Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Налогообложение в оффшорных и особых экономических зонах и его перспективы

Работа №51997

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

налогообложение

Объем работы146
Год сдачи2016
Стоимость5680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы формирования оффшорных и особых
экономических зон 8
1.1. Понятие и характеристика оффшорных и особых экономических зон 8
1.2. Становление и развитие оффшорных и особых экономических зон в
глобальной экономике 24
1.3. Влияние оффшорных зон и особых экономических зон на экономику
РФ 46
2. Анализ налоговых отношений в оффшорных и особых экономических
зонах 56
2.1. Анализ специфики налогообложения в оффшорных зонах 56
2.2. Анализ налогообложения в особых экономических зонах РФ 62
3. Развитие налогообложения в оффшорных и особых экономических зонах 74
3.1. Модель развития оффшорных юрисдикций в части особых
экономических зон 74
3.2. Совершенствование налогообложения в особых экономических зонах
РФ 78
3.3. Антиоффшорные мероприятия, влияющие на оптимизацию
налогообложения в оффшорных зонах 84
Заключение 97
Список использованных источников 102
Приложения 109

Актуальность темы исследования. Мировая экономика за последнюю четверть века приобрела черты глобальной экономики. Её архитектуру цементируют международные рынки, транснациональные компании, международные институты. Национальные рынки, производители и потребители уже настолько зависят от конъюнктуры и тенденций международных рынков, что правительства все чаще не располагают силами и средствами противодействия, тем самым выглядят беспомощными. В этих случаях природа явлений одна - национальные экономики, национальные системы финансов большинства стран мира интегрированы в мировую экономику и финансы. Они настолько взаимообусловлены, проросли миллиардами связей, отношений, что большинство секторов национальной экономики стало составной и неотъемлемой частью глобализированной экономики. Национальные рынки выступают элементом глобально¬
го рынка.
Кровеносную систему мировой экономики составляют глобальные финансы, сотканные из международных рынков валют, денег и капитала. Так, мировая экономика и её архитектура стремительно изменяются в сторону открытости. Из нового положения вещей выгоду извлекают, прежде всего, те страны, которые сделали свое законодательство либеральным к перемещениям капитала.
Как показывает мировой опыт, оффшоры обладают значительным потенциалом для успешного решения многих социальных и экономических проблем, которые стоят перед любой страной. Создавая оффшорные зоны, государства ставят перед собой задачи развития отдельных территорий с помощью стимулирования экспорта, расширения производства импортозамещающей продукции, повышения занятости населения и бюджетных доходов. Также следует от¬метить, что в эпоху глобализации для большинства стран актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением открытости национальных экономик, интеграции их в мировое хозяйство. И именно из участия в международном разделении труда они стремятся извлечь экономические выгоды. Одним из таких эффективных инструментов, способствующих процессу вовлечения национальных экономик в мировое хозяйство, оживлению внешнеэкономической деятельности, стали особые экономические зоны, которые позволяют странам реализовать, прежде всего, региональные преимущества в ускорении экономического роста, социально -экономическом развитии территорий.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими основными причинами.
Во-первых, опыт зарубежных стран показывает, что такие территории в системе глобальных финансов, активизируют трансграничные финансовые потоки и ускоряют оборот финансовых активов в международном масштабе, содействуют развитию финансовых рынков, создают условия для диверсификации инвестиций, расширяют доступ к кредитам и лучшей аллокации капитала.
Во-вторых, такие территории побуждают к снижению общего налогового бремени и на этой основе стимулируют экономическую активность в глобальной экономике.
В-третьих, повышается конкурентоспособность компаний на национальном и глобальном уровнях за счет использования более гибких стратегий развития.
Несмотря на множество материалов прикладного свойства, данная тема не получила в отечественной экономической литературе полноценного теоретического освещения. Кроме того, разработка данной темы не велась в увязке с проблемой оптимальной интеграции России в глобальную экономику (в том числе через экспорт капиталов, механизм особых экономических зон и другое).
