Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ

Работа №44978

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Экономическое содержание особых экономических зон в экономике
России 7
1.1. Сущность особых экономических зон в современной экономике 7
1.2. Факторы, влияющие на функционирование особых экономических
зон 17
1.3. Зарубежный опыт влияния особых экономических зон на развитие
внешнеэкономических связей 26
2. Практика влияния особых экономических зон на развитие внешнеэкономических связей экономики России на примере
Республики Татарстан 39
2.1. Опыт развития особой экономической зоны «Алабуга» как фактор
развития внешнеэкономических связей Татарстана 39
2.2. Многоаспектный анализ становления и развития особых
экономических зон России 48
3. Перспективы развития особых экономических зон и усиление их
влияния на внешнеэкономические связи 64
3.1. Вопросы повышения эффективности функционирования особых
экономических зон 64
3.2. Прогноз развития особых экономических зон и повышение их 72
влияния на внешнеэкономические связи на 5 лет вперед
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложение

Формирование в России рыночной экономики в условиях современной глобализации предполагает активную вовлеченность страны в процесс
международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами нельзя признать
удовлетворительным. Недостаточный уровень инвестиционной,
инновационной активности и научно- технического потенциала доминация топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики. Эффективное использование природных богатств - далеко не достаточное условие устойчивого экономического роста, зачастую отвлекающее внимание от решения других ключевых задач развития. Поэтому одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары.
Сделать Россию способной конкурировать в краткосрочной перспективе с развитыми странами можно путем обеспечения конкурентных преимуществ в определенных отраслях народного хозяйства на местном, региональном, а затем - федеральном и международном уровнях. Определение отраслей народного хозяйства, способных создать конкурентный потенциал для экономики РФ и нуждающихся в государственной поддержке, - важная задача.
Зарубежный опыт показывает, что развитие отраслей промышленности в стране во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности национальной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки.
Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и использования режима особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ).
Устанавливая специальные преференциальные условия на отдельных территориях, возможно обеспечить более интенсивный приток внешних инвестиций и создать необходимые условия для технологической модернизации производства.
Актуальность обусловлена тем, что из 21 ОЭЗ России практически функционируют только 13, при этом результативность их деятельности не во всем является удовлетворительной: объем фактических инвестиций, численность резидентов, количество созданных рабочих мест не соответствует плановым значениям, наблюдается общий низкий уровень деловой активности со стороны предприятий-резидентов, а размер и темпы поступления иностранных инвестиций не соответствуют желаемым. В следствие чего возникает потребность в переосмыслении опыта реализации концепции развития ОЭЗ и эффективного функционирования территорий с особым режимом хозяйствования в рамках экономической системы государства.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении ОЭЗ как функционально ориентированного института системы международных экономических отношений и концептуальном обосновании необходимости применения особенностей режима ОЭЗ на предприятиях страны с целью достижения конкурентных преимуществ и обеспечения возможности интеграции ее в систему мирохозяйственных связей.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующего комплекса взаимосвязанных задач:
- изучение теоретических основ специфики функционирования особых экономических зон России;
- исследование классификационного ряда по видам и характеристикам особых экономических зон с учетом их типологических особенностей;
- проведение многоаспектного анализа функционирования ОЭЗ;
- разработка предложений по повышению эффективности деятельности ОЭЗ;
- обобщение полученных данных и разработка предложений организационно-институционального характера по использованию института ОЭЗ в региональной, национальной и международной экономике.
Объектом исследования выступают особые экономические зоны как организационные структуры и важные институциональные инструменты, влияющие на развитие внешнеэкономических связей России.
Предметом исследования являются экономические отношения, обеспечивающие реализацию функциональных возможностей особых экономических зон для интенсификации внешнеэкономических связей.
