Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Работа №16099

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема коммуникативных навыков у детей в педагогике и психологии 7
1.2. Особенности общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 14
1.3 Значение игры в развитии коммуникативных навыков дошкольника 24
Выводы по первой паве 33
ГЛАВА II . ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня сформирования коммуникативных навыков старших дошкольников 356
2.2 Пути формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте с использованием игровых методов 47
2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей, направленные на формирование коммуникативных навыков дошкольников 54
Выводы по второй паве 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

В разнообразных видах своей деятельности человек ежедневно вступает в многочисленные и разнообразные отношения и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы эти отношения были эффективными, человек должен обладать высоким уровнем коммуникативных навыков.
В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте коммуникативные навыки и их значение для развития личности - важная проблема научных исследований. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных навыков с дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст является важным для развития коммуникативных навыков, так как в этом возрасте возрастает интерес не только к взрослому, как источнику получения разных знаний, но и к сверстнику как к партнеру в различных видах деятельности, к желанию сотрудничать, действовать вместе. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативного поведения между взрослыми и сверстниками. От уровня сформированности коммуникативных навыков зависит характер поведения и положение ребенка в группе сверстников (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина, М.И. Лисина).
Особая значимость данной проблемы отражается в том, что дети мало стали общаться как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что взрослыми после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом
только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей становятся компьютер, интернет и разнообразные игры, телевизор).
Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
На развитие коммуникативных навыков дошкольников влияет много факторов. Одним из таких является дошкольное образовательное учреждение. В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. Целенаправленное воспитание становится одним из факторов формирования планируемых качеств личности и существенная роль по развитию коммуникативных навыков и навыков детей отводится воспитателям дошкольных образовательных учреждений, так как их деятельность является профессиональной. Сущность педагогической деятельности отражена в работах Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Е.А. Панько и других авторов. Деятельность по формированию коммуникативных навыков рассматривалась в работах
В. Девятко, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.А. Кан-Калика, В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика, Л.А. Петровской и др.
Именно развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития [33].
Вышесказанное позволяет выделить противоречие между признанием в теории значимости коммуникативных навыков в воспитании личности ребенка и недостаточным вниманием на практике к развитию коммуникативных навыков и навыков у детей в педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
Актуальность и значимость данной проблемы позволила определить тему исследования: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить способы развития коммуникативных навыков у старших дошкольников посредством игровых методов.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игровых методов.
Задачи исследования!:
1. Проанализировать проблему коммуникативных навыков в психо лого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности общения и развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте
3. Охарактеризовать игру и её значение в формировании
коммуникативных навыков старших дошкольников.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
5. Изучить методические аспекты развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
6. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по использованию игрового метода для старших дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети старшего дошкольного возраста имеют низкий и средний уровень коммуникативных навыков, что требует целенаправленной работы с ними с применением игровых методов.
Теоретико-методологические основы: изучение психолого¬педагогической литературы и других источников, анализ, обобщение; изучение документации, беседы, наблюдение, тестирование, диагностические ситуации, экспертная оценка.
База исследования: МБДОУ «Мишутка» г. Ак-Довурака. 20 детей старшей дошкольной группы, 4 воспитателя старшей группы, а так же родители (14 человек).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе детского психолога, воспитателей и родителей при решении проблем общения детей в старшем дошкольном возрасте; составлении рекомендаций для педагогов и родителей, которые могут быть использованы с целью процесса формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности; для совершенствования подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы (теоретическая и практическая, где рассмотрены развитие навыков общения у детей и влияние игровой деятельности на них, а также конкретные игровые методы развития навыков общения детей дошкольного возраста в детском саду). Также работа включает в себя заключение, где сформулированы выводы, и библиографию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе нами изучены теоретические основы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через игровые методы. Исследование подтвердило, что игра является средством всестороннего развития ребёнка. Игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации. Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Нами были установлены характерные особенности сюжетно-ролевой игры, основные ее компоненты.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты эмпирического исследования подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:
1. Формирование кoммyникaтивных проблем теории и практики развития умений и навыков в системе
дошкольного образования, требующая серьезного теоретического переосмысления.
