Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Работа №108900

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретический аспект проблемы развития у детей среднего дошкольного возраста логического мышления 9
1.1 Особенности развития логического мышления у детей 4-5
лет в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
у детей среднего дошкольного возраста логического мышления.. 19
Глава 2 Экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет логического мышления 28
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет логического
мышления 28
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития у
детей 4-5 лет логического мышления 38
2.3 Выявление динамики в уровне развития у детей 4-5 лет
логического мышления 47
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Сводные таблицы 61
Приложение Б План непрерывной образовательной деятельности по развитию логического мышления детей 4-5 лет 63
Приложение В Наглядный материал к диагностическим методикам 65


С годами не уменьшается интерес психологов к проблеме развития логического мышления у человека. Фундаментом такого интереса является общая теория мышления Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гельперина, А.Н. Леонтьева, А.М Матюшкина и др., а также теория развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Знаков, Л.А. Люблинская, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская).
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из направлений развития дошкольного образования, является создание условий, способствующих творческому развитию ребенка.
В современных обучающих программах дошкольного образования большое значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умении выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка и в дальнейшем его успешности, и подготовки к школе.
В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей - переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений.
Дети в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), сталкиваясь с многообразием разных форм, цвета предметов (игрушки и предметы домашнего обихода), без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, их воспринимают. Чаще всего, когда усвоение многообразия форм, цветов предметов происходит стихийно, оно оказывается 4
поверхностным и неполноценным. Поэтому лучше, чтобы этот процесс логического мышления осуществлялся целенаправленно.
По мнению исследователей, возможно и необходимо развивать:
- логические операции мышления у детей дошкольного возраста
(Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.);
- логические приемы мышления старших дошкольников в процессе формирования счетной деятельности (З.А. Михайлова, Л.М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая);
-логические приемы мышления дошкольников посредством игровой деятельности (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А. Савенков, М.Н. Перова).
Теоретический анализ исследований данной проблемы свидетельствуют об её актуальности и том, что основные логические умения, на элементарном уровне, формируются у детей с дошкольного возраста. Однако анализ показал и то, что исследования, в основном, направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления.
Отталкиваясь от актуальности нашего исследования, нами была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5лет в дошкольной образовательной организации».
Остается открытым вопрос о приемлемых и действенных формах, методах и приемах развития логического мышления у детей 4-5 лет, что и определило противоречие исследования: между потребностью в развитии логического мышления у детей 4-5лет и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий их развития в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5 лет в ДОО?
В связи с этим была определена цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития логического мышления у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у детей 4-5лет в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие логического мышления у детей 4-5 лет в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления у детей 4-5 лет в ДОО возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- создание картотеки дидактических игр в соответствии с показателями развития у детей 4-5 лет логического мышления;
- включение в совместную деятельность педагога и детей дидактических игр для развития у детей 4-5 лет показателей логического мышления;
- разработка и реализация комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленного на развитие операций логического мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровни развития у детей 4-5 лет логического мышления.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет логического мышления.
4. Выявить динамику в уровне развития детей 4-5 лет логического мышления.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности);
- эмпирические (наблюдение, беседы с детьми, тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Теоретическую основу исследования составили:
- общая теория мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гельперин, А.Н. Леонтьев);
- теория развития мышления (Л.В. Занков, Л.А. Люблинская, Т.В. Кудрявцев, И.С. Якиманская).
- положения психологии и педагогики о возможности и необходимости развития логических операций мышления у детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Н.Н. Поддьяков);
- исследования развития логических приемов мышления дошкольников в процессе формирования счетной деятельности (З.А. Михайлова, Л.М. Фридман, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Е. Агаева, А.В. Белошистая);
- теории развития логических приемов мышления дошкольников посредством игровой деятельности (Л.А. Венгер, Л.Ф. Тихомирова, Н.И. Чуприкова, А.И. Савенков, М.Н. Перова и др.).
Новизна работы заключается в определении психолого-педагогических условий развития у детей 4-5 лет логического мышления.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы психолого-педагогические условия развития у детей 4-5 лет логического мышления.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования воспитателями и педагогами-психологами дошкольных организаций комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, способствующей развитию у детей 4-5лет логического мышления.
Экспериментальная база исследования. МБДОУ Курагинский детский сад №1 «Красная шапочка», в исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 4-5лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы (одна теоретическая и одна практическая), заключение, список используемой литературы (50 источников), 2 рисунка, 12 таблиц, З приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, проведенное в рамках данной работы, показало, что развитие логического мышления у детей4-5 года имеет очень большое значение для успешного развития интеллекта и последующего школьного обучения. Мышление это процесс умственно-познавательной деятельности человека, с помощью которого появляется возможность в своем воображении преобразовывать окружающую действительность. Процесс логического мышления - это, прежде всего, синтез и анализ, в процессе которого из объекта выделяется его свойства, стороны и составляющие элементы.
Анализ специальной педагогической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать определение понятия, лежащего в основе данного исследования «логическое мышление детей 4-5 лет» Логическое мышление детей 4-5 лет-это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями», а также выделить и обосновать психолого-педагогические условия, которые окажут положительное влияние на уровень их развития.
К психолого-педагогическим условиям, согласно гипотезе, были отнесены:
- создание картотеки дидактических игр в соответствии с показателями развития у детей 4-5 лет логического мышления;
- включение в совместную деятельность педагога и детей дидактических игр для развития у детей 4-5 лет показателей логического мышления;
- разработка и реализация комплекса непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленного на развитие операций логического мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
На констатирующем этапе эксперимента, посредством пяти методик у детей 4-5 лет было зафиксировано преобладание низкого и среднего уровней развития логического мышления, что и сориентировало нас на осуществление дальнейшей работы по ее развитию.
На формирующем этапе исследования была разработана картотека дидактических игр в соответствии с показателями развития логического мышления у детей 4-5 лет, проведены дидактические игры и реализован комплекс непрерывной образовательной деятельности с применением мнемотаблиц, направленные на развитие операций логического мышления у детей.
На контрольном этапе эксперимента, проводимого по тем же методикам, что и констатирующий этап, выявлена положительная динамика в развитии логического мышления детей 4-5 лет. Низкий уровень на констатирующем этапе составлял 25 % , в то время как на контрольном этапе он был зафиксирован только у 5 % детей, средний и высокий уровни развития логического мышления у детей на контрольном этапе выросли на 10 %, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, гипотеза подтверждена, а цель исследования достигнута.



