СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретико-правовые основы функционирования российской контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд 6
1.1 Теоретические аспекты контрактной системы в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных нужд 6
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования контрактной системы в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд 17
2 Особенности механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в регионе Российской Федерации 31
2.1 Анализ механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для
государственных нужд в регионе Российской Федерации 31
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов
осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в
регионе Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 98
1 Теоретико-правовые основы функционирования российской контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд 6
1.1 Теоретические аспекты контрактной системы в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных нужд 6
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования контрактной системы в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд 17
2 Особенности механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в регионе Российской Федерации 31
2.1 Анализ механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для
государственных нужд в регионе Российской Федерации 31
2.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов
осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в
регионе Российской Федерации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 83
ПРИЛОЖЕНИЕ В 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 98
В настоящее время в Российской Федерации сформирована контрактная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, которая предусматривает единые правила осуществления закупок, размещения сопутствующей информации на федеральных и региональных информационных системах в сфере закупок. Она обеспечивает прозрачность расходования бюджетных средств и открытый доступ к участию в закупках. Механизмы, разработанные для контрактной системы, позволяют предупреждать и исправлять возникающие нарушения, которые затрагивают интересы заказчиков или поставщиков на любой стадии закупочного процесса (от планирования до исполнения контракта и контроля). На сегодняшний день регулирование системы государственных и муниципальных закупок обеспечивается принятым Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон подвергается многочисленным изменениям, поэтому он является объектом постоянного наблюдения и изучения.
Актуальность темы исследования. За последние годы Закон о контрактной системе неоднократно подвергался изменениям. Был подготовлен соответствующий пакет нормативно-правовых актов, который предполагал переход контрактной системы закупок на новую стадию развития. Впервые за долгое время была принята Стратегия совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, которая является одним из разделов Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. В ней закреплены основные направления реформирования контрактной системы закупок. Кроме этого, в одном из майских указов Президента Российской Федерации перед Правительством РФ поставлена следующая задача: «для реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства необходимо совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей».
Свердловская область является одним из наиболее развитых регионов в России. Богатая промышленность, разветвленная инфраструктура, наличие инвестиций в регионе - эти составляющие позволяют занимать лидирующие позиции по социально-экономическому положению среди субъектов. Для поддержания экономической эффективности органы власти Свердловской области реализуют различные направления политики, в том числе политику государственных закупок, которые могут достигать 25% бюджета области. Поэтому так важно выстраивать грамотную организацию систему закупок в регионе, поскольку ее инструменты могут прямым образом влиять на экономическое благополучие территории.
Степень научной разработанности темы. В научном дискурсе активно ведутся споры об эффективности и необходимости Федерального закона № 44- ФЗ. Среди исследователей находятся сторонники нового закона, а также его противники и критики, которые видят очень много пробелов и проблем. В своих работах Порошин С.А., Смирнов В.И., Гринев В.П. обсуждают нормативно-правовое регулирование контрактной системы закупок. Теоретические и организационные аспекты темы рассматривают в своих трудах Антипова А.Ю., Белов В.Е., Борисова Е.Р., Волкова А. Н., Ованесян Н.М., Мокренко А.В. и другие.
Пробелы в законодательстве и проблемные аспекты системы закупок освещали в своих работах Поджарова Е.А., Белокрылова О.С., Сорокина Н.П., Терехова А.Н. и т. д. Иностранные авторы демонстрирую аналогичную заинтересованность в этой сфере и предлагают на обсуждение вопросы инновационных закупок (Юарра И., Забала-Итурриагагоита Дж. М., Фланаган К.), роли малого и среднего бизнеса в закупочной сфере (Анкарани А., Мауро Д.).
Некоторые отечественные исследователи затрагивают особые аспекты закупок, например, устойчивые закупки (Шадрина Е.В., Ромодина И.В), муниципальные закупки (Гордиенко А.А., Клевакин А.В., Плотникова А.Г., Черепкова Т.Н.).
