Введение с. 3-39
Глава 1. Исторические предпосылки развития духовных традиций Ставропольской губернии с. 40-105
1.1 Слагаемые культурных традиций Ставрополья на этапе его пер - воначального заселения с. 40-54
1.2 Традиции поэтико-музыкального фольклора XIX в с. 55-73
1.3 Отражение социально-политических явлений XX в. в фолькло -
ре региона с. 74-105
Глава 2. Повседневная жизнь населения Ставрополья в фольклорном
контексте с. 106-160
2.1 Особенности праздничных традиций в культуре повседневнос -
ти с. 106-131
2.2 Традиции и формы организации свободного времени с. 132-142
2.3 Обрядовые традициях XX в с. 143-160
Заключение с. 161-167
Приложения с. 168-177
Список источников и литературы с. 178-208
Актуальность исследования. Общеизвестно, фольклор - историчен. Его содержание, тематика, жанры, характер изменчивы в зависимости от особенностей реального времени, знания культур и процессов их взаимовлияния. Фольклор имеет конкретно-историческую окраску и конкретно-исторический смысл. В границах исторических эпох возникали разные произведения устного народного творчества, отражающие исторические события. В.Лесевич в конце XIX в. дал определение фольклору как древнейшему базису культуры, сохранившему «исторические основы всего того, из чего слагается наша духовная жизнь».(1) Глубокое изучение фольклора требует знаний и одновременно способствует раскрытию истории страны, региона, этноса. Знание истории, особенно истории культуры, содействует изучению, сохранению, а значит и обогащению историко-культурного наследия. Оно выступает базой духовного роста.
В данном исследовании фольклор рассматривается как историко¬культурный феномен. Россиянам, испытывающим кризис в духовной сфере, нет иного более эффективного пути его преодоления, кроме осмысления прошлого, извлечения из него всего положительного и активного включения нажитого творчески переработанного опыта в современную действительность.
Человечеством накоплены огромные богатства духовных ценностей. Многое из этого либо не используется, либо вовсе утрачивается. Научная актуальность данной работы обусловлена недостаточным вниманием к фольклору как важнейшему источнику по истории духовной культуры.
Духовная культура исследуемого региона имеет много специфических черт и весьма своеобразна. Необходимость научного изучения традиционного и современного фольклора, устного песенного народного творчества Ставрополья как одного из компонентов духовной культуры назрела давно. Такой интерес вызван и практической потребностью изучения в связи со спецификой геополитического положения региона, сложным и многообразным этническим составом населения. Этим и обусловлено такое богатство и разнообразие духов¬ной культуры.
Вся сложность и многоплановость перечисленных обстоятельств отражается в духовной культуре в целом, а более всего в фольклоре, как наиболее демократичной и восприимчивой ее части. Этим определен научный интерес к истории традиционного музыкально-поэтического и музыкально¬драматического фольклора.
Общеизвестно, что духовная культура способствует формированию нравственных ценностей, основой ее развития служат исторически сложившиеся национальные устои. Ныне многочисленные политические, экономические, социальные мотивы отодвинули заботы о духовной культуре на второй план. Со-временная Россия оказалась перед необходимостью ее восстановления. Не случайно участники прошедшей в Москве научно-практической конференции 1998 г., особое внимание обратили на проблемы духовной культуры накануне нового столетия.(2) На ней была выдвинута задача формирования научного представления об исторических истоках и особенностях региональной культуры. Значимость данной задачи подчеркивалась и на международном симпозиуме о проблемах региональной народной культуры (октябрь 1984 г. Шверин ФРГ).(3)
В центре внимания данного исследования находится духовная культура, культурная традиция, фольклор. Устное творчество, как казачества, так и крестьянства - один из первостепенных источников, отражающих особенности их характера, мышления, восприятия окружающего мира. Духовная культура, в широком смысле слова, рассматривается как совокупный духовный опыт людей. Это религиозные, эстетические, политические и социальные ценности, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Духовные ценности как объекты социокультурного наследия развивают и обогащают традиции, которые рассматриваются через обычаи, обряды. Они наиболее полно отражаются в фольклоре, в народной культуре.
Только в результате широкого исторического изучения можно прийти к выявлению закономерностей развития фольклора, по-настоящему раскрыть все те художественные богатства, которые создал народ. Аналогично говорил Б. Н. Путилов в работе об историческом изучении фольклора.(4) С другой стороны, изучение многовековой истории фольклора должно привести к объективному пониманию современного состояния народного творчества и перспектив его развития. Очевидно, прошлое представляет большой интерес не только само по себе, но и потому, что объясняет настоящее.