1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления // Дошкольное воспитание. 2002. №1. С.34-37.
2. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей. Новосибирск, 2008. 270с.
3. Белошистая А. В. Развиваем логику // Дошкольное воспитание. 2002. №6. С.33-35.
4. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. 180с.
5. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. М. , 1979. 165 с.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка: пер. с франц. М. : Просвещение, 1967. 218 с.
7. Веклерова Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск : Светоч, 1998. 187с.
8. Венгер Л. А. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. 1974. №7. С.37-44.
9. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1989. 250с.
10. Вечтомов Е. М. Решение логических задач как основа развития мышления // Концепт. №8. С. 11-25.
11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб.: Союз, 2007. 370с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. 218 с.
13. Волковская Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам. М. , 2004. 370с.
14. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. №1.
15. Гилорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления.- М:. Прогресс, 1965.- С. 433-456.
16. Громова О. Е. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Москва, 2005. 230с.
17. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб.- 2000.-230с.
18. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 2003. 223 с.
19. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет.СПб. 2007. 270с.
20. Дурова Н. В. 200 упражнений для подготовки детей к школе. М., 2000. 270с.
21. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 2003. 260с.
22. Ильина М. Н. Готов ли ваш ребенок к школе // Раздел Мышление.М.: Дельта. 2007. 258с.
23. Истомина З. М. Формирование приемов логического мышления у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопросы психологии. 2009.С.23-29.
24. Карпенко А. В. Соотношение наглядности и моделирования в обучения //Начальная школа. 2004. №4. С.23-27.
25. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Москва Баласс, 2002.-250с.
26. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир.Спб : Детство - Пресс, 2005. 240с.
27. Лозбякова М. И. Учимся правильно и четко говорить// Развитие логического мышления. М. : Изд-во «Вентано-Град», 2003. 230с.
28. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. 223 с.
29. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. - М., Изд- во. 2-е, испр.и доп. «Просвещение»,1972., 256 с
30. Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР// Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
31. Михайлова З. И. Игровые и занимательные задания для дошкольников. М., 2005.160с.
32. Немов Р. С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. к учеб. заведений: в 3кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 479 с.
33. Нефедьева М. А. Решение логических задач как способ развития креативного мышления // Педагогический ИМИДЖ. 2017. №1 (34). С. 78-82.
34. Несмачная И. А. Тест, направленный на выявление уровней развития логического мышления младших школьников [Электронный ресурс]. URL : https://infourok.ru/test-po-matematike-na-temu-testnapravlenniy- na-viyavlenie-urovney-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-mladshihshkolnikov- 248138.html
35. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
36. Пернетова И. А. Путешествие на машине времени. Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы // Дошкольное воспитание. 2012. №3. С.65.
37. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. URL :http://www.pedlib.ru/.
38. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. и англ.; Сост., ком., ред.М. : Педагогика. Пресс, 2015. 528с.
39. Ончукова Л. В. Логические задачи в школьном курсе математики // Концепт. 2012. №12. С. 1-13.
40. Подьяков Н. Н. Мышление дошкольника. 2007. 360с.
41. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : «Педагогика», 1973. 280с.
42. Степанова О. А. Игровая школа мышления: методическое пособие. М. : Сфера, 2003. 128 с.
43. Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей/ - Ярославль: ТОО «Гринго», 2005.-369с.
44. Тихоморова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. - СПб. 2004.-270с.
45. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.-2009.- №10.-С.16-21.
46. Управителева Л. В. Подготовка к школе в детском саду: счет, чтение, речь, мышление. Ярославль, Академия развития. 2006. 360c.
47. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие. М., 2009. 250с.
48. Фалькович Т. А. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва Вако, 2005. 250с.
49. Широких Т. Д. Учим стихи - развиваем память // Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
50. Эльконин Д. Б. Игра. «Педагогическая энциклопедия», т. 2. М. «Советская энциклопедия», 1965. С 182.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