Цифровое пространство с течением времени неизбежно подверглось процессу внутренней категоризации, установления специфических законов функционирования. Основной особенностью коммуникационного поля становится мультимодальность информации, одной из репрезентаций которой стал интерфейс. В аспекте коммуникации графический пользовательский интерфейс важен как способ организации траекторий доступа пользователя к контенту, поставляемому ему техническим устройством, с которым он и взаимодействует благодаря интерфейсу. Развивая известный тезис М. Маклюэна «средство сообщения само есть сообщение», можно предположить, что интерфейс сам по себе есть смысловая конструкция, несущая не только сами возможности доступа к смыслам, но и собственно смысл.
Так как современная журналистика в значительном объеме переместилась в интернет-пространство, являющееся частью цифровой среды, то значение интерфейса как физически, материально воплощенной возможности взаимодействия пользователей с журналистским контентом неуклонно растет. Для современной журналистики, развивающейся в медиаконвергентной среде, а также вступающей в острую конкуренцию за внимание пользователей, получающих доступ к неограниченным объемам самой разной информации в перенасыщенной медиасреде, интерфейс становится все более значимым элементом «упаковки» контента, организации специфического пространства диалога с пользователем. В то же время интерфейс - в силу его традиционного рассмотрения в рамках сугубо технических подходов - не получил достаточного изучения в аспекте теории и практики журналистики. Именно стремлением восполнить лакуну недостаточной изученности интерфейса при росте его значимости в цифровой журналистике обусловлена актуальность предпринятого исследования, в котором исследовано место интерфейса в организации коммуникационного взаимодействия пользователя с журналистским контентом на примере культурно-просветительских журналистских проектов, а также определен его функционал в данном аспекте как драйвера познавательной миссии культурно-просветительской журналистики.
Возможности интерфейса ограничены кодом, но именно интерфейс составляет не только первое и наиболее сильное впечатление у реципиента, выполняя задачи «обложки» или «заголовка» всего информационного пространства, которое он организует, но и предопределяет последующую активность пользователя в поиске и потреблении информации данного портала. Эта задача (вовлечения пользователя в освоение и интерпретацию определенной журналистской информации, стимулирование решения о погружении в этот материал) осуществляется в рамках медиаэстетического функционала интерфейса, под которым в работе понимается рецепционный потенциал цифровой структуры, структурирующий данные в определенном регистре, намеренно сужающий рамки восприятия, тем самым задающий определенный контекст для представленной информации. В журналистской деятельности понимание особенностей работы интерфейса конвергентных платформ, для размещения на которых создаются журналистские продукты определенного формата, направленности, стилистики, представляется актуальной профессиональной компетенцией.
Степень разработанности научной проблемы может быть охарактеризована в соответствии с различными аспектами темы диссертационного исследования. Важнейший из этих аспектов - вопрос о мультимодальности коммуникации (Г. Кресс, Т. ван Леувен, К. Джевит, М. Беднарек, Дж. Р. Мартин, Э. Вентола, Э. Адами, Ф. Серафини, М. Уолш и др.). В отечественной научной мысли мультимодальность получила различные наименования, из которых наиболее активно использовались дефиниции «креолизованный / поликодовый текст»; такая терминология встречается и в зарубежных исследованиях (Е. Е. Анисимова, В. М. Березин, А. А. Бернацкая, Н. С. Валгина, М. Б. Ворошилова, М. В. Загидуллина, М. А. Ищук, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Д. П. Чигаев, В. О'Греди, Д. Кристал и др.). Социально-семиотический подход к мультимодальности исследовался такими учеными, как Г. Кресс, Т. ван Леувен, К. Джевитт, Дж. Лемке, Д. Мачин, П. Кобли, Т. Тредголд, А. Рандвиир и другими. Благодаря этим исследованиям сложились устойчивые черты этого подхода, включающие анализ социальной реальности через системы семиотических репрезентаций.
