Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОНИТОРИНГ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №109721

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации 12
1.1 Педагогические подходы к организации оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации 12
1.2 Характеристика мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации 22
1.3 Организационно-педагогические условия мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации 30
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Экспериментальная работа по организации мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации 42
2.1 Критерии и показатели мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации 42
2.2 Создание организационно-педагогических условий мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации 59
2.3 Результаты экспериментальной проверки эффективности мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации 70
Выводы по второй главе 85
Заключение 87
Список используемой литературы 90
Приложения 98

Актуальность исследования. Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающего поколения в настоящее время является поистине глобальной проблемой. Особую остроту она приобретает в современных российских условиях, где высокие показатели детской заболеваемости приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции.
На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную причину. К их числу принадлежит туберкулез. Основной группой риска являются дети раннего и дошкольного возраста. По данным статистики, каждый третий ребенок дошкольного и школьного возраста в России является тубинфицированным.
Тубинфицированность означает носительство туберкулезных палочек в здоровом организме. Такой ребенок не болен и не опасен для окружающих, но в случае снижения иммунитета риск развития у него заболевания резко возрастает. Физическое и психическое состояние детей с туберкулезной интоксикацией отличается от их сверстников: нервная возбудимость, быстрая утомляемость, плохой аппетит, что вызывает сдвиги благоприятных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении.
Дети с туберкулезной интоксикацией внешне ничем не отличаются от других детей. Работа с такими детьми в основном базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах общеразвивающей направленности, проводится по основной образовательной программе. Различия наблюдаются лишь в организационном плане (особенности режима, характер профилактических и оздоровительных мероприятий).
Главным условием организации работы с такими детьми является - оздоровление и формирование основ здорового образа жизни. В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития физических качеств.
Проблемой оздоровления дошкольников занимались такие учёные, как Т.И. Алиева, В.Г. Алямовская, О.М. Дьяченко, Е.А. Екжанова, М.Н. Кузнецова С.М. Мартынов, Л.А. Парамонова, Е.А. Сагайдачная и др.
Положения о сущности здорового образа жизни и теории формирования здоровья, отражены в трудах Н.А. Амосова, М.В. Антроповой, И.А. Аршевского, К.Н. Венцеля, Ю.П. Лисицина, М.И. Покровской, В.Л. Фармаковского и др.
Теоретическим и практическим аспектам оздоровления дошкольников с туберкулезной интоксикацией посвящены работы Б.Б. Егорова, В.Т. Кудрявцева, где оздоровление рассматривается как комплекс профилактических мер, форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Ключевой принцип оздоровительной работы с детьми - индивидуально-дифференцированный подход.
Решение проблемы - разработка мониторинга оздоровительной работы для оценки качества оздоровительной работы. Мониторинг оздоровительной работы является весьма важным для практической работы дошкольной образовательной организации, поскольку может служить механизмом оценки качества оздоровительной работы с детьми с туберкулёзной интоксикацией. Обратная связь, получаемая в результате мониторинга, позволит грамотнее организовать оздоровительную работу и вносить своевременные коррективы.
Проанализировав материал, тематически связанный с нашим исследованием, мы определили, что проблема организации мониторинга оздоровительной работы с детьми с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации является актуальной. На социально-педагогическом уровне актуальность заключается в реализации социального заказа общества по организации и проведению мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией, что позволит сделать качественный прогноз и повысить качество оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации. Что доказывают многочисленные исследования (В.Г. Алямовская, Л.А. Парамонова, М.И. Покровская и др.).
Обусловленность на научно-теоретическом уровне подтверждается тем, что проблема проведения мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации обозначена в работах исследователей, являющихся представителями разных научных направлений. Однако, изучив психолого-педагогическую литературу, можно констатировать, что исследований, посвящённых изучению обозначенной проблемы недостаточно (Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, Б.Б. Егорова, В.Т. Кудрявцева, Е.А. Екжанова, В.Л. Фармаковский и др.). В связи с этим возникла потребность в изучении процесса разработки мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречия:
• между существующим вниманием к проблеме оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией и недостаточным описанием мониторинга оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации для детей с туберкулёзной интоксикацией;
• между имеющимся потенциалом в осуществлении мониторинга качества оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией и отсутствием организационно-педагогических условий его реализации в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило выделить проблему исследования: как осуществить мониторинг оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации?
