Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИМАГОТЕРАПИИ

Работа №112674

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии 10
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению коммуникативных
навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Роль имаготерапии в формировании коммуникативных навыков у детей
6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 13
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
III уровня посредством имаготерапии 20
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии 38
2.3 Динамика сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи III уровня 54
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложения 69


Актуальность исследования. На современном этапе развития коррекционного образования в нашей стране, по-прежнему возникает вопрос всестороннего развития детей с речевыми нарушениями. Отечественных и зарубежных ученых волнует проблемы, возникающие в коммуникативной сфере у детей данной нозологической группы. В исследованиях влияния современных образовательных технологий и разработок, особое внимание направлено на развитие коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Понимая, что взаимодействие между собой лиц данной нозологической группы способствует развитию самосознания. Учитывая специфику нарушения, у данного контингента воспитанников, сложность заключается в установлении взаимоотношений с окружающими. Основываясь на многочисленных исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, можно заключить, что трудности в межличностном общении объясняются наличием специфических особенностей личности, свойственных данному контингенту воспитанников. При поступлении в общеобразовательную или специалирированную школу, в учебно-воспитательном процессе закладывается фундамент развития личности и формируется социальная зрелость, следовательно, важность развития коммуникативных навыков данного контингента требует особого внимания в дошкольном возрасте. Полноценная социализация данного контингента воспитанников возможна при успешном налаживании контакта с окружающими его сверстниками и взрослыми. Коммуникативный процесс у детей данной группы достаточно несовершенен и недостаточно развит по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Таким детям свойственна немногословность, отказ либо безынициативность в контакте. Излагаемое сообщение скорее носит поверхностный характер. Предпочитаемый невербальный способ общения, объясняется бедностью словарного запаса и нарушение связной речи, что препятствует созданию полноценного диалога.
Процентное увеличение детей с общим недоразвитием речи приводит к необходимости внедрения современных образовательных технологий с различными нестандартными подходами при выстраивании коррекционной работы. Популярность набирает применение арт-терапевтических методов и приемов, благодаря которым отмечается колоссальная динамика. Учитывая особенности детей с речевыми нарушениями, учеными предлагается, для более успешной социализации, создание оптимальных условий для полноценного личностного становления, ключевым компонентом которого представляется коммуникативная деятельность.
Отечественные ученые в области коррекционного образования, занимающиеся постоянными поисками эффективных средств коррекции, однозначно ориентируются на инновационные технологии. К ним можно отнести и арт-терапевтические технологии, в частности имаготерапию, которая занимает особую позицию среди существующих арт- терапевтических методик. Театрализация психотерапевтического процесса происходит через опору на образ и единство личности. Посредством имаготерапии специалистам удается не только укрепить, но и обогатить эмоциональные ресурсы, а также коммуникативные возможности у данного контингента воспитанников. Данный вид арттерапии воспитывает у детей способность адекватно реагировать на внезапные неблагоприятные ситуации. Также исследователи отмечают, что при использовании имаготерапии у лиц с данной нозологией тренируется способность к мобилизации жизненного опыта, способность к саморегуляции, а также прогрессирует развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, тем самым достигая необходимого психокоррекционного эффекта. Анализируя специальную литературу, следует отметить многообразие предлагаемых методик и технологий, ориентированных на проблему по преодолению коммуникативных нарушений у лиц с нарушением речи. Но недостаточно освещен вопрос по формированию коммуникативных навыков именно у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии.
Исходя из анализа научной литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что использование имаготерапии может привести к позитивным изменениям в коммуникативных навыках у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью содержания работы с использованием имаготерапии для эффективного осуществления данного процесса.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности имаготерапии в формировании коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: имаготерапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: базируется на предположении, о том, что формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии будет эффективным, если:
- разработан комплекс занятий по формированию показателей коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии;
- реализована поэтапная работа по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии: мотивационный, обучающий и деятельностный этапы;
- включены родители в работу по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2) выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
3) разработать и реализовать содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи III уровня посредством имаготерапии;
4) оценить результаты работы по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, тестирование, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
- исследования, посвященные особенностям формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи III уровня (Л.С. Выготского, Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, О.С. Орловой, В.И. Селиверстова, Е.Ф. Соботович, Л.Г. Соловьевой, В.И. Терентьевой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной);
- исследования, посвященные роли имаготерапии в формировании коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи III уровня (Г. Гаристе, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.Ю. Макарова, Г.А. Поливахиной).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей имаготерапии в формировании коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; разработка и обоснование содержания работы с использованием имаготерапии составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для построения коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготериапии в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования. МАОУ ДС № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников), 15 приложений. Текст проиллюстрирован 14 таблицами и 6 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников позволил нам рассматривать возможность формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии. Материалом для исследования послужили работы известных российских и зарубежных психологов и педагогов, таких как Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, О.С. Орловой, В.И. Селиверстова, Е.Ф. Соботович, Л.Г. Соловьевой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной, Л.Г. Гребенщиковой, А.Ю, Татаринцевой, М.Ю. Григорчук.
Мы изучили теоретические основы и определили показатели сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Основываясь на этих теоретических данных нами было проведено экспериментальное изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, которое было организовано на базе МАОУ Детского сада № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти с участием 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей преобладает низкий и средний уровень сформированности коммуникативных навыков.
Содержание работы включало поэтапную работу по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии: мотивационный, обучающий и деятельностный этапы. Разработан комплекс занятий по формированию показателей коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии. Включены родители в работу по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии.
Представленное содержание работы, направленное на формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством имаготерапии явилось эффективным. Коммуникативные навыки детей 6-7 лет с ОНР III уровня имели положительную динамику показателей на контрольном этапе исследования: дети способны объяснить причину возникающего эмоционального состояния и способны перечислить переживания соответствующих эмоциональных состояний. Повысился процент детей, которые соблюдают элементарные правила речевого этикета. Увеличилось количество дети, которые не испытывают затруднения в «оречевлении» состояния персонажа, им удается демонстрировать яркое эмоциональное отношение к персонажу, имитируя экспрессию. В процессе проведения формирующего эксперимента некоторые дети чаще выступали инициаторами. Стремились брать на себя центральную роль. Выступали с предложениями. В возникающих проблемных ситуациях чаще стали выбирать вербально-оценочное решение или конструктивное решение.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Возможность формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет с ОНР III уровня посредством имаготерапии доказана.



