Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 3-4 лет интереса к музыке 11
1.1 Развитие интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 11
1.2 Ознакомление детей с миром звуков как одним из компонентов музыки 17
1.3 Особенности детей младшего дошкольного возраста, позволяющие знакомиться с миром звуков 22
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 3-4 лет интереса к музыке в процессе игр-путешествий в мир звуков 27
2.1 Выявление уровня развития у детей 3-4 лет интереса к музыке 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 3-4 лет интереса к музыке 45
2.3 Изучение динамики уровня развития у детей 3-4 лет интереса к музыке 56
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 81
Приложение Б Бланк ответов ситуации общения «Что такое музыка?».... 83
Приложение В Технологическая карта игры-путешествия в мир звуков для детей 3-4 лет 84
Приложение Г Результаты констатирующего эксперимента 86
Приложение Д Результаты контрольного эксперимента 90
Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях является развитие интереса к музыке, одного из компонентов музыкально-эстетического сознания ребенка-дошкольника, способствующего формированию основ музыкальной культуры. Познание окружающего мира через высокохудожественный музыкальный образ способствует всестороннему развитию личности ребенка - его ценностей, убеждений, мировоззрения.
Система дошкольного образования на современном этапе предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в детских садах. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентируют на необходимость реализации программ дошкольного образования преимущественно «в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
Важность и необходимость приобщения детей дошкольного возраста к музыке подчеркивается в работах и исследованиях Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Д.Б. Кабалевского, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, О.П. Радыновой, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой.
Н.А. Ветлугина писала о том, что если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение к музыке, то решается основная задача эстетического воспитания, успешно формируются музыкальные навыки.
О.П. Радынова считает, что интерес к музыке развивается с приобретением музыкального опыта в привлекательных для детей видах музыкальной деятельности и формах ее организации.
Исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Г. Запорожца определяют, что интерес успешно формируется в условиях активной деятельности, и наиболее эффективным способом выступает игра. Развивающие возможности игры в развитии интереса к музыке подтверждают в своих работах Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, О.П. Радынова, И.В. Груздова.
Тем не менее, вопрос - как вызвать устойчивый интерес к музыке остается недостаточно решенным. Изучение практик работы многих дошкольных организаций убеждает, что ребенок не получает полноценных музыкальных впечатлений, способствующих развитию интереса к музыке, показателями которого являются устойчивое внимание, желание слушать и исполнять музыку, проявлять отношение к ней.
На практике большинство педагогов используют традиционные формы организации музыкальной деятельности с детьми.
Важно найти оптимальное решение данной проблемы, осуществить поиск форм и методов, которые бы способствовали развитию устойчивого интереса к музыке у детей младшего дошкольного возраста.
Среди возможных средств развития интереса к музыке у дошкольников можно особо отметить игру-путешествие - это игровая деятельность, которая похожа на сказку с ее чудесами, интересным сюжетом. Необычность игры- путешествия вызывает у детей интерес и активное участие. Путешествие - это может быть движение в определенное место, преодоление времени, пространства, совершение практических действий, а может быть и воображаемое путешествие. Подтверждение важности использования «игр- путешествий» для активизации познавательной деятельности, для творческого развития личности ребенка дошкольного возраста, есть в работах О.В. Дыбиной. Разработанный автором цикл «игр-путешествий» в прошлое предметов окружающего мира раскрывает перед ребенком многогранный и удивительный мир предметов, мир продуктов творческой мысли человека.
Использование игр-путешествий для развития интереса к музыке, к музыкальным звукам, в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста, носят фрагментарный характер. Вместе с тем, возможности игр- путешествий в мир звуков в развитии у детей младшего дошкольного возраста интереса к музыке исследованы недостаточно.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных учреждениях выявил следующие противоречия:
• между необходимостью развития у детей младшего дошкольного возраста интереса к музыке и недостаточной разработкой содержательно-методических аспектов этого процесса;
• между возможностями игр-путешествий в мир звуков в решении образовательных задач в работе с дошкольниками и недостаточным их использованием в развитии интереса к музыке.