В целом контрактная система государственных закупок часто является объектом научных статей, однако проведено малое количество исследований, раскрывающих особенности реализации контрактной системы закупок на уровне регионов.
Объект исследования: механизм осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в условиях его реформирования.
Предмет исследования: деятельность органов государственной власти региона Российской Федерации по реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Цель исследования: анализ механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в субъекте Российской Федерации и формирование рекомендаций для совершенствования их работы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты контрактной системы закупок.
2. Проанализировать существующее законодательство по контрактной системе закупок.
3. Проанализировать качественно и количественно механизмы осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в регионе Российской Федерации.
4. Предложить меры по совершенствованию механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в регионе Российской Федерации.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы анализа документов - нормативно-правовые акты, научные публикации и пособия, данные, полученные в ходе проведения экспертного глубинного интервью.
Научная новизна исследования заключается в формулировке принципиально нового определения «механизма закупочной деятельности», которое на данный момент отсутствует в нормативно-правовой базе сферы закупок. Также для исследования в правовой сфере были использованы количественные методы анализа, математические и статистические инструменты.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений по внесению изменений в действующее законодательство о государственных закупках, а также в практических материалах, подготовленных для работников государственных органов исполнительной власти, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Структура работы. Работа содержит в себе введение, 2 главы, 4параграфа, заключение, библиографический список, включающий в себя 61 источник, а также 4 приложения. Работа изложена на 102 страницах машинописного текста.
Актуальность темы исследования. За последние годы Закон о контрактной системе неоднократно подвергался изменениям. Был подготовлен соответствующий пакет нормативно-правовых актов, который предполагал переход контрактной системы закупок на новую стадию развития. Впервые за долгое время была принята Стратегия совершенствования системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, которая является одним из разделов Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. В ней закреплены основные направления реформирования контрактной системы закупок. Кроме этого, в одном из майских указов Президента Российской Федерации перед Правительством РФ поставлена следующая задача: «для реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства необходимо совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей».
Свердловская область является одним из наиболее развитых регионов в России. Богатая промышленность, разветвленная инфраструктура, наличие инвестиций в регионе - эти составляющие позволяют занимать лидирующие позиции по социально-экономическому положению среди субъектов. Для поддержания экономической эффективности органы власти Свердловской области реализуют различные направления политики, в том числе политику государственных закупок, которые могут достигать 25% бюджета области. Поэтому так важно выстраивать грамотную организацию систему закупок в регионе, поскольку ее инструменты могут прямым образом влиять на экономическое благополучие территории.
Степень научной разработанности темы. В научном дискурсе активно ведутся споры об эффективности и необходимости Федерального закона № 44- ФЗ. Среди исследователей находятся сторонники нового закона, а также его противники и критики, которые видят очень много пробелов и проблем. В своих работах Порошин С.А., Смирнов В.И., Гринев В.П. обсуждают нормативно-правовое регулирование контрактной системы закупок. Теоретические и организационные аспекты темы рассматривают в своих трудах Антипова А.Ю., Белов В.Е., Борисова Е.Р., Волкова А. Н., Ованесян Н.М., Мокренко А.В. и другие.
Пробелы в законодательстве и проблемные аспекты системы закупок освещали в своих работах Поджарова Е.А., Белокрылова О.С., Сорокина Н.П., Терехова А.Н. и т. д. Иностранные авторы демонстрирую аналогичную заинтересованность в этой сфере и предлагают на обсуждение вопросы инновационных закупок (Юарра И., Забала-Итурриагагоита Дж. М., Фланаган К.), роли малого и среднего бизнеса в закупочной сфере (Анкарани А., Мауро Д.).
Некоторые отечественные исследователи затрагивают особые аспекты закупок, например, устойчивые закупки (Шадрина Е.В., Ромодина И.В), муниципальные закупки (Гордиенко А.А., Клевакин А.В., Плотникова А.Г., Черепкова Т.Н.).
