Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СКОЛИОЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 ЛЕТ)

Работа №100717

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика правильной осанки 7
1.2. Этиология и патогенез нарушений осанки 9
1.3. Характеристика видов нарушения осанки 11
Тесты для выявления нарушений осанки у детей дошкольного . . возраста 16
1.5. Особенности методики проведения занятий корригирующей
гимнастикой с детьми дошкольного возраста со сколиозом 20
1.6. Особенности и методические рекомендации при проведении занятий
лечебной фитбол-гимнастикой для коррекции сколиоза с детьми старшего дошкольного возраста 21
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 27
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
3.1. Обоснование упражнений, используемых для коррекции сколиоза у
детей старшего дошкольного возраста 31
3.2. Исследование эффективности использования комплексов лечебной
фитбол-гимнастики для коррекции сколиоза у детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45


Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние не только неблагоприятные социальные, экологические, демографические и другие факторы, но, не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению [14].
Сколиоз является одним из часто встречающихся нарушением осанки и относится к числу актуальных проблем современной ортопедии. Данному заболеванию подвержены все возрастные человеческие группы. С каждым годом становится все больше детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, которым ставится диагноз «сколиоз» [19]. Современные медицинские методики позволяют обнаружить данное отклонение на самых ранних этапах возрастного развития.
Нарушение осанки при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, сколиотическая болезнь постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка (А.А. Потапчук, 2007).
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах - вперед, в грудном и крестцовом - назад [6].
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
По данным Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Министерства образования РФ в различных регионах страны нарушения осанки регистрируются у 35-65% детей дошкольного возраста [11]. Несмотря на меры, которые пытаются предпринимать учителя и работники физической культуры, количество детей с нарушением осанки продолжает расти.
Традиционные формы и методы физического воспитания дошкольников до сих пор не ориентированы на профилактику отклонений от нормы и не способствуют активному предотвращению функциональных нарушений и достижению полноценного физического развития и подготовленности детей. Таким образом, в основу профилактики и коррекции сколиоза дошкольников необходимо включать как традиционные, так и современные инновационные средства и методы. К одним из современных инновационных, а главное - эффективных методов профилактики дефектов осанки или коррекции имеющегося вида ее нарушения является фитбол-гимнастика [5].
В детской зарубежной практике фитболы используются уже около пятидесяти лет. В нашей стране немногим более восьми. Родиной этой гимнастики является Швейцария, откуда она распространилась и получил признание во всем мире. Фитбол-гимнастику разработал в середине прошлого века врач-физиотерапевт Сюзан Кляйнфогельбах как реабилитационную гимнастику для больных ДЦП. После того, как стал очевиден оздоровительный эффект от упражнений на фитболе, его стали использовать при восстановлении после травм опорно-двигательного аппарата. Специальная гимнастика на надувных эластичных мячах разного диаметра и конфигурации помогает нам расширить возможности воздействия на организм ребенка. В отличие от общепринятых методик, гимнастика на таких мячах позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.
Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. А яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным для детей дошкольного возраста [2].
Новый вид корригирующей гимнастики (фитбол-гимнастика) сейчас становится популярным и в лечебной практике в России. Но, к сожалению, у нас встречается очень мало дошкольных учреждений, оснащенных фитболами.
Изучив медицинские карты детей шести-семилетнего возраста в НДОУ детском саду ОАО «РЖД» № 128 г. Екатеринбурга, мы обнаружили, что у 70% детей наблюдаются нарушения осанки, из которых 50% - сколиоз.
Все вышеперечисленное и привело к необходимости проведения нашей исследовательской работы.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих сколиоз.
Предмет исследования: средства и методы лечебной фитбол-гимнастики, направленные на коррекцию сколиоза у детей старшего дошкольного возраста.
Цель настоящей работы - коррекция сколиоза у детей старшего дошкольного возраста на основе использования комплексов лечебной фитбол- гимнастики.
Гипотеза исследования основана на предположении, что применение разработанных комплексов лечебной фитбол-гимнастики при сколиозе у детей старшего дошкольного возраста позволит не только стабилизировать искривления позвоночного столба, но и улучшить состояние их опорно-двигательного аппарата с одновременным повышением физической подготовленности, согласно результатам исследования.
В соответствии с целью и гипотезой исследования последовательно решались следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме исследования.
2. Разработать комплексы упражнений лечебной фитбол-гимнастики для старшего дошкольного возраста с диагнозом сколиоз I степени (с учетом возрастных особенностей).
3. Выявить эффективность и обосновать воздействия фитбол-гимнастики на коррекцию сколиоза у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:
- экспериментально обоснована целесообразность использования лечебной фитбол-гимнастики как основного средства при коррекции сколиоза у детей старшего дошкольного возраста;
- установлено, что эффективность процесса коррекции сколиоза существенно повышается при включении упражнений лечебной фитбол- гимнастики с учетом индивидуальных отклонений в формировании осанки детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке программно-методического обеспечения физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, направленного на коррекцию осанки. Применение разработанных комплексов лечебной фитбол- гимнастики обеспечивает положительное влияние на состояние опорно-двигательного аппарата и повышает физическую подготовленность дошкольников.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения осанки; в практической деятельности инструкторов ЛФК, в дошкольных образовательных учреждениях при решении задач выбора и планирования учебного материала для детей с нарушением осанки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - и сегодня остается одной из актуальнейших проблем нашего времени. В нашей работе была затронута проблема формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста со сколиозом.
Традиционные упражнения выполняются на жесткой опоре, а, следовательно, создают для детей большую ударную нагрузку на позвоночник и момент травмоопасности. Этого мы избежали благодаря занятиям на специальных эластичных мячах (фитболах). Мячи помогли придать занятиям новизну, благодаря им были созданы наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и поэтому нагрузка, приходящаяся на межпозвоночные диски, распределялась равномерно.
Обе методики (корригирующая гимнастика и лечебная фитбол- гимнастика) по своей направленности оправдывают цель - оздоровления детей с нарушением осанки. Но нельзя забывать, что эмоциональная сторона, особенно для детей, которым нравиться яркая окраска фитболов, оказывает большое влияние для более эффективного восприятия упражнений.
В результате проделанной экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Анализ доступной литературы выявил, что научно-методических источников по использованию упражнений фитбол-гимнастики для детей 6-7 лет для коррекции сколиоза недостаточно, хотя упражнения фитбол- гимнастики используются в лечебной физической культуре.
2. Анализ теоретико-практических основ по вопросу коррекции сколиоза у детей старшего дошкольного возраста позволил разработать и применить комплексы фитбол-гимнастики для дошкольников с данным диагнозом, с учетом возрастных особенностей.
3. В ходе экспериментальной деятельности были получены результаты, свидетельствующие не только о положительном влиянии комплексов лечебной фитбол-гимнастики на коррекцию сколиоза, но и об улучшении показателей физического развития и двигательной подготовленности.
Изменения показателей антропометрических данных и силы мышечного корсета в экспериментальной группе превышают изменения показателей в контрольной группе. Это подтверждает, что упражнения лечебной фитбол- гимнастики более эффективно воздействует на коррекцию осанки, чем упражнения традиционной лечебной гимнастики.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения осанки; в практической деятельности инструкторов ЛФК, в дошкольных образовательных учреждениях при решении задач выбора и планирования учебного материала для детей с нарушениями осанки.



