ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В 11 СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
1.1 Сохранение и использование объектов культурного
наследия в регионе как предмет деятельности 11
исполнительных органов государственной власти
1.2 Нормативно-правовые основы взаимодействия
органов государственной власти и бизнес-структур 24
по сохранению и использованию объектов культурного наследия в регионе
1.3 Особенности развития государственно-частного партнерства в сфере сохранения и использования объектов 36 культурного наследия
ГЛАВА 2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА В СФЕРЕ 48
СОХРАНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Опыт взаимодействия исполнительных органов государственной власти и бизнеса по сохранению объектов 48 культурного наследия в Свердловской области
2.2 Проблемы и возможности взаимодействия исполнительных органов государственной власти и бизнеса 58 по сохранению объектов культурного наследия
в Свердловской области
2.3 Проект «Разработка и реализация механизма вовлечения
объектов культурного наследия, находящихся в казне 69
Свердловской области, в хозяйственный оборот в 2018
году»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 124
ПРИЛОЖЕНИЯ 136
Главным и необходимым условием существования человека наряду с природой является культура. Если природа служит, так называемым, фундаментом, который обеспечивает существование человека, как физического существа, то культура - это здание, способное сделать это существование человека человеческим.
Именно благодаря культуре человек становится нравственной, интеллектуальной, духовной и творческой личностью. И для обеспечения культурной жизни общества и государства в целом, в стране реализуется культурная политика, одним из основных направлений которой является сохранение культурного наследия страны.
Расширяющийся диалог культур, рост динамики инновационных процессов, глобализация, ориентированная на распространение однородных культурных образцов, делают задачу сохранения культурного наследия одной из приоритетных в нашей стране. В соответствие с российским законодательством под культурным наследием следует понимать материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию1. Другими словами, это то, что осталось от наших предков, и то, что позволяет нам заглянуть в прошлое.
Тем не менее, не следует подразумевать под культурным наследием лишь памятники архитектуры, произведения искусства, скульптуры, археологические находки и тому подобное. Культурное наследие - это нечто большее. Это национальное достояние страны, служащее инструментом самоидентификации народа. Помимо этого, культурное наследие может рассматриваться и как инструмент формирования мировоззрения людей. Посредством поговорок, русских народных сказок, произведений писателей и художников, которые представляют ценность и имеют особое значение для культуры в нашей стране, формируется уникальный уклад, образ мышления и ценностные ориентиры народа, национальный характер.
Таким образом, культурное наследие - это то, что делает нашу страну индивидуальной, самобытной державой, не похожей на другие. Поэтому крайне важно бережно и трепетно относиться к культурному наследию своей страны, ведь утрата объектов культурного наследия невосполнима и практически необратима.
Говоря о Свердловской области, необходимо отметить, что регион богат памятниками культуры. Тем не менее, время и особенности российского климата приводят к тому, что на сегодняшний день около 30 % объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, находятся в неудовлетворительном состоянии их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования приводит к деградации, неблагополучию населения, утрате своей уникальности и истории. К сожалению, их восстановление невозможно силами исключительно органов власти региона, в связи с дефицитностью бюджета. Определяющую роль здесь, по нашему мнению, должны сыграть представители бизнеса, которые располагают необходимым количеством денежных средств, поскольку речь идет о восстановительных, ремонтно-реставрационных работах, стоимость которых может превышать несколько миллионов рублей. Таким образом, встает вопрос о необходимости взаимодействия органов государственной власти Свердловской области и представителей бизнеса в сфере сохранения объектов культурного наследия, который является актуальным в сложившейся ситуации...
Свердловская область, как один из уральских регионов Российской Федерации, богата большим количеством объектов культурного наследия. Тем не менее, около 30% памятников культуры, расположенных на территории региона, находятся в неудовлетворительном состоянии.
В управлении данной сферой на сегодняшний день принимают участие два органа исполнительной власти региона - Управление государственной охраны объектов культурного наследия и Министерство по управлению государственным имуществом. Их деятельность различна, и каждый из органов сохраняет объекты культурного наследия по-своему. Управление осуществляет контроль и надзор за состоянием и сохранением памятников культуры, вне зависимости от формы собственности. А Министерство, в свою очередь, распоряжается объектами культурного наследия, находящимися в собственности региона, и обеспечивает сохранность и надлежащий вид объектов, являясь их собственником.
Дефицитность бюджета Свердловской области приводит к тому, что МУГИСО не располагает достаточными финансами для сохранения объектов. Таким образом, их восстановление и сохранение невозможно силами исключительно органов власти региона. Поэтому, Министерство вступает во взаимодействие с представителями бизнеса по поводу сохранения объектов культурного наследия.
С юридической точки зрения, взаимодействие органов власти и бизнес-структур в отношении памятников культуры может осуществляться в нескольких формах, к которым относят - аренду, приватизацию, доверительное управление, заключение договора о ГЧП и заключение концессионного соглашения. Тем не менее, в ходе исследования выяснилось, что Министерство делает акцент в своей деятельности лишь на аренду и приватизацию объектов культурного наследия. Кроме того, в стадии разработки находится первое концессионное соглашение в данной сфере, однако данный процесс длится более года и пока достаточно трудно продвигается.
