МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
|
Введение 3
1 Теоретические подходы к определению роли особых экономических зон в региональном развитии 6
1.1 Особые экономические зоны в системе регионального развития 6
1.2 Особые экономические зоны как инструмент развития бизнеса 17
1.3 Зарубежный опыт развития особых экономических зон 24
2Анализ эффективности функционирования и развития особых экономических зон в регионах России 41
2.1 Организационно-правовые условия создания и функционирования особых экономических зон в РФ 41
2.2 Влияние особых экономических зон на социально-экономическое развитие
регионов России 52
2.3 Анализ эффективности функционирования особых экономических зон и
развитие бизнеса в условиях особых экономических зон России 64
3 Модернизация инструментов оценки эффективности функционирования особых экономических зон 95
3.1 Мероприятия по улучшению экономической среды в целях повышения
эффективности функционирования особых экономических зон 95
3.2 Совершенствование методики оценки функционирования особых
экономических зон 102
Заключение 119
Список использованных источников 124
Приложение
1 Теоретические подходы к определению роли особых экономических зон в региональном развитии 6
1.1 Особые экономические зоны в системе регионального развития 6
1.2 Особые экономические зоны как инструмент развития бизнеса 17
1.3 Зарубежный опыт развития особых экономических зон 24
2Анализ эффективности функционирования и развития особых экономических зон в регионах России 41
2.1 Организационно-правовые условия создания и функционирования особых экономических зон в РФ 41
2.2 Влияние особых экономических зон на социально-экономическое развитие
регионов России 52
2.3 Анализ эффективности функционирования особых экономических зон и
развитие бизнеса в условиях особых экономических зон России 64
3 Модернизация инструментов оценки эффективности функционирования особых экономических зон 95
3.1 Мероприятия по улучшению экономической среды в целях повышения
эффективности функционирования особых экономических зон 95
3.2 Совершенствование методики оценки функционирования особых
экономических зон 102
Заключение 119
Список использованных источников 124
Приложение
Актуальность темы исследования. За последние несколько десятилетий наблюдается тенденция распространения и интенсивного использования инструмента особых экономически зон (далее ОЭЗ) во всем мире. Особые экономические зоны, согласно ряду исследований, являются инструментами экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Ввиду нестабильности в мировой экономике (мировой финансовый кризис, арабская весна, конфликт между Россией и Украиной, участие России в урегулировании Сирийского конфликта), у нашего государства существует объективная потребность в стимулировании и активном использовании внутренних источников экономического роста. Одним из таких источников являются особые экономические зоны, служащие для государства инструментом реализации развития и привлечения нового бизнеса в регионы страны.
Перед государством стоит важная задача регулирования и обеспечения организационно-экономического, научно-методического развития ОЭЗ, в том числе за счет формирования эффективной системы управления, контроля и мониторинга их деятельности.
Согласно Отчетам Минэкономразвития о результатах функционирования ОЭЗ за последние пять лет, деятельность зон признавалась неэффективной.
Следовательно, существует потребность совершенствования действующего механизма управления особыми экономическими зонами в целях дальнейшего развития бизнеса, а также совершенствование используемой Министерством экономического развития РФ методики оценки эффективности функционирования зон.
Цель данной работы состоит в разработке теоретического подхода к определению ОЭЗ в системе регионального развития, ввыявлении особенностей функционирования бизнеса в условиях особых экономических зон, а также анализ эффективности функционирования и развития ОЭЗ. Особое значение имеет разработка предложений по совершенствованию методики оценки эффективности функционирования ОЭЗ в РФ.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения в работе следующих задач, каждая из которых является шагом в исследовании темы. Выдвинутые задачи таковы:
- дать определение понятию «особой экономической зоны» для рассмотрения их в системе регионального развития;
- рассмотреть условия развития бизнеса в ОЭЗ;
- проанализировать зарубежный опыт создания и функционирования ОЭЗ;
- посмотреть влияние особых экономических зон на социально-экономическое развитие региона;
-на основе анализа эффективности функционирования ОЭЗ выявить основные проблемы развития, функционирования ОЭЗ и бизнеса в этих зонах;
-выявить недостатки существующей методики оценки эффективности функционирования ОЭЗ в РФ на основе SWOT-анализа;
-дать рекомендации по совершенствованию методики оценки эффективности деятельности ОЭЗ и проведение оценки деятельности российских ОЭЗ.
Объектом исследования являются особые экономические зоны в Российской Федерации.