Фольклор - устно-поэтический, музыкально-драматический - это существенная часть духовной культуры этноса, отражающая менталитет народа, сложившийся в результате многовекового коллективного творчества посредством устной коммуникации, проявляющейся в множественности индивидуально¬личностных вариантов. В данном исследовании освещаются такие его компоненты как песни, семейные и календарные обряды, используется современная концепция фольклора как синтез словесно-музыкальных, игровых (драматических), словесных видов народного творчества.
Большой временной промежуток позволяет проследить его традиционное бытование в условиях обряда, трудовой деятельности или повседневного быта, трансформированного через деятельность народных коллективов, средства массовой информации в свою новую форму - фольклоризм. Такое же определение дает Каменец А., характеризуя традиционную народную культуру современности.^)
Фольклор характеризуется исторически обусловленным устойчивым содержанием. Его сравнивают с родником, духовно поившим не одно поколение. Именно фольклор сохраняет традиции. Несмотря на устойчивость традиции, он, тем не менее, в различных политических и социальных условиях обогащается, видоизменяется.
Из анализа обширной литературы, материалов фольклорно¬этнографических экспедиций, вытекает ряд следующих выводов.
Фольклор - искусство специфическое, развивающееся под влиянием исторических условий. Именно в исторических событиях народ находит сюжеты для своих сочинений. Отражение реальной действительности есть главный объект, подтверждающий его историчность.
Фольклорные традиции - явления не застывшие. Они систематически обновляются в связи с государственной политикой и экономикой, а также с естественным процессом взаимовлияния этнокультур переселенцев из разных регионов России.
Фольклор универсален и свойственен всем этносам, но у каждого он проходит свой путь развития. Сложность местных фольклорных традиций заключается в волнообразности миграции из Центральной России, где каждый регион обладал к тому же своими специфическими особенностями духовной культуры - внутрирусскими и более широкими внутриславянскими.
История свидетельствует, что любой этнос изначально открыт к восприятию опыта соседа. Он открыт для обогащения и развития, что вовсе не означает насильственную утрату былых своих проявлений и качеств. Эти процессы наблюдается и в народном творчестве.
Совместная деятельность в сообществе способствовала ассимиляции традиций, обрядов, песен, обогащала художественную палитру каждой этнической социальной группы. Но эти группы, тем не менее, продолжают оставаться самобытными, оригинальными, т. к. сохраняют в народном творчестве большую часть основного традиционного материала, заимствуя только отдельные элементы другой культуры. В большей степени это относится к сопоставлению российского центрально-черноземного крестьянства, донского и хоперского казачества. В XX в. на исследуемой территории сформировалось качественно новое культурное явление - культура повседневности пограничного Ставрополья.
Фольклор точнее других форм духовной культуры отображает особенности исторической эпохи, общества, сословий и т. д. в нем достовернее сохраняются исторические события, ярче отображается настроение масс. Никакая форма духовной культуры не передает так зримо, например, образ казака как казачья песня, дух народа как традиция ярмарочных гуляний.
В этом историческом явлении четко прослеживаются глубокие межэтнические связи с кавказскими горцами и степняками Предкавказья (ногайцами, туркменами). Культура этих народов очень отличается от культуры российских переселенцев.
Исследование показало, что в тех населенных пунктах, где русское население доминировало, великорусское начало музыкально-поэтического творчества стало преобладающим.
Жанры, темы, традиции народного творчества изменяются вместе с историей. На одном временном промежутке истории, например XIX в., преобладающими становятся исторические, военные, походные песни, отражающие события Кавказской войны, бытовые реалии того времени. XX век породил новые жанры: городской романс, частушки. Общественная и семейная жизнь более кратко, метко и образно воплощалась в текстах народных произведений.
На состоянии фольклорных традиций сказалась и городская культура. Приезжающие в села рабочие, торговцы, рост материального благосостояния содействовали развитию, видоизменению поэтико-музыкальных и музыкально-драматических традиций. Появились новые сюжеты, образы, действующие лица, соответствовавшие новому времени. Традиционные песни величального характера прославляли передовиков предприятий, достигнутые результаты, высмеивали лень, халатное отношение к труду. Содержание произведений отражало новые взаимоотношения между людьми. Повседневная жизнь продолжала существовать в двух типах обрядности: связанных с хозяйственной деятельностью и главными периодами в жизни человека. Но социальные события 1917 г., изменившиеся исторические и экономические условия жизни вытеснили дореволюционную обрядовую поэзию, она перестала быть обязательной для всех членов общества.
