Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация здоровье-сберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОО с детьми старшего дошкольного возраста

Работа №93536

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы138
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический аспект изучения проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОО с детьми старшего дошкольного возраста 11
1.1 Психолого-педагогические и методологические основы
здоровьесберегающего образовательного процесса 11
1.2 Анатомо-физиологические и возрастные особенности детей старшего
дошкольного возраста 29
1.3 Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей среды в
дошкольной организации 37
Глава 2 Разработка комплекса упражнений с использованием здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе для детей старшего дошкольного возраста 46
2.1 Изучение состояния проблемы эффективности использования
здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ 46
2.2 Применение комплекса упражнений с использованием
здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста 71
2.3 Анализ эффективности применения здоровьесберегающей технологии в
предлагаемых условиях дошкольной образовательной организации 81
Заключение 90
Список литературы 94
Приложение 99

Здоровье - это необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. В период дошкольного детства, необходимо сформировать здоровье ребенка для будущего, создавая его крепкий фундамент. Исходя из этого, главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у детей представлений о здоровье как одной из главной ценности жизни, формирование здорового образа жизни и убеждения к его соблюдению и неукоснительному выполнению мероприятий оздоровительной направленности.
В различных факторах сохранения и укрепления здоровья основополагающая роль принадлежит двигательной активности и разнообразным средствам её повышения, так как она является естественной потребностью детей дошкольного возраста, ведь без движения - не может быть жизни. Жизненно важные и необходимые потребности в совершенствовании здоровья, его сохранении и приумножении формируются при обеспечении условий управления здоровьесберегающим образованием и заключаются в использовании эффективных средств оздоровления и организации рациональной двигательной деятельности и активного отдыха [18,с.89].
Физкультурно - оздоровительная работа должна стать главной задачей в деле сохранения и укрепления здоровья детей.
В общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечено, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др [1].
Следует учитывать, что сам ребенок в дошкольном возрасте ещё не может обеспечить себе достойный образ жизни, без участия и помощи взрослых. Многое зависит от родителей, воспитателей, специалистов по дошкольному образованию, которые должны быть наставниками и помощниками в коррекции своего поведения и сложившихся привычек.
Обновление и совершенствование профессиональных задач, связанных непосредственно с применением здоровьесберегающих технологий и мероприятий по оздоровлению детей требуют новых компетенций, умения видеть трудности, принимать решения, взаимодействовать вместе и координировать свою деятельность [10].
Для того, чтобы реализовать здоровьесберегающие технологии, педагогам необходимо четко знать о сущности здоровья, его составляющих, о структурных компонентах здорового образа жизни. Только грамотный подход специалистов дошкольного образования позволит сохранить и укрепить здоровье дошкольников, сформировать культуру здоровья, уверенность и привычки к здоровому образу жизни [22, с.15].
С самого детства окружением дошкольника должна выступать учебно­воспитательная среда, наполненная атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, традициями валеологического характера. Эти факторы будут способствовать формированию потребности вести здоровый образ жизни, духовно охранять здоровье, осваивать необходимые для этого навыки и умения.
Направленность личности на здоровый образ жизни - это довольно сложный и противоречивый процесс, на который влияет общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно­образовательного процесса, личность педагога, а также ориентация на воспитание семьи [41].
Вовлечение к здоровьесберегающему осознанному поведению
начиная именно с дошкольного возраста является актуальной проблемой, так как именно в эти годы у детей формируются традиции поведения формируются привычки, которые следует направить на формирование здорового образа жизни, создавая лучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, тем самым уменьшая вероятность различных заболеваний.
Дошкольные образовательные учреждения предназначены для создания максимально благоприятных условий для дальнейшего развития ребенка и формирования его здоровья, гармоничной физической и психической и социальной адаптации. Основными показателями качества дошкольного образования являются его оздоровительная и здоровьесберегающая ориентация.
Формирование здорового образа жизни (далее ЗОЖ) это процесс изменения и развития устойчивых привычек, который требует тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, или законных представителей и воспитанников. Поэтому деятельность педагогов, ориентированных на освоение новых инновационных занятий, является важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания. Основными задачами управления технологиями здоровьеформирующей деятельности, являются сохранение и совершенствование здоровья, использование эффективных средств оздоровления, соблюдение всех компонентов деятельности входящих в режим дня, не забывая про активный отдых.