Степень разработанности научной проблемы. Теоретическим и методологическим аспектам развития оффшорных зон и особо экономических зон посвящены работы таких ученых как А.П. Матусевич, Г.М. Костюнина,
В.И.Баронов, И.В.Грузков, В.Игнатов, В. Бутов, Е.Н.Евстигнеев, В.К.Поспелов, А.Р.Горбунов, В.В.Грузенкин и другие.
Вопросами налогообложения в оффшорных и особых экономических зонах занимались такие авторы как И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, А.Б. Хейфец, Д.Л. Ушаков, Л.А.Айсанова, Н.Ю.Шлюндт, В.М.Серых, М.Я.Погорелова, А.З.Дадашев, М.Р. Пинская и другие.
Цель и задачи исследования.
Основная цель данной работы заключается в исследовании теоретических и практических основ налогообложения в оффшорных и особых экономических зонах, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию налогообложения в оффшорных и особых экономических зонах.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- дать характеристику оффшорным и особым экономическим зонам;
- изучить исторические аспекты становления и развития оффшорных и особых экономических зон в глобальной экономике;
- рассмотреть влияние оффшорных и особых экономических зон на экономику Российской Федерации;
- провести анализ специфики налогообложения в оффшорных зонах и в особых экономических зонах;
- рассмотреть возможные пути развития налогообложения в оффшорных и особых экономических зонах;
- рассмотреть антиоффшорные мероприятия, влияющие на оптимизацию налогообложения в оффшорных зонах.
Объектом исследования выступает система налогообложения в оффшорных зонах и особых экономических зонах России.
Предметом исследования является совокупность теоретико - методологических и практических вопросов осуществления налогообложения в оффшорных и особых экономических зонах.
Теоретической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных авторов по теории, методологии и организации системы налогообложения, государственного регулирования отношений в сфере оффшорных зон и особых экономических зон, соответствующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие взимание налогов с оффшорных зон и особых экономических зон.
Методологической основой исследования являются методы исторического и логического, системного, сравнительного анализа, методы обобщения, группировки и статистические методы.
Информационной базой исследования послужили статистические материалы ЮНКТАД, ОЭСР, Росстата РФ, Федеральной налоговой службы России, монографии, публикации в международных и общероссийских периодических изданиях, информационные и аналитические ресурсы сети Интернет, а также действующая нормативно -правовая база по налогообложению.
Научная новизна результатов заключается в исследовании теоретических аспектов налогообложения в оффшорных и особых экономических зон, а также в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения на данных территориях.
К числу основных научных результатов, определяющих новизну проведенного исследования, относятся следующие:
1. Уточнено понятие «оффшор» для целей налогообложения с учетом конкретного уровня экономических отношений: для микроуровня - это специфическая компания с особенностями льготного налогообложения; для макроуровня - это специфическая территория, на которой за счет налоговых инструментов экономически развивается регион и привлекаются инвестиции и международный капитал.
2. Предложена классификация юрисдикций по видам, учитывающая специфику налогообложения.
3. Для целей налогообложения выявлены схожие признаки между оффшорными зонами и особыми экономическими зонами.
4. Спрогнозированы объемы поступлений от Особой экономической зоны «Алабуга» на ближайшие три года.
5. Предложена модель, базирующаяся на создании специального налогового режима по особым экономическим зонам в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения в оффшорных и особых экономических зонах.
Основные результаты исследования были изложены и опубликованы:
- на II Международной научно-практической конференции «О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента» в 2015 году на тему «Оффшорные зоны в глобальной экономике» (журнал включен в национальную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ);
- на Международном молодежном симпозиуме управления, экономики и финансов 2015 на тему: «Особенности налогообложения оффшорных зон на современном этапе развития».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты исследования по совершенствованию налогообложения в оффшорных и особых экономических зонах позволяют сделать следующие выводы.
1. Понятие «оффшор» уточняется для целей налогообложения с учетом конкретного уровня экономических отношений: для микроуровня - это специфическая компания с особенностями льготного налогообложения; для макро¬уровня - это специфическая территория, на которой за счет налоговых инструментов экономически развивается регион и привлекаются инвестиции и между¬народный капитал.
Оффшорными называют и оншорные компании, которые, несмотря на свой оншорный статус, также позволяют решать задачи оптимизации при грамотном их применении. В России к оншорным юрисдикциям можно отнести особые экономические зоны.
