Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста

Работа №98708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста 7
1.2. Лингво-методические основы развития коммуникативных умений
у детей дошкольного возраста 21
1.3. Анализ ФГОС ДО и рекомендованных программ воспитания и
развития детей дошкольного возраста 25
1.4. Методы и приемы развития коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста 35
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
2.1. Диагностическое исследование первичного уровня развития
коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста 43
2.2. Комплекс организационно-педагогических мероприятий по
развитию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста на формирующем этапе проектировочной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Жизнедеятельность любого человека пронизана контактами с другими людьми. Необходимость в общении - одна из наиболее важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и во взаимоотношениях с другими людьми человек способен ощутить и осознать самого себя, отыскать собственную роль в обществе. В последнее время широкое распространение приобрел термин «коммуникация», наравне с термином «общение».
Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она содержит передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным орудием коммуникации является речь, с помощью которой не только происходит передача информации, но и осуществляется влияние друг на друга участников совместной деятельности [3, с. 15].
На сегодняшний день данная проблема приобретает особую значимость, так как коммуникативное развитие ребенка вызывает серьезную тревогу. Дети стали реже контактировать не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение значительно обогащает жизнедеятельность ребенка, раскрашивает яркими красками область их чувств.
Ребенок, который редко контактирует с ровесниками и не принимается или из-за неумения осуществлять взаимодействие, быть интересным находящимся вокруг, ощущает себя уязвленным и не признанным, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, либо, наоборот, к излишней агрессивности поведения.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает особую настороженность в связи с заменой общения и игровой деятельности телевизором, компьютером, компьютерными играми. Взаимодействие и только живое человеческое общение обогащает жизнедеятельность ребенка. У большинства дошкольников нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей прослеживается неустойчивое внимание, слабая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, бедный словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются медлительность психических процессов, они могут проявить нерешительность и зажатость. Дети начинают относиться критично к собственным недостаткам. Дошкольники не всегда могут правильно выразить собственную мысль, верно ответить на вопросы, не могут грамотно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно диалог с товарищами, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путем и в вежливой форме.
В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром - становится наиболее актуальной.
Актуальность проблемы, ее социальная значимость определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс организационно-педагогических мероприятий, направленный на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы
рассмотреть понятие «общение» и его виды.
2) На основе анализа психолого-педагогической и лингво-
методической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание вопроса развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
3) Раскрыть методы и приемы развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
4) На констатирующем этапе проектировочной работы подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
5) Разработать и апробировать занятия, направленные на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
6) Проследить динамику развития коммуникативных умений у детей: провести сравнительный анализ результатов, сделать выводы об эффективности разработанности занятий.
7) Представить в приложении разработанные занятия, направленные на развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Методологическая основа:
- психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец и др.);
- рассматривали общение как коммуникативную деятельность М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина;
- исследования отмечающие, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы; их в таблицах и гистограммах.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №161 г. Екатеринбурга; в исследовании принимали участие 20 воспитанников средней группы.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 55 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные умения.
Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные умения детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью.
Следует помнить, что результаты коммуникативных умений дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.
Подводя итоги проектировочной работы по развитию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста, можно сформулировать следующие выводы:
1) Формирование коммуникативных умений - одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе дошкольного образования, требующая особого внимания.
2) На основе анализа психолого-педагогической и лингво-методической литературы по проблеме исследования раскрыто содержание вопроса развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста. Выделены критерии и показатели оценки уровня сформированности коммуникативных умений у детей.
3) Формирование коммуникативных умений у детей происходит наиболее эффективно при реализации таких форм организации педагогической работы, как - дидактические игры, упражнения, игры- имитации, этюды, творческие занятия, проектная деятельность и др.
4) Между коммуникативными умениями, сформированными в результате специально организованной работы с детьми и уже имеющимся у детей опытом осуществления коммуникативной деятельности, существует взаимосвязь. Новые представления и опыт действования в определенных коммуникативных ситуациях корректируют имеющийся у детей опыт общения, придают ему сознательный, произвольный характер. В то же время имеющийся у детей опыт является условием успешности формирования новых коммуникативных умений.
5) Особую значимость в формировании коммуникативных умений у детей средней группы приобретает предметно-развивающая среда, которая обеспечивает единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности (беседа, игры и пр.)
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
6) Важная роль в формировании коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста отводится родителям.
Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений дошкольников.
Ребенок не только слушает и наблюдает, но и активно действует, включаясь в коммуникативно-игровой процесс. Организация социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста предполагает их межличностные отношения, складывающиеся под воздействием социальных норм, эталонов, ценностей. Это происходит легко и непринужденно только во время игровых отношений. Через игровые действия ребенок познает социальный мир, осваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия.