Актуальность работы определяется рядом существующих противоречий между:
• потребностью общества заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и ухудшением здоровья подрастающего поколения, с другой;
• необходимостью эффективного использования в физкультурно- здоровьесберегающих технологий, способствующих укреплению здоровья и коррекции его недостатков.

Поиск эффективных путей разрешения этих противоречий, теоретическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных организациях обозначили проблему исследования: Какое содержание физкультурно-оздоровительной работы средствами
здоровьесберегающих технологий будет способствовать оздоровлению детей старшего дошкольного возраста?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Реализация здоровьесберегающих технологий в физкультурно­оздоровительной работе в условиях ДОО с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: научное обоснование, разработка и апробация методики оздоровления детей в учреждении дошкольного образования средствами здоровьесберегающих технологий.
Объект исследования: образовательный процесс в рамках физкультурно-оздоровительной работы с использованием
здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации д/с №5.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия в вопросах эффективного использования здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в учреждении дошкольного образования.
Гипотеза исследования: использование здоровьесберегающих
технологий в физкультурно-оздоровительной работе будет успешным, если:
• создавать условия воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей в условиях здоровьесберегающей среды;
• осуществлять диагностику состояния здоровья детей в учреждении дошкольного образования.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований изучить состояние проблемы по теме исследования. Выявить особенности применения здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста;
2. Разработать и реализовать комплекс упражнений с использованием здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе для детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать организационно-педагогические условия в дошкольной организации;
4. Провести эмпирическое исследование эффективности использования здоровьесберегающей технологии в условиях ДОУ;
5.Экспериментально проверить эффективность применения здоровьесберегающей технологии в предлагаемых условиях дошкольной образовательной организации.
Для решения по ставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по проблеме (анализ педагогической, психологической и методической
литературы),анализ нормативной документации, анкетирование,
наблюдение, сравнение, проектирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; качественный и количественный анализ эмпирических данных...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях дошкольного образования, в период пандемии, мероприятиям здоровьесберегающей направленности уделяется все больше внимания педагогами и родителями.
Здоровьесберегающие технологии надо рассматривать как сознательное и систематическое применение разнообразных оздоровительных мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья адаптироваться к различным условиям внешней среды.
Реализация здоровьесберегающих технологий предполагает внедрение оздоровительных технологий в образовательный процесс, которые впоследствии будут формировать у детей привычку и потребность в здоровом образе жизни. Здоровьесберегающий подход объединяет формы, методы и средства оздоровления.
В своей работе мы рассматриваем реализацию и совершенствование форм и методов здоровьесберегающих технологий в физкультурно­оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели мы реализовали все теоретические и практические задачи: проанализировали психолого-педагогические и методологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса, рассмотрели и охарактеризовали виды здоровьесберегающих технологий и определили их значимость для здоровья старших дошкольников. Обозначена потребность реализации педагогами ДОУ, технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие дошкольников, активизацию двигательной деятельности. Выделены здоровьесберегающие технологии, способствующие
профилактике заболеваний и укреплению здоровья детей.
Нами изучены анатомо-физиологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного и организационно-педагогические условия здоровьесберегающей среды в дошкольной организации, организована диагностика составляющих культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста, с целью изучения особенностей представлений детей о здоровье, его укреплению и сохранению.
Результаты диагностики показали, что с дошкольниками необходимо проводить работу по сохранению их здоровья, по повышению значимости здорового образа жизни.
Анализ видов заболеваний среди дошкольников старших групп показал, что дети имеют такие заболевания, как бронхиальная астма, болезни ЛОР органов, нарушения зрения, болезни ОДВ, пищеварительной системы. При оценке качества здоровья каждого ребенка были получены сведения о группе здоровья воспитанников, имеющихся отклонениях в состоянии здоровья, медицинских противопоказаниях. Нами был разработан и реализован комплекс упражнений, направленный на укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц рук и ног, на укрепление диафрагмы легких, тренировку правильного носового дыхания, на развитие координации движений и, конечно на закаливание организма детей, что направлено на общее укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Реализация на практике авторской модели здоровьесберегающей технологии, содержательным компонентом которой явились созданные нами условия оздоровления детей с применением комплекса упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей экспериментальной группы, разделения детей по группам, исходя из показателей их здоровья и физической подготовки, в конечном счёте способствовало сохранению здоровья и повышению у детей ценности здоровья и осознанного здоровьесберегающего поведения. Реализация модели в экспериментальных условиях сопровождалась педагогическим мониторингом, осуществлялась в тесном контакте со всеми специалистами ДОУ.