Другой значимый аспект темы - медиаэстетическая сущность функционала интерфейса. Медиаэстетика является относительно новым научным направлением, однако предпосылки и основные идеи были сформулированы еще до появления самого формирования медиаэстетического подхода в философии медиа (Ф. Киттлер), экологии медиа (М. Маклюэн), теории среды (Дж. Мейровиц), медиалогии (Р. Дебре). Медиаэстетика осмыслялась в трудах Т. Митчелла, Л. Хаускен, Э. Хёрл, Ш. Миядзаки, Ю. Хуей и др. Фундаментальный вклад в прикладное понимание медиаэстетики внес Г. Цеттл, стоявший у истоков активного включения самого термина «медиаэстетика» в научный оборот, а также предложившего концепцию медиаэстетической грамотности.
Философия интерфейса, выступающего объектом рассмотрения в диссертации, представлена двумя международно признанными попытками осмысления данного феномена, а именно трудами Л. Мановича и А. Галлоуэя. В научно-исследовательском поле, помимо многоаспектных работ этих теоретиков интерфейса, важны концепции метафоричности и непрозрачности интерфейса (Дж. Болтер, Д. Громала, К. Йоргенсен); создания неявного коллективного знания в пространстве интерфейса (Е. В. Масланов, А. М. Фейгельман); репрезентации культурных смыслов в интерфейсе социальных сетей (А. В. Щекотуров), понимания интерфейса как метамедиа и метакоммуникации (М. А. Куртов, Д. В. Попов). В то же время для исследовательской логики работы важен сложившийся в науке о журналистике культурологически-ориентированный и философский подход к дизайну периодических изданий, во многом соотносимый с позициями исследователей интерфейса и медиастетическим подходом к коммуникации, хотя и реализованный в рамках иной терминологии и общетеоретических концепций (С. Л. Васильев, Е. В. Олешко, В. В. Тулупов, А. С. Сундуков и другие исследователи).
Кроме того, для диссертационного исследования важны были труды, посвященные собственно теории и практике культурно-просветительской журналистики, сосредоточенной на выполнении такой общей функции журналистики, как формирование у аудитории определенной системы ценностей (Р. В. Зинин, М. А. Воскресенская). Культурно-просветительская журналистика рассматривалась во многих работах отечественных и зарубежных ученых; в российской теории и истории журналистики культурно-просветительская функция журналистики рассматривается как исконно-традиционная направленность журналистской деятельности вообще; современная реализация этой функции рассматривается в самых разных аспектах и на широком журналистском материале (см. исследования и обзоры вопроса в диссертациях таких ученых, как Н. С. Гегелова, М. А. Найдён, Н. Г. Нестерова, Ю. А. Оганесова, О. В. Роженцова, Ю. Ю. Сладкомедова, Т. И. Фролова, Н. С. Цветова), а также исследуется такая реализация культурно-просветительской миссии, как «арт-журналистика» (В. В. Антропова, А. А. Новикова, С. П. Суворова, Н. А. Точицкая). Имеются немногочисленные исследования культурно-просветительских проектов «Полка» и «Арзамас» (Е. Р. Гусейновой, К. С. Стеценко, Я. Е. Титоренко, И. М. Удлер). Фокусом таких исследований в основном становятся отдельные приемы эдьютейнмента как общей тенденции современной цифровой журналистики (Е. М. Драгун). В отечественной научной среде практически отсутствуют работы, исследующие влияние интерфейса на цифровую коммуникацию (за единичными исключениями; см., например, исследования А. В. Щекотуров).
Важную роль в становлении исследовательской логики диссертационной работы сыграли общетеоретические подходы к современной журналистике и коммуникации. Обстоятельные размышления с философской точки зрения о значении широкого вторжения медиа как коммуникационных гибридов в жизнь человека предложены М. Ю. Гудовой с соавторами. Значимо наблюдение Т. Л. Каминской и О. В. Ерохиной о проблеме включения вопросов, связанных с современными коммуникационными технологиями и их особенностями (платформами, функциями искусственного интеллекта), в общее поде медиаисследований, поскольку интернет-формы медиапотоков «не вписываются» в привычные представления и терминологические подходы изучения журналистики. О принципиальных изменениях коммуникации в связи с развитием новых технологий пишет Л. К. Лободенко. Технологические аспекты современной коммуникации, предопределяющие глубокие изменения самого журналистского контента, в том числе процессы трансмедиальности и интермедиальности, рассматриваются в трудах В. В. Абашева, Т. А. Глебович, М. В. Загидуллиной, Е. А. Зверевой, Л. Б. Зубановой, Н. Б. Кирилловой, К. В. Киуру, В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко, С. С. Распоповой и многими другими исследователями. Большое внимание современному трансферу культурно-просветительской журналистики в цифровые формы уделяется в научных статьях и докладах И. М. Удлер.
