ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Возрастные и физиологические и психологические особенности развития
организма дошкольника 7
1.2. Понятие о двигательных способностях 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
старшего дошкольного возраста 18
1.4. Фитбол-гимнастика 21
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 32
Выводы по главе 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 34
3.2. Фитбол-гимнастика, применяемая развития двигательных способностей
дошкольников с нарушением слуха 35
3.3. Результаты исследования 40
Выводы по главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности в физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Согласно определению Павлихиной, С. В. и Юдина Н. М. «Двигательная активность (ДА) - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение - это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок - деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно - психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей» [32].
Турченко В.И. утверждает, что «в настоящее время развитие двигательных качеств ребенка остается важнейшей педагогической задачей. Эту проблему можно назвать классической, особая актуальность ее подчеркивается при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с тем, что в старшем дошкольном возрасте складываются оптимальные условия не только для развития физических качеств ребенка, но и для приобретения им основных двигательных навыков. Старший дошкольный период в педагогической литературе характеризуется как переходный, который определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе, дальнейшее совершенствование приобретенных в этот период навыков. В старшем дошкольном возрасте складываются также оптимальные физиологические, психические условия для развития в ребенке различных качеств, в том числе и физических» [42].
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается, прежде всего, на его психическом развитии, ограничивая возможности познания окружающего мира, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретной личности.
Цель исследования - изучение двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы при занятиях фитбол- гимнастикой.
Объект - процесс развития двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
Предмет - методика применения фитбол-гимнастики для развития двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
Задачи исследования
1. Оценить исходный уровень развития двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
2. Подобрать методику фитбол-гимнастики и включить ее в физкультурные занятия дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
3. Оценить эффективность применения предложенной методики на развитие двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
Гипотеза - предполагается, что при использовании на физкультурных занятиях подобранной методики с применением фитбол-гимнастики, процесс развития двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы будет проходить быстрее.
Бакалаврская работа состоит из 54 страницы печатного текста и содержит в себе введение, три главы, заключение, список используемой литературы, таблицы и рисунки.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается, прежде всего, на его психическом развитии, ограничивая возможности познания окружающего мира, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретной личности.
Физическое развитие дошкольника является наиболее широко применяемым критерием для характеристики состояния здоровья ребенка. Оно определяется данными антропометрии, состояния кожных покровов и опорно-двигательного аппарата, тонуса и силы мышц, статических двигательных функций.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что показатели развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста будут увеличиваться с применением средств фитбол-гимнастики.
1. Перед проведением педагогического эксперимента мы провели предварительное тестирование двигательных способностей детей дошкольного возраста. При сравнении результатов мы выяснили, что дети находятся на одном уровне развития двигательных способностей.
2. Основываясь на анализе литературных источников мы разработали экспериментальную методику с применением средств фитбол-гимнастики. По предложенной экспериментальной методике дети занимались в течение семи месяцев. По истечению данного времени было проведено повторное тестирование двигательных способностей дошкольников.
3. В результате проведения повторного тестирования двигательных способностей детей дошкольного возраста мы установили, что в экспериментальной группе результаты увеличились в значительной мере, в то время как в контрольной группе прирост был незначительный. Данные результаты подтверждают предложенную нами гипотезу.
1. Айзман, Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для бакалавров) / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. - М.: КноРус, 2017. - 419 с.
2. Александрова, Э.И. Оздоровительная работа в ДОУ по программе "Остров здоровья" / Э.И. Александрова. - М.: Учитель, 2017. - 181 с.
3. Асташина, М.П. Современные подходы к физкультурно - оздоровительной деятельности дошкольников: учебно-методическое пособие / М.П. Асташина. - Омск: Изд- во СибГУФК, 2019. - 68 с.
4. Баркова Л. П., Соколова Г. В. Создание условий для физического развития детей младшего возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). - Казань: Бук, 2018. - С. 6-7.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков; Под общ. ред. Н.Н. Маликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 с.
6. Билич, Г.Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.
7. Борисова, М.М. Современное дошкольное образование. Теория и практика[Текст] / Борисова М.М., Горянова Е.В.-2013. -№ 4. С. 46-50.
8. Верещагина, Н.В. "Особый ребенок" в детском саду. Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии / Н.В. Верещагина. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 160 с.