2. Анализ психолого-педагогической теории и практики работы дошкольных образовательных учреждений позволил определить сущность исследуемых умений как сложных, осознанных коммуникативных действий детей, осуществляемых на основе полученных знаний и практической подготовленности.
3. Содержание коммуникативных умений конкретизировано в соответствии со структурой и функциями общения как коммуникативной деятельности (М. И. Лисина, Б.Ф. Ломов). По своему содержанию данные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, эффективно-коммуникативные умения, направленные на реализацию функций общения, и соответствующие структуре коммуникативной деятельности умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, выбирать вербальные и невербальные средства, реализовывать задуманное в процессе общения, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения.
4. В эмпирической части исследования был выявлен уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Изучено состояние работы педагогов данного детского сада по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Также определен уровень знаний родителей о сформированности коммуникативных навыков детей.
Для этого использовались следующие методы: наблюдение за детьми в естественных условиях; анализ документации; анкетирование родителей.
На основании эмпирической работы было выявлено, что:
1. Большая часть детей (60%) имеет низкий уровень коммуникативных навыков, 30% имеют средний уровень и только 10% имеют высокий уровень сформированности коммуникативных навыков.
Наблюдение показало, что дети не всегда могут распределять роли самостоятельно, часто бывают конфликты. Игровые действия не всегда многообразны, в основном присутствует монологическая речь, а не диалог. Дети редко используют игрушки-заместители. Не всегда придерживаются правил игры.
2. Работа по формированию коммуникативных навыков воспитателями ведется недостаточно, а именно не учитывается уровень сформированности коммуникативных навыков, используются не все возможные способы формирования коммуникативных навыков в игровой деятельности, не прослеживается преемственность в целях, педагогический потенциал игровых методов используется недостаточно для формирования коммуникативных навыков дошкольников.
3. Опрос родителей показал, что в число качеств, которые они хотели бы воспитать у детей коммуникативные умения и навыки не попадают. Следовательно, воспитательные воздействия родителей на коммуникативные умения и навыки детей будут недостаточными для их дальнейшего формирования. Отсутствие коммуникативных навыков не огорчает родителей, что говорит о недостаточном понимании их значимости.
Родители не считают важным формирование коммуникативных навыков у детей. Представление родителей о коммуникативных умениях детей также узко. Родители, в основном, ориентируются на инициативу ребенка в общении и владение вербальными средствами. Ценность тех средств, которые родители используют в формировании коммуникативных навыков у детей («собственный пример», «разговор», «чтение», «внушение» и т.д.) снижена, так как у них отсутствует целостное представление о коммуникативно-ориентированной личности и необходимом содержании и уровне коммуникативных навыков.
Таким образом, уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является недостаточным для осуществления общения в условиях игровой деятельности и одной из причин этого выступают особенности осуществления воспитательно¬образовательной работы в семье и дошкольном учреждении.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Очевидна работа по дальнейшему поиску эффективных условий формирования коммуникативных навыков.
С этой целью мы рассмотрели пути формирования коммуникативных навыков в дошкольном возрасте с использованием игровых методов, определили условия их оптимального применения и составили рекомендации по организации игрового взаимодействия в сюжетно-ролевой игре с целью формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста для воспитателей и родителей.
Результаты проведенного исследования позволили сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации процесса формирования коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности.
Сущность формирования коммуникативных навыков дошкольников с использованием игровых методов представляет собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно О непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях, осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
На основе проведенного исследования мы можем сделать выводы о том, что гипотеза нашла свое подтверждение. Правильно организованная сюжетно-ролевая игра способствует активизации коммуникативных навыков и формированию гармоничных межличностных отношений старших дошкольников. Эффективность формирования навыков взаимодействия в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит: от организации предварительной работы; от умения воспитателя и родителей создать благоприятные условия для игровой деятельности; от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И.Кононова, Г.И.Радвил) [23,14].