Объектом исследования является интерфейс как форма организации коммуникации (журналистские произведения - аудитория), предметом - медиаэстетический функционал интерфейса в культурно-просветительской журналистике.
Основная цель исследования - определить медиаэстетические функции интерфейса в культурно-просветительской цифровой журналистике. В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
- определить границы понятия «культурно-просветительская журналистика», а также конкретизировать специфику познавательной функции журналистики в рамках культурно-просветительской миссии;
- выявить возможности анализа интерфейса в аспекте мультимодальности как основного принципа организации сложных семиотических систем, к которым относится и интерфейс; в аспекте философии коммуникации - как инструмента материализации аффордансов для пользователя, а значит, и определенных ограничений в коммуникации; в аспекте медиаэстетического подхода - как определенного регистра восприятия;
- адаптировать мультимодальный, медиаэстетический подход к анализу интерфейса в аспекте коммуникации;
- проанализировать интерфейсы сайтов культурно-просветительской журналистики «Арзамас» и «Полка»;
- охарактеризовать медиаэстетический функционал интерфейса культурно-просветительской журналистики в соответствии с полученными результатами.
Гипотеза исследования строится на предположении, что исследования отдельных семиотических модусов недостаточны для определения границ коммуникационных значений, поскольку восприятие модусов происходит не по отдельности, но в совокупности. Одним из положений мультимодальности является утверждение о том, что именно на стыке взаимодействия разных модусов продуцируются определенные культурные коннотаты. Существенна и роль контекста, который во многом корректирует передачу смыслов, однако семиотическая природа границ контекста исследована недостаточно. Выдвигается предположение, что инструменты регулировки передачи смыслов (с возможным дальнейшим поиском их в более глубоких структурах / элементах) могут быть исследованы в комплексе при обращении к такому материальному элементу цифровой коммуникации, как интерфейс, материализующий аффордансы как определенные факторы коммуникации, которые в нецифровой журналистике такой материализацией не обладали, являлись глубоко закодированными, например, в лингвистических приемах трансформации данных внутри текста. Анализ интерфейса как семиотического комплекса позволит выделить новые связи между внутренними компонентами дискурсивности и установить роль интерфейса в корректировании передаваемого сообщения.
Теоретическая и методологическая основа исследования складывается из трех кластеров анализа семиотических систем: мультимодальность, теория машин и прикладной медиаэстетический анализ. Мультимодальный анализ позволяет выделить отдельные компоненты семиотического комплекса интерфейса. Прикладной медиаэстетический анализ определяет влияние этих компонентов на передачу сообщения, их контекстуальность, а также позволяет характеризовать собственно технический аспект интерфейс-коммуникации в категориях эстетики. Для обобщенного анализа всего комплекса факторов, оказывающих влияние на передачу сообщения как смыслопорождающего феномена, используется теория машин, которая позволяет зафиксировать семиотический комплекс и формы внутреннего взаимодействия, контекст, связи с целью обнаружения и описания функционала интерфейса.
Эмпирическая база исследования представлена интерфейсами культурно-просветительских журналистских порталов. В качестве примера таких сайтов выбраны медиа «Полка» и раздел «Журнал» портала «Арзамас» как конкретная форма осуществления именно журналистской деятельности в составе иных форм коммуникационной активности. Данные проекты были выбраны по ряду
критериев: 1) популярность среди пользователей, отражающаяся в вовлеченности публики в потребление данного контента (просмотры, посетители и др. метрические подходы к оценке популярности); 2) познавательный (эпистемологический) потенциал контента данных проектов; 3) актуализация аналитико-критических форм дискурса и их превалирование над собственно информационно-новостными; 4) операционно-инструментальное разнообразие медиаэстетических решений, представленных интерфейсами этих изданий. В качестве единицы анализа выбраны семиотические операции обмена информацией в интерфейсе, всего проанализировано таких единиц 48 (28 - на портале «Полка», 20 - на портале «Арзамас»).
