Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА: ИНТОНАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Работа №91361

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 5
Глава I. Теоретические положения проблемы понимания текста:
1.1. Общие вопросы понимания 9
1.2. Понимание озвученного текста (звучащей речи) 18
1.3. Интонация как одно из средств понимания текста 22
1.4. Логическая интонация 31
1.5. Эмоциональная интонация 37
Выводы по первой главе 43
Глава II. Исследование интонации как важнейшего инструмента понимания звучащей речи:
2.1. Описание эксперимента 44
2.2. Методика выявления воздействия эмоционального фона текста на
статус выведенных концептов 50
2.3. Инструменты методики:
2.3.1. Тип интонационной конструкции 54
2.3.2. Синтагматическое членение 63
2.3.3. Концепт 65
2.4. Ход эксперимента:
2.4.1. Осуществление синтагматического членения текстов... 67
2.4.2. Выделение интонационных конструкций 71
2.4.3. Определение эмоционального фона аудиозаписи (текста) 75
2.4.4. Анализ концептов 83
2.4.5. Сопоставление результатов анализа аудиозаписей и
выведенных концептов 88
Выводы по второй главе 91
Заключение 92
Сокращения 94
Список литературы и источников 95
Приложение


В последнее время произошло изменение парадигмы научного знания в сторону человека, что привело к появлению так называемого антропоцентрического языкознания. Можно полагать, что антропоцентризм присутствует в филологии перманентно. Как сказал М.М. Бахтин: «Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создаёт текст».
Знаменателен в связи с этим тезис Б.Ю. Городецкого «Переход от use of language к language in the use» - от использования языка к языку в использовании. Язык в использовании представляет собой живую звучащую речь. В соответствии с изменившейся парадигмой меняется и характер исследования, и его инструменты. В свете антропоцентрического подхода, также согласно контексту современных дискурсивных исследований проблема понимания текста, в том числе в интонационном аспекте, становится важной и актуальной.
По мнению Ю.Б. Борева, изучение коммуникативного процесса требует различения и известного противопоставления мысли и средств ее трансляции, которые составляет язык. Речь - это язык в использовании, это средство трансляции мысли, а также источник интонации как одного из основных компонентов процесса понимания.
В связи с этим растет число научных исследований интонации. Наблюдается изменение качественных подходов к ее изучению. Помимо филологов, в изучении интонации принимают участие специалисты нелингвистических дисциплин: психологии, медицины, кибернетики, что свидетельствует об изменении вектора изучения интонации с только фонологии, также на синтаксис и прагматику.
Существенно изменился и исходный речевой материал. Если прежде чаще исследовались изолированные подготовленные высказывания на кодифицированном литературном языке, то теперь это спонтанная, разговорная речь. Что примечательно, более популярным становится аудиторский анализ (в противовес только электроакустическому) как составная часть экспериментально-фонологического исследования.
Это происходит по причине того, что в свете антропоцентрического сдвига парадигмы гуманитарных наук звучащая спонтанная речь становится все более информативной для исследователей. Поэтому в каждом экспериментально-фонологическом исследовании существует фаза аудиторского эксперимента. Аудиторский анализ приобретает все большую значимость и как самостоятельное исследование, поскольку позволяет выявить всевозможные реакции респондентов на звучащую речь. Зачастую он дает больше информации для исследования интонации живой речи, чем электроакустический, и перестает служить лишь вспомогательным инструментом по отбору материала для эксперимента.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема понимания текста в аспекте интонации вписана в актуальный научный контекст, а именно соответствует антропоцентрической парадигме современной филологии. В связи с этим можно упомянуть следующих ученых: Т.Г. Винокур, О.Б. Сиротинину, В.И. Карасика, ЮН. Караулова, Г.И. Богина, М.П. Брандес, Т.В. Чернышову, А.А. Чувакина, И.Ю. Качесову, Г.Г. Почепцова, Л.Н. Мурзшш, А.С. Штерна, Н.И. Жинкина, В.А. Пищальникову, И.А. Зимнюю, В.З. Демьянкова, С.В. Кодзасова, О.Ф. Кривнову, Т.М. Николаеву, Е.А. Брызгунову, Н.Д. Светозарову и др. Проблема понимания текста лежит в области пересечения теории филологического исследования коммуникации и психолингвистики.
Объектом исследования является процесс понимания текста в устном дискурсе.