Для решения данных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: каковы возможности игр-путешествий в мир звуков в развитии у детей 3-4 лет интереса к музыке в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить результативность игр-путешествий в мир звуков в развитии у детей 3-4 лет интереса к музыке.
Объект исследования: процесс развития у детей 3-4 лет интереса к музыке.
Предмет исследования: развитие интереса к музыке у детей 3-4 лет в процессе игр-путешествий в мир звуков.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие у детей 3-4 лет интереса к музыке возможно в процессе игр-путешествий в мир звуков, если:
• определено содержание игр-путешествий в мир звуков для детей 3-4 лет с учетом возрастных особенностей;
• поэтапно реализован план работы с детьми, предполагающий решение задач в процессе игр-путешествий в мир звуков и включающий интерактивные формы работы с детьми в созданной передвижной музыкальной студии;
• организовано взаимодействия всех участников образовательного процесса (музыкальный руководитель, педагоги, родители), направленного на активизацию интереса детей к музыке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Изучить и теоретически проанализировать психологопедагогическую, музыковедческую и методическую литературу по проблеме исследования, раскрыть содержание понятия «игра-путешествие», и особенности развития интереса к музыке у детей 3-4 лет.
2. Определить диагностический аппарат оценки уровня развития у детей 3-4 лет интереса к музыке
3. Разработать и экспериментально проверить результативность игр- путешествий в мир звуков, направленных на развитие интереса к музыке у детей 3-4 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• идеи развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, О. В. Дыбина, А. Ю. Козлова);
• идеи педагогики о формировании интереса ребенка к музыке, к музыкальной деятельности (Л.С. Выготский, В.И. Петрушина, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов, О.П. Радынова);
• идеи развития художественно-творческих способностей ребенка (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин);
• положения о роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Кенеман, Е.Е. Кравцова, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, Е.О. Смирнова, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
• теоретические (анализ и обобщение музыковедческой литературы, психолого-педагогической литературы, нормативных документов в образовании, сравнение, синтез);
• эмпирические (исследование и обобщение эффективного опыта дошкольного образования, наблюдение, тестирование, статистическая обработка данных, беседа, педагогический эксперимент, отображение результатов графически, таблицы, рисунки).
Экспериментальная база исследования: детский сад № 161 «Лесовичок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.
В исследовании приняли участие 44 ребенка (21 детей - экспериментальная группа, 23 детей - контрольная группа), родители воспитанников и 4 педагога.
Организация и основные этапы исследования. В исследовании можно выделить три этапа.
Первый этап (сентябрь 2020 - март 2021 г.г.) - поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической, музыкально-методической литературы по проблеме исследования, ее теоретический анализ и обобщение; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап (апрель 2021 - февраль 2022 г.г.) - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Изучение сформированности интереса к музыке у детей 3-4 лет в процессе игр-путешествий в мир звуков.
Третий этап (март 2022 - май 2022 г.г.) - заключительно-оценочный. Проведение контрольного среза, анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Написание автореферата, оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• обоснованы возможности игры-путешествия в мир звуков, как игровой деятельности, в развитии у детей 3-4 лет интереса к музыке;
• разработан и экспериментально проверен диагностический инструментарий оценки уровня развития у детей 3-4 лет интереса к музыке.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты психолого-педагогические аспекты проблемы развития интереса к музыке как компонента музыкально-эстетического сознания ребенка- дошкольника; раскрыта сущность понятия «игра-путешествие», и особенности развития интереса к музыке у детей 3-4 лет.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования на практике диагностического инструментария, обеспечивающего выявления у детей 3-4 лет уровня развития интереса к музыке; использование методических разработок игр-путешествий в мир звуков для развития интереса к музыке с учетом возраста детей.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом теоретических положений о важности развития интереса к музыке, соответствием всех компонентов исследования (цель, объект, предмет, задачи) гипотезе исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата, в разработке игр-путешествий в мир звуков, в создании и организации работы передвижной музыкальной студии.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Результаты исследования докладывались на следующих конференциях:
• международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования», Россия, Тамбов, 31 октября 2020 года с докладом «Развитие интересов у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема»;
• научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», ТГУ, 5-30 апреля 2021 года;
• международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки», Россия, Тамбов, 31 июля 2021 года с докладом «Передвижная музыкальная студия как интерактивная форма организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»;
• III Поволжском педагогическом форуме «Система непрерывного педагогического образования: инновационные идеи, модели и перспективы» «Воспитание и образование: от смыслов к действию» в Поволжском православном институте 18 ноября 2021 года с докладом «Передвижная студия как интерактивная форма организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»;
• всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» ТГУ, 20 декабря 2021 года с докладом «Развитие у детей 3 -4 лет интереса к музыке в процессе игр-путешествий в мир звуков»;
• научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ», ТГУ, 11 апреля 2022 года с докладом «Развитие у детей 3-4 лет интереса к музыке в процессе игр-путешествий в мир звуков».