Причины сложившейся ситуации и меры, направленные на их преодоление, можно сформулировать следующим образом:
• несовершенство законодательства. Данную проблему возможно решить (с точки зрения органа власти) посредством изучения опыта применения положений данных нормативно-правовых актов в других регионах; выявления возможностей применения опыта других регионов в Свердловской области; приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным;
• недостаточный уровень готовности органов власти Свердловской области к партнерскому взаимодействию с бизнес сообществом. Власть не воспринимает бизнес в качестве равноправного партнера. В качестве рекомендуемых путей решения данной проблемы могут быть изучение и выявление возможностей применения опыта других регионов в решении данного вопроса в Свердловской области; увеличение количества применяемых форм взаимодействия, реализуемых в Свердловской области;
• недостаточный уровень готовности потенциальных инвесторов к взаимодействию с органами власти. Данную проблему возможно решить путем проведения информационной работы в отношении потенциальных инвесторов, например, о поправках в правовой сфере, о способах применения объектов в современном пространстве, об объектах, планируемых к продаже или аренде;
• недостаточный уровень готовности населения к включению в процесс сохранения объектов культурного наследия, которая проявляется, с одной стороны, в перекладывании ответственности за сохранение памятников культуры, прежде всего, на органы власти (или на бизнес), а с другой, неоднозначное отношение населения к включению в данный процесс бизнеса. Данную проблему, с нашей точки зрения, возможно решить путем проведения информационно-просветительской работы с населением для формирования грамотных установок в отношении объектов культурного наследия и их сохранения.
Предложенные меры могли бы стать положениями целой программы по сохранению объектов культурного наследия Свердловской области в долгосрочной перспективе. Тем не менее необходимы действенные способы преодоления ситуации уже в настоящий момент. На сегодняшний день в казне Свердловской области числится 4 объекта культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии и не имеющие постоянного пользователя. Денежные средства на их содержание и восстановление отсутствуют, в результате, они постепенно разрушаются. Чем дольше данные объекты будут оставаться без сохраняющего его хозяина, тем больше денежных затрат на ремонтно-реставрационные работы потребуется в будущем. В этой связи, в рамках работы был разработан проекта «Разработка и реализация механизма вовлечения объектов культурного наследия, находящихся в казне Свердловской области, в хозяйственный оборот в 2018 году», благодаря которому объекты культурного наследия, находящиеся в казне региона, будут проданы. Кроме того, будут созданы условия для успешной реализации таких объектов в будущем.
Проект включает в себя несколько направлений: организация продажи имущества; приведение законодательства Свердловской области в соответствие с федеральным в сфере сохранения объектов культурного наследия; организация и реализация рекламных и РЯ мероприятий.
Целевой аудиторией проекта являются потенциальные инвесторы - предприниматели, бизнесмены, или просто люди с достатком, поскольку восстановительные работы требуют значительных материальных затрат.
Реализация проекта будет осуществляться на базе Министерства по управлению государственным имуществом. Однако в состав проектной команды также войдут сотрудники Управления по охране объектов культурного наследия Свердловской области, Министерства инвестиций и развития Свердловской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей Свердловской области, Департамента информационной политики Губернатора и Правительства Свердловской области.
Продолжительность реализации проекта составит 305 дней в течение 2018 года (с 26 февраля по 28 декабря). Временной период был выбран с учетом реализации Программы управления, в рамках которой будет осуществляться продажа имущества.
В рамках реализации проекта необходимы денежные средства на оплату услуг оценочных компаний - ориентировочно 105 000 рублей. При этом, необходимые финансы будут выделены в рамках реализации Программы управления.
Эффективность проекта возможно будет оценить на основе следующих показателей (критериев) успеха: 1) количество объектов культурного наследия, находящихся в казне Свердловской области; 2) количество объектов культурного наследия Свердловской области, находящиеся в неудовлетворительном состоянии; 3) количество предписаний/штрафов Управления государственной охраны объектов культурного наследия СО, направленных в адрес МУГИСО.
Таким образом, в результате работы была полностью достигнута ее цель: на основе широкого спектра видов анализа выявлены проблемы и выработаны пути совершенствования форм взаимодействия органов власти Свердловской области и бизнеса в сфере сохранения памятников культурного наследия.
1) Конституция Российской Федерации : принята всенародн. голосованием 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 15.06.2016).
2) Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 : принят Государственной Думой 22.12.1995 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 15.06.2017).
3) О внесении изменений в статью 52.1 Федерального закона «Об
объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» : Федеральный закон от 07.03.2017 № 29-ФЗ
[Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/1529 (дата обращения 15.06.2017).
4) О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном
партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт
компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения 20.03.2016).
5) О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/ (дата обращения 21.07.2017).
6) О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 23.06.2017).
7) О концессионных соглашениях : Федеральный закон от
21.07.2005 г. № 115-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт
компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения 20.03.2016).
8) О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения 21.07.2017).
9) О приватизации государственного и муниципального имущества :
Федеральный закон от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ [Электронный ресурс] //
Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http : //www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_3 5155/ (дата обращения 09.09.2017).
10) Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 15.03.2016).
11) Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_78582/ (дата обращения 15.06.2017).
12) Об оценочной деятельности в Российской Федерации :
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 135-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа:
«http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/ (дата обращения 15.06.2017).
13) Основы законодательства Российской Федерации о культуре :
Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата
обращения 09.09.2016).
14) Об утверждении основ государственной культурной политики
Российской Федерации : Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата
обращения 15.06.2016).
15) О Министерстве экономического развития Российской Федерации : Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 437 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_77491/ (дата обращения 15.03.2016)...