Предметом исследования является эмоциональная оценка интонации русского языка в аспекте понимания.
Цель дипломного проекта заключается в исследовании влияния эмоциональной оценки интонации на понимание звучащего текста.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования:
1. Выявить факторы понимания текста: письменного и озвученного.
2. Охарактеризовать один из инструментов понимания озвученного текста: логическую и эмоциональную интонацию.
3. Проанализировать степень воздействия эмоциональной интонации на понимание озвученного текста.
Гипотеза: эмоционально окрашенный интонационный фон текста
предполагает выведение эмоционально окрашенных концептов.
Теоретическая значимость: исследование описывает процесс понимания звучащей речи в зависимости от формирования эмоциональной доминанты текста.
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Интонация как важнейший инструмент понимания звучащего текста функционирует только во взаимодействии с прочими инструментами понимания текста.
2. Тип интонационной конструкции - сугубо научный инструмент исследования интонации. Для понимания звучащей речи достаточно воспринимать не абсолютное, а относительное изменение направления тона.
3. Тип интонационной конструкции не всегда является достаточным основанием для формирования эмоциональной доминанты текста.
4. Эмоционально окрашенный интонационный фон текста предполагает выведение эмоционально окрашенных концептов.
5. Концепт является важным инструментом понимания, существенно дополняющим результаты понимания текста в аспекте интонации.
Материал: магистерская диссертация написана с использованием учебной и научной литературы российских и зарубежных авторов, материалов всемирной информационной сети Интернет, данных фонологического эксперимента в виде аудиозаписей чтения отрывка из рассказа В.М. Шукшина «Сельские жители» и результатов их аудирования. Текст читался непрофессиональными чтецами в количестве пятидесяти человек, за исключением трех режиссеров, и трех студентов АГИК, в возрасте от двенадцати до шестидесяти трех лет, мужчинами и женщинами. Записи аудировали студенты и магистранты-филологи ФМКФП АлтГУ в возрасте от семнадцати до двадцати одного года. Результаты аудирования - концепты - заносились в опросные листы.
Суть эксперимента состояла в том, что были сделаны аудиозаписи чтения группой респондентов отрывка из художественного текста, которые затем были предоставлены другой группе респондентов для прослушивания и выведения концептов с отражением результатов процесса понимания в опросных листах. Аудиозаписи и концепты были проанализированы на предмет их эмоциональной окрашенности и сопоставлены друг с другом с целью подтверждения или опровержения ранее изложенной гипотезы.
Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, сокращений, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном дипломном проекте рассмотрены теоретические положения проблемы понимания текста, а именно: общие вопросы понимания и в частности понимание озвученного текста (звучащей речи). Основной упор в работе сделан на рассмотрение интонации как одного из средств понимания текста, а также ее разновидностей: логической и эмоциональной интонации.
Далее было осуществлено исследование интонации в качестве основного инструмента понимания не столько текста, сколько его озвученного варианта, то есть звучащей речи, что является целью данной работы. Основой работы стал фонологический эксперимент - дано подробное его описание: цель, суть, респонденты, особенности и ограничивающие факторы.
Была сформулирована гипотеза: эмоционально окрашенный интонационный фон текста предполагает выведение эмоционально окрашенных концептов. Для ее подтверждения и в целом достижения цели дипломного проекта была разработана методика выявления воздействия эмоционального фона текста на статус выведенных концептов, соответственно, эмоциональный фон предполагает выведение эмоционально окрашенных концептов, нейтральный - нейтральных.
Для проведения эксперименты были определены следующие инструменты: тип интонационной конструкции, синтагматическое членение, концепт. В ходе эксперимента было осуществлено синтагматическое членение художественного текста, прочтенного непрофессиональными чтецами. Затем на основе синтагматического членения были выделены интонационные конструкции, что позволило определить эмоциональный фон аудиозаписи (текста). Следующим этапом стал анализ выведенных при аудировании респондентами концептов на предмет их эмоциональной окрашенности. Заключительным этапом стало сопоставление результатов анализа аудиозаписей и выведенных концептов, что позволило подтвердить гипотезу.
Помимо подтверждения вышеупомянутой гипотезы, в данной работе сделано предположение о том, что для понимания текста среднестатистическим реципиентом нет необходимости владеть информацией о типах ИК.