Теоретической базой для написания данной выпускной квалификационной работы стали труды таких авторов, как Акопова Е.С., Борисова Л.М., Андреев А.В, Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Тютин Д.В., Худы-Хыски Д., Якунина М.В., Рыбалкина В.Е., Щур О.О., Рыбаков С.А., Павлов П.В., Олейникова И.Н., Архипов А.Ю., Колесникова Ю.Ф., Жиркова С.В. и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Первая глава ВКР изучает экономическое содержание ОЭЗ в экономике России. В данной главе рассмотрены такие вопросы как сущность ОЭЗ в современной экономике, факторы влияния ОЭЗ на развитие ВЭС, а также зарубежный опыт влияния ОЭЗ на развитие внешнеэкономических связей.
Во второй главе изучена практика влияния ОЭЗ на развитие ВЭС экономики России на примере Республики Татарстан. В частности, в практической части оценен опыт развития ОЭЗ «Алабуга» как фактор развития ВЭС Татарстана и проведен разбор методов оценки влияния ОЭЗ на развитие ВЭС в России.
В третьей главе проведен обзор перспектив развития ОЭЗ и усиление их влияния на ВЭС. В данной главе рассмотрены вопросы повышения эффективности функционирования ОЭЗ и составлен прогноз развития ОЭЗ и повышение их влияния на ВЭС на 5 лет вперед.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что мировой опыт развития международных экономических отношений нельзя представить без функционирования свободных (особых) экономических зон - части государственной территории, на которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю. ОЭЗ - это уникальная «мастерская» по формированию и производству тех экономических отношений, которые изначально отсутствуют в стране. Именно в ОЭЗ эти отношения подлежат разработке и апробации, и если они показывают свою эффективность, то могут быть перенесены на всю страну.
В 2005 г. с принятием Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» был определен правовой режим особых экономических зон на территории России, порядок их создания , функционирования и существования, а также установлены особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории.
Создание ОЭЗ в России стало «пробным» проектом внедрения новой инновационной, инвестиционной, налоговой и таможенной политики страны . Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, развития портовой и транспортной инфраструктуры. Создание ОЭЗ ускорит интеграцию Российской Федерации в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах нашей страны.
Посредством создания ОЭЗ государство внедряет новые инструменты налоговой, инвестиционной и бюджетной политики страны, отличные от существующих за пределами зоны. Система льгот, устанавливаемых в ОЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми в ОЭЗ программами и проектами. Важную роль здесь играет предоставление резидентам налоговых и таможенных преференций в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин налогов, снижения налогооблагаемой базы, уменьшения налоговой ставки, отсрочка в уплате налоговых и таможенных платежей, предоставляемая таможенным режимом свободной таможенной зоны и др.
Система предоставляемых резидентам ОЭЗ льгот должна служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих факторов развития. Не всегда принятие решения о предоставлении льгот сопровождается явным желанием государства получить именно экономические дивиденды. Создание льготного режима для предпринимательства не только дает мощный импульс развитию промышленности на территории региона, где расположена ОЭЗ, но и привлекает туда предпринимателей из ближних и более удаленных территорий, а именно способствует развитию межрегиональной кооперации, ведет к расширению сотрудничества смежных отраслей экономики, образованию кластеров. В процессе функционирования ОЭЗ происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, их комплексное развитие. При этом финансовые льготы в ОЭЗ играют если не первостепенную роль для резидентов зон, то обязательно являются важным стимулом для развития деятельности в данных территориальных образованиях.
Правительство РФ заранее определяет разрешенные на ее территории виды предпринимательской деятельности, которые зависят от типа зоны, а также от социально-экономического положения субъекта Российской Федерации и муниципального образования , в границах которого предполагается создать ОЭЗ, стратегии социально-экономического развития региона, характеристики и направления деятельности потенциальных резидентов ОЭЗ. Большую роль при выборе Правительством видов разрешаемой в ОЭЗ деятельности играет институциональный аспект - решение политических и социальных проблем регионов, нахождение компромисса между представителями государства и крупного бизнеса, упрощение административных процедур, улучшение инвестиционного климата в стране.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что несмотря на существующие проблемы эффективности функционирования особых экономических зон России , они являются одним из существенных катализаторов интеграции нашей страны в мировое хозяйство, содействуют как интенсивному, так и экстенсивному росту международной кооперации.



