При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.
Такие показатели качества товара, как его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания, являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.
Выбор темы данного реферата обусловлен желанием изучить на основе литературных данных роль понятия показатели качества продукции в системе управления качеством, так как проблема качества является определяющей в оценке уровня конкурентоспособности товара.
В последние годы все большее значение приобретают экологические, эргономические, эстетические свойства и характеристики продукции.
Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.
Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции. Производится разностороннее изучение и оценка показателей качества продукции, так как система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.
В данном реферате, мною было раскрыто многообразие направлений оценки показателей качества продукции, оценена их роль в системе управления качеством.
1. Амиров Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции. М: Издательство стандартов, 1996.
2. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
3. Круглов М.Г. “Менеджмент систем качества” 1997.
4. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 1996
5. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. “Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление”. – М: Внешторгиздат, 1993.
6. “Основы управления качеством продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В. П. Соловьев. М.: 1990
7. Справочно-правовая система «Гарант» весна 2008 г.
8. Управление качеством. Учебник. Ильенкова С. Д. и др. - М.: ЮНИТИ, 2004.
9. Управление качеством: Учебное пособие. Ю.И. Ребрин. - Таганрог: ТРТУ, 2004.