В целом контрактная система государственных закупок часто является объектом научных статей, однако проведено малое количество исследований, раскрывающих особенности реализации контрактной системы закупок на уровне регионов.
Объект исследования: механизм осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в условиях его реформирования.
Предмет исследования: деятельность органов государственной власти региона Российской Федерации по реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Цель исследования: анализ механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в субъекте Российской Федерации и формирование рекомендаций для совершенствования их работы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты контрактной системы закупок.
2. Проанализировать существующее законодательство по контрактной системе закупок.
3. Проанализировать качественно и количественно механизмы осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в регионе Российской Федерации.
4. Предложить меры по совершенствованию механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в регионе Российской Федерации.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы анализа документов - нормативно-правовые акты, научные публикации и пособия, данные, полученные в ходе проведения экспертного глубинного интервью.
Научная новизна исследования заключается в формулировке принципиально нового определения «механизма закупочной деятельности», которое на данный момент отсутствует в нормативно-правовой базе сферы закупок. Также для исследования в правовой сфере были использованы количественные методы анализа, математические и статистические инструменты.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений по внесению изменений в действующее законодательство о государственных закупках, а также в практических материалах, подготовленных для работников государственных органов исполнительной власти, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Структура работы. Работа содержит в себе введение, 2 главы, 4параграфа, заключение, библиографический список, включающий в себя 61 источник, а также 4 приложения. Работа изложена на 102 страницах машинописного текста.
В ходе настоящего магистерского исследования удалось изучить сущность и содержание контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На данный момент она является большим комплексом прозрачных и открытых механизмов, которые созданы для реализации эффективного расходования бюджетных средств на всех уровнях власти.
Деятельность государственных органов власти по реализации контрактной системы закупок жестко регламентируется рядом нормативно - правовых актов: Федеральным законом № 44-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ, приказами и решениями федеральных органов власти, которые закладывают основные цели, задачи, принципы и механизмы организации контрактной системы закупок. На данный момент федеральное законодательство контрактной системы в сфере закупок совершает переход на новую стадию развития - происходит цифровизация и переход к электронным процедурам, упрощение процедур и сокращение сроков. Однако, несмотря на последние положительные изменения, в целом законодательное регулирование этой системы остается нестабильным, объемным и содержит ряд пробелов.
В рассмотрены теоретические вопросы о контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, даны необходимые определения. Проанализирована стратегия реформирования системы закупок, закрепленная в «Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.», проведен обзор последних изменений Федерального закона № 44-ФЗ.
Далее был рассмотрен механизм осуществления государственных закупок в Свердловской области с правовой и организационной точек зрения. Также был изучен опыт организации закупок других регионов Российской Федерации и зарубежный стран, таких как Италия, Египет, США и другие. Был сделан вывод о том, что централизованная система закупок в регионе наиболее эффективна. Кроме этого было предложено и сформулировано новое понятие «механизм закупочной деятельности», которое в дальнейшем может быть внедрено в законодательство.
В ходе эмпирического исследования были применены качественные и количественные методы анализа. Экспертное интервью позволило собрать материал для дальнейшего контент-анализа. Были сформулированы критерии, по которым в дальнейшем изучались принципы организации закупочной деятельности в субъектах Российской Федерации. В итоге были сформированы модели организации закупок в регионах, каждая из которых обладает своей спецификой и преимуществами.
Далее был проведен количественное исследования данных контент- анализа с помощью математических и статистических инструментов. Были выявлены некоторые зависимости данных друг от друга.
Проанализировав деятельность Департамента государственных закупок Свердловской области по обеспечению контрактной системы закупок можно выделить некоторые проблемы. Были выявлены пробелы в федеральном законодательстве, и было предложено внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Необходимые для изменения материалы представлены в настоящей диссертации.
Также выявлена высокая нагрузка на специалистов региональных уполномоченных органов в сфере закупок. Особенностью этой проблемы заключается в том, что она распространены на абсолютно всю контрактную систему закупок России. Она являются препятствием на пути совершенствования контрактной системы, ее стабильного существования.
