы российские ученых Жукова Е.Ф., Лаврушина О.И., Тасиева А.В. , Соснина А.Д., а так же данные рейтинговых агентств, ежеквартальные отчеты и бухгалтерские балансы ООО «Промрегионбанк» в г. Томске, а также материалы специализированных изданий, интернет ресурсы.
Юридические лица категории малого, среднего, и в особенности
крупного бизнеса, являются основой национальной экономики. В свою очередь,
государство и коммерческие банки посредством механизма кредитования и
предоставления финансовых услуг должны способствовать удовлетворению
финансовых потребностей предприятий.
ООО «Промрегионбанк» является одним из финансовых институтов
России и специализируется на работе с физическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и предприятиями малого бизнеса.
Деятельности ООО «Промрегионбанк» строго регламентирована
Российским законодательством.
В работе, используя ежегодные отчетные данные о деятельности банка,
дана его экономическая характеристика.
Анализ динамики активов и пассивов позволяет сделать о
экономической стабильности ООО «Промрегионбанк». Темпы роста вложений
в банк средств юридических лиц в 2015 году составили 210%, в то время как
физических лиц - 130%. В 2015 году ООО «Промрегионбанк» показал высокие
темпы роста масштабов и эффективности, а именно форм привлечения средств
юридических лиц для развития бизнеса. По объемам бизнеса на одно отделение
ООО «Промрегионбанк» в три раза опережает ближайших конкурентов.
В работе выделены три задачи, стоящие перед банком. Во-первых,
расширение набора банковских услуг - платежных, коммерческих,
инвестиционных в целях привлечения клиентов-предприятий в условиях
сложившейся конкуренции. Во-вторых, внедрение новых услуг с хорошими
сервисными характеристиками за счет использования высокотехнологичного
современного оборудования. В-третьих, повышение эффективности новых
банковских услуг предприятиям.
В основе стратегии развития Банка ООО «Промрегионбанк» лежит
клиентоориентированный подход к развитию бизнеса, направленный на рост79
качества обслуживания клиентов в сочетании со стремлением к более высокой
доходности. Количество счетов юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в Банке,
достигло 23900.
Из всех видов дистанционного банковского обслуживания наиболее
эффективным направлением инноваций для предприятий в российской
банковской сфере является интернет-банкинг.
Среди основных целей развития услуг ООО «Промрегионбанк» можно
выделить:
обеспечение эффективности инвестиций (ROE) свыше 20%;
существенный рост количества клиентов;
развитие сети отделений и устройств самообслуживания;
достижение лидерства по качеству обслуживания клиентов и функции
основного розничного банка для клиентов;
внедрение новой технологической платформы и обеспечение
надежности работы ключевых систем банка на уровне лучших мировых
практик.
О Центральном банке Российской Федерации: федер. закон от 10 июля
2002 г. №86-ФЗ (ред. от 30.12.2015).URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183030 (дата
обращения 18.04.2016).
2. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02 декабря 1990 г.
№395-1 (ред. от 05.04.2016). URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=196350 (дата
обращения 18.04.2016).
3. Агарков М.М. Основы банкового права. Учение о ценных бумагах. М.:
Волтерс Клувер, 2012. 336 с.
4. О правилах осуществления перевода денежных средств: положение Банка
России от 19 июня 2012 г. № 383-П (ред. от 06.11.2015). URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=193505 (дата
обращения 18.04.2016).
5. Банковские риски: учебное пособие / Под ред. О.И. Лаврушина, Н.И.
Валенцевой. М.: КНОРУС, 2012. 232 с.
6. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26 октября 2002 г. №
127-ФЗ (ред. от 29.12.2015). URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191630
(дата обращения 18.04.2016).
7. Илышева Н.Н., Ильменская А.В. Основные составляющие учетной
политики банковских (консолидированных) групп // Международный
бухгалтерский учет. 2013. №8.С. 45-54.
8. Банковское дело: управление кредитной организацией: учебное пособие /
под ред. А.М. Тавасиева. М.: Дашков и К, 2010. 667 с.
9. Жуков В.Ф. Деньги. Кредит. Банки. М.: Юнити-Дана, 2010. 784 с.
10.Банковская система России: от кризиса к модернизации / под ред. А.Н.
Клепача. М.: Московский общественный научный фонд, 2014. 564 с.8