Особенностями оффшорной и особой экономической зоны являются: упрощённый и ускоренный процесс регистрации нерезидентов; заниженные ставки уплаты нерезидентами налогов с прибыли и подоходного налога с физических лиц, а также местных налогов; упрощенная подача налоговой отчетности.
2. В ходе исследовании мы изучали различные классификации юрисдикций и предложили классификацию юрисдикций по видам, учитывающую специфику налогообложения.
3. Создание оффшорных компаний связано с утечкой капитала из России и, следовательно, сокращением налоговых поступлений в российский бюджет. В этом случае речь может идти:
а) о легальном сокращении налоговых доходов в связи с использованием соглашений об избежание двойного налогообложения и либерализацией режима трансграничного перемещения инвестиций;
б) о целенаправленной передаче части налоговых доходов в формально иностранные компании, зарегистрированные в оффшорных государствах;
в) о нелегальном уходе от налогов в результате вывоза капиталов из России, в том числе капиталов, которые по различным причинам не были учтены в России.
В России в особые экономические зоны приток иностранных инвестиций происходит с целью развития технологий, модернизации промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижения более высокого уровня индустриализации. Успех программы создания особой экономической зоны в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в особой экономической зоне создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной - с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.
Современные оффшоры, как и особые экономические зоны, обеспечивают более привлекательные условия работы (понятные «правила игры», развитые рыночные институты, доверительное отношение иностранных инвесторов, страховка от политических рисков и т. п.), что привлекает не только частные компании, но и государственные корпорации.
Приоритетными в современной мировой политике, в частности и в российской, безусловно, являются запретительно-ограничительные меры, заключающиеся в разрушении схемы оптимизации налогообложения с оффшорными территориями. Для решения рассматриваемых проблем необходимы следующие мероприятия:
1) применение валютного контроля как предварительного, а не последующего вида контроля за вывозом капитала;
2) создание единой информационной базы для более тесного взаимодействия кредитных организации, таможенных органов и других заинтересованных структур;
3) расширения сферы оказываемых услуг коммерческими банками. Большая роль в этом процессе отводится страховым компаниям.
4. Оффшорные компании создаются преимущественно с одной единственной целью - помочь собственникам предприятия минимизировать затраты на налогообложение. Особенностью любой оффшорной юрисдикции, является наличие двойных стандартов налогообложения: одни нормы действуют для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность внутри страны, другие — для оффшорных компаний, действующих вне территории.


1. Налоговый Кодекс РФ (с изменениями и дополнениями);
2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Феде¬ральный Закон от 22.07.2005г., № 116-ФЗ // Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
3. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодек¬са Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций): Федераль¬ный Закон от 14.12.2005г., №376-ФЗ // Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
4. О государственной гражданской службе в Российской федерации: Федеральный Закон от 27.07.2004г., №79-ФЗ // Доступ из справ. правовой си¬стемы "КонсультантПлюс".
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий¬ской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 28.06.2013г., №134-ФЗ // Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
6. Об особых экономических зонах в РФ: Федеральный Закон от 22.07.2005г., №116-ФЗ // Доступ из справ. правовой системы "Консультант- Плюс".
7. Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляю¬щих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматрива¬ющих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (с изменениями и дополнениями): Приказ Минфина России от 13.11.2007г., №108н // Доступ из справ. правовой системы "Консуль- тантПлюс".
8. О порядке установления уполномоченными банками корреспон¬дентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в госу¬дарствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах) (с изменениями и допол¬нениями): Указание Банка России от 7 августа 2003 г., №1317-У // Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
9. О транспортном налоге (с изменениями и дополнениями): Закон Республики Татарстан от 29.11.2002г., № 24-ЗРТ // Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
10. Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организа¬ций для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно - производственного типа, созданной на территории Елабужского района Рес¬публики Татарстан, и особой экономической зоны технико-внедренческого ти¬па "Иннополис", созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 10.02.2006г., №5-ЗРТ // Доступ из справ. правовой системы "Консультант- Плюс".