Предложенные в работе практические материалы могут помочь оптимизировать работу органов государственной власти в рамках контрактной системы закупок. Но кардинальное изменение и решение проблем системы возможно только при совместной работе всех участников контрактной системы: органы власти различных уровней, специалисты электронных информационных порталов в этой сфере, представители заказчиков и участников закупок, контрольные органы. Только при грамотном взаимодействии этих субъектов возможно успешное совершенствование контрактной системы закупок.
Таким образом, все поставленные задачи полностью выполнены. Цель магистерской диссертации успешно достигнута.
Деятельность государственных органов власти по реализации контрактной системы закупок жестко регламентируется рядом нормативно - правовых актов: Федеральным законом № 44-ФЗ, Постановлениями Правительства РФ, приказами и решениями федеральных органов власти, которые закладывают основные цели, задачи, принципы и механизмы организации контрактной системы закупок. На данный момент федеральное законодательство контрактной системы в сфере закупок совершает переход на новую стадию развития - происходит цифровизация и переход к электронным процедурам, упрощение процедур и сокращение сроков. Однако, несмотря на последние положительные изменения, в целом законодательное регулирование этой системы остается нестабильным, объемным и содержит ряд пробелов.
В рассмотрены теоретические вопросы о контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, даны необходимые определения. Проанализирована стратегия реформирования системы закупок, закрепленная в «Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.», проведен обзор последних изменений Федерального закона № 44-ФЗ.
Далее был рассмотрен механизм осуществления государственных закупок в Свердловской области с правовой и организационной точек зрения. Также был изучен опыт организации закупок других регионов Российской Федерации и зарубежный стран, таких как Италия, Египет, США и другие. Был сделан вывод о том, что централизованная система закупок в регионе наиболее эффективна. Кроме этого было предложено и сформулировано новое понятие «механизм закупочной деятельности», которое в дальнейшем может быть внедрено в законодательство.
В ходе эмпирического исследования были применены качественные и количественные методы анализа. Экспертное интервью позволило собрать материал для дальнейшего контент-анализа. Были сформулированы критерии, по которым в дальнейшем изучались принципы организации закупочной деятельности в субъектах Российской Федерации. В итоге были сформированы модели организации закупок в регионах, каждая из которых обладает своей спецификой и преимуществами.
Далее был проведен количественное исследования данных контент- анализа с помощью математических и статистических инструментов. Были выявлены некоторые зависимости данных друг от друга.
Проанализировав деятельность Департамента государственных закупок Свердловской области по обеспечению контрактной системы закупок можно выделить некоторые проблемы. Были выявлены пробелы в федеральном законодательстве, и было предложено внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Необходимые для изменения материалы представлены в настоящей диссертации.
Также выявлена высокая нагрузка на специалистов региональных уполномоченных органов в сфере закупок. Особенностью этой проблемы заключается в том, что она распространены на абсолютно всю контрактную систему закупок России. Она являются препятствием на пути совершенствования контрактной системы, ее стабильного существования.
Предложенные в работе практические материалы могут помочь оптимизировать работу органов государственной власти в рамках контрактной системы закупок. Но кардинальное изменение и решение проблем системы возможно только при совместной работе всех участников контрактной системы: органы власти различных уровней, специалисты электронных информационных порталов в этой сфере, представители заказчиков и участников закупок, контрольные органы. Только при грамотном взаимодействии этих субъектов возможно успешное совершенствование контрактной системы закупок.
Таким образом, все поставленные задачи полностью выполнены. Цель магистерской диссертации успешно достигнута.
Подобные работы
- Совершенствование механизмов противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд региона (на материале МТУ Росимущества по Тамбовской и Липецкой области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД КАК ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2024 - Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства через систему закупок в рамках контрактной системы.
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
УСЛУГ ДЛЯ НУЖД МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организационно-распорядительных методов управления региональной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