9. Воробьев, В.Ф. Физиолого-гигиенические основы физического воспитания детей: учебное пособие / В.Ф. Воробьев. - 2-е изд. - Москва: ФЛИНТА, 2012. - 162 с.
10. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях / Г.Н. Пенин и др. - М.: Каро, 2019. - 496 с.
11. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник / И.В. Гайворонский. - М.: Академия, 2019. - 208 с.
12. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2018. - 331 с.
13. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2018. - 303 с.
14. Горбатова, М.С. Оздоровительная работа в ДОУ. Нормативно- правовые документы, рекомендации / М.С. Горбатова. - М.: Учитель, 2013. - 993 с.
15. Гришина, И. И., Кондакова, Н. Г., Лебедева Р. И., Свинина Е. В. Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание. - 2017. - №3. - С. 17-19.
16. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. - метод. пособие / В. П. Губа, В. В. Пресняков. - Москва: Человек, 2015. - 283 с.
17. Евсеева, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной
деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев; под редакцией С. П. Евсеева. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 384 с.
18. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 616 с.
19. Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: “Академия”, - 2013. - 288 с.
20. Иванова, С.С. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.С. Иванова. -Самара: АСГАРД, 2015. - С. 38-41.
21. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека [Электронный ресурс]: [с основами динамической и спортивной морфологии]: учеб. для вузов физической культуры / М. Ф. Иваницкий. - 12-е изд. - Москва: Спорт, 2016. - 624 с.
22. Калашников, А. А., Жалбэ В. Г. Фитнес-джампинг в процессе физического воспитания дошкольников // Молодой ученый. - 2017. - №28. - С. 102-105.
23. Каменская, В, Г Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / ВГ Каменская. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
24. Конова, Татьяна А. Менеджмент спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций. Повышение эффективности организаций физкультуры и спорта / Конова Татьяна А. - М.: Омега-Л, 2017. - 511 с.
25. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2018. - 393 с.
26. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 162 с.
27. Лях, В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В.И. Лях. - Москва: Спорт-Человек, 2018. - 128 с.
28. Мишакина, Е.А., Джапарова И. К. Фитбол - помощник в совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи // Молодой ученый. - 2020. - №4. - С. 302-304.
29. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова. - М.: Владос, 2019. - 288 с.
30. Никитушкин, В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебник / В. Г. Никитушкин. - Москва: Советский спорт, 2013. - 280 с.
31. Павлихина, С.В., Юдина Н.М. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 89-91.
32. Программа раннего физического развития детей (от рождения до 10 лет): учебное пособие / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, Супруна. А. [и др.]; под общей редакцией Р.Н. Терехиной, Е.Н. Медведевой. - Москва: Спорт-Человек, 2019. - 356 с.
33. Психология физической культуры: учебник / под редакцией Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 624 с.
34. Речицкая, Е.Г. Коррекционно-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие / Речицкая Екатерина Григорьевна. - М.: Владос, 2017. - 399 с.
35. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 с.
36. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными
особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват.
учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М.: ИЦ Академия, 2019. - 384 с.
37. Сейтибрамова, Ф. А. Особенности развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста посредством спортивного танца [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 58-60.
38. Синицына, Т. В. Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 150-153.
39. Старкина, Л.А. Развитие гибкости для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО: учебно-методическое пособие / Л.А. Старкина, А.Н. Старкин. - Электрон.дан. - Липецк: Липецкий ГПУ, 2017. - 52 с.
40. Столяров, В.И. Современные проблемы физкультурно¬спортивной активности дошкольников: социологический анализ / В.И. Столяров, Ю.В. Окуньков; под общей редакцией В.И. Столярова. - Москва: Спорт-Человек, 2019. - 211 с.
41. Третьякова, Н.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 280 с.
42. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие / В.И. Турченко. - 6-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2017. - 254 с.
43. Хижняк, О.В., Пастухова А. А. Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр // Молодой ученый. - 2018. - №43. - С. 91-93.
44. Широкова, Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном
образовательном учреждении / Г.А. Широкова. - М.: Феникс, 2013. - 224 с.
45. Яхнина, Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: моногр. / Е.З. Яхнина. - М.: Владос, 2018. - 272 с.