Диагностика проведённая нами в ходе эксперимента - подтвердила предположение о необходимости разработки и применения комплекса упражнений с использованием ЗТ в процессе физкультурно - оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
В ходе опытно-экспериментальной работы создавались педагогические условия, способствующие эффективной реализации здоровьесберегающей технологии:
1. разработаны технологические карты физкультурных занятий, подвижных игр, маршрута выходного дня и экскурсии с элементами здоровьесберегающих технологий (Приложение).
2. Пополнена развивающая предметно пространственная среда группы: создана картотека пальчиковых игр, лэпбук для детей «Правила здорового образа жизни», для формирования культуры здоровья детей в самостоятельной игровой деятельности, наглядный материал для детей по привитию культурно - гигиенических навыков, дидактические игры для детей: «Полезные продукты», занимательное лото «Режим дня». Разработан сборник мастер - классов для родителей по изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования, использование яркого цветного оборудования повышает у детей интерес к занятиям, придает им эмоциональную окраску. Применение нетрадиционных пособий вносит разнообразие в занятия и эффект новизны, позволяет шире использовать оздоровительные средства.
Реализация этих условий предполагает построение инновационной здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе, где важной задачей выступает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагог-ребенок-родитель.
Подводя итог, хочется отметить, что результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют, что использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе будет успешным, если:
- создавать условия воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, в процессе взаимодействия ребёнка, педагога и родителей;
- осуществлять диагностику состояния здоровья детей в учреждении дошкольного образования.
Экспериментальная деятельность позволила достичь положительной динамики. Обозначены положительные изменения, как в двигательной деятельности детей, так и в формировании знаний о пользе физических упражнений на организм, дети стали чаще следить за осанкой, поменялся характер движений, ребятам стало интереснее выполнять упражнения.
Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы говорит об эффективности применения здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе, которые были положены в основу работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап эксперимента показал, что влияние здоровьесберегающих технологий, включенных в физкультурно­оздоровительную деятельность в МБДОУ д/с № 5 в экспериментальной группе, показал значительную позитивную динамику, что служит подтверждением эффективности дополнительных мероприятий здоровьесберегающей направленности в физкультурно-оздоровительной работе детского сада.
Систематическое проведение физкультурно - оздоровительной работы по разработанному комплексу дало достаточно эффективные результаты: дети стали реже болеть, сопротивляемость их организма инфекциям увеличилась, что подтверждает проведенная диагностика. Авторский вариант разработанного сборника упражнений с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья детей можно использовать в практике образовательной организации, как методическое пособие.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка - синтез, 2014.
3. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"
[Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа:
https://www.zakonrf.info/ -Дата обращения:16.03.2020
4. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного
возраста [Электронный ресурс] - Режим
доступаЕйр://рейадодш.ги/ребепс/йешД00А00/е0000088/. Дата обращения: 12.11.2019.
5. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Е. Н. Вавилова - М.: Просвещение, 2018 - 96 с.
6. Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного
возраста [Электрон. ресурс]: - Режим
доступа:https://www.ckofr.coш/doshkolnoe-vospitanie/124-vilchkovskii- fizicheskaya. -Дата обращения: 08.10.2018.
7. Влияние развития двигательных умений и навыков на воспитание физических качеств [Электронный ресурс] - Режим доступа 1Шр:/Лууу.с1иес1ес1иса11оп.П|/. - Дата обращения: 01.12.2019
8. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ы^:/АФйЕ^.пеЕ. - Дата обращения:24.02.2020
9. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста[Электронный ресурс] - Режим доступа- https://nsportal.ru/ Дата обращения: 01.12.2019
10. Воспитание в семье [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://nsportal.ru/ Дата обращения: 28.11.2019
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Электронный ресурс]:офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/. - Дата обращения:01.03.2020.
12. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду старшая группа [Текст] пособие учебно - методическое / В.В. Гербова - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2016. - 144 с.
13. Денисова, Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет [Текст] / Н.Д. Денисова. - В. : Учитель, 2012 г. - 202 с.
14. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1 [Текст] / Н.С. Ежкова. - М. :Владос, 2011. - 127 с.
13. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 350 с.
14. Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://studwood.ru/ - Дата обращения:06.01.2020
15. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст]: методические рекомендации / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова.- М.: ТЦ Сфера2019. - 115с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