Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИИ

Работа №103387

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

журналистика

Объем работы34
Год сдачи2006
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность диссертации.
Социально-политическая трансформация России на рубеже XX и XXI столетий обусловила коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Как социальный институт журналистика в наибольшей степени оказалась подверженной влиянию этого процесса. Все изменения в социально-политической жизни страны и процесс формирования гражданского общества непосредственно связаны с масс- медиа, их способностью адекватно отвечать на потребности общества и, в первую очередь, на основе полной и достоверной информации формировать диалоговую культуру общения власти и населения, власти и средств массовой информации. Именно эти качества присущи зрелому гражданскому обществу.
Телерадиовещание в нашей стране - основной источник информации, а в его структуре наиболее активно развивающийся сегмент - радио. Его аудитория в среднем охватывает 80% населения России. Данное обстоятельство предопределило выбор объекта исследования. Создание нового типа общества и новых моделей экономики неизбежно привело к утверждению новых структур и отношений в сфере СМИ. Реформы ещё не завершены и не принесли значительных результатов, построение институтов гражданского общества находится на начальной стадии. Однако, по мнению Е.Л.Вартановой, наметились «точки стабилизации», среди которых можно отметить такие явления, как возникновение традиционного для современных рыночных медиасистем «разделения труда» между печатными и аудиовизуальными СМИ, которые уделяют особое внимание анализу событий и освещению мнений; преобладание инфотеймента на ТВ; возрастание «медиакратичности», т.е. усиление влияния СМИ на политические процессы в обществе. На фоне этих процессов особую актуальность приобретают проблемы организации общественного вещания.
Само по себе общественное вещание включает в себя два вида средств массовой информации: телевидение и радио. Основные принципы их функционирования одинаковые. В научных исследованиях, как правило, используется общее понятие общественного (публично-правового) телерадиовещания, а чаще всего употребляется термин «общественное телевидение». Работы по общественному радиовещанию как отдельной отрасли электронных СМИ практически отсутствуют.
Данная диссертация посвящена проблемам организации и возможным перспективам развития регионального общественного радио. Такую постановку проблемы автор аргументирует рядом причин: радио более доступно аудитории, чем другие СМИ, это наиболее популярное средство массовой информации в современном обществе, что подтверждают многие исследования как российских, так и западных учёных. Создание технологической инфраструктуры дешевле и проще. В радиовещании существует большое разнообразие форм и жанров для организации общественного диалога, что является одной из основных целей функционирования СМИ в гражданском обществе.
С конца XX века в России накоплен определённый опыт в сфере общественного вещания, или «социальной журналистики».
Эти обстоятельства актуализируют проблематику диссертации, тем более, что теория и практика общественного вещания в отечественной науке ещё не стала предметом специального изучения. Слабая теоретическая проработка проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, недостаток научно обоснованных методик, и, вследствие этого, скудный арсенал средств, использующихся на практике, негативно сказываются на уровне развития радиовещания. С учетом этого обстоятельства значение исследований, выявляющих формы и закономерности развития общественного радиовещания, трудно переоценить.
В России с конца 90-х годов не раз предпринимались попытки создания правовой базы регулирования общественного вещания, однако на практике они не были реализованы. В современной отечественной науке нет точного определения самого термина «общественное» или «публичное» вещание.
В последнее десятилетие в мировой и российской научной литературе активно развиваются концепции «общественной», «публично-правовой», «социальной», «гражданской журналистики». По мнению диссертанта, данные определения могут быть условно объединены понятием «общественное вещание». Это такой тип СМИ, который вобрал в себя всё многообразие социальных функций журналистики: установление режима диалогового общения, выявление внутренних противоречий членов социума, поиск решения данных проблем посредством диалога, организатором которого выступают средства массовой информации, просвещение, сохранение национальной культуры, взаимодействие различных культур и т.д. Этот тип отличается от иных видов журналистской деятельности собственной организационно-правовой спецификой, системой финансирования, определённой независимостью от государства, подотчётностью обществу и программной политикой. Кроме того, общественное вещание предполагает создание журналистских произведений. Функциональные особенности которых могут стать основаниями для типологизации.