1. Асачева Л.Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста / Л.Ф. Асачева, О.В. Горбунова. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 112 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин . М.: Физкультура и спорт, 1978. 128 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 218 с.
4. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения / Г.П. Болонов. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 156 с.
5. Большая медицинская энциклопедия: в 10 т. М.: Советская
энциклопедия, 1960. Т.2.
6. Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / С.С. Бычкова. М.: АРКТИ, 2002. 156 с.
7. Веселовская С.В. Фитбол-тренинг / С.В. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова. М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998. 96 с.
8. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей / С.И. Гальперин. М.: Просвещение, 1965. 132 с.
9. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. М.: ВЛАДОС, 1999. 392 с.
10. Егоров Б.А. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми / Б.А. Егоров // Дошкольное воспитание. 2001. № 12. С. 71-76.
11. Епифанова В.А. Лечебная физкультура и врачебный контроль / В.А. Епифанова, Г.Л. Апанасенко. М.: «Медицина», 1990. 195 с.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров . М.: «Академия», 2001. 245 с.
12. Жуков Е.К. Физиология человека / Е.К. Жуков. М.: «Физкультура и спорт»,1959. 205 с.
13. Зарипова Т.П. Планирование оздоровительной работы / Т.П. Зарипова, Т.А. Ушакова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 1. С. 38-42.
14. Камолов И.И. Заболевания и травмы позвоночника / И.И. Камолов. М.: «Академия», 1992. 98 с.
15. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж / Г.В. Каштанова. М.: «АРКТИ», 2006. 205 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