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Мониторинг оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: мониторинг оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации возможен при следующих организационно- педагогических условиях, если:
• подобран диагностический инструментарий, разработана карта методик, позволяющих измерить и оценить результативность мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией;
• разработаны и апробированы этапы мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией (целевой, содержательный, результативный);
• результаты мониторинга будут не только констатировать определенное состояние оздоровительной работы, но и отражать динамику развития и будут являться основой для принятия решений по улучшению качества оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации, определить уровень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Разработать и апробировать мониторинг оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации.
3. Экспериментально проверить эффективность организационно- педагогических условий мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой исследования явились:
• концепция о личности как субъекте отношений, познающей и преобразующей себя (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, В.З. Коган, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков);
• концепция о деятельности и деятельностном развитии (Н.Г. Алексеев, Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев)
• системный подход, согласно которому исследуемое явление представляет собой совокупность структурных элементов, объединенных определенными соотношениями и связями (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, И.В. Блауберг, В.П. Зинченко, Ф.Ф. Королев, Э.Г. Юдин и др.)
В ходе исследования были использованы взаимодополняющие методы: анализ психолого-педагогической литературы; осуществление систематизации, обобщения, анализа фактических данных; проведение психолого-педагогического эксперимента, с включением констатирующего, формирующего и контрольного этапов; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 100 «Островок» г.о. Тольятти. В эксперименте участвовали 78 воспитанников 5 оздоровительных групп для детей с туберкулёзной интоксикацией от 2 до 7 лет. В экспериментальной работе принимали участие 10 воспитателей, 1 старший воспитатель.
Организация и этапы исследования. Исследование было реализовано с 2016 года по 2019 года. Оно осуществлялось в три этапа:
Первый этап - теоретико-поисковый (2016 г. - 2017 г.). Теоретическое исследование проблемы на основе изучения педагогической и психологической литературы и диссертационных исследований по этой проблеме, с целью установления степени научной разработанности проблемы. Составление программы исследования, определение диагностических методик, оценка состояния проблемы в детском саду (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (2017 г. - 2018 г.). Практическая реализация мониторинга оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации для детей с туберкулёзной интоксикацией. Обоснование и описание критериев и показателей системы оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации для детей с туберкулёзной интоксикацией. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Теоретическое осмысление результатов опытно-поисковой работы. Уточнение положений и выводов исследования, внедрение в практику дошкольного образовательного учреждения результатов исследования. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов опытно-поисковой работы. Оформление диссертационных результатов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования:
• научно обоснованы организационно-педагогические условия мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации;
• определены и описаны показатели мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в диссертации уточнено понятие «мониторинг оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией»; описаны организационно-педагогические условия мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией.
Практическая значимость исследования: материалы экспериментальной работы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций для детей с туберкулёзной интоксикацией для проведения мониторинга оздоровительной работы детей дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией.
Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивались исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, личным участием автора на всех этапах проводимого исследования и положительной оценкой со стороны практических работников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации, получили одобрение на научно-практических конференциях: «Студенческие «Дни науки» в ТГУ»; опубликованы в сборнике научных статей «Проблемы образования на современном этапе». По теме диссертационного исследования было опубликовано 5 статьей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Мониторинг оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией - это система сбора, систематизации, хранения, использования информации об эффективности оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией, позволяющая корректировать оздоровительную работу.
2. Показатели и уровни мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации характеризуются следующими компонентами: текущей оздоровительной работой в дошкольной образовательной организации; оздоровительной работой, проводимой воспитателями в группе; уровнем физического и психического развития детей.
3. Организационно-педагогическими условиями мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации являются: подобранный диагностический инструментарий, разработанная карта методик, позволяющих измерить и оценить результативность мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией; разработанные и апробированные этапы мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией (целевой, содержательный, результативный); результаты мониторинга будут не только констатировать определенное состояние оздоровительной работы, но и отражать динамику развития и будут являться основой для принятия решений по улучшению качества оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (77 источников). Текст иллюстрирован 15 таблицами, 7 рисунками, 12 приложениями. Объем работы 97 страниц без приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение, что позволило сделать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема определения сущности и особенностей процесса педагогического мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации является сложной и актуальной.