1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: формирование грамматического строя речи: 3-7 лет: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
2. Артемова, JI. B. Формирование общественной направленности
ребенка-дошкольника в игре [Текст] / Л. В. Артемова. - Киев: Вшуашк., 1988. - 159 с.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - СПб., 2001. - 186 с.
4. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова // Дидактические игры. - 2000. - № 7. - С. 52-84.
5. Абрамова, Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и
ребенка в игре [Текст] / Н. Абрамова, В. Кормилица // Дошкольное
воспитание. - 1996. - № 3. - С. 30-32.
6. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст]: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 5. - С. 32-38.
7. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белоборыкина. - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. - 240 с., ил. - (Серия : «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
8. Баранова, С. П. Педагогика [Текст] / С. П. Баранова, В. А. Сластенина В.А. - М. - 2001. - 237 с.
9. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб., 1997. - 104 с.
10. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникатиной компетенции в
условиях реализации ФГОС [Текст] / Е.Е. Дудковская // Человек и
образование. - 2014. - № 3 (40).
11. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет [Текст]: пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина - СПб. : «ДЕТСТО-ПРЕСС», 2004. - 272 с.
12. Детство [Текст]: примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.
13. Дошкольное образование в России [Текст]: сб. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Ред.- сост. Р. Б. Стеркина. - М.: Изд-во ACT, 1996. - 173 с.
14. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности [Текст] / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 20-21.
15. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников [Текст] / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 64-65.
16. Иванец, И. И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников [Текст]: дис. канд. пед. наук / И. И. Иванец. - Ростов-на-Дону, 1997. - 279 с.
17. Каган, М. С. Мир общения [Текст] : проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
18. Котырло, В. К. Воспитание гуманных чувств у людей [Текст] / В. К. Котырло. - Киев, 1987. - 203 с.
19. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.
20. Кравцова, Е. Ребенок внутри общения [Текст] / Е. Кравцова, Е. Бережковская // Дошкольное образование. - 2005. - № 3.
21. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться [Текст] / Е.
Кравцова, Т. Пуртова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 11. - С. 93-94.
22. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А.
Леонтьев: под ред. М. К. Кабардова; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Нальчик, 1996.
23. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 410 с.
24. Малетина, Н. С. Воспитание словесной вежливости у детей 4-6 лет в условиях разновозрастной группы [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н. С. Малетина. - М., 1991. - 190 с.
25. Маркова, Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Маркова // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2007. - 234 с.
26. Марцинковской, Т. И. Детская практическая психология [Текст] / Т. И. Марцинковской. - М., 2001. - 247 с.
27. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст]: учеб. пособие / А. В. Мудрик. - М.: Пед. Общество России, 2001. - 319 с.
28. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 352 с.
29. Немов, P. C. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста [Текст] / Р. С. Немов; кн. 2. - М., 1997. - 154 с.
30. Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г.
Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 102-106.
31. От рождения до школы [Текст]: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
32. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 1998.
33. Панфилова, А. П. Теория и практика общения [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П. Панфилова; 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
34. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / С. Е. Привалова; Урал. Гос. Пед. Ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 203 с.
35. Проняева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: дис. канд. пед. наук / С. В. Проняева. - Екатеринбург, 1999. - 263 с.
36. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг [Текст] / А. С. Прутченков; 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 144 с.
37. Полякевич, Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет [Текст]: модели комплексных занятий / Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 159 с.
38. Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 720 с. - (Бакалавриат).
39. Пигарева, Г. В. Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников [Текст] / Г. В. Пигарева, Н. Н. Балашова // Молодой ученый. - 2017. - № 15.2. - С. 143-145.
40. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] // Российская газета. - 2013. - 25 ноября.
41. Рогов, Е. И. Психология общения [Текст] / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 2001. - 334 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2000. - 705 с.
43. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. - 278 с.
44. Ребенок внутри общения [Текст]: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е. Кравцова, Е. Бережковская // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2005. - № 4. - С. 6.
45. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е. О. Смирнова; 3-е изд. - СПб. - 2009. - 304 с.
46. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников [Текст]: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
47. Соломенникова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст] / О. А. Соломенникова. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 203 с.
48. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
49. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие / Е. О. Смирнова. - М.: Академия, 2000.
50. Уханова, А. В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка [Текст] / А. В. Уханова. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с.
51. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного
возраста в детском саду [Текст] / О. С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -
197с.
52. Черенкова, О. А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности [Текст] / О. А. Черенкова. - Пенза, 2008. - 202 с.
53. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст]: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - С. 15-56.
54. Шипицына, Л. М. Азбука общения [Текст]: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.
55. Яковлева, Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику [Текст] / Н. Г. Яковлева. - СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. - 130 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