ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Возрастные и физиологические и психологические особенности развития
организма дошкольника 7
1.2. Понятие о двигательных способностях 12
1.3. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей
старшего дошкольного возраста 18
1.4. Фитбол-гимнастика 21
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 32
Выводы по главе 33
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 34
3.2. Фитбол-гимнастика, применяемая развития двигательных способностей
дошкольников с нарушением слуха 35
3.3. Результаты исследования 40
Выводы по главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности в физической культуре, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Согласно определению Павлихиной, С. В. и Юдина Н. М. «Двигательная активность (ДА) - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение - это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Маленький ребенок - деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно - психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей» [32].
Турченко В.И. утверждает, что «в настоящее время развитие двигательных качеств ребенка остается важнейшей педагогической задачей. Эту проблему можно назвать классической, особая актуальность ее подчеркивается при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Это связано в первую очередь с тем, что в старшем дошкольном возрасте складываются оптимальные условия не только для развития физических качеств ребенка, но и для приобретения им основных двигательных навыков. Старший дошкольный период в педагогической литературе характеризуется как переходный, который определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе, дальнейшее совершенствование приобретенных в этот период навыков. В старшем дошкольном возрасте складываются также оптимальные физиологические, психические условия для развития в ребенке различных качеств, в том числе и физических» [42].
В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается, прежде всего, на его психическом развитии, ограничивая возможности познания окружающего мира, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретной личности.
Цель исследования - изучение двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы при занятиях фитбол- гимнастикой.
Объект - процесс развития двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
Предмет - методика применения фитбол-гимнастики для развития двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
Задачи исследования
1. Оценить исходный уровень развития двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
2. Подобрать методику фитбол-гимнастики и включить ее в физкультурные занятия дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
3. Оценить эффективность применения предложенной методики на развитие двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы.
Гипотеза - предполагается, что при использовании на физкультурных занятиях подобранной методики с применением фитбол-гимнастики, процесс развития двигательных способностей дошкольников с нарушением слуха старшей группы будет проходить быстрее.
Бакалаврская работа состоит из 54 страницы печатного текста и содержит в себе введение, три главы, заключение, список используемой литературы, таблицы и рисунки.
Нарушение слуха у ребенка негативно отражается, прежде всего, на его психическом развитии, ограничивая возможности познания окружающего мира, затормаживая процесс овладения знаниями, умениями, навыками и развития способностей, задатков и склонностей, которые заложены природой в каждой конкретной личности.
Физическое развитие дошкольника является наиболее широко применяемым критерием для характеристики состояния здоровья ребенка. Оно определяется данными антропометрии, состояния кожных покровов и опорно-двигательного аппарата, тонуса и силы мышц, статических двигательных функций.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что показатели развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста будут увеличиваться с применением средств фитбол-гимнастики.
1. Перед проведением педагогического эксперимента мы провели предварительное тестирование двигательных способностей детей дошкольного возраста. При сравнении результатов мы выяснили, что дети находятся на одном уровне развития двигательных способностей.
2. Основываясь на анализе литературных источников мы разработали экспериментальную методику с применением средств фитбол-гимнастики. По предложенной экспериментальной методике дети занимались в течение семи месяцев. По истечению данного времени было проведено повторное тестирование двигательных способностей дошкольников.
3. В результате проведения повторного тестирования двигательных способностей детей дошкольного возраста мы установили, что в экспериментальной группе результаты увеличились в значительной мере, в то время как в контрольной группе прирост был незначительный. Данные результаты подтверждают предложенную нами гипотезу.