Предметом исследования являются методические подходы инструментов к оценке эффективности функционирования особых экономических зон.
Основой диссертационного исследования стали методы, включающие качественный, количественный, сравнительный анализ, проведение SWOT-анализа, системного и исторического подхода, экономического и факторного анализа, экономико-статистический метод. При решении поставленных автором задач использованы приемы систематизации научных данных.
В процессе исследования изучены нормативно-правовые акты Российской Федерации(Федеральные Законы, Постановление Правительства РФ, Приказы Министерства экономического развития РФ, акты исполнительной власти субъектов РФ), труды отечественных и зарубежных авторов, публикации в периодических изданиях, информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы, официальные отчеты Министерства экономического развития РФ и управляющей компании АО "Особые экономические зоны", а также материалы, полученные непосредственно на объектах исследования.
К основным элементам научной новизны, выносимыми на защиту, относятся:
1) в рамках современного институционализма предложено определение ОЭЗ: - это специфический финансовый институт-посредник, предоставляющий финансовые преимущества для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции. Появление особых зон - все это характерная черта современного этапа развития внешнеэкономических связей с целью выявления специфических особенностей ведения бизнеса и укрепление, восполнение тех участков регионов, которые в большей степени нуждаются в поддержке и в дальнейшем развитии их территории.
2) предложена классификация 3 вида волн развития ОЭЗ:
- зоны, нацеленные на стимулирование внешней торговли;
-зоны,нацеленные на привлечение инвестиций и капитала для промышленного производства;
-зоны, нацеленные на развитие инновационного потенциала.
3) совершенствована методика инструментов оценки эффективности функционирования ОЭЗ, путем выдвижения новых качественных показателей для апробации и совершенствования существующего механизма оценки ОЭЗ в РФ.
Теоретическая и практическая значимость работысостоит в том, что результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы и включены в существующую методику оценки эффективности функционирования ОЭЗ РФ. Также научный материал возможно использовать преподавателями в учебном процессе для разработки курсов «экономика» для студентов и слушателей экономических специальностей вузов.
Ввиду нестабильности в мировой экономике (мировой финансовый кризис, арабская весна, конфликт между Россией и Украиной, участие России в урегулировании Сирийского конфликта), у нашего государства существует объективная потребность в стимулировании и активном использовании внутренних источников экономического роста. Одним из таких источников являются особые экономические зоны, служащие для государства инструментом реализации развития и привлечения нового бизнеса в регионы страны.
Перед государством стоит важная задача регулирования и обеспечения организационно-экономического, научно-методического развития ОЭЗ, в том числе за счет формирования эффективной системы управления, контроля и мониторинга их деятельности.
Согласно Отчетам Минэкономразвития о результатах функционирования ОЭЗ за последние пять лет, деятельность зон признавалась неэффективной.
Следовательно, существует потребность совершенствования действующего механизма управления особыми экономическими зонами в целях дальнейшего развития бизнеса, а также совершенствование используемой Министерством экономического развития РФ методики оценки эффективности функционирования зон.
Цель данной работы состоит в разработке теоретического подхода к определению ОЭЗ в системе регионального развития, ввыявлении особенностей функционирования бизнеса в условиях особых экономических зон, а также анализ эффективности функционирования и развития ОЭЗ. Особое значение имеет разработка предложений по совершенствованию методики оценки эффективности функционирования ОЭЗ в РФ.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения в работе следующих задач, каждая из которых является шагом в исследовании темы. Выдвинутые задачи таковы:
- дать определение понятию «особой экономической зоны» для рассмотрения их в системе регионального развития;
- рассмотреть условия развития бизнеса в ОЭЗ;
- проанализировать зарубежный опыт создания и функционирования ОЭЗ;
- посмотреть влияние особых экономических зон на социально-экономическое развитие региона;
-на основе анализа эффективности функционирования ОЭЗ выявить основные проблемы развития, функционирования ОЭЗ и бизнеса в этих зонах;
-выявить недостатки существующей методики оценки эффективности функционирования ОЭЗ в РФ на основе SWOT-анализа;
-дать рекомендации по совершенствованию методики оценки эффективности деятельности ОЭЗ и проведение оценки деятельности российских ОЭЗ.
Объектом исследования являются особые экономические зоны в Российской Федерации.
Предметом исследования являются методические подходы инструментов к оценке эффективности функционирования особых экономических зон.