11. Об отмене решения Совета Елабужского муниципального района от 25.01.2006 года N 38 "О предоставлении льготы по земельному налогу для резидентов Особой экономической зоны на территории Елабужского муници¬пального района Республики Татарстан: Решение Совета Елабужского муници¬пального района РТ от 25.01.2006г., №38 // Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
Монографии, диссертации
12. Абалкин, Л.И. Экономическая энциклопедия. -М.: Экономика 1999 г.
13. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной эко¬номики: Учеб.пособие. - М.: Крон-Пресс, 1993
14. Балашов. Оффшорный бизнес за рубежом и в России. - М.: ИНФРА- ДАНА, 2003. - 462 с
15. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской прак¬тики): Учебное пособие. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - с. 560
16. Горбунов А.Р. Оффшорный бизнес и создание компаний за рубе¬жом. - М.: Инфра-М, Анкил, 1995
17. Грузенкин В.В. Практические рекомендации по законному исполь¬зованию оффшорных компаний в Российской Федерации. - Белгород: Кре¬стьянское дело, 2012. - 124 с.
18. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны: Учебное по¬собие. - М., 1997
19. Майбуров И.А., Иванова Ю.Б. Энциклопедия теоретических основ налогообложения.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016., с. 128
20. Матусевич А.П Международный офшорный бизнес: Учебное посо¬бие. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - с. 192
21. Пеппер Дж. Антиоффшор. Практическая энциклопедия междуна¬родного налогового и финансового планирования. Часть 2. -М.: ИРБИС- ПРЕСС, 2002
22. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2003, с. 118
23. Сухарев А.Я. Российская юридическая энциклопедия. - М.: Инфра- М, 1999.
24. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогопла-тельщиков. - М.: Юристъ, 2001.
25. Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
Статьи и материалы периодической печати
26. Айсанова Л.А., Шлюндт Н.Ю. Оффшорные компании как метод оп-тимизации налогообложения // Современные тенденции развития науки и тех¬нологий. 2016, № 3-7. - с. 8-11
27. Александрова С.В., Пелькова С.В. Налоговый режим для особых территорий России, определяющих ее национальный приоритет в XXI веке // Агропродовольственная политика России, 2015, № 7 (19). - с. 26-31
28. Барсегян А.Г. Перспективы создания оффшорной юрисдикции в Крыму // Теория и практика общественного развития, 2015г., № 24. - с. 132-134
29. Гайфеева Н.В. Зарубежный опыт регулирования деятельности оф-фшорных компаний // Образование и право, 2015г., № 5 (69). - с. 262-271
30. Древаль Л.Н., Сергеев С.А. О некоторых проблемах налогообложе¬ния резидентов в особых экономических зонах РФ // Современная наука, 2016г. № 1.- с. 26-30.
31. Евстафьева А.Х. Теория и практика налогового стимулирования субъектов особых экономических зон// Инновационное развитие экономики, 2016г., №3(33)
32. Зимелев А. На Кипр с любовью из России// Offshore express. - 1997. -№6(30).- с.4-13
33. Золотова Е.А., Брызгалина Ю.Ю. Деоффшоризация российской экономики: новые реалии и перспективы // Экономика и управление: проблемы, решения, 2015, № 11. - с. 42-45
34. Колычев А.М. Правовое положение резидентов особой экономиче¬ской зоны в РФ и порядок их налогообложени // Человеческий капитал. 2015г., № 6 (78). - с. 55-58.
35. Косов М.Е. Экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Теоретические и прикладные аспекты современ¬ной науки, 2015г, № 8-7. - с. 58-65.
36. Кравченко П. Радужные перспективы платежного баланса России / Кравченко П. // Финансовый рынок. - 2008. - №4
37. Михайлов С.В. Современные угрозы и механизм обеспечения эко-номической безопасности российского предпринимательства в оффшорных з о- нах // Вопросы региональной экономики. 2015. Т. 24. № 3. - с. 68-78.
38. Пелькова С.В. Сравнительный анализ налогообложения особых экономических зон в России и странах АТЭС // Sociologie cloveka, 2016, № 3. - с. 56-60, - c. 59
39. Ракитина И.С., Корнева Ж.В., Исмайлова Т.Ю. Необходимость эко-номического обоснования создания особых экономических зон регионального уровня в условиях глобальных вызовов российской экономике // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 3. С. 76-83.
