Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональная пресса в системе политических коммуникаций (на примере печатных СМИ Челябинской области)

Работа №103034

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

журналистика

Объем работы26
Год сдачи2003
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
127
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность исследования. В эпоху глобальной информатизации социальных взаимоотношений и медиатизации политических, символические коммуникации приобретают онтологическую и инструментальную значимость в данной сфере бытия. С другой стороны, кардинальные изменения политической конфигурации российского общества в 90-х годах ХХ века, а также кризисные явления ХХ1 века резко актуализировали необходимость исследования влияния психологической (в том числе когнитивной) доминанты на структуризацию взаимоотношений масс-медиа и населения. В связи с указанными тенденциями в последнее время широко обсуждается проблема функционирования прессы на региональном уровне. В частности, отмечается недостаток конкретных коммуникативных стратегий, способных стать средством выражения интересов населения. Именно поэтому функциональное значение информационных взаимодействий, инициируемых прессой, сопряженных с тенденциями региональной политики, заслуживает разносторонней научной рефлексии. Моделирование коммуникации, в том числе посредством средств массовой информации (СМИ), в соответствии с параметрами региональных политических ориентаций социума может способствовать предотвращению многоаспектной асимметрии (информационной, прежде всего) между властью и населением.
В связи с этим обсуждается и проблема организации диалога между СМИ и аудиторией. Нарастающий дефицит социального доверия к масс- медиа и многим другим политическим институтам можно преодолеть в процессе реализации конструктивного взаимодействия указанных институтов в интересах населения. Субъектом этого процесса могут стать не преследующие политические цели СМИ, но организующие политическую коммуникацию, в том числе и для повышения собственной экономической рентабельности.
В силу этого отметим, что региональная пресса по-прежнему остается важнейшим инструментом политической борьбы: она реализует новейшие методы информационного воздействия и взаимодействия как с широкими слоями населения, так и с элитными группами. Об этом свидетельствует практика предвыборных кампаний и методы получения и распространения политической информации, а также социологические опросы. С другой стороны, научные исследования свидетельствуют, что именно с потреблением продукции печатных СМИ тесно коррелирует политическая активность населения, что свидетельствует об актуальности изучения методов работы прессы.
Как показывают научные исследования, политические коммуникации или взаимоотношения существенно влияют на деятельность журналистов. В связи с этим возникает необходимость их определения и изучения, в том числе и в сфере масс-медиа.
Этот феномен имеет множество трактовок. В политологии существует кибернетическое определение политических коммуникаций. Так, Р.-Ж. Шварценберг, давший одно из наиболее полных толкований сущности данного явления, рассматривает его как процесс передачи политической информации от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Как непрерывный процесс обмена информацией между индивидами и группами на всех уровнях. Прагматические способы определения политической коммуникации предполагают рассмотрение конкретных методов общения политической фигуры с электоратом, производимых с целью его адекватного информирования, при которых используются вербальные и визуальные средства. В целом политическую коммуникацию характеризуют как информационно-пропагандистскую деятельность социального субъекта по производству и распространению социально-политической информации, направленную на формирование (стабилизацию или изменение) образа мыслей и действий других социальных субъектов. В последнее время стали больше внимания уделять механизму обратной связи - реакции аудитории на увиденное и услышанное. Передача информации тем самым превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
Известны три основных способа коммуникации: через неформальные контакты, общественно-политические организации (институты), средства массовой информации (в том числе прессу). К ним относят и любые коммуникативные ситуации или действия (выборы, референдумы, конфликты и т.п.), в которых печатные СМИ также принимают активное участие. В связи с этим тема исследования обладает несомненной актуальностью.
