Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа учителя-логопеда по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №80641

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 6
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 11
1.3. Особенности развития коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 15
1.4. Характеристика логопедической работы по развитию коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 26
2.1. Организация и результаты анализа уровня развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 26
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда 33
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 39
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение


Установление контакта с окружающими как первоначальная функция речи ребёнка, функция общения, была отмечена ещё Л.С. Выготским [3].
Умение использовать речь относят к области отношений в обществе, оно соотносится с качествами личности ребёнка, которые позволяют ему взаимодействовать с другими детьми, а также взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать целей. Специфика развития речи детей с нарушениями речи осложняет их общение с окружающим миром.
Общее недоразвитие речи является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи. Это различные сложные расстройства речи, при которых наблюдается нарушение формирования всех составляющих речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введён в 50¬60 годах ХХ века основоположником логопедии в России Р.Е. Левиной [25].
Общее недоразвитие речи отмечается при таких сложных формах патологии детской речи как: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.
Формирование коммуникативных умений у данной категории детей изучали такие учёные, как: А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М.И. Попова, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие. В работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. представлен сравнительный анализ развития коммуникативных умений при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Данные нарушения могут обуславливать сложности в общении с окружающим миром, а в дальнейшем способны повлечь за собой определённые изменения в личности в цепи развития «ребёнок -подросток - взрослый», то есть привести к формированию у детей комплексов, осложняя их обучение и раскрытие свои природных способностей и интеллектуальных возможностей, если не исправить их вовремя в детстве.
Исследование детей с общим недоразвитием речи III уровня чётко демонстрирует наличие взаимозависимости между их речевыми и коммуникативными умениями, поэтому в настоящее время важно подбирать эффективные способы активизации речевой коммуникации и необходимости в общении данных детей.
Таким образом, актуальность темы нашей квалификационной работы обусловлена тем значением, которое имеет полноценное общение для всестороннего развития личности дошкольника.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы, обратить внимание на содержание работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда.
Объект исследования: коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание работы по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Выделить содержание работы и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях учителя-логопеда; составить комплекс сюжетно-ролевых игр; экспериментально проверить их эффективность.
При выполнении данной квалификационной работы были использованы методы: анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 319 II категории г. Челябинска». В исследовании участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выделенный нами комплекс сюжетно-ролевых игр и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности учителя-логопеда, воспитателей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Овладение коммуникативными умениями - необходимое условие для полноценного развития психики ребенка, для формирования общественных качеств личности, появления и развития первых коммуникативных взаимоотношений детей. Отсутствие основ коммуникативного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня затрудняет полноценное общение со взрослыми и сверстниками, обуславливает появление неуверенности в себе, недоверчивости к людям и негативным формам поведения.
В ходе всего обучения важно развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего с помощью познавательной деятельности: сначала это способность понять и распознать состояние собеседника, а затем - выражать и передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление - создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые возникают во время речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются задания и упражнения, которые направлены на развитие уровня речи и коммуникативного развития.
В практической части работы нами выделено содержание работы по развитию коммуникативных умений на занятиях учителя-логопеда. Составленный нами комплекс игр и выделенные рекомендации по их проведению, направлены на развитие коммуникативных умений в ходе проведения индивидуальных и фронтальных занятий логопедом.
Экспериментальное обучение показало, что коррекционно-педагогическая работа, организованная в соответствии с нашими рекомендациями, обеспечивает успешное овладение детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня коммуникативными умениями.
Эффективность работы по развитию коммуникативных умений с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на занятиях по развитию коммуникативных умений доказана и подтверждена результатами, проведенного исследования.
Таким образом, выделенный нами комплекс сюжетно-ролевых игр и рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности учителей - логопедов.



1. Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л.
Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М.,1991.- 122 с.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-пресс, 2007. 144 с.
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский - М., 1956.- 448 с.
4. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6-М., Педагогика, 1984- 122 с.
5. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - Центр гуманитарной литературы "Рон", 2002.- 56с.
6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: пособие для воспит. дет. Сада [текст]/ В. В. Гербова - М.: Просвещение, 1984.- 176с.
7. Гриншпун, В. М., Селиверстов, В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью[текст]. М.: Просвещение, - 1988. - 110 с.
8. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2¬е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
Учебник соответствует программе курса «Детская психология».
9. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников [текст]: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с.
10. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей
дошкольников. М. :Мозаика-синтез, 2010.- 88-100 с.
11. Дыбина О.В. Рукотворный мир: сценарии игр- занятий для дошкольников. - М: ТЦ «Сфера», 2001- 177 с.
12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.
13. Жукова, Н. С. , Мастюкова, Е. М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [текст]. - М.: Просвещение, -
1990. - с. 301
14. Жукова, Н. С. Формирование устной речи[текст]. - М.: Эскмо, - 1994. - 308 с
15. Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. М.: Союз, 2008. 142 с.
16. Иншакова, О. Б. Логопедическое обследование[текст]. - М.: Эксмо, 1999. - 12 с.
17. Июдина Л.В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2007. - №3. - 44-50 с.
18. Карабанова, О. А. Психология развития и возрастная психология
[текст]/под ред. А. Н. Подольского, О. А. Карабанова. - М.: Март, 1998. -
156 с.
19. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи[текст]. - М.: Просвещение, 1985. - 300 с.
20. Киличенко О.И. К проблеме формирования коммуникативных умений воспитателя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1987. - 17 с.
21. Короткова, Э. П. Беседа как средство развитие речи у детей дошкольного возраста[текст] / Э.П.Короткова - М.: Просвещение, -1977. - 178с.
22. Косова Н.М. Формирование коммуникативной
активности будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 15 с.
23. Клюева, Н. В. Учим детей общению [текст]: пособие для работников ДОУ / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с.
24. Лалаева, Р. И., Серебрикова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)[текст]. - СПб.: Питер, - 1999. - 90 с.
25. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1995.- 214 с.
27. Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР // Практическая психология и логопедия. Дайжест. - 2007. - №5.- с. 23.
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Модэк,
1997. - 383 с
29. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. — 680 с.
30. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики[текст]. - М: изд-во МГУ, - 1975. - 111 с.
31. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе [текст]: дис. . канд. пед. наук / М.Г. Маркина. Одесса,
1991. -179 с.
32. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984.- 239 с.
33. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001.- 122 с.
34. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. ... канд. пед. Наук [текст]: Л.Р. Мунирова. - М., 1993. - 205 с
35. Мустаева Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР //Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - с.1.
36. Нарушение речи у дошкольников / Под ред. Р. А. Беловой-Давид. М., 1972. С. 32-82
37. Понятийно - терминологический словарь логопеда [текст]./ Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
- 1997. - 400 с.
38. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников[текст].: учеб. метод. пособие/ Под. Ред. Т. В. Волосовец. - М.: Эксмо, - 2002. - 90 с
39. Работаем по ФГОС основного общего образования: Программа коррекционной работы / Под ред. Черкасовой Е.Л. - М.: УЦ Перспектива, 2015. - 88 с.
40. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 2009. -223 с.
41. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии [Текст]: мастера психологии / С.Л. Рубенштейн. - М.: Педагогика. 1989.-Т.2.-С. 56, с. 89
42. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [текст]: учеб.пособие для студ. Вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, - 2005. - 144 с.
43. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми [текст] /В.И.Селиверстов
- М.: ВЛАДОС, - 1994. - 344 с.
44. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю., Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005. № 1.- 12-25 с.
45. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст].- // Дефектология. - 1996. - № 1 - с.62-66
46 Сомкова, О. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» [Текст] / О. Сомкова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - 22-33 с.
47. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей с 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей [текст]. - М.: Гном.- и Д, - 2001. - 144 с.
48. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [текст]/ под ред. А. В.
Запорожца - М.: Просвещение, - 1976. - 96 с.
49. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007-33 с.
50. Филичева Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
51. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи [текст]. - М.: ВЛАДОС, - 1992.- 78 с.
52. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Профессиональное образование, 1993. - 232-235с.
53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М., 1991. - 44 с.
54. Чудинова, Л. М., Филичева, Т. Б. Логопедическая работа по развитию речи в старшей группе специального детского сада[текст]. - М.: Просвещение, - 1976. - 206 с.
55. Шаховский, В. И. О роли эмоций в речи [текст]// Вопросы психологии. - 1991. - №7. - С. 2 - 10.
56. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 240 с.
57. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи - М., Айрис-пресс, 2006 - 33-39 с.
58. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков. // Логопед. 2005. № 5.- 95 с.
59. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте[текст]. - М.: Просвещение, - 1958. - 300 с.
60. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова - М.: АРКТИ, 1996 - 159 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