40. Семенов Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал, 1995г., №1. - с.38.
41. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. - Вопросы экономики, 1994, N 12.
42. Станчук И.В. Особенности развития и регулирования оффшорных зон в мировой экономике, курсовая работа, 2014
43. Тагирова М.О., Хафизова А.Р. Особенности налогообложения оф¬фшорных зон на современном этапе развития //Сборник по итогам Междуна¬родного молодежного симпозиума по управлению, экономике и финансам, 2015г.
44. Т етерин Ю. А. Деоффшоризация российской экономики // Молодой ученый, 2015г., №14. - с. 280-282
45. Хараламбос М.П. Социально -экономическая адаптация стран- членов ЕС: проблемы и перспективы (на примере Кипра): дис. на соиск. учёной степени канд. экон. наук. - М, 2011. - 148 с.
46. Хафизова А.Р., Тагирова М.О. Оффшорные зоны в глобальной эко¬номике// Сборник научных трудов по итогам международной научно¬практической конференции, г.Красноярск, 2015 г, - с. 259
47. Хейфец Б. Роль офшоров в глобальной экономике. // Мировая эко¬номика и международные отношения, 2008г., №11
48. Чеботарева З.В., Чикина В.О. Оптимизация налогообложения и особые экономические зоны // Знание. 2016. № 4-3 (33). - с. 44-46.
49. Чернявская Е.Ю., Крылова Т.А. Особенности налогообложения ля резидентов особых экономических зон // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36). - с. 126-130.
50. Щекин Д.М. Антиоффшорные меры в российском налоговом праве: перспективы судебной практики. // Закон, 2013г., № 4. - с. 32-37
51. Farida F. Adigamova, Marina E. Orlova. Saving and Investment Behav¬iour of Households in Russia The Social Sciences/ Year: 2015 Volume: 10 Issue: 6 Page No.: 996-1001
Электронные ресурсы
52. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ре¬сурс] - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/
53. Министерство экономики Республики Татарстан [Электронный ре¬сурс] - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/
54. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
55. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] - Режим до¬ступа: https://www.nalog.ru/rn16/
56. Официальный сайт налоговой службы США [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.irs.gov/uac/News room/IRS Offshore Voluntary Dis- closure+ Efforts Produce $6.5 Billion; 45,000 Taxpayers Participate.
57. Официальный сайт ОЭЗ «Алабуга». [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.alabuga.ru
58. Официальный сайт проекта “Особые экономические зоны” [Элек¬тронный ресурс] - Режим доступа: http://www.russez.ru/oez
59. Оффшорные финансовые сети российского бизнеса [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://institutiones.com/general/1160-ofshornye-
finansovye-seti-rossijskogo-biznesa.html
60. Подоходный налог по странам мира, инфографика [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.calc.ru/Podokhodniy-Nalog-Po-Stranam- Mira-Info grafika. html
61. Формирование внешнего долга российских финансовых организа¬ций (кроме банков), нефинансовых организаций и домашних хозяйств по ссу¬дам и займам (по странам, в которых зарегистрированы нерезиденты) [Элек¬тронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs
62. «Ъ»: Путин поручил прекратить создавать особые экономические
зоны [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www. gazeta. ru/business/news/2016/06/09/n_8740205. shtml
63. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон
за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://economy. gov. ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2015100201
64. Вести. Ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www. vesti. ru
65. Каким будет оффшорный бизнес в 2015 году? [Электронный ре¬сурс] - Режим доступа: https://trust-group.pro/
66. Financial Secrecy Index - 2015 Results[Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www. financialsecrecyindex.com/introduction/fsi-2015 -results
67. Overall ranking and data tables [Электронный ресурс] - Режим досту¬па: http ://www. pwc .com/gx/en/services/tax/paying-taxes-2016/overall-ranking-and-
data-tables.html
68. Signatories of the multilateral competent authority agreement on auto¬
matic exchange of financial account information and intended first information ex¬change date [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http ://www.oecd.org/tax/exchange-of-tax-information/MCAA-S ignatories.pdf.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