Большая ответственность за организацию политического диалога лежит на средствах массовой информации в целом и региональной прессе в частности. Важнейшим вопросом, как доказывается в диссертации, является изучение тенденций их развития в постсоветской России и противоречий, свойственных функционированию в новых общественно-политических и экономических условиях. В частности, практика свидетельствует, что под влиянием некоторых процессов, значительная часть российских средств массовой информации оказалась зависимой от политических и экономических спонсоров в значительно большей степени, чем от аудитории. В связи с этим, СМИ утрачивают характеристики общественного форума, отказываясь от представления всего разнообразия бытующих в обществе взглядов, идей и позиций, от поощрения более активного участия граждан в политической жизни и социальном управлении. Тема данной диссертации актуальна еще и потому, что способствует корректировке теоретических представлений о взаимовлиянии СМИ и аудитории в контексте политических коммуникаций.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие "политические коммуникации" отражено в работах Л.Е. Бляхера, М.С. Вершинина, А. А. Грабельникова, М.Н. Грачева, А.И. Соловьева. Однако эксклюзивного комплексного изучения места и роли региональной прессы в системе политических коммуникаций нет. Необходимо отметить, что в целом отмечается явный недостаток системных исследований, отражающих особенности информационных интеракций (взаимодействий) и стратегий российской региональной прессы, сопряженных с функционированием современного политического процесса. Отдельные аспекты указанного когнитивного спектра анализировали такие исследователи, как Н. Вайонен, О.И. Власов, И.М. Дзялошинский, Я.Н. Засурский, Е.П. Прохоров, Л. Л. Реснянская, В.В. Тулупов, И.Д. Фомичева. Различные формы деятельности региональной прессы рассматриваются в отдельных статьях и тезисах, опубликованных в сборниках материалов научно-практических конференций. Но диссертант не обнаружил здесь работ, целенаправленно выделяющих категорию "политическая коммуникация" для анализа деятельности печатных СМИ. В качестве опосредованного субъекта политики региональную прессу рассматривала Т.В. Артемова. Однако, возможности данного научного спектра были практически не использованы этим автором для анализа собственно информационно-политических интеракций и коммуникативных стратегий изданий. Следовательно, не были вскрыты параметры, идентифицирующие газетную периодику как субъекта, продуцирующего политическую коммуникацию.
Информационные процессы, сопровождающие политику региональных администраций, рассматривали представители регионалистики С.И. Барзилов и А.Г. Чернышов. В частности, ими были проанализированы особенности формирования региональной политической элитой информационного пространства с целью координации взаимоотношений с федеральным Центром, населением и местной оппозицией. Однако авторами не была выделена роль коммуникативных стратегий прессы (методов отражения журналистами политической реальности) в политических процессах. Ученые уделили внимание технике манипуляции информацией, но не отметили позитивные приемы взаимодействия СМИ с социумом. Данная особенность присуща многим работам, анализирующим деятельность масс-медиа в контексте политических взаимоотношений. Как правило, внимание уделяется манипулятивным методикам, а не способам достижения позитивного диалога с социумом. Примечательна в этом плане работа Д. Шампаня, рассмотревшего специфику отражения политических манифестаций французскими изданиями. По мнению автора, в СМИ соревнуются не просто политические лидеры с их убеждениями и притязаниями, а состязаются стратегии, вырабатываемые "экспертами по коммуникации" (журналистами, политтехнологами). Г. Шиллер и Ю.А. Ермаков рассмотрели конкретные методы манипулирования личностью в том числе на примере деятельности СМИ.
В связи с этим необходимо отметить, что завершенное исследование механизмов внушения, в том числе опосредованных СМИ, провела Г.С. Мельник. Изучению построения политической пропаганды и способов ее влияния на различные сегменты психики посвящена работа Л. Войтасика. Рассмотренные в ней методы и законы психологического воздействия при помощи информации позволили диссертанту соотнести содержание региональной прессы с политическими ориентациями потенциальной аудитории.
В.Ф. Олешко в своих работах рассматривает прагматические способы достижения диалогового взаимодействия печатных СМИ и аудитории. Ю.В. Чемякин выделяет функции политического диалога и сопоставляет их с возможностями современной российской региональной прессы. Необходимо отметить, что экономические и сугубо журналистские проблемы прессы Челябинской области рассматривали такие авторы, как М.Ю. Бендяк, П.В. Большаков, Б.Н. Киршин, В. А. Колосунин, А.В. Кретов, В.В. Понуров, Н.Д. Старкова, С.П. Софьин.