Оперирование концептами в исследовании процесса понимания текста в аспекте интонации может значительно расширить возможности такого исследования, существенно дополнив и разнообразив его результаты.
Будущее исследования процесса понимания озвученного текста (звучащей речи) в аспекте интонации лежит в области пересечения теории филологического исследования коммуникации, психолингвистики, физиологии и фониатрии.



1. Антипова A.M. Система речевой интонации. - М.: Высшая школа, 1979.
- 131 с.
2. Артемов В.А. Психология речи // Уч. зап. МГПИИЯ. - М., 1953. - Т. VI.
3. Бахтин М.М. « К философии поступка». - Киев, 1994.
4. Богин Г.И. Обретение способности понимать. Введение вгерменевтику. - Тверь, 2001 [Эектронный ресурс]. - URL: http://www.bim-bad.ru/docs/bogin_ponimanije.pdf.
5. Болдырев Н.Н. Категоризация событий и специфика национального сознания // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1999. - С. 29-30.
6. Большой психологический словарь (под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.). - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008. - 811 с.
7. Большой толковый словарь по культурологии/ под ред. Кононенко Б.И. -Изд-во: Вече, 2003. - 512 с.
8. Борев Ю.Б. Радионова Т.Я. «Интонация как средство художественного общения». В кн. «Контекст». - М., 1983.
9. Брандес М.П. Стиль и перевод. - М.: Высш. шк., 1988. - 127 с.
10. Брызгунова Е.А. «Практическая фонетика и интонация русского языка». - М., 1963, - 305 с.
11. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонации русской речи. - Москва: Русский язык, 1977. - 279 с.
12. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. - Изд-во Московского университета, 1984. - 116 с.
13. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. - Киев: Науковадумка, 1988.
14. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 288 с.
15. Русские культурные скрипты и их отражение в языке Русский язык в научном освещении. № 2(4). - М., 2002. - С. 6-34.
16. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.
17. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М: Наука, 1993. - 172 с.
18. Воркачев С. Счастье как лингвокультурный концепт. - М., 2004.
19. Галочкина И.Е. Современные методики постановки эксперимента по изучению интонации // Вестник МГЛУ. Выпуск 1 (634) / 2012. - С. 55¬64.
20. Городецкий Б.Ю., Кобозева И.М., Сабурова И.Г. К типологии коммуникативных неудач // Диалоговое взаимодействие и представление знаний. - Изд-во СО АН СССР Новосибирск, 1985.
21. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце
XX века. [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.infolex.ru/DOMINAT .html.
22. Демьянков В.З. Интерпретация как инструмент и как объект лингвистики. С. 6-7. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.infolex.ru/Interpret.html.
23. Демьянков В.З. Интерпретация, понимание и лингвистические аспекты их моделирования на ЭВМ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 174 с.
24. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М.: Педагогика, 1982.
25. Дридзе ТМ. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Наука, 1984.
26. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
27. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // ВЯ, 1964. - С. 26-38.
28. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - Изд-во: Наука, 1982. - 160 с.
29. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001. - С. 39.
30. Зернецкий П.В. Единицы речевой деятельности в диалогическом дискурсе // Языковое общение: единицы и регулятивы. - Калинин: Калининск. гос. ун-т, 1987. - С. 89-95.
31. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
32. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 448 с.
33. Интонация (звук. средства языка) / Бернштейн С. И. // Большаясоветская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
34. Карасик В.И. Языковая кристаллизация смысла. - Волгоград, 2010. - 352 с.
35. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.: Гнозис, 2002. - 333 с.
36. Карасик В. И. Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности: - Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000б. - С. 37-64.
37. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. - М., 1989. - С. 3-8.
38. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 1976. - 355 с.
39. Качесова И.Ю. Коммуникативно-риторическая модель русского аргументативного дискурса: монография / И. Ю. Качесова; АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. - 92 с.
40. Клычникова З.И. Психологические особенности
обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 1983. - 207 с.
41. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М.: РГГУ, 2001. - 592 с.
42. Кочкина З.А. Аудирование как процесс // Иностранные языки в высшей школе: Тематич. сб. / Отв. ред. Г.В. Колшанский. - М., 1964. - Вып. 3.
43. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией
Е.С. Кубряковой. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В.
Ломоносова, 1996.
44. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. - М., 1990. - С. 387-415.
45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 1975. - 130 с.
46. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е.Д. Хомской. - Изд- во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
47. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. - 172 с.
