Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством интерактивных настольных игр 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 10
1.2 Интерактивная настольная игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством интерактивных настольных игр 36
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 36
2.2 Содержание и организация работы по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством интерактивных настольных игр 54
2.3 Выявление динамики уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 67
Заключение 82
Список использованной литературы 84
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 89
Приложение Б Бланки методик, применяемых в экспериментальной работе 90
Приложение В Каталог интерактивных настольных игр 94
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена запросом общества и семей на развитие коммуникативных навыков детей, включение их в детские сообщества, в которых они получат опыт выстраивания взаимоотношений со сверстниками, решения конфликтных ситуаций, выполнения совместной продуктивной деятельности, опыт совместной игры. Именно в игре со сверстниками, как ведущей деятельности дошкольного возраста, происходит психическое развитие ребенка, появляются возрастные новообразования в его психике, развивается воображение, мышление, личностная сфера, формируются умения общаться, договариваться, разрешать конфликты, сотрудничать. Совместная игра детей друг с другом рассматривается в педагогике как средство обучения и развития детей, в том числе их навыков общения.
В современном мире проблема социального и коммуникативного развития ребенка становится одной из наиболее актуальных проблем. Родители и педагоги обеспокоены тем, как сделать так, чтобы ребенок, попадая в новый коллектив, был общительным, уверенным в себе, мог достигать целей общения, находить выход из конфликтных ситуаций, проявлять свою индивидуальность в социально одобряемой форме. Формируя коммуникативные навыки, педагоги делают важный вклад в развитие личности дошкольников, что является основополагающей задачей системы образования.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью изучения и теоретического обоснования возможностей развития коммуникативных навыков у детей 6-7 лет в интерактивной настольной игре. Вопрос о том, как с помощью настольных игр формировать коммуникативные навыки у старшего дошкольника, которые помогут ему успешно адаптироваться к школьному обучению, наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, нуждается в теоретической разработке.
Большой вклад в теорию развития детского общения внесла М.И. Лисина. В ее работах описываются формы и средства общения детей со взрослыми. Она заложила традицию изучения детского общения как коммуникативной деятельности. Коммуникативные навыки дошкольников исследовали и классифицировали И.В. Зотова, Л.Я. Лозован, Л.Р. Мунирова, Е.О. Смирнова и другие. Игра как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников рассматривается в работах Г.А. Рюминой, И.В. Руденко, А.И. Сорокиной, Е.М. Холодиловой и других.
Вместе с тем, в научных публикациях отмечается недостаток информации об интерактивной настольной игре как средстве формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций вопросы применения настольной интерактивной игры для формирования коммуникативных навыков детей 6-7 лет недостаточно разработаны. Интерактивная технология широко применяется в работе педагогов в дошкольных образовательных организациях, настольные игры представлены в оснащении групп детских садов, однако применение настольных игр как средства развития коммуникативных навыков на занятиях, проводимых воспитателями в интерактивной технологии, затруднено по причине недостаточной методической разработанности.
Для нашего исследования предоставляет интерес работы Г.А. Рюминой, И.В. Руденко и Н.Ю. Каракозовой, Е.М. Серых, посвященные интерактивным играм и интерактивной технологии в детском саду.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить следующие противоречия:
- между потребностью дошкольных образовательных организаций в научно-методическом обеспечении для реализации задач формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и недостаточным использованием интерактивных настольных игр в данном процессе;
- между признанием воспитательного и развивающего потенциала интерактивных настольных игр и поверхностной представленностью данного вида игр в практике дошкольных образовательных организаций.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности использования интерактивных настольных игр в формировании коммуникативных навыков детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования интерактивных настольных игр в формировании коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: интерактивные настольные игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством интерактивных настольных игр возможно, если:
• отобраны интерактивные настольные игры в соответствии с возрастом детей и способами взаимодействия;
• организовано игровое пространство и обогащен игровой центр интерактивными настольными играми;
• поэтапно реализуются интерактивные настольные игры в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать современные научные подходы к решению проблемы исследования, теоретическое состояние исследуемой проблемы, уточнить содержательные и процессуальные аспекты формирования у детей 6-7 лет коммуникативных навыков посредством интерактивных настольных игр, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
3. Разработать, апробировать содержание образовательной работы по формированию у детей 6-7 лет коммуникативных навыков посредством интерактивных настольных игр.
4. Выявить динамику уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования особенностей развития общения в детском возрасте (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, О.Н. Сомкова);
• исследования развития навыков у детей дошкольного возраста (И.В. Зотова, Л.Я. Лозован, Л.Р. Мунирова, А.Ю. Уткина, А.В. Чулкова);
• исследование по организации настольных игр в педагогической практике (О.В. Васькова, Л.П. Протасова, Ю.В. Своротова);
• технология интерактивного обучения в детском саду (И.Н. Галкина, Н.Ю. Каракозова, И.В. Руденко, Г.А. Рюмина, Е.П. Чумаева).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение опыта и массовой практики, анализ полученных данных);
• эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 52 «Золотой улей» городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте от 6,1 до 7,1 лет из двух подготовительных к школе групп детского сада (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа).
Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом теоретико-поисковом этапе (сентябрь 2020 года — сентябрь 2021 года) осуществлялось изучение и анализ теоретического и эмпирического материала с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, составлялась программа исследования. Была сформулирована тема и рабочая гипотеза, определен объект, предмет и задачи исследования. Был разработан и апробирован диагностический инструментарий по изучению у дошкольников коммуникативных навыков.
На втором опытно-экспериментальном этапе (октябрь 2021 года — март 2022 года) уточнялась теоретическая позиция исследования, разрабатывались, апробировались интерактивные настольные игры в экспериментальной работе по формированию у детей 6-7 лет коммуникативных навыков. Осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов. Проводились формирующий, контрольный этапы эксперимента.