Диссертантом не были обнаружены исследования, рассматривающие систему региональной периодической печати в качестве субъекта политической коммуникации. Только единичные исследования анализируют деятельность масс-медиа сквозь призму ее политической субъектности (самостоятельности). В этом случае можно отметить работы И.И. Засурского, А.И. Соловьева. В частности, И.И. Засурский рассматривает СМИ как активное преобразующее начало в политике. Автор придерживается позиции Х. Майна, полагая, что политика подчиняется внутренним законам функционирования масс-медиа и выявляет скрытые механизмы этого влияния. По большому счету исследователь также ведет речь о политических манипуляциях в интересах определенных "групп давления". А.И. Соловьев рассматривает масс-медиа как институт, организующий формы политических взаимодействий.
В исследовании политических коммуникаций диссертант опирается на концепции сторонников "плюралистической модели" взаимоотношения массовой коммуникации, власти и аудитории (Т. Кук, П. Лазарсфельд). Существенную роль в указанной когнитивной операции сыграли также работы представителей формирующейся отечественной школы дискурс-анализа: Л.Е. Бляхер, К.Ф. Завершинский, М.В. Ильин, А. А. Казанцев, С.Г. Климова, В.М. Сергеев, О.А. Толпыгина . Согласно одному из базовых положений указанного научного направления, никакой политический процесс или институт непознаваем без анализа дискурса, без инструментария семиотики .
Инструментарий анализа коммуникативных стратегий масс-медиа заимствован у таких исследователей, как А.Ю. Быков, А.М. Воробьев, В.Ф. Дворянов, С. Г. Корконосенко, Б. Н. Лозовский, Е.П. Прохоров. Надежную методологическую опору для организации дальнейших исследований дают фундаментальные труды, мониторинговые разработки и учебники отечественных и зарубежных ученых Л.П. Громовой, Е.В. Грунт, Я.Н. Засурского, Л.М. Земляновой, Б.Г. Капустина, М.М. Ковале-вой, В.И. Конькова, И.К. Пантина, Л.Г. Свитич, Д.Л. Стровского, Л.Н. Федотовой, Е.Б. Шестопал, Д. Белла, М. Кастельса и других.
Объектом исследования является региональная пресса Челябинской области как субъект и посредник политических коммуникаций.
Предметом исследования выступает процесс информационных интеракций (взаимодействий, стратегий) региональных масс-медиа, власти и общества.
Выбор диссертанта обусловлен несколькими факторами. Во-первых, спецификой информационных взаимодействий в регионе, де-терминированной экономико-политическими устремлениями крупных промышленных корпораций, и стратегией управления областного правительства. Во-вторых, параметрами политической культуры региона: в частности, уровень информационной открытости субъектов политики здесь один из самых низких в России. В-третьих, динамикой спроса на продукцию печатных изданий . И, в-четвертых, обеспеченностью населения подписными изданиями: к примеру, в 2000 г. по этому показателю область лидировала в Уральском федеральном округе .
Изучение региональной прессы в системе политических коммуникаций выражается в рассмотрении субъектов данного вида взаимодействий, форм практического осуществления и видов интеракций, а также ресурсов повышения эффективности массово-коммуникационной деятельности. Поскольку ни один процесс не существует вне явления стадийности, т.е. развития, протекания, то анализируемый период в контексте предпринятого исследования рассматривается как неоднородный. При этом процесс понимается по Р. Дарендорфу - как динамика соперничества за статусы и ресурсы власти.
Целью данного диссертационного исследования является комплексное изучение функциональных характеристик и стратегий информационной деятельности региональной прессы в контексте репрезентации политических коммуникаций, а также анализ эффективных механизмов организации при ее участии диалоговых отношений между властью и обществом.
Достижение целей предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Определение содержания и объема понятий "система политических коммуникаций", "региональная пресса", "коммуникативные стратегии".
2. Рассмотрение методологических подходов для выявления сущности и результатов взаимодействия политических и массово-коммуникационных процессов.
3. Анализ содержания и специфических особенностей коммуникативных стратегий региональной прессы в контексте реализации политических коммуникаций.
4. Исследование параметров функционирования региональных изданий с позиции политической субъектности.
5. Разработка и формулирование на основе комплексной характеристики информационного продукта региональной прессы рекомендаций, способствующих эффективной деятельности региональной прессы в системе политических коммуникаций.