По данному исследованию опубликовано 8 статей, одна из которых напечатана в журнале «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения», №3, 2022, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации, зарегистрированном в базе данных Российского индекса научного цитирования: Королева Н.Г. Игра-путешествие в мир звуков как средство развития у детей 3-4 лет интереса к музыке. // «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения», №3, 2022.
Положения, выносимые на защиту:
1. Игра-путешествие в мир звуков рассматривается как разновидность игровой деятельности, включающей определенные структурные компоненты (цель, задачи, игровой сюжет, игровые действия, предметы) и открывающей мир звуков.
2. Образовательный процесс по развитию у детей 3-4 лет интереса к музыке представлен взаимосвязанными компонентами: целевым, процессуальным, диагностическим. Целевой компонент включает задачи образовательной деятельности, отражающие последовательность и взаимосвязь овладения детьми сведениями о музыке. Процессуальный компонент включает игры-путешествия в мир звуков, интерактивные формы работы с детьми в созданной передвижной музыкальной студии для решения поставленных задач. Диагностический компонент включает выявление уровня развития детей 3-4 лет интереса к музыке.
3. Показатели и уровни развития у детей 3-4 лет интереса к музыке характеризуется степенью восприятия музыки, наличием способов передачи музыки, желанием включать данную разновидность игр-путешествий в самостоятельную деятельность.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (33 наименования), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 15 таблиц, 5 рисунков. Основной текст работы изложен на 80 страницах.
Анализ психолого-педагогической литературы, исследований многих педагогов, психологов, педагогов-музыкантов показал необходимость развития у детей младшего дошкольного возраста интереса к музыке - одного из компонентов музыкально-эстетического сознания ребенка- дошкольника, способствующего формированию основ музыкальной культуры.
Интерес к музыке развивается с приобретением музыкального опыта в привлекательных для детей видах музыкальной деятельности и формах ее организации. Среди возможных средств развития интереса к музыке у дошкольников можно особо отметить игру-путешествие - это игровая деятельность, которая похожа на сказку с ее чудесами, интересным сюжетом. Необычность игры-путешествия вызывает у детей интерес и активное участие. Настоящее исследование показало возможности игр-путешествий в мир звуков в развитии у детей младшего дошкольного возраста интереса к музыке.
Одной из форм организации самостоятельной деятельности детей была представлена и передвижная музыкальная студия. Для детей 3-4 лет данная форма подразумевает не только самостоятельные действия с музыкальными инструментами, игрушками, атрибутами для двигательного творчества, но и выступления старших детей - показ концертов, сказок. Детям этого возраста свойственна высокая подражательность. Они активно подражают действиям и поведению взрослых, более старшим детям. Подражательные действия в разных видах музыкальной деятельности вызывают у детей большое удовольствие, яркие эмоции. Подражание носит развивающий характер - развиваются музыкально-исполнительские умения и навыки. Главное назначение данной формы - заинтересовать, увлечь малышей музыкой, вызвать стремление быть активными.
С целью выявления уровня развития интереса к музыке, к музыкальной деятельности были выделены показатели, параметры и определена диагностическая карта.