Основой диссертационного исследования стали методы, включающие качественный, количественный, сравнительный анализ, проведение SWOT-анализа, системного и исторического подхода, экономического и факторного анализа, экономико-статистический метод. При решении поставленных автором задач использованы приемы систематизации научных данных.
В процессе исследования изучены нормативно-правовые акты Российской Федерации(Федеральные Законы, Постановление Правительства РФ, Приказы Министерства экономического развития РФ, акты исполнительной власти субъектов РФ), труды отечественных и зарубежных авторов, публикации в периодических изданиях, информационной базой исследования являются статистические и аналитические материалы, официальные отчеты Министерства экономического развития РФ и управляющей компании АО "Особые экономические зоны", а также материалы, полученные непосредственно на объектах исследования.
К основным элементам научной новизны, выносимыми на защиту, относятся:
1) в рамках современного институционализма предложено определение ОЭЗ: - это специфический финансовый институт-посредник, предоставляющий финансовые преимущества для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции. Появление особых зон - все это характерная черта современного этапа развития внешнеэкономических связей с целью выявления специфических особенностей ведения бизнеса и укрепление, восполнение тех участков регионов, которые в большей степени нуждаются в поддержке и в дальнейшем развитии их территории.
2) предложена классификация 3 вида волн развития ОЭЗ:
- зоны, нацеленные на стимулирование внешней торговли;
-зоны,нацеленные на привлечение инвестиций и капитала для промышленного производства;
-зоны, нацеленные на развитие инновационного потенциала.
3) совершенствована методика инструментов оценки эффективности функционирования ОЭЗ, путем выдвижения новых качественных показателей для апробации и совершенствования существующего механизма оценки ОЭЗ в РФ.
Теоретическая и практическая значимость работысостоит в том, что результаты и выводы проведенного исследования могут быть использованы и включены в существующую методику оценки эффективности функционирования ОЭЗ РФ. Также научный материал возможно использовать преподавателями в учебном процессе для разработки курсов «экономика» для студентов и слушателей экономических специальностей вузов.
Особые экономические зоны - это один из наиболее современных, успешных и эффективных инструментов экономической политики, чья деятельность нацелена на улучшение не только экономических показателей регионов и страны в целом, но и на улучшение социальных условий и развитие бизнеса в регионе.
Центральное место среди нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ОЭЗ, занимает ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ, закрепивший новую концепцию правового регулирования экономической деятельности на данных территориях.
Развивать бизнес в особых экономических зонах очень выгодно, так как здесь много льгот и преференций. На территории каждой особой зоны действуют инвестиционные площадки, формирующие комфортные условия для прямых инвестиций с учетом соблюдении принципов целесообразности и экономической эффективности, здесь также формируются условия для роста внебюджетного финансирования и развития механизмов государственно-частного партнерства.
Для выявления регионов в России наиболее привлекательных для инвесторов, которым приходится вести бизнес, было рассмотрено распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата. Практически все области, где располагаются промышленно-производственные зоны России, входят в список, возглавляющий рейтинг регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.
Анализ влияния ОЭЗ различного типа на развитие региона, показал, что только промышленно-производственная зона оказала влияние на дальнейшее экономическое развитие, привлекая инвесторов вести бизнес. Поэтому целесообразно было рассмотреть более подробный анализ эффективности функционирования ОЭЗ в России.
На основе анализа общих показателей эффективности функционирования ОЭЗ можно сделать вывод, что НПЗ функционируют более эффективно, чем ТВЗ. Однако более подробный анализ свидетельствует, что высокие показатели по Ш1З формируются, главным образом, за счет двух наиболее эффективно функционирующих зон - 1П1З “Алабуга” и 1П1З “Липецк”. Так, наибольшее число резидентов - 59 % от общего количества - приходится в 2015 г. на ТВЗ, 27 % - на ППЗ. Однако рост числа резидентов в последние годы произошел во многом за счет увеличения числа резидентов в ОЭЗ ТВТ.
Несмотря на наибольшее развитие туристических зон в стране (9 ОЭЗ) экономические показатели достаточно низкие-79%, что объясняет невысокую эффективность этих зон, что обусловлено завышенными прогнозно -плановыми значениями, предусмотренными Планами развития, а также недостаточно активной деятельностью резидентов ОЭЗ в 2013 -2015 годах, в том числе связанной с задержкой строительства инфраструктурных объектов ОЭЗ.