Теоретическая значимость данной диссертационной работы определяется тем, что в ней впервые проводится эксклюзивное исследование особенностей коммуникативных стратегий региональной прессы в кон-тексте реализации политических коммуникаций. Ее научная новизна определяется обоснованием практической и познавательной значимости феномена "политическая коммуникация" в отношении функционирования прессы. В процессе исследования этот концепт определяется диссертантом как модель реализации власти и системный фактор социальной организации.
Автором предпринята приоритетная попытка выявления условий и результатов взаимодействия коммуникативных стратегий региональных печатных СМИ и политических явлений (политических ориентаций, коммуникации), на основании чего, в частности, доказываются следующие положения. В большинстве случаев роль прессы рассматриваемого региона сводилась не к установлению диалоговых отношений с политическими и социальными структурами, а к удобной интерпретации политических явлений. Политические ориентации (составляющие основу политических настроений и сознания) рассматриваются диссертантом как факторы, способствующие результативному диалогу между СМИ и социумом. В частности, доказывается, что регионализация политического сознания населения не преодолена в России, с другой стороны, оно подвержено прагматической локализации (т. е. социум воспринимает политические процессы сквозь призму прежде всего прагматических намерений, при этом макрополитические события, а, следовательно, макрополитическая информация воспринимаются социумом с определенной степенью отчуждения). Эти явления можно эффективно использовать в выстраивании коммуникативных стратегий прессы. Анализ феномена политической коммуникации, проведенный в контексте проблемы восприятия власти населением, позволил исследовать технологию управления социумом. Причем с участием как политических структур, так и печатных СМИ.
По мнению автора, в период вестернизации дискурса телевидения региональной прессе необходимо выстраивать коммуникативные стратегии по принципу оппозиции и компенсации когнитивной визуализации населения. Этого можно добиться посредством моделирования ин-формации в соответствии с параметрами политических ориентаций социума.
Диссертантом рассмотрено функционирование печатных СМИ с позиции политической субъектности. Новым является также фактологический материал, верифицирующий валидность и надежность авторской методики анализа современной политической и массово-коммуникационной практики, породивший объективную необходимость в обновлении подходов к анализу, интерпретации и оценке роли региональной прессы в системе политических коммуникаций.
Методологическую основу работы составили информационный подход, системный подход, синтезировавший структурный, функциональный и генетический (исторический) аспекты.
Автор использует также частные методы: сравнительный (сравнение общероссийских и региональных изданий, сравнение различных коммуникативных стратегий областных, городских и районных газет Челябинской области) и дискурс-анализ политических медиа-текстов. А также социологические методы: контент-анализ газет, опрос представителей СМИ и органов власти, наблюдение.
При использовании указанного выше методологического инструментария автор опирался на общелогические операции анализа, сравнения и синтеза, а также применялся метод индукции.
Практическая значимость исследования характеризуется, в первую очередь, новизной систематизированного в диссертации эмпирического материала и аргументированностью выводов. Принцип диалоговости, субъект-субъектных отношений в массово-информационной деятельности, как доказывается в диссертации, при последовательном применении практически содействует коммуникативной открытости общества, открывает дополнительные возможности адекватного отображения реальности и развития системы политических коммуникаций.
Апробация полученных результатов. Положения, выносимые автором на защиту, представлены в 8 публикациях. Материалы диссертации легли в основу выступления автора на научно-практических конференциях, проходивших в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (2003 г.), Санкт-Петербургском государственном университете (2002 г.), Уральском государственном университете им. А.М. Горького (2000, 2001, 2002), а также на ряде других, в том числе на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы формирования информационного пространства России", в которой наряду с учеными принимали участие представители региональной законодательной и исполнительной власти (Челябинск, 2002 г.). Основные результаты и выводы исследования используются автором в преподавательской деятельности на факультете журналистики УрГУ (в частности, при ведении практических занятий по нормативному предмету "Введение в специальность", выпуске учебной газеты).
Диссертация обсуждена на межкафедральном семинаре профессорско-преподавательского состава факультета журналистики Уральского государственного университета им. А.М. Горького, а также на заседании кафедры периодической печати, рекомендовавшей ее к защите.
