Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 9
1.1 Развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Основные положения и принципы реализации арт-бионики 12
1.3 Возможности арт-бионики в развитии графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 16
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Экспериментальное исследование развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством арт-бионики 22
2.1 Выявление уровня развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 22
2.2 Содержание работы по развитию графомоторных умений у детей 6-7 лет посредством арт-бионики 45
2.3 Выявление динамики развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 70
Выводы по второй главе 77
Заключение 82
Список используемой литературы 84
Приложения 89
Актуальность исследования. В Концепции модернизации российского образования одной из первостепенных выдвинута проблема достижения современного качества образования, выражающегося в необходимости всестороннего развития личности. Приобретенные знания и умения выступают не заключительным этапом обучения, а средством самореализации. В настоящее время наблюдается колоссальный процентный рост детей с общим недоразвитием речи. Рассматриваемый вид речевого нарушения отмечается в большинстве случаев обследования детей. У данной категории детей отмечается недостаточная сформированность графомоторных умений, которая объясняется незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. Изучая процесс выполнения графомоторной деятельности данного контингента воспитанников, отмечается неправильное положение руки, что зачастую связано с недоразвитой мелкой моторикой. Следовательно, в работах мы можем видеть грубые нарушения ориентировке на листе бумаги. Несоблюдение и выдерживание строки и нарушение в написание графических символов.
В научных трудах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной акцентируется внимание как раз то, что детям с общим недоразвитием речи свойственна задержка в развитие двигательной сферы. Следовательно, овладевание графомоторными умениями затруднен в связи с недостаточным уровнем развития двигательных навыков у данного контингента воспитанников. По мнению А.Н. Корнева центральным устройством данного нарушения становится неполноценость артикуляционного и пальцевого праксиса.
На сегодняшний день перед специалистами и родителями остро встает вопрос не только о преодолении, речевого нарушения, но и поиска наиболее эффективных психолого-педагогических условий, оказывающих всестороннее воздействие на ребенка, способствующие развитию и совершенствованию графомоторных умений.
В настоящее время снижение успеваемости отмечается у значительной части детей, имеющих недостаточный уровень сформированности графомоторных умений. Целесообразна своевременная коррекционная работа по развитию графомоторных умений у данного контингента воспитанников, имеющих трудности в обучении, что становится довольно актуальной.
При организации и планирование различных видов деятельности, учитывая возрастные особенности и вид нарушения, должна быть включена система специальных тренировочных упражнений, посредством чего возможно можно достичь отличных результатов в развитии пальцевого праксиса и совершенствовании графомоторных умений у детей с общим недоразвитием речи.
Использование программы арт-бионика приводит к позитивным изменениям в развитии графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи является актуальной. Актуальность на социально-педагогическом уровне связана с тем, что система образования реализует социальный заказ общества на формирование и развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Это необходимо для успешного обучения детей в начальной школе. Это подтверждается в исследованиях Т.В. Власовой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, и др.
На научно-теоретическом уровне актуальность определяется тем, что проблема развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных учёных. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно констатировать, что исследований, посвящённых проблеме развития графомоторных умений у детей с общим недоразвитием речи посредством арт-бионики, недостаточно, и в имеющихся работах рассматривается только в ДОУ (Н.П. Аникеева, А.А. Васильченко, и др.)
Таким образом, на актуальность проблемы развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи указывают выявленные нами противоречия между:
• необходимостью развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса;
• существующими известными трудностями в развитии графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью в теории и практики применения арт- бионики в коррекционной работе;
• интенсивным характером внедрения программ дополнительного образования детей и недостаточным методическим обеспечением организации работы по развитию графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в данном направлении.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: Каковы потенциальные возможности программы арт-бионика на развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством использования программы арт- бионика.
Объект исследования: процесс развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством программы арт-бионика.
Гипотеза исследования: базируется на предположении, о том, что развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи будет эффективно, если:
• разработан диагностический инструментарий, позволяющий комплексно оценить уровень развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, установить трудности и причины их возникновения;
• учитывать индивидуальные особенности и стадии развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
• определить методические подходы к разработке содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи по развитию графомоторных умений в рамках программы арт-бионики.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
3. Апробировать программу арт-бионика для развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились: исследования и положения по изучению процесса развития графомоторных умений, которые опираются на:
• теорию о координации и уровневом построении движений, о сенсорных коррекциях движений (Н.А. Бернштейн, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер),
• теорию учебной деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, Г.А. Суворова);
• деятельностный и личностный подходы к проектированию и реализации педагогического процесса в развитии графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи различными изобразительными средствами (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина, О.И. Пекина, Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова, Л.Б. Дерягина, И.А. Лыкова, Л.А. Венгер).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• определены уровни развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
• охарактеризована программа арт-бионика как средство развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи .
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
• представлена конкретизация особенностей развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
• представлено теоретическое обоснование программы арт- бионика, направленной на развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования определяется тем, что представлен комплекс диагностических методик и заданий, подобрана серия ОД по программе арт-бионика по художественно-эстетическому развитию и креативные задания-моделирования нестандартных ситуаций, которые ориентированны на развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, которые могут использоваться в дошкольной образовательной организации.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 9 структурное подразделение детский сад» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 20 детей. в возрасте 6-7 лет. При проведении эксперимента дети были поделены на две группы - экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек). Также в исследование принимали участие педагоги базы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на III Международной научной конференции «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен», на педагогических советах МБОУ «Гимназия №9 структурное подразделение детский сад», заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи организовано поэтапно с учетом специфики общего недоразвития речи, возможностей детей и роли педагога в данном процессе.
2. Показатели и уровни развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (развитие мелкой моторики рук, пространственные представления, трудности зрительного восприятия, умение видеть постоянство очертаний; положение в пространстве, пространственные отношения, умение порождать новые нестандартные идеи, умение ориентироваться в своей работе на образец, точное копирование).
3. Организация работы по программе арт-бионика учитывает принципы (систематичности, последовательности, постепенности в работе с детьми) путем активизации их посредством методов и приемов, способствующих развитию графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 15 приложений. Текст проиллюстрирован 15 таблицами и 17 рисунками.
Анализ литературных источников позволил нам рассматривать возможность развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи посредством арт-бионики. Материалом для исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как Н.А. Бернштейн, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер), на теорию учебной деятельности С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, Г.А. Суворова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.И. Пекина, Л.А. Венгер.
Мы изучили теоретические основы и выявили психофизиологические особенности 6-7 лет с общим недоразвитием речи, определяющие возможности развития у них графомоторных умений. Основываясь на этих теоретических данных нами было проведено экспериментальное изучение уровня развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи, которое было организовано на базе МБОУ «Гимназии № 9 структурное подразделение детский сад» г.о. Тольятти с участием 20 детей 6-7 лет, результаты которого показали, что дети находятся на низком и среднем уровнями развития. Проанализировали данные, полученные нами и сделали выводы по ним, провели работу по внедрению программы арт- бионика с данным контингентом воспитанников, с целью развития графомоторных умений.
Вследствие этого нами была подобрана серия ОД по художественно-эстетическому развитию и креативные задания моделирования нестандартных ситуаций, направленные на оптимизацию данного процесса.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы и результатов констатирующего эксперимента, нами была определена цель формирующего эксперимента: внедрение программы арт-бионика, оказывающая влияние на развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предложенная тематика, выстроена с учетом возможностей данного контингента воспитанников, предоставляет пространство для творческой деятельности педагога в выборе форм и методов, расширяет диапазон видов художественно деятельности, не ограничивая предпочтение в выборе изобразительных материалов. Механизм реализации данной алгоритмической структуры содержания учебного курса достаточно прост. Детям предоставляется выбор сложности выполнения задания, соответственно разработка образовательной деятельности строится с учетом ее выполнения всех детей группы. Индивидуально осуществляется помощь в продумывание детализации изображения, поэтапное усложнение, в соответствии замыслу и уровню развития способностей ребенка. Главное продемонстрировать аудитории не эталон правильности, а разнообразие возможностей. В процессе выполнения такого рода креативных заданий, ребенок не рассматривает педагога как проверяющего, он воспринимает его как помощника в осуществление желаемого результата. Дети пропитываются уверенностью в собственных силах, у них формируется творческая смелость.
В результате исследования, полученные нами данные на контрольном этапе эксперимента, позволяют утверждать о возможности развития графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи при наличии эффективных педагогических условий, способствующих посредством программы арт-бионика включающих в себя использование различные формы и методы работы педагога с детьми, организацию интегративной развивающей предметно-пространственной среды, построенную на основе требований ФГОС ДО, а также осуществление мероприятий в тесном сотрудничестве с родителями.
Перспективы работы по проблеме исследования мы связываем с разработкой учебно-методического комплекса, включающего в себя мероприятия, направленные на развитие графомоторных умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
1. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 240 с.
2. Безруких, М.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика / М. М. Безруких, М. Фросидж. - М. : Просвещение, 2010. - 106 с
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд. / А.К Бондаренко. - М. : Просвещение, 2011. - 169 с.
4. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] : учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы / В.М. Букатов. - М. : Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта», 2011. - 45 с.
5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. 2013. - 123 с.
6. Выготский, Л.С. Психология [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. - 859 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 2012. - 170 с.
8. Галешникова, Т.С. Развитие детского творчества средствами изобразительной деятельности в содружестве с семьей [Текст] / Т.С. Галешникова // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-практический журнал. - 2009. - № 1. - С. 58-62
9. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] / Г. Глушкова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12 - С. 29-34
10. Гуменная, Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи [Текст] : Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. - М. : Просвещение, 2011. - 254 с.
11. Гуткина, Н.Н. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Н.Н. Гуткина, Е.В. Доценко. - Волгоград, 2011. - 315 с.
12. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус [Текст] : пособие для детей, родителей и воспитателей. / Л.Б. Дерягина. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2013. - 415 с.
13. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста / Н.В. Дубровская. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 319 с.
14. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия [Текст] / Н. Ефремова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - С. 101-107
15. Киреенко, В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности [Текст] / В.И. Киреенко. - М.: Просвещение, 2011. - 302 с.
...