Соответствие диссертации научной специальности и отрасли науки. Содержание диссертации «Медиаэстетические функции интерфейса в культурно-просветительской журналистике» соответствует паспорту научной специальности 10.01.10 - Журналистика (филологические науки), а именно:
- журналистика как информационный, культурологический и творческий феномен;
- журналистика в системе массовой коммуникации;
- общее и частное в алгоритмах создания служебных и журналистских аналитических текстов;
- характеристика средств, способов сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой информации;
- журналистский текст, его особенности, законы построения, типологические и индивидуальные модификации, лингвистические и экстралингвистические аспекты;
- новейшие СМИ: видеокоммуникации, кабельное и спутниковое телевидение, сетевая (компьютерная) журналистики;
- методы исследования журналистики и журналистского творчества.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:
- применен комплексный подход к анализу семиотических систем, обеспечивающих функциональность журналистских произведений, созданных в рамках исполнения культурно-просветительской миссии журналистики;
- исследовано влияние интерфейса на коммуникацию и знаниевую трансляцию в культурно-просветительских журналистских проектах;
- выявлены медиаэстетические функции интерфейса с целью оптимизации анализа возможностей интерфейса в рамках практической журналистики;
- осуществлен анализ интерфейса как формы материализации возможных коммуникативных путей, преднаправляющих восприятие информации в том или ином регистре;
- теоретические подходы к исследованию интерфейса адаптированы к практическим формам профессионального анализа с целью получения новых данных о коммуникационных процессах в рамках интерфейса;
- уточнены и расширены представления о практических компетенциях современного журналиста, работающего в условиях медиаконвергенности. Таким образом, результаты исследования могут использоваться в практике современных редакций, работе дизайнеров, проектировании новых журналистских порталов и изданий, а также в образовательной подготовке будущих журналистов.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Графический пользовательский интерфейс влияет на передачу сообщения, создавая особый эффект пространственного монтажа, представляя все данные одновременно. При такой специфике коммуникативной ситуации рецептивный потенциал интерфейса, выраженный через медиаэстетический компонент, требует минимальной кодировки и максимальной репрезентации возможных траекторий, то есть создает искусственный материализованный контекст.
2. Базовые операции интерфейса корректируется в аспекте культурно-просветительской журналистики медиаэстетическими приемами,
реализующимися в познавательном дискурсе.
3. Машинный анализ (по Ф. Гваттари) направлен на выявление в цифровых феноменах системно значимых узлов и элементов, позволяющих расширить представление о смыслопорождении в журналистских произведениях.
4. В ходе исследования выявлены пять базовых медиаэстетических
функций интерфейса, которые позволяют регулировать коммуникационный процесс потребления журналистских произведений: иерархическая,
интерактивная, регистровая, референтная, контекстообразующая.
Достоверность полученных результатов определяется опорой на широкий круг научных источников, системным конструированием комплексного подхода
к анализируемому феномену, обращением к высоковостребованным журналистским материалам, последовательностью применения исследовательских методов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в системном анализе недостаточно изученного в журналистской теории и практике элемента цифровой журналистики - интерфейса; расширении представлений о роли и месте технологических условий взаимодействия аудитории с журналистским контентом; уточнении специфики культурно-просветительской журналистики как части глобальной знаниевой подсистемы современного информационно-коммуникационного пространства; разработке алгоритма анализа интерфейса в аспекте практикоориентированных компетенций журналистов, работающих в медиаконвергентном пространстве.