Проведенное нами исследование имеет перспективы дальнейшего развития, что предполагает более широкое изучение проблемы формирования коммуникативных умений в учебной деятельности дошкольников, решение вопросов развития умений на разных возрастных этапах.



1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 142c.
2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе: Межвуз. Сб. науч. Тр. / Новосиб. гос. пед. ин-т; / Н.П. Аникеева.- Новосибирск: НГПИ,2009.- 121с.
3. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. / А.Г. Арушанова. - М.: ТЦ Сфера, 2011 (Модули программа ДОУ). - 80с.
4. Арушанова, А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возр. / А.Г. Арушанова // Дошкол. воспитание. - №6. - 86-89с.
5. Алифанова,Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Автореф. дис. канд. пед. наук:13.00.01 / Е.М. Алифанова. Волгоград. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2001. - 29с.
6. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т.И. Бабаева, Л.С. Римошевская. // Детский сад: теория и практика. - 2011. - №1. - 74-85с.
7. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. - М.:Аркти, 2011. - 96с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 2001. - 270с.
9. Богусловская Н.Е. Веселый этикет: Учеб, пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. / Н.Е. Богусловская. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. - 314с.
10. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. /
Батаршев А.В. - СПб.: Питер, 2006.(Серия «Практическая психология»), - 176с.
11. Бизикова , О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. / О.А. Бизикова. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. - 136с.
12. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова - М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 240с.
13. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр.и доп. С.С. Бычкова. - М.: АРКТИ, 2003 (Развитие и воспитание дошколльника), 2003. -96с.
14. Василик, М.А. Основы теории коммуникации: Учебник. / М.А. Василик, М.С. Вершинин, В.А. Павлов и др. / под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006. 615с.
15. Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников [Текст] / Е.А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. научн. конф. (г.Москва, июнь 2013г). - М.: Буки-Веди, 2013. - 36-38с.
16. Голлованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. / Н.Ф. Голованова. СПб.: Речь, 2004. - 272с.
17. Давидчук, А.Н. Обучение и игра: 3-5 лет. / А.Н. Давидчук. - Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 164с.
18. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. / Л.А. Дубина. - М.: Книголюб, 2006. - 64с.
19. Зимняя, И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. - М.: Просвещение, 1980. -134с.
20. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. Изд.2-е. доп. и пер. - М.: Логос, 2003. - 384с.
21. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.А. Соловева. - М.: Просвещение, 2010. - 96с.
22. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: Изд. МГУ, 2006. - 142с.
23. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2009. - №4. - 84-92с.
24. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь,2003. - 144с.
25. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - с.
26. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н-Д: Издательский центр «МарТ» 2005. - 448с.
27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред, пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416с.
28. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480с.: ил.
29. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. / И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство «УРАО», 1999. - 176с.
30. Клюева, И.В. Учим детей общению / И.В. Клюева,Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 2011. - 240с.
31. Коломинский, Я.П. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. / Я.П. Коломинский. - Минск, 1969. - 240с.
32. Логинова, В.И. Программа развития воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред.
Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, пер. - СПб.:Детсво-Пресс, 2005. - 244с.
33. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей психологии / А.А. Леонттьев. :Избр.псих.труды. Л., Воронеж, 2001. - 447с.
34. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. - 384с.
35. Лисина, М.И. Общение и речь / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1985. - 208с.
36. Менжерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева и др.; сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., пер. и доп.- М.: Просвещение, 2003. - 190с.
37. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко., Н.А. Короткова. - 2-е изд.- Екатеринбург: Деловая кН., 2009.- 175с.
38. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн.для учителя. / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. (Психол. наука - школе).- 192с.
39. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина.- М.: Флинта; Московский психолого-социальный ин-т, 1998. - 200с.