Нами были уточнены понятия «педагогический мониторинг» - это отслеживание (сбор, хранение, обработка показателей) состояния педагогического процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития ребёнка (А.С. Белкин).
«Мониторинг в образовании» - это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.Н. Майоров).
Была разработана система проведения мониторинга, представленная этапами: целевым, содержательным и результативным. Каждый из этих этапов включал в себя по две части. По каждой части были определены цель, задачи и содержание работы.
Мониторинг оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации возможен при следующих организационно-педагогических условиях:
• подобран диагностический инструментарий, разработана карта методик, позволяющих измерить и оценить результативность мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией;
• разработаны и апробированы этапы мониторинга оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией (целевой, содержательный, результативный);
• результаты мониторинга будут не только констатировать определенное состояние оздоровительной работы, но и отражать динамику развития и будут являться основой для принятия решений по улучшению качества оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации.
Работа на формирующем этапе выстраивалась в соответствии с критериями и показателями, обозначенными в мониторинге. Было проведено обогащение развивающей предметно-пространственной среды групп детского сада. Для педагогического состава проводились методические объединения, которые имели теоретическую, методическую и практическую направленность. Работа с детьми строилась посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в систему ежедневных мероприятий.
По результатам проведённого мониторинга у всех участников эксперимента произошли качественные изменения. Из 10 обследованных педагогов 9 человек, демонстрируют высокую степень эффективности реализации оздоровительной работы с детьми с туберкулёзной интоксикацией, 3 педагога, что составило 30 %, показали результат 100 %. С момента проведения целевого этапа мониторинга произошла существенная положительная динамика в уровне физического развития детей. Данные о наличии высокого уровня возросли с 18 % до 54 %, то есть в общей сложности на 36 %.
Показатель среднего уровня уменьшился с 44 % до 40 %, то есть на 4 %.
Показатель низкого уровня уменьшился с 38 % до 6 %, то есть на 32 %. Следовательно, работа, направленная на повышение качества оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией в дошкольной образовательной организации, оказалась эффективной.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. N273-03 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Аксенова, В.А. Эпидемическая ситуация по туберкулезу у детей. [Текст] / В.А. Аксёнова - М.: Линд, 2011 - 272 с.
3. Аксенова, В. А. Туберкулез у детей и подростков в России в XXI веке // Материалы Всероссийской науч. Конф. [Текст] / В.А. Аксёнова - СПб., 2011. - С. 328-330.
4. Анохина, И.А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Анохина - Ульяновск : УИПКПРО, 2010. - 67 с.
5. Анохина, И.А. Интегрированный подход по формированию основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста. [Текст] / И.А. Анохина - Ульяновск, 2012. - 49 с.
6. Антонов, Ю.Е. Рабочий журнал заведующего детского сада. [Текст] / Ю.Е.Антонов - М.: Сфера, 2013. - 176 с.
7. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовительная группа. [Текст] / Ю.А. Афонькина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 66 с.
8. Байер, К. Здоровый образ жизни. [Текст] / К. Байер - М. : Мир, 2016. - 368 с.
9. Бакунина, М.И. Основы здорового образа жизни. [Текст] / М.И. Бакунина - М.: Гостехиздат, - 2015. -924 с.
10. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, методы. [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 210 с.
11. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации. 2 изд., испр., допол. [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
12. Белая, К.Ю. Модель образовательного процесса ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая // Управление ДОУ. - 2011- № 1.- С. 8-17.
13. Белая, К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО. Методическое пособие. ФГОС ДО [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2017. - 128 с.
14. Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. Методическое пособие. [Текст] / Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М., 2012. - 128 с.
15. Вакуленко, Л.С. Педагогическое наблюдение, как метод мониторинга в дошкольном образовании. Учебно-методическое пособие. [Текст] / Л.С. Вакуленко, А. Золотова. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 192 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