На третьем заключительно-обобщающем этапе (апрель 2022 года - май 2022 года) проводился анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы. Формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении степени изученности проблемы формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством интерактивных настольных игр.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в уточнении показателей и характеристике уровней сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет,
• в определении и характеристике процессуальных аспектов реализации интерактивных настольных игр в формировании коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами разработанных диагностических материалов для изучения уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет, а также содержания образовательной работы с детьми и методических материалов по реализации интерактивных настольных игр в формировании коммуникативных навыков.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата и содержания образовательной работы по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством интерактивных настольных игр.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2021 год, 2022 год), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся положения:
1. Интерактивная настольная игра определена нами как игра в малой группе дошкольников, организованная педагогом в образовательных целях, основанная на манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, размещаемых на столе или другой небольшой плоской поверхности, а также в руках играющих, осуществляемых по заданным правилам.
2. Показатели и уровни сформированности коммуникативных навыков у детей.
3. Этапы работы с детьми по формированию коммуникативных навыков.
Занятия в игровой форме по специально разработанной методике характеризуются: умениями осуществлять диалогическое взаимодействие, соблюдать речевой этикет, проявлять инициативу в общении, вежливо отстаивать свою позицию, осуществлять совместную деятельность, искренностью и открытостью в общении.
Основные результаты достижения поставленных задач исследования позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы и проведенная экспериментальная работа свидетельствует об актуальности исследования проблемы формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством интерактивных настольных игр.
Теоретический анализ различных подходов позволяет определить понятие «коммуникативные умения» как осознаваемые действия дошкольников, с помощью которых они достигают цели общения, успешно решают возникающие задачи, взаимодействуют в конфликтной ситуации. Л.Р. Мунирова определила информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные коммуникативные умения.
Было установлено, что коммуникативные умения формируются в интерактивной игре. Ее отличительными признаками является целенаправленно организованная педагогом совместная деятельность дошкольников, взаимодействие в малых группах, в ходе которого осуществляется речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Анализ различных источников и публикаций по проблеме исследования позволил нам дать следующее определение. Интерактивная настольная игра - это организованная педагогом совместная игровая деятельность дошкольников, реализованная в рамках интерактивной технологии на материале настольной игры, понимаемой как регламентируемая правилами манипуляция с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе или другой небольшой плоской поверхности, а также в руках играющих.
Настольная интерактивная игра может быть, как коалиционной, так и бескоалиционной, может быть основана на любой механике игры, подразумевает количество игроков больше двух, нацелена на достижение образовательного результата. Любая настольная игра содержит в себе некоторый конфликт, вызванный противоположными интересами игроков, борьбой за выигрыш. Настольная игра ставит детей в ситуацию соревнования, конкуренции. Одновременно, объединяясь с другими игроками, она учит детей сотрудничать, вырабатывать совместные решения, действовать сообща, договариваться. Поэтому любая настольная игра способствует формированию коммуникативных умений.
2. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует о необходимости проведения более эффективной образовательной работы с детьми по формированию коммуникативных навыков и о недостаточном использовании возможностей интерактивной настольной игры как средства развивающей работы.
3. В ходе формирующего эксперимента с детьми был проведен цикл совместной деятельности с использованием настольных интерактивных игр:
• «UNO» и «Зверобуквы»;
• «Дубль 2» и «Имаджинариум детство»;
• «Фефекты фикции» и «Турбосчет»;
• «Сам себе художник».
Был оформлен «игровой уголок» в подготовительной к школе группе детского сада, где дети ознакомиться с настольными играми.
4. Анализ повторной диагностики детей на контрольном этапе эксперимента показал динамику в уровне сформированности коммуникативных умений у детей экспериментальной группы.
Это позволяет считать, что цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М. : АСТ, 2009. 811 с.
2. Васькова О. В. Настольные игры в развивающей работе с дошкольниками // Традиции и инновации в дошкольном образовании. 2017. № 4 (4). С. 47-49.
3. Вдовина Н. А., Винокурова А. О. Коммуникативные навыки старших дошкольников // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / под ред. Ю. В. Варданян. Саранск : Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2016. С. 136-142.
4. Высоцкая Л. Н., Кирьянова Н. М. Игра как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников // Ломоносовские чтения на Алтае : сборник статей / под ред. Е.Д. Родионова. Барнаул : АГУ, 2013. С. 1216.
5. Гориславец Е. В. Концепты настольных игр в русской и английской лингвокультурах : автореферат дис. канд. филологич. наук. Волгоград, 2010. 24 с.
6. Дзида Г. А. О соотношении понятий компетенции, способности личности и понятий знания, умения и навыки // Ямальский вестник. 2016. № 2 (7). С. 50-56.
7. Зотова И. В., Могилка Д. В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17 (99). С. 78-81.
8. Карбовская О. О., Мамедова Л. В. Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников : обобщение опыта педагогов ДОУ // Научные исследования, открытия и развитие технологий в современной науке : сборник материалов конференции. М. : Научноиздательский центр «Империя», 2019. С. 211-216.
9. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. М. : Academia, 2007. 256 с.
10. Креплев А. Г. Основные понятия теории игр : учебное пособие. Екатеринбург, 2016. 144 с.
11. Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 160-164.
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 320 с.
13. Лозован Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников : монография. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 141 с.
14. Мингалеева А. Ш., Кистанова Е. В. Использование интерактивных игр в коммуникативной деятельности дошкольников // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 1 (15). С. 21-23.
15. Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры : дис. ... канд. пед. наук. М., 1992. С. 228.
...