40. Мишнева, Т.В. Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников / Т.В. Мишнева. // Справочник педагога-психолога / детский сад. 2012.- №4. - 40-46с.
41. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие. / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304с.
42. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст / В.А. Недоспасова. - 3-е изд.- М.: Росмэн, 2011. - 90с.
43. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб, пособ. для студ.высш. пед. учеб, заведений / Н.Н.Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224с.
44. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд.пед.наку: 13.00.07 / С.В. Проняева; Щадрингос.пед. ин-т. - Екатеринбург, 1999. -27с.
45. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. 2-е изд.., испр. и доп. М.: 1979. - с.
46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 705с.
47. Рыбак, Е.В. Эмоционально-насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. / Е.В. Рыбак; Арханг. гос. техн. ун-т. - Архангельск, 2001. - 29с.
48. Реан, А.А. Психология и педагогика. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2007. - ил.(Серия «Учебное пособие»), - 432с.
49. Соловьева, А.С. Игра и развитие ребенка [Текст]: Хрестоматия / сост.: Л.Г. Соловьева, А.С. Михашина. - Архангельск: Поморский ун-т,2010. - 551с.
50. Санькова, А.О. К вопросу формирования коммуникативных умений / О.А. Санькова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №10. - 21-22с.
51. Сафонова, О.Н. Активизация речевого общения старших дошкольников / О.Н .Сафононва // Дошкол. воспитание. -2009. -№1. - 50-56с.
52. Сиротюк, А.Р. Как развивать коммуникативные способности: старший дошкольный возраст / А.Р. Сиротюк // Дошкол. воспитание. -2009. - №6. - 6-7с.
53. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. М. : Академия, 2010. - 151с.
54. Суханова, С.В. Как помочь ребенку полюбить учебу или о пользе коммуникативной компетентности: [Из опыта работы школ. психолога] / С. В. Суханова // Психолог в школе. -2000 - № 3, 4. -143 - 149 с.
55. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянова; Под. ред. В.А. сластенина. -4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576с.
56. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холомогорова. - М.: Гуманитар.изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 158с.: ил.
57. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.
58. Сажина, С.Д. Управление дошкольным учреждением: Словарь- справочник / С.Д. Сажина // (Приложение к журналу «Управление ДОУ»), - М.:ТЦ. Сфера, 2008.-128.
59. Сидина, Т.А. Комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса как условие реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Т.А. Сидина // журнал «Дошкольная педагогика» №3, 2001. - 77 с.
60. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: МПССИ; Воронеж: Изд. НПО МОДЭК, 2012. - 224с.
61. Терещук, Р.К. Общение и избирательные отношения дошкольников / Р.К. Терещук. Кишинев: Штиинца, 2009. - 99с.
62. Тюнников, Ю.М . «Когла мои друзья со мной...»: формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками / Ю.М. Тюников, Марниченоо // Дошкол. воспитание. - 2009. - №10. - 24-29с.
63. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учеб, длястуд.сред.учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. -6-е изд. пер. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368с.
64. Харчевникова, А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей 4-5 лет: особенности организации / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. 2012. - №10. - 48-55с.
65. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения: [пособи для студентов и педагогов] / В.М. Целуйко. - М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. - 295с.
66. Чернецкая, А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / А.В. Чернецкая. - Ростов н-Д.: Феникс, 2009. 512с.
67. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. -349с.
68. Шипицина, Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3-х до 6 лет). - «Детство-Пресс», 1998. - 384с.
69. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. / Е.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2012.- 80с.
70. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2009. - 360с.
71. Юдина, Е.Т. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е.Т. Юдина // Дошкол. воспитание. - 1999. - №9. - 10-29с.
72. Янченко И.В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе / Янченко, И. В. // Школьный логопед. - 2009. №1. - 17-19с.
73. Ьйр: nsportal. ru / detskii-sad / materialy-dlya-roditelei / kommunikativnye-igry.
74. http:detskij-dvorik..ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