Во второй главе был проанализирован эффективность функционирования особых экономических зон и были выявлено, что многие зоны существуют уже около 10-15 лет. Согласно зарубежной практике в связи с длительным сроком получения экономического эффекта от деятельности ОЭЗ, следует сказать, что особые экономические зоны окажут более существенное влияние на экономику как отдельных регионов, так страны в целом, и именно они могут стать одним из драйверов будущего роста. Но в настоящий момент многие зоны оказались неэффективными, поэтому впредь необходимо внести ряд корректив в практику их создания и функционирования:
-1)обязательно осуществлять функционирование ОЭЗ на основе перспективного плана развития конкретной ОЭЗ, не проводить финансирование из бюджета без наличия утвержденного плана; кроме этого, будет рационально, если проведется предварительная оценка перспектив создания ОЭЗ;
-2)стимулировать привлечение частных инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ, опираясь на государственно-частное партнерство;
-3)так как в 2016 году ОЭЗ были переданы на руки властей регионов, необходимо законодательно оформить принципы функционирования зон на
региональном уровне, а также законодательно предусмотреть возможность
создания особых экономических зон на уровне региона;
- 4)расширить налоговые, таможенные и административные преференции, в том числе за счет федеральных ресурсов, чтобы инвесторы получали больше возможностей и тем самым оставались функционировать на долгое время ;
-5)расширить перечень разрешенных видов деятельности, а также позволить осуществление на территории отдельных видов ОЭЗ не только профильной, но и смежной деятельности;
-6) иностранные инвесторы отмечают такой недостаток в функционировании и регулировании особых экономических зон в России, как чрезмерность норм по раскрытию финансовой информации и слишком затяжной подготовительный этап. Для этого надо пересмотреть порядок получения статуса резидента и необходимооптимизировать эту процедуру;
-7)стимулировать предоставление дополнительных сервисов резидентам ОЭЗ (централизованного PR, консалтинговых, юридических, финансовых услуг, образовательных услуг, аренды оборудования и т. д.).
8) в этой главе выяснилось отсутствие сбалансированного сочетания предприятий крупного, малого и среднего бизнеса (примерное соотношение 50%/20%/30%). Не нужно пренебрегать представителями малого бизнеса, так как и они могут стать полноправными субъектами ОЭЗ, например, в сфере обслуживания. Кроме того, по мнению специалистов, малый и средний бизнес могут стать двигателем в развитии ОЭЗ.
В связи с этими рекомендациями, были рассмотрены мероприятия по улучшению экономической среды, а именно развитие малого и среднего бизнеса в условиях ОЭЗ. С целью активного воздействия на развитие малого и среднего бизнеса, а также на социально- экономическое состояние целого диапазона территорий, целесообразно пойти на создание вокруг зон особого «предпринимательского пояса», которые более применимы к ОЭЗ 1111Т. В таковом могли бы действовать малые и средние предприятия - «субрезиденты» зоны, связанные с основными резидентами ОЭЗ. Например, эти зоны могут помочь устойчивыми кооперационными поставками на основе договоров долговременного характера. Субрезиденты, как составляющие хозяйственного комплекса зоны, также могли бы получить дополнительные формы государственной поддержки. Действующий федеральный закон по ОЭЗ нуждается в новых, более конкретных специальных дополнениях, которые коснутся именно развития малого бизнеса на территории ОЭЗ всех типов, которые будут создаваться в российской экономике. В законе также должно быть оговорено о том, что механизмы привлечения малых промышленных и инновационных предприятий должны быть обязательно включены в круг тех показателей, по которым экспертные комиссии далее будут рассматривать заявки потенциальных претендентов на создание новых ОЭЗ.
Также в ходе SWOT-анализа оценки эффективности функционирования ОЭЗ выяснилось, что существующую методика оценки не до конца проработана, так как не учитывает многие важнейшие факторы. Большая часть методик ориентирована в основном на показатели экономической и бюджетной эффективности. Что касается предметов характеристики показателей рассмотренных методик, то в наибольшей степени они ориентированы непосредственно на особые экономические зоны, бюджет РФ и предприятий- резидентов.
Были разработаны предложения по совершенствованию действующей официальной методики оценки эффективности функционирования ОЭЗ в РФ.
Предложения включали 4 Модуля: Модуль показателей 1, которые можно отнести к социальной или социально-экономической эффективности, которые должны быть непосредственно связаны с общественной стороной функционирования ОЭЗ и отражать их влияние на жизнь людей, проживающих в конкретном регионе и муниципальном образовании.
Модуль показателей 2, представляющий собой предложения по расширению уже существующей группы, непосредственно отражающих влияние функционирование ОЭЗ на социально-экономическую ситуацию в регионе. Как, например, в США основной мерой оценки функционирования зон является их влияние на социально-экономическое положение того штата, где они располагаются.