1. Александрова, О.А. Формирование коммуникативных умений общения [Текст] / О.А. Александрова. - М.: Просвещение, 2005. - 26 с.
2. Амосова, В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.В. Амосова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 74-78.
3. Анисимова, Е.В. Роль семьи в формировании коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Анисимова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 12. - С. 78-81.
4. Арапова, В.Г. Формирование навыков коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами риторики [Текст] / В.Г. Арапова, В.Н. Атрощенкова // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8. - С. 81-83.
5. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре [Текст]/ О.А. Бизикова. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136 с.
6. Бидова, С.М. Психолого-педагогическое сопровождение по социально-коммуникативному развитию детей 6-7 лет с нарушениями речи [Текст] / С.М. Бидова, И.А. Кукиева, Л.В. Фандикова // Логопедия. - 2014. - № 4. - С. 38-43.
7. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребенка [Текст] / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - Екатеринбург: «Арго», 1997. - 192 с.
8. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] /С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с.
9. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 240 с.
10. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
11. Волковская, Т.Н. Организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию социально-коммуникативной сферы детей с недостатками речи [Текст] / Т.Н. Волковская // Логопед в детском саду. - 2015. - № 2. - С. 69-89.
12. Востокова, Н.Н. Общение как средство развития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / Н.Н. Востокова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2013. - № 1. - С. 62-68.
13. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина. - М.: Московский социальный институт, 2001. - 294 с.
14. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
15. Гребенщикова, Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол [Текст] / Л.Г. Гребенщикова. - СПб.: Речь, 2007. - 95 с.
16. Дмитриев, А.А. Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А.А. Дмитриев, Е.В. Ковылова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 52-56.
17. Дудьев В.П. Развитие невербальной коммуникации у дошкольников с ОНР [Текст] / В.П. Дудьев // Логопед в детском саду. - 2006. - №2. - С. 16
18. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, И.В. Груздова, А.Ю. Кузина. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 64 с.
19. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2006. - 170 с.
20. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст] / О.М. Казарцева. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 495 с.
21. Колесникова, А.Е. Новый подход к решению проблемы формирования стойких коммуникативных умений путем моделирования ситуаций с применением диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А.Е. Колесникова // Логопедия. - 2015. - № 3. - С. 35-50.
22. Кузьменкова, Н.Ю. Особенности коммуникативных
способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.Ю. Кузьменкова // Логопедия. - 2005. - №4. - С. 35-37.
23. Лаврентьева, Е. Особенности развития коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Лаврентьева // Логопед в детском саду. - 2011. - № 4. - С. 72-74.
24. Леханова, О.Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Л. Леханова // Дефектология. - 2011. - № 6. - С. 17-25.
25. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Академия, 2012. - 270 с.
26. Медведева, И.Я. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии [Текст] / И.Я Медведева, Т.Л. Шишова. - Изд-во Зерна-Книга, 2014. -145 с.
27. Мешалкина, А.А. Развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.А. Мешалкина // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 4. - С. 79-102.
28. Сиротюк, А. Как развивать коммуникативные способности: Старший дошкольный возраст [Текст] / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 6-9.
29. Смирнова, Е.О. Межличностные дошкольников отношения [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2003. - 320 с.
30. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. -
М.: Владос, 2000. - 290 с.
31. Сорокина, Н.А. Изучение общения детей с разным уровнем речевого развития в рамках коммуникативного направления [Текст] / Н.А. Сорокина // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 33-34.
32. Стрелкова, Л.П. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры [Текст] / Л.П. Стрелкова.- М.: Педагогика, 1999. - 110 с.
33. Татаринцева, А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда [Текст] / А.Ю. Татаринцева. - С-Пб.: Речь, 2007. - 124 с.
34. Татаринцева, А.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям [Текст] / А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук. - С-Пб.: Речь, 2007. - 145 с.
35. Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование [Текст] / В.В. Ткачева.- М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 144 с.
36. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2010. - 291 с.
37. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
38. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