Полученные данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у большинства детей 3-4 лет интерес к музыке, к музыкальной деятельности неустойчивый. Вовлеченность детей в музыкальную деятельность носит кратковременный характер, многие дети не выдерживают 10-15 минут, отвлекаясь на разговоры с другими детьми, они не могут выстраивать свои действия самостоятельно, в соответствии с линией музыкально-игрового сюжета, им сложно импровизировать. Дети малоактивны, не самостоятельны, не проявляют инициативу. Большинство детей - наблюдатели, выбирают роль зрителя. Танцевально-образные движения детей под музыку не выразительны, однообразны, чаще всего они повторяют за взрослым, сверстником.
Формирующего эксперимента показал, насколько эффективной была работа по развитию интереса к музыке в процессе игр-путешествий в мир звуков. Для формирующего эксперимента были определены этапы работы с детьми, предполагающие решение задач в процессе игр-путешествий в мир звуков и включающий интерактивные формы работы с детьми в созданной передвижной музыкальной студии.
Развивая у детей интерес к музыке, к музыкальной деятельности важно расширять и углублять музыкальные впечатления, как в условиях детского сада, так и дома, в семье. С целью обогащения способов самостоятельных музыкальных действий ребенка, было организовано взаимодействие родителей и педагогов: согласование содержания, форм и методов организации музыкального воспитания. Для вовлечения родителей в образовательный процесс были разработаны творческие маршруты по каждому времени года. Родители были информированы об основной цели путешествия в мир звуков - это любовь и интерес к музыке, гармоничное развитие ребенка, радость от встречи с красивой музыкой. Результатом организованной деятельности стало желание малышей слушать звуки природы, желание участвовать в музыкальной деятельности слова.
Полученные данные контрольного эксперимента свидетельствуют о повышении у большинства детей 3-4 лет интереса к музыке, к музыкальной деятельности. Развитие у детей 3-4 лет интереса к музыке, к музыкальной деятельности в процессе организованной деятельности - игр-путешествий и передвижной музыкальной студии имеет положительную динамику. Сопоставление данных диагностики экспериментальной группы, проведённой на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы, позволило зафиксировать значительное повышение показателей высокого уровня развития интереса к музыке (на 30.6%), среднего уровня (на 8.8%) и значительное снижение низкого уровня (на 39.2%). Так, результаты диагностики обучающихся экспериментальной группы свидетельствуют о положительной динамике в наличии вопросов о музыке (на 47.8%), длительности сохранения интереса к музыке, к музыкальной деятельности (на 47.8%), проявления инициативы в музыкальной деятельности (на 60.8%), наличии стремления к самостоятельности в музыкальной деятельности (на 52%), наличии исполнительских умений и навыков (на 34.8%). Данные показатели свидетельствуют об эффективности использования игр- путешествий в мир звуков для развития интереса к музыке.
Гипотеза исследования подтвердилась, цель и задачи достигнуты.
1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского государственного университета /Б.Г. Ананьев Л.,1959 126 с.
2. Ананьин С. А. Интерес по учению современной психологии и педагогике. Киев, 1915. С. 477.
3. Анастасьева А. А. Психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театральной игре у детей 4-5 лет. магистерская диссертация: защищена 27.06.2020. Тольятти.: Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2020. 75 с.
4. Анастасьева А. А. Психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет интереса к музыкально-театрализованной игре. Магистерская диссертация ТГУ. 2020. 75 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478
5. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути изучения. //Известия АПН РСФСР. Вып. 73. М., 1955. С. 3-14.
6. Венгер Л. А. Психология. М.: Дрофа, 2015. 336 с.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка/Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1968.-415 с.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. № 6. 1966.
9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2013. 512 с.
10. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для студентов вузов. / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. СПб.: Питер, 2011. 298 с.
11. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография М.: Педагогическое общество России, 2007. 128 с.
12. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2018. 128 с.
13. Дыбина О. В., Кузина А. Ю. Роль проектной деятельности в развитии у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира // Детский сад: теория и практика. 2011. № 9. С. 98-105.
14. Дыбина О. В. Что было до: Игры-путешествия в прошлое предметов. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
15. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? 3-е изд., испр. М.: 1989. С. 14.; С. 360.
...