Модуль 3 анализа динамики основных показателей функционирования ОЭЗ.
Модуль 4, включающий финансовые показатели функционирования предприятий-резидентов, с учетом данных, все показатели которой нацелены на мониторинг деятельности фирм.
Однако апробация большинства предложенных показателей не представилась возможной в рамках данной работы ввиду проблемы раскрытия информации, касающейся функционирования ОЭЗ в нашей стране.
Таким образом, полученные результаты работы могут быть использованы для дальнейшей их апробации, практического применения и проведения "тестовой" оценки эффективности ОЭЗ, а также совершенствования механизма оценки ОЭЗ в РФ.
Центральное место среди нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ОЭЗ, занимает ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ, закрепивший новую концепцию правового регулирования экономической деятельности на данных территориях.
Развивать бизнес в особых экономических зонах очень выгодно, так как здесь много льгот и преференций. На территории каждой особой зоны действуют инвестиционные площадки, формирующие комфортные условия для прямых инвестиций с учетом соблюдении принципов целесообразности и экономической эффективности, здесь также формируются условия для роста внебюджетного финансирования и развития механизмов государственно-частного партнерства.
Для выявления регионов в России наиболее привлекательных для инвесторов, которым приходится вести бизнес, было рассмотрено распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата. Практически все области, где располагаются промышленно-производственные зоны России, входят в список, возглавляющий рейтинг регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.
Анализ влияния ОЭЗ различного типа на развитие региона, показал, что только промышленно-производственная зона оказала влияние на дальнейшее экономическое развитие, привлекая инвесторов вести бизнес. Поэтому целесообразно было рассмотреть более подробный анализ эффективности функционирования ОЭЗ в России.
На основе анализа общих показателей эффективности функционирования ОЭЗ можно сделать вывод, что НПЗ функционируют более эффективно, чем ТВЗ. Однако более подробный анализ свидетельствует, что высокие показатели по Ш1З формируются, главным образом, за счет двух наиболее эффективно функционирующих зон - 1П1З “Алабуга” и 1П1З “Липецк”. Так, наибольшее число резидентов - 59 % от общего количества - приходится в 2015 г. на ТВЗ, 27 % - на ППЗ. Однако рост числа резидентов в последние годы произошел во многом за счет увеличения числа резидентов в ОЭЗ ТВТ.
Несмотря на наибольшее развитие туристических зон в стране (9 ОЭЗ) экономические показатели достаточно низкие-79%, что объясняет невысокую эффективность этих зон, что обусловлено завышенными прогнозно -плановыми значениями, предусмотренными Планами развития, а также недостаточно активной деятельностью резидентов ОЭЗ в 2013 -2015 годах, в том числе связанной с задержкой строительства инфраструктурных объектов ОЭЗ.
Во второй главе был проанализирован эффективность функционирования особых экономических зон и были выявлено, что многие зоны существуют уже около 10-15 лет. Согласно зарубежной практике в связи с длительным сроком получения экономического эффекта от деятельности ОЭЗ, следует сказать, что особые экономические зоны окажут более существенное влияние на экономику как отдельных регионов, так страны в целом, и именно они могут стать одним из драйверов будущего роста. Но в настоящий момент многие зоны оказались неэффективными, поэтому впредь необходимо внести ряд корректив в практику их создания и функционирования:
-1)обязательно осуществлять функционирование ОЭЗ на основе перспективного плана развития конкретной ОЭЗ, не проводить финансирование из бюджета без наличия утвержденного плана; кроме этого, будет рационально, если проведется предварительная оценка перспектив создания ОЭЗ;
-2)стимулировать привлечение частных инвестиций в создание инфраструктуры ОЭЗ, опираясь на государственно-частное партнерство;
-3)так как в 2016 году ОЭЗ были переданы на руки властей регионов, необходимо законодательно оформить принципы функционирования зон на
региональном уровне, а также законодательно предусмотреть возможность
создания особых экономических зон на уровне региона;
- 4)расширить налоговые, таможенные и административные преференции, в том числе за счет федеральных ресурсов, чтобы инвесторы получали больше возможностей и тем самым оставались функционировать на долгое время ;
-5)расширить перечень разрешенных видов деятельности, а также позволить осуществление на территории отдельных видов ОЭЗ не только профильной, но и смежной деятельности;
-6) иностранные инвесторы отмечают такой недостаток в функционировании и регулировании особых экономических зон в России, как чрезмерность норм по раскрытию финансовой информации и слишком затяжной подготовительный этап. Для этого надо пересмотреть порядок получения статуса резидента и необходимооптимизировать эту процедуру;
-7)стимулировать предоставление дополнительных сервисов резидентам ОЭЗ (централизованного PR, консалтинговых, юридических, финансовых услуг, образовательных услуг, аренды оборудования и т. д.).