Апробация результатов исследования. Полученные как в ходе исследования, так и в ходе подготовки к нему в рамках формирования научного задела результаты прошли апробацию в публикациях и научных докладах диссертанта на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях, в том числе: The 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences; Arts, SGEM 2018, SGEM World science, Альбена, Болгария, 25 августа - 2 сентября 2018 г.; Первый российский эстетический конгресс, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, 17-19 октября 2018 г.; the Sixth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality TEEM'18, University of Salamanca, Salamanca, Spain, October 24-26, 2018 г., An iCS Symposium on Challenges to Studying Disinformation “Locked out of Social Platforms”, University of Copenhagen, Copenhagen, Denmark, October 27-28, 2018 г.; The International Conference “Engaging the Contemporary 2018: Reconfiguring the Aesthetic”, University of Malta, Valletta, Malta, November 1-2, 2018 г.; III конференция PMMIS (Post massmedia in the modern informational society) «Журналистский
текст в новой технологической среде: достижения и проблемы», Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, 28-29 марта 2019 г.; Всероссийская научная конференция «Современные методы изучения культуры - XI», факультет культурологии, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, 11-13 апреля 2019 г.; International conference “Megatrends and Media 2019: Digital Universe”, University of Ss. Cyril and Methodius, Трнава, Словакия, 16-17 апреля 2019 г.; XLIII студенческая научная конференция «Студент и научно-технический прогресс», Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, 23 апреля 2019 г.; Международная научная конференция “Kul’t-tovary/Cultural Commodities. The Commercialization of History in Mass Culture and Literature in Contemporary Russia and in the World”, Department of Linguistic and Literary Studies, University of Padua, Болонья, Италия, 29-31 мая 2019 г.; I International Conference of Sonorities Research “Powers of Sound”, Universidade Federal de Santa Catarina, Флорианополис, Бразилия, 5-7 июня 2019 г.; Международная научная конференция «Образ / имидж как категория теории коммуникации, антропологии культуры и семиотики текста», Варминско-Мазурский университет в Ольштыне, Ольштын, Польша, 26-28 июня 2019 г.; Международная научная конференция «Гуманитарное знание сегодня: социально-антропологические акценты», Центр исследований Восточной Европы Варминско-Мазурского университета в Ольштыне, Устка, Польша, 5 июля 2019 г.; 21’ International Congress of Aesthetics, The University of Belgrade, Белград, Сербия, 21-26 июля 2019 г.; VII Апрельская междисциплинарная научная конференция «Все запреты мира: табу в литературе и искусстве», Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия, 27-28 апреля 2020 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Эстетико-коммуникативное пространство России и дискурс масс-медиа» (“Aesthetic and communicative space of Russia and mass media discourse”), Владимирской государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия, 15 октября 2020 г.; VI международная конференция клуба любителей интернета и общества “internet beyond 2020”, Москва, Россия, 22-24 апреля 2021 г.; Международная конференция «Technology and Tradition: An Interdisciplinary Conference, Futureworks», Манчестер, Великобритания, 5 июня 2021 г.;
Международная научная конференция «Эстетика в коммуникации и эстетическая коммуникация: функции, формы, контексты», Centrum Badan Europy Wschodniej UWM w Olsztynie, Челябинский государственный университет, Johannes Guttenberg Universität Mainz, Ольштын, Польша, 23-24 июня 2021 г.; First Conference of the ICLA Research Committee on Literatures/Arts/Media (CLAM), University of L’Aquila, Аквила, Италия, 1-3 июля 2021 г.; XIV Конгресс антропологов и этнологов России (КАЭР), Ассоциация антропологов и этнологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, 6-9 июля 2021 г.
Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. В 11 приложениях представлены характеристики познавательных траекторий семиотических операций интерфейсов избранных для анализа журналистских проектов. Список литературы включает 230 наименований. Общий объем работы - 187 страниц.
В Заключении подводятся итоги исследования: в диссертационной работе на материале культурно-просветительских журналистских проектов «Арзамас» и «Полка» выполнен анализ интерфейса как активного фактора, влияющего на цифровую коммуникацию, а также определены основные медиаэстетические функции интерфейса в таком аспекте. Сконструированный на основе мультимодального, машинного и медиаэстетического подходов алгоритм анализа интерфейса как пространства возможностей взаимодействия с журналистским контентом позволил провести комплексное исследование избранного эмпирического материала и подтвердить выдвинутую в качестве исследовательского вопроса работы гипотезу: комплексный анализ интерфейса в его конкретной материальной предметности открывает перспективы обнаружения реализованного и скрытого потенциала организации взаимодействия пользователей с журналистским контентом определенной направленности (в исследовании - культурно-просветительской журналистики). Установлено, что интерфейс одновременно, с одной стороны, ограничивает, конкретизирует горизонт ожиданий пользователя, а с другой - вовлекает пользователя в предустановленные знаниевые траектории, внося коррективы в сами процессы освоения аудиторией журналистского контента.