Общественное вещание в России в настоящее время находится в стадии формирования. В теории существуют два основных, не противоречащих друг другу подхода к его организации. Первый - это создание общероссийской корпорации путём реформирования одного из общенациональных каналов, второй - организация публично-правового регионального вещания. Именно второй путь, по мнению автора, является наиболее быстрым и менее сложным по организационной структуре. Это обусловлено следующими причинами:
во-первых, обеспечить технологическую и финансовую инфраструктуру в регионе гораздо проще, чем в масштабе страны;
во-вторых, в нашей стране имеется ряд проектов создания законодательной базы общественного вещания; в частности в Новосибирской области (авторы Ю.И. Вдовин, А.К. Копейка), в Московской области (автор Л. Ефимова), 5 октября 2005 года в Томске состоялась презентация общественного телевидения. Существовали определённые попытки организационно-правового решения проблем общественного вещания и в Оренбургской области.
в-третьих, имеется успешный западный опыт, особенно в США, где данный вид вещания был первоначально организован именно на местном уровне.
Россия находится на той стадии построения гражданского общества, когда основным способом осуществления взаимодействия власти и общественной сферы является диалог, организатором которого должны выступать СМИ, являющиеся одной из подсистем гражданского общества. В период реформирования российского общества в больших городах и регионах начинается бурный рост и развитие частного вещания, медиарынка и радиоиндустрии. Появились новые тенденции в развитии журналистики и средств массовой информации. Данные обстоятельства определили временные рамки исследования - 90-е годы XX в.- начало XXI в.
Степень научной разработанности проблемы.
Специальные исследования общественного радиовещания в научной литературе немногочисленны. Общим проблемам развития и функционирования современного радиовещания в России посвящены работы Н. Барабаш, С.Беляева, С.Кетова, В. Коробицына, В.Смирнова, В. Сухаревой, В. Ярошенко и др. Среди них журналисты-практики, работающие в сфере радиовещания, которые анализируют свои практические наработки в теории. А.Бубкин, директор регионального вещания «Авторадио - Народная марка!», занимается вопросами интерактивности. Л.Д. Болотова в своей работе рассматривает тенденции развития регионального радио. Т.Бочарова (Радио «Максимум») основное внимание уделяет программированию коммерческих вещателей. Н.Витковская занимается проблемой взаимоотношений рекламодателей и радиоаудитории.
Особо стоит отметить книги, изданные Фондом независимого радиовещания: «Радио: музыкальное, новостное, общественное...» и «Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах». Они основаны на многих материалах: лекциях, семинарах, статьях. Авторы - в основном практические журналисты - размышляют о современном радиовещании на основании огромного личного опыта. Содержание не ограничивается рассмотрением только творческих вопросов. В книгах можно найти материалы, посвящённые менеджменту, продюсированию, рекламе, кадровой политике.
Большую ценность для исследования составили работы В.В. Смирнова, который на основе функционального подхода рассматривает становление, эволюцию программ, их типологию и структуру, обобщает практику современного вещания радиостанций «Радио России», «Маяк», «Европа плюс», «Эхо Москвы» и других коммерческих радиостанций.
К анализу общественной журналистики обращаются многие зарубежные и отечественные исследователи массовых коммуникаций: социологи, политологи, философы, филологи и, конечно, учёные, работающие в области журналистики. Комплекс проблем, связанных с темой исследования, достаточно широк и многообразен, а совокупность подходов и мнений охватывает самые различные области коммуникаций. Поэтому с учетом конкретных целей и задач диссертации были проанализированы концепции, создающие общенаучный, философско- политологический фундамент данной работы.
Особую значимость представляют суждения о трансформации коммуникативных процессов в обществе, представленные в работах И. Бентама, Дж.Милля, К.Поппера и др. Представители так называемой Франкфуртской школы исследователей, Т. Веблен, Э. Хайек, Дж. Гэлбрейт, выдвинули концепцию гуманизации социальной сферы, путём вовлечения членов общества в коммуникационный процесс. В диссертации автор опирался на концепцию Ю. Хабермаса, исследовавшего рациональные дискуссии свободной общественности, когда совместно живущие люди могут обсуждать, конструировать, критиковать общезначимые вопросы социального бытия. Только в открытых дискуссиях, по мнению учёного, могут быть найдены взвешенные решения, которые способствуют рациональной организации общественной жизни. Автор разделяет идею философа о приоритете коммуникации над идеологией. Главными критериями коммуникации являются понятность, доступность, истинность.