1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. №116-ФЗ. Гл. 1, ст. 3,4.
2. Постановление правительства РФ от 7 июля 2016 года №643 «О порядке оценки функционирования особых экономических зон». п.2.ст.7,8,9,10,11.
Статьи в периодических изданиях
3. Басенко А.М., Таранов П.В. Особые экономические зоны как институциональный инструмент мобилизации инвестиционно-финансового потенциала территориального развития. Финансовые исследования. №50. 2013. С. 115.
4. Вранович Е.В. Инвестиции в особые экономические зоны как механизм привлечения венчурного капитала . // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2015. № 3. С. 40.
5. Егоров В.Е. Туристско-рекреационные особые экономические зоны
Российской Федерации : понятия, перспективы и проблемы в
профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. 2009. №1. С. 75.
6. Жиркова С.В. Развитие особых экономических зон в России как
инструмент повышения инновационного потенциала : недостатки,
преимущества и перспективы. 2015. №7. С. 99.
7. Камдин А.Н. Ельмеева И.Г. Особые экономические зоны : проблемы и особенности функционирования на региональном уровне / Молодой ученый. 2013. №5. С. 317.
8. Коробова О.В. Безпалов В.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы / Журнал аудит и финансовый анализ. 2014. №5. С. 48.
9. Старостина М.И. Проблемы функционирования особых экономических зон в России. // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №8. С. 98.
Книги, монографии
10. Акопова Е. С. Мировая экономика и международные экономи ческие отношения. - М.: Инфра-М, 2014. С. 280.
11. Архипов. А.Ю., Павлов . П.В., Татарова А.В. Нечеткая
экономическая модель оценки инвестиционной привлекательности особых экономических зон. Монография. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. С. 355.
12. Богуславский М.М. Международное частное право. 5-е изд. М.: Юрист, 2004. С. 416.
13. Корнейко О.В., Лю Ин. Сравнительный анализ свободных экономических зон в США, Китае и России в XXI веке. 2017. С. 127.
14. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. - М.: Благовест-В . 2014. С. 248.
15. Кузнецова Е.Г. Статья: «Свободная экономическая зона
«Шеннон»: опыт создания и путь к успеху». 2013.
16. Макарова М.В. Миграционная политика РФ: проблемы ,
тенденции и перспективы развития. Монография. Москва. 2013. С. 312.
17. Олейникова И. Н. Воспроизводственные процессы: вопросы теории и методологии: монография. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ. 2015. С. 234.
18. Павлов П.В. « Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство». 2015. С. 346.
19. Приходько С.В., Воловик Н.П. Консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. Особые экономические зоны. Москва. ИЭПП. 2009. С. 179.
20. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в Росси. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Грант, 2012. С. 247.
21. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 503.
22. Сайпулаева К.Т. Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке. 2013. С. 85.
23. Смитенко Б.М. Международные экономические отношения. - М.: Инфра-М, 2005. С. 488.
24. Щур О.О., Факторы и условия, оказывающие влияние на эффективное функционирование особых экономических зон: обобщение теоретико-методологического опыта. - М.: Грант, 2012. С. 315.
Авторефераты диссертаций
25. Крюкова Е.В. Эффективность функционирования зон с особым
экономическим статусом : автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / Крюкова Екатерина
Викторовна. - Волгоград. 2014.
Учебники и учебные пособия
26. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Учебник для ВУЗов Региональная экономика. Свободные экономические зоны. 2012 г. С. 464.
27. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Тютин Д.В., Худы-Хыски Д., Якунина М.В. Особые экономические зоны. Учебно-методическое пособие. Калуга: Изд- во: Стрельцов И.А., 2016. С. 137.