Эмпирическая основа исследования. Методом контент-анализа автором в период с января 2000 г. по январь 2003 г. было проанализировано 6024 публикаций в региональной (областной, городской и районной) прессе Челябинской области. Для выявления коммуникативных стратегий указанных изданий и с целью отражения информационной "палитры" соискателем были выбраны для анализа влиятельные общественно-политические издания, распространяющиеся преимущественно в областном центре: "Челябинский рабочий", "Вечерний Челябинск", "Лидер", "Южноуральская панорама", "Уральский курьер"; газета общественно-политического движения "Возрождение Урала"; издание "Деловой Урал"; Тематические страницы ассоциации городских и районных газет "Губерния"; "развлекательные": "Городской дилижанс", "Телесемь", "Синегорье", "Челябинская неделя"; региональные вкладки общероссийских изданий: "Аргументы и факты" - Челябинск", "Комсомольская правда" - Челябинск"; газеты городов и районов областного подчинения: "Златоустовский рабочий", "Знамя труда", "Карабашский рабочий", "Кыштымский рабочий", "Магнитогорский металл", "Магнитогорский рабочий", "Миасский рабочий", "Настроение", "Советское село", "Степные зори", "Усть-Катавская неделя". Для сравнительного анализа использовалась информация ведущих российских телеканалов, транслирующаяся в период "прайм-тайма" (в частности, для подтверждения тезиса о вестернизации дискурса телевидения и визуализации информации региональной прессы). С целью гносеологического соотнесения были привлечены также материалы крупных общенациональных газет: "Аргументы и факты", "Независимая газета", "Новая газета"; опросы журналистов-практиков, руководителей СМИ, представителей властных структур (в частности, глав муниципальных образований). В итоге эмпирическую базу работы составили, во-первых, результаты политического дискурс-анализа медиа-текстов, во-вторых, результаты анкетирования: автором по системной (представительной) выборке с 10 июля по 31 августа 2001 г. было опрошено 162 человека. Использование данного инструментария, сочетающего в себе количественные и качественные методы познания действительности, позволило получить новую информацию по проблеме диссертационного исследования.
Хронологические рамки диссертации охватывающей период с января 2000 по январь 2003 гг. По нашему мнению, именно в это время активизировался процесс развития форм и видов политических коммуникаций. Кроме того, временные рамки обусловлены, во-первых, приходом к власти В.В. Путина, начало президентства которого было ознаменовано введением в политическую практику принципиально иных, по сравнению с предшественниками, политических приемов, во-вторых, уникальной диспозицией (схемой) информационных интеракций (взаимодействий) субъектов политики (в том числе прессы) в Челябинской области, детерминированных региональными и межрегиональными политическими конфликтами, протекавшими в указанный отрезок времени между областной администрацией и региональными и межрегиональными промышленными корпорациями, а также между структурами муниципальной власти и местной прессой.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 219 наименований, приложений. Содержание работы изложено на 152 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1) Политические ориентации населения как фактор коммуникации/ Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия: Материалы международной конференции. Ек., 2002. С. 50-61.
2) Выборы - 2000 и СМИ: челябинский вариант// Факс. Журнал уральских журналистов, 2001. № 1-2. С. 20-27.
3) Тенденции развития проблемы взаимоотношения социума и СМИ/ Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. Мат. науч.- практ. конф. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2001. С. 44¬45.
4) Взаимодействие СМИ и социума в период кризисной политической ситуации/ Коммуникация в современном мире. Мат. науч.-практ. конф. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2001. С. 80-84.
5) Роль газетных технологий в формировании социальных настроений/ XXI век начинается: Актуальные вопросы журналистики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ек., 2002. С. 24-28
6) Политическая коммуникация как модель реализации власти/ Проблемы формирования информационного пространства России. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета, 2002. С. 86-92.
7) Политическая информация как социокультурный феномен/ Журналистика в 2002 г. СМИ и реалии нового века. Мат. науч.-практ. конфер. Ч. I. М., МГУ, 2003. С. 292-294.
8) СМИ и аудитория в контексте политической коммуникации./ СМИ в современном мире. Мат. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2002. С. 248-249.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