Роль СМК в общественных процессах рассматривается в работах западных учёных Э. Дэнниса, Дж. Куррана, Г. Лассвелла, Д. Макквейла, М.Маклюэна, Д.Мэррила, и др. Дж. Курран предложил модель демократических средств массовой коммуникации, которая включает в себя пять основных секторов: сектор частных предприятий, гражданский сектор, общественный рыночный сектор, профессиональный сектор и общественная служба вещания. Только во взаимодействии они будут обеспечивать функционирование общественного вещания как открытой системы диалога и служить дополнительным импульсом коллективной традиции гражданского общества. Канадский социолог М. Маклюэн развивает теорию массового информационного общества («Галактики Гуттенберга») и роль в нём электронных СМИ.
Среди отечественных учёных данной проблеме посвящены работы И. Дзялошинского, Я. Засурского, Е. Прохорова, Л. Реснянской, Ю. Фомичёвой и др.
Обзор различных теорий гражданского общества и публичной сферы в XX веке, а также тенденции развития и роль СМИ как его подсистемы наиболее полно представлены в работах российских учёных: А. Арато, В. Волкова, А. Воробьёва, А. Галкина, З. Голенковой, В. Колбановского, Ю. Красина, Т. Наумовой, Ю. Резника, Л. Романенко, В.Н. Руденкина, Е. Руткевич и других исследователей. Автор разделяет точку зрения В.Н. Руденкина, о том, что государству в современных условиях не надо пытаться, как это было прежде, поставить под свой неограниченный контроль все сферы жизни: такая попытка заведомо обречена на неудачу. Остаётся, следовательно, одно - договариваться о «зонах ответственности», находить компромиссы и двигаться к цивилизованному партнёрству. Всё это невозможно осуществить без СМИ.
Исследованию роли СМИ в формировании ценностей демократического общества посвящены работы отечественных учёных: Е. Вартановой, И. Дзялошинского, М. Ковалёвой, С. Корконосенко, Г. Кузнецова, Б. Лозовского, Е. Прохорова, Л. Свитич, Д. Стровского
В своих книгах о мастерстве тележурналиста Г. Кузнецов отмечает, что журналист точнее сможет определить своё собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль, только осмыслив социальную природу журналистики, её функции, среди которых он называет: информационную, культурно-просветительскую, интегративную, социально-педагогическую, организаторскую, образовательную и рекреативную.
Особо следует отметить ряд работ, проблематика которых стала теоретическим основанием данного диссертационного исследования. Это, в первую очередь, труды Е. Л .Вартановой, посвящённые экономической стороне функционирования западных СМИ, структуре и принципам развития медиабизнеса. Автор диссертации в своей практической деятельности в качестве главного редактора регионального социального радио и в процессе научного исследования использовал разработки немецкого учёного Вольфганга Хоффман-Рима, который обобщил опыт и особенности немецкого общественного вещания. Диссертант опирался также на работы исследователя Б.Любимова, посвящённые анализу развития одной из старейших общественных корпораций - Би-Би-Си. Ценным источником явилась опубликованная в России «Энциклопедия общественного вещания», где рассматриваются история создания, правовые, экономические и программные принципы работы общественных телерадиокомпаний мира.
Вопросы организации общественного вещания в России исследуют Ю.И.Вдовин, А.А. Копейка, А.К. Симонов, Я.В.Склярова, М.А.Федотов и другие учёные. М.А. Федотов активно занимается законотворческой деятельностью в области СМИ и является автором проекта закона об общественном телерадиовещании.
Объектом исследования является процесс формирования общественной журналистики в России.
В качестве предметаисследования выступает общественное радиовещание в регионе как тип СМИ, способный обеспечить условия для реализации основной социальной миссии, быть оперативным способом информации, площадкой общественного диалога, средством воспитания гражданской активности и толерантности.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод научного познания социального мира, основанные на нём общенаучные и частнонаучные методы теоретического анализа (системно-структурный подход), а также методологические принципы историзма, социально-культурной обусловленности и системности.
Эмпирическая база диссертационного исследования.
Теоретическое содержание работы основывается на результатах конкретного анализа эмпирических материалов, полученных при участии автора диссертации, в частности:
а) 2001 г. - аналитический отчёт по итогам социологического исследования, проведённого в г. Оренбурге и Октябрьском районе. Тема исследования: Рейтинг программ радиоканалов «Россия - Оренбург» и «Меновой двор» (3 этап мониторинга). Социологический центр «Общественное мнение». Оренбург.