48. Мурзин Л.Н. Текст как интерпретация текста // Отбор и организация текстового материала в системе профессионально-ориентированного обучения. - Пермь, 1985.
49. Мыркин В. Я. Язык - речь - контекст - смысл: Учеб. пособие. - Архангельск: Изд-во Поморск. ун-та, 1994.
50. Никитин М.В. Развернутые тезисы о концептах / Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. - C. 53-64.
51. Николаева Т.М. Лингвистика. Избранное. - М.: Языки славянской культуры, 2013. - 624 с.
52. Николаева Т.М. Почему лингвисты не любят «про интонацию»? // Фонетика и нефонетика. К 70-летию С.В. Кодзасова. - М.: Языки славянских культур, 2008. - С. 43-52.
53. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН;
Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000—2001. - [Электронный ресурс]. - URL:
http: //iph.ras .ru/elib/ 1510.html.
54. Норман Б.Ю. Универсальное и специфическое в синтаксических моделях славянских языков. - Минск, 1988. - 28 с.
55. Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. - Гол. изд-во издательского объединения "Выща школа", 1986. - 157 с.
56. Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация. - Москва: Наука, 2008. - 368 с.
57. Оливериус З. Фонетика русского языка. - Praha: SPN, 1978. - 164 c.
58. Основин Ю.А. Генезис и сущность понимания. - Куйбышев: Сарат. ун-т, 1990.
59. Пищальникова В. А. Проблема смысла художественного текста: психолингвистический аспект. - Барнаул, 1992. - 190 с.
60. Потапова Р.К., Потапов В.В. Речевая коммуникация. От звука к высказыванию. - М. Языки славянских культур, 2012. - 464 с.
61. Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 496 с.
62. Потапова Р., Златоустова Л. и др. «Общая и прикладная фонетика». - М., 1997. - 416 с.
63. Потапов В.В. Интонация // Русская фонетика [Эектронный ресурс]. - URL: http://fonetica.philol.msu.ru/intonac/l4.htm.
64. Потебня А.А. Мысль и язык. - Киев: СИНТО, 1993. - 192 с.
65. Почепцов Г.Г. Теория коммуникация. - М., 2003. - 650 с.
66. Практический курс звучащей речи. - Москва: Русский язык, 2008.
- 192 с.
67. Русская грамматика. - М.: Наука, 1980. Т. I. - 789 с.
68. Сиротинина О.Б. О старых и новых задачах лингвистики // Язык - текст - литература: коммуникативная парадигма. - Барнаул, 2011. - С. 81-86.
69. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. - М., 1974. - 144 с.
70. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 3-е изд. - М., 1999. - 902 с.
71. Светозарова Н.Д. Интонация в художественном тексте. - СПб, 2000. - 178 с.
72. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. - СПб, 1982. - 175 с.
73. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: Автореф. дисс. докт. филол. наук. - Волгоград, 2004. - С. 39.
74. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966. - 423 с.
75. Соседова В.С. Соотношение понятий «Языковая картина мира» и «Менталитет» в современной лингвистике. [Эектронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sootnoshenie-ponyatiy-yazykovaya-kartina-mira-i-mentalitet-v-sovremennoy-lingvistike.
76. Спирова Э.М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. - С. 48-53.
77. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — С. 40¬76.
78. Степанов Ю.С. Слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. — М.: Academia, 1997. - С. 288-306.
79. Торсуева И.Г. Интонация // Лингвистический энциклопедическийсловарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
80. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. — Издательство "Флинта", 2013, - 520 с.
81. Чернышова Т.В. Тексты СМИ в зеркале языкового
сознания адресата: монография. — Барнаул, 2005.
82. Чувакин А.А. Смешанная коммуникация в художественном тексте: основы эвокационного исследования. — Барнаул, 2014. - 136 с.
83. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы // Избранные труды. — М.: Роосмэн, 2010 - С. 524-677
84. Шпет Г.Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Отв. ред.- составитель Т.Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2005. - 688 с.
85. Шукшин В.М. «Сельские жители» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rulit.me/books/selskie-zhiteli-read-2234- 1.html.
86. Щерба Л.В. Фонетика французского языка. — М.: Высшая школа, 1963. - 308 с.
87. Энциклопедия Кругосвет. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.krugosvet.rU/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/E MOTSIYA.html.
88. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М.:
«Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