8) в этой главе выяснилось отсутствие сбалансированного сочетания предприятий крупного, малого и среднего бизнеса (примерное соотношение 50%/20%/30%). Не нужно пренебрегать представителями малого бизнеса, так как и они могут стать полноправными субъектами ОЭЗ, например, в сфере обслуживания. Кроме того, по мнению специалистов, малый и средний бизнес могут стать двигателем в развитии ОЭЗ.
В связи с этими рекомендациями, были рассмотрены мероприятия по улучшению экономической среды, а именно развитие малого и среднего бизнеса в условиях ОЭЗ. С целью активного воздействия на развитие малого и среднего бизнеса, а также на социально- экономическое состояние целого диапазона территорий, целесообразно пойти на создание вокруг зон особого «предпринимательского пояса», которые более применимы к ОЭЗ 1111Т. В таковом могли бы действовать малые и средние предприятия - «субрезиденты» зоны, связанные с основными резидентами ОЭЗ. Например, эти зоны могут помочь устойчивыми кооперационными поставками на основе договоров долговременного характера. Субрезиденты, как составляющие хозяйственного комплекса зоны, также могли бы получить дополнительные формы государственной поддержки. Действующий федеральный закон по ОЭЗ нуждается в новых, более конкретных специальных дополнениях, которые коснутся именно развития малого бизнеса на территории ОЭЗ всех типов, которые будут создаваться в российской экономике. В законе также должно быть оговорено о том, что механизмы привлечения малых промышленных и инновационных предприятий должны быть обязательно включены в круг тех показателей, по которым экспертные комиссии далее будут рассматривать заявки потенциальных претендентов на создание новых ОЭЗ.
Также в ходе SWOT-анализа оценки эффективности функционирования ОЭЗ выяснилось, что существующую методика оценки не до конца проработана, так как не учитывает многие важнейшие факторы. Большая часть методик ориентирована в основном на показатели экономической и бюджетной эффективности. Что касается предметов характеристики показателей рассмотренных методик, то в наибольшей степени они ориентированы непосредственно на особые экономические зоны, бюджет РФ и предприятий- резидентов.
Были разработаны предложения по совершенствованию действующей официальной методики оценки эффективности функционирования ОЭЗ в РФ.
Предложения включали 4 Модуля: Модуль показателей 1, которые можно отнести к социальной или социально-экономической эффективности, которые должны быть непосредственно связаны с общественной стороной функционирования ОЭЗ и отражать их влияние на жизнь людей, проживающих в конкретном регионе и муниципальном образовании.
Модуль показателей 2, представляющий собой предложения по расширению уже существующей группы, непосредственно отражающих влияние функционирование ОЭЗ на социально-экономическую ситуацию в регионе. Как, например, в США основной мерой оценки функционирования зон является их влияние на социально-экономическое положение того штата, где они располагаются.
Модуль 3 анализа динамики основных показателей функционирования ОЭЗ.
Модуль 4, включающий финансовые показатели функционирования предприятий-резидентов, с учетом данных, все показатели которой нацелены на мониторинг деятельности фирм.
Однако апробация большинства предложенных показателей не представилась возможной в рамках данной работы ввиду проблемы раскрытия информации, касающейся функционирования ОЭЗ в нашей стране.
Таким образом, полученные результаты работы могут быть использованы для дальнейшей их апробации, практического применения и проведения "тестовой" оценки эффективности ОЭЗ, а также совершенствования механизма оценки ОЭЗ в РФ.
Подобные работы
- Особые экономические зоны как инструмент развития регионов в современной России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Финансово-кредитные технологии развития особых экономических зон
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА РАЗВИТИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Финансово - кредитные технологии развития особых экономических зон
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности промышленного предприятия
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИБИРСКОГО РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: НА ПРИМЕРЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ТОМСК»
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ТОЧКИ РОСТА
РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Налогообложение в оффшорных и особых экономических зонах и его
перспективы
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2016 - Создание и функционирования особых экономических зон в мировой и отечественной практике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017