б) 2002 г. - исследование на тему: «Влияние средств массовой информации на различные категории населения Оренбургской области» АРСО г. Оренбург.
в) 2002 г. - аналитический отчёт по итогам социологического опроса, проведённого в г. Оренбурге и Оренбургском сельском районе с 26 ноября по 2 декабря 2001 г. (4 этап мониторинга). Социологический центр «Общественное мнение».
г) 2002 г. - аналитический отчёт о результатах исследования «Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций». Международный пресс-клуб. Москва.
Были также проанализированы результаты исследований системы радиовещания в России и за рубежом, проинтервьюированы ведущие специалисты в области права и радиовещания в России (М.А.Федотов, д.юр.н. профессор, автор действующего Закона о СМИ) и США (АТУ16 Hokanson - генеральный продюсер радио KUOW, Wayne C.Roth - генеральный менеджер радио KUOW, Tom Mara - генеральный менеджер радио КЕХР, Jon Kertzer - ведущий программы «The Best Ambiance» радио КЕХР). В диссертации также обобщён опыт работы автора в средствах массовой информации, в частности, в должности главного редактора региональной радиостанции.
Цель работы. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы, юридических документов, социологических опросов, а также первых практических опытов создания общественного вещания в России определить основные проблемы и тенденции развития этого типа СМИ в регионе.
Данная цель определила следующие задачи диссертационного исследования:
• на основе соотнесенности социальной интенции и понятия модели общественного вещания провести анализ содержательных аспектов функционирования общественного радиовещания за рубежом как модели общественного информирования и модели социального взаимодействия;
• провести анализ политических, правовых и социальных предпосылок возможности создания модели публично-правового вещания в России;
• произвести классификацию радиостанций, функционирующих в посттранзитивный период в России, описать основные их типы, способы финансирования, построения программной политики, структурные принципы и условия осуществления практической деятельности в общественной сфере;
• проанализировать условия и возможности организации регионального общественного радио, перспективу его дальнейшего развития в условиях глобализации, развития Интернет и новых телекоммуникационных технологий.
Цель и задачи исследования определили структуру работы.
Научная новизна проведённого исследования обусловлена, во- первых, самой постановкой проблемы, не получившей адекватного отражения в научной литературе. В диссертации впервые подробно рассматриваются основные этапы развития общественного вещания, условия функционирования, правового обеспечения, финансирования, специфика формирования программной политики. Разрабатывается модель регионального общественного радиовещания.
В условиях глобализации, с появлением Интернет и новых телекоммуникационных технологий публично-правовое вещание приобретает новый смысл и новое содержание, становится все более интерактивным. Эти процессы снижают роль коммуникационных барьеров, таких как цензура или ограниченная возможность высказывать собственное мнение и участвовать в процессе коммуникации, и ставят новые задачи перед СМИ, которые становятся важнейшим инструментом управления коммуникационными и социальными процессами в обществе.
Практическое значение и апробация диссертации.
Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных научных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге. Материал данного исследования используется также в курсе лекций и на практических занятиях по основам телерадиожурналистики в Оренбургском государственном университете. По теме диссертации опубликовано 7 работ.
Структура и объём работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 178 страницах, список литературы включает 221 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Тенденции развития региональных СМИ. Журналистика в 2003 году: Обретения и потери, стратегии развития. Тезисы научно¬практической конференции. Ч.1. - М., 2004. - С.111-112.
2. Общественное радио в США. Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации. Сборник статей аспирантов. Вып.13. - М., 2004. - С.91-100.
3. Интерактивность на радио. Традиции и новации русского языка в современной журналистике. Материалы региональной научно¬практической конференции.- Оренбург, 2005. - С. 74-79.
4. Толерантность как одно из условий создания общественных СМИ. Толерантность в межконфессиональном и межэтническом взаимодействии. Материалы международной научно-практической конференции. - Оренбург, 2005. - С. 142-147.
5. Общественное вещание как элемент гражданского общества. СМИ в условиях современной российской демократии. Тезисы научно¬практической конференции. - М., 2005. - С.71-73.
6. Особенности финансирования общественного радио США. СМИ в многополярном мире. Тезисы научно-практической конференции. Ч.1. - М., 2005. - С. 158-160.
7. Общественное вещание как элемент гражданского общества. Вызовы XXI века и образование. Материалы всероссийской научно¬практической конференции. Оренбург, 2006. 18ВЫ 5-7410-0650-7. С.32-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