Перспективы разработки темы состоят в следующем:
- исследовании интерфейсов других видов журналистики с целью выделения той или иной коммуникативной доминанты, отраженной в интерфейсе;
- классификации медиаэстетического инструментария по операциональному принципу, который позволяет сосредоточиться на константах коммуникативных практик;
- переструктурирование типов журналистики в соответствии не столько с тематическим наполнением, сколько с самим способом организации контента в цифровой среде;
- дальнейшем изучении контекстообразующих факторов коммуникации в аспекте интерфейса, поскольку именно в пространстве интерфейса границы контекста материализуются.
Основные положения диссертационного исследования и полученные научные результаты нашли отражение в двенадцати научных публикациях общим объемом 6,29 п. л.
1. Медведева, А. Р. Трансверсальность каналов передачи информации в цифровом искусстве (на примере проекта Petscop) / А. Р. Медведева // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2021. - Т. 27. - № 1. - С. 69-73 (0,40 п. л.).
2. Medvedeva, A. Creating a New Cinema Reality: "Bad Movie Review" Genre / A. Medvedeva // 14th Annual International Scientific Conference on Megatrends and Media - Digital Universe / Z. Buckova; L. Rusnakova; M. Solik, eds. ; Slovak Acad Sci. - Smolenice: Univ. SS Cyril & Methodius, 2019. - P. 104-111 (0,49 п. л.), Web of Science
3. Демчук, М. А. Использование медиаэстетического компонента в современном неинституциональном публицистическом интернет-дискурсе / М. А. Демчук, А. Р. Медведева, В. В. Федоров // Przeglad Wschodnioeuropejski. - 2019. - № Х/1. - С. 347-357 (0,57 п. л. / 0,19 п. л.), Scopus.
4. Medvedeva, A. Transformation of Film Critics: Aesthetics of "Bad Movie Review" Genre / A. Medvedeva // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. III Post Mass Media in the Modern Informational Society (PMMIS 2019) Journalistic Text in a New Technological Environment: Achievements and Problems; Chelyabinsk State Univercity, 2019. - Vol. 66. - P. 230-237 (0,65 п. л.), Web of Science.
5. Medvedeva A. R. Applied Mediaesthetic as a Tool to Analyze Video Contents from YouTube / A. Medvedeva // TEEM'18 : Proceedings of the Sixth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. - Salamanca, 2018. - P. 563-567 (0,31 п. л.), Web of Science, Scopus.
6. Медведева А. Р. Аффордансы интерфейса культурно-просветительской журналистики (на примере сайта «Арзамас») // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2021. - № 2 (40). - С. 115-120 (0,43 п. л.).
7. Медведева А. Р. Медиаэстетические границы в интерфейсе культурно-просветительских проектов «Арзамас» и «Полка» // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2021. - № 3 (41). - С. 55-62 (0,56 п. л.).
8. Медведева А. Р. Медиаэстетические функции интерфейса культурно-просветительской журналистики (на примере проекта «Арзамас») // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2021. - Т. 27. - № 3. - С. 38-45 (0,40 п. л.).
9. Медведева А. Р. Интерфейс проекта «Арзамас» как генератор ментальных репрезентаций для пользователя // Медиаскоп. - 2021. - № 2. - URL: http://www.mediascope.ru/2698(0,81 п. л.).
Другие публикации:
10. Медведева, А. Р. Медиаэстетика YouTube-культуры: кодирование реальности / А. Р. Медведева // Медиаэстетический компонент современной коммуникации / А. К. Киклевич, М. В. Загидуллина [и др.]. - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, 2020. - С. 243-264 (1,1 п. л.).
11. Медведева, А. Р. Машины интерфейса объяснительной журналистики (на примере сайтов интернет-изданий «Медуза» и «Vox») / А. Р. Медведева // Вопросы журналистики. - 2020. - № 8. - C. 71-86 (0,40 п. л.).
12. Medvedeva, A. Treasure Chest: How Micro-Headings Create Cognitive Frames (on the Example of the Educational Web-Site “Arzamas”) / A. Medvedeva // 16th Annual International Scientific Conference on Megatrends and Media - Home Officetainment / M. Prostinakova-Hossova, J. Radosinska; M. Solik, eds. ; Slovak Acad Sci. - Smolenice: Univ. SS Cyril & Methodius, 2021. - P. 287-296 (0,55 п. л.).