Электронные ресурсы
28. «Алабуга» - самая эффективной ОЭЗ России. [ Электронный ресурс] / Деловая электронная газета Татарстана. БизнесОнлайн. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/news/373567
29. Ассоциация иностранных инвесторов. Офшорная зона на примере
Венгрии. [Электронный ресурс ] / 2017. - Режим доступа:
https://www.fiabiz.org/single-post/2017/03/25/Оффшорная-зона-на-примере- Венгрии
30. Валиев Ш.З., Неучева М.Ю. Социально-экономическое развитие территории. Оценка состояния и результатов особых экономических зон. [Электронный ресурс] / Электронная версия журнала Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-sostoyaniya-i-rezultatov- funktsionirovaniya-osobyh-ekonomicheskih-zon-v-rossii-za-2014-god
31. Индустриализация 2.0. На примере площадки Особой экономической зоны «Алабуга». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://alabuga.ru/upload/iblock/3eb/industrializatsiya-2.0.pdf
32. Иностранные инвестиции в Татарстан. [Электронный ресурс ] /
Сайт РБК. - Режим доступа:
https://rt.rbc.ru/tatarstan/04/03/2014/55928f239a794751dc833499
33. Министерство экономического развития РФ. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/index?WCM PageSize.044cc a41 -8f15-48af-98f3-32daf9222193=30
34. Меньщикова В. И., Передкова И.В. Методика оценки
результативности функционирования особых экономических зон. [Электронный ресурс] / Социально-экономические явления и процессы. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/metodika-otsenki-
rezultativnosti-funktsionirovaniya-osobyh-ekonomicheskih-zon
35. Особые экономические зоны в экономике России. [Электронный
ресурс] / Электронный журнал Webeconomy. - Режим доступа:
http: //www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=217&type=n ews&top menu=&sb=116&newsid= 1036
36. Особые экономические зоны России. [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/
37. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2012 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/doc20130930 7
38. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/2015100201
39. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2016 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/deposobeczone/2017030704
40. ОЭЗ «Алабуга». [Электронный ресурс] / Инфраструктура.
Официальный сайт. - Режим доступа:
https://alabuga.ru/ru/investors/#residental
41. Павлов П.В. Система показателей оценки функционирования
особых экономических зон. [Электронный ресурс] / Электронная библиотека КиберЛенинка. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-pokazateley-otsenki-funktsionirovaniya- osobyh-ekonomicheskih-zon
42. Передкова И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии региона. [Электронный ресурс] / Электронная библиоткеа КиберЛенинка. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobaya-ekonomicheskaya- zona-i-ee-rol-v-razvitii-ekonomiki-regiona
43. Преференции и льготы резидентам особых экономических зон.
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.xn—
dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/oez lgoty
44. Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инновационного потенциала: недостатки, преимущества и перспективы. [Электронный ресурс] / Электронный журнал КиберЛенинка
- Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZv/razvitie-osobyh-
ekonomicheskih-zon-v-rossii-kak-instrument-povysheniya-innovatsionnogo- potentsila-nedostatki-preimuschestva-i
45. Роль ОЭЗ в развитии региональной экономики России.
[Электронный ресурс] / Электронный журнал «Студопедия». 2015. - Режим доступа: https:ZZstudopedia.ru/9_59302 _rol-svobodnih-ekonomicheskih-zon-v-
razvitii-regionalnoy-ekonomiki-rossii.html
46. Семеняка Я. Привлекательность ОЭЗ для иностранных
инвесторов. [Электронный ресурс] / Электронная версия журнала «ЭЖ- Юрист» №41. 2016. - Режим доступа: https:ZZwww.eg-
online.ruZarticleZ327759Z
47. Страноведческий каталог «Econrus»: Наличие и особенности развития свободных экономических зон страны. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: ZZcatalog.fmb .ruZchinal 2 .shtml
48. Страноведческий каталог «Econrus»: Особенности развития свободных экономических зон. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: ZZcatalo g.fmb.ruZhungary2016-9. shtml
49. Технопарки и особые экономические зоны, как эффективная
форма развития малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http:ZZwww.energy2020.ruZenergy zones activitiesZnews991.php
50. Шмонов Н.Н. Особая экономическая зона в инновационной
структуре Татарстана: состояние и пути развития. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZosobaya-ekonomicheskaya-
zona-v-innovatsionnoy-strukture-tatarstana-sostoyanie-i-puti-razvitiya


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