Во второй половине XX в. такие праздники как рождество, масленица вновь возвращались в обрядовую традицию, но из них полностью исчезла магическая, заклинательная сторона. Они стали массовыми праздниками, веселой забавой.
Культура подверглась сильному идеологическому воздействию. Социалистическая культура оценивала традиционный фольклор как пережиток прошлого и ставила перед коллективами новые задачи: отражать в искусстве актуальность современной жизни, создавать новые произведения, направленные на формирование современного нравственного облика человека.
Постепенно преодолевалась грань между исполнительством народным и профессиональным, в то время как в первом было немало великолепных красок, интонаций, местных многоцветий языка, звучания, традиций. Авторские произведения как отклик на современность рождались постепенно и новые образы, события, действующие лица просто заменяли старые в традиционных народных произведениях. Каждой ступени истории соответствовали свои изменения в фольклоре.
Государственный архив Краснодарского края (ГАКК):
1.1. ГАКК. Ф. 249 Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска; I.2. ГАКК. Ф. 250 Войсковая канцелярия Черноморского войска; I.3. ГАКК. Ф. 252 Войсковое правление Кубанского казачьего войска; I.4. ГАКК. Ф. 396 Войсковой штаб Кубанского казачьего войска; I.5. ГАКК. Ф. 460 Кубанский областной статистический комитет.
Государственный архив Ставропольского края (ГАСК):
I.6. ГАСК. Ф. 22 Главный смотритель меновых дворов и карантинов по Кав¬казской линии; I.7. ГАСК. Ф. 55 Кавказская палата государственных иму- ществ; I.8. ГАСК. Ф. 58 Ставропольское губернское по крестьянским делам присутствие; I.9. ГАСК. Ф. 79 Общее управление Кавказской областью; I.10. ГАСК. Ф. 80 Ставропольский губернский комитет; I.11. ГАСК. Ф. 101 Кан¬целярия Ставропольского губернатора; I.12. ГАСК. Ф. 147 Волостное правле¬ние Ставропольской губернии; I.13. ГАСК. Ф. 293 Волостное правление Ставропольской губернии - продолжение; I.14. ГАСК. Ф. 459 Ставрополь¬ская казенная палата; I.15. ГАСК. Ф. 3815 Ставропольский краевой Дом на¬родного творчества.
Архив Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве (СГКМ):
I.16. СГКМ. Ф. 50 Фольклорно-этнографическая экспедиция по Ставрополь¬скому краю студентов СГУ за 1984 - 1989 гг.; I.17. СГКМ. Ф. 54 Казачество на Северном Кавказе, Народонаселение Ставропольской (Кавказской) губернии.
177
Документы по истории казачества (газетные статьи, заметки из истории каза¬чества на Ставрополье); I.18. СГКМ. Ф. 231 Великая Отечественная война на Ставрополье 1941 - 1945 гг.; I.19. Д. 21740 Карта колонизации Кавказа 1804 г. с показом границ уездов, поселений - казачьих, государственных крестьян и крестьян помещичьих с указанием года основания, составленная Собриев- ским; I.20. СГКМ. Д. 4446 Карта первых казачьих поселений на Северном Кавказе; I.21. СГКМ. Материалы полевых фольклорно-этнографических экс¬педиций студентов Ставропольского педагогического института по Ставропольскому краю 1970-1989 гг.
II. Опубликованные материалы
11.22. Записки Русского Географического Общества. Изд. 2-е, кн. 1-2. - СПб., 1849. - 259 с.; 1863. - Кн. 2. - С. 87-91; 1897. - Кн. 19. - С. 86-114.
11.23. Кубанский сборник. Труды Кубанского обл. стат. комитета. // Ред. Е. Д. Фелицын. - Т. 1. - Екатеринодар, 1891. - С. 1-207; Т. 3. - 1894; Т. 4. - 1897. - 96 с.; Т.6. - 1898. - 217 с.
11.24. Обзор Ставропольской губернии за 1912 г. по данным Ставропольского стат. комитета. - Ставрополь, 1913.
11.25. Памятная книжка Ставропольской губернии на 1893 г. - Ставрополь, 1898. - Отд.2.
11.26. Памятная книжка на 1898 г. - Ставрополь, 1898. - Отд. 2.
11.27. Сборник материалов местностей и племен Кавказа. - Вып. 1. - Отд. 1, 2
- Тифлис, 1881. - 216 с.; Вып. 3. - Тифлис, 1883. - 518 с.; Вып. 5. - Отд. 1. - Тифлис, 1886. - 541 с.; Вып. 6. - Отд. 1. - Тифлис, 1888. - 339 с.; Вып. 23. - Тифлис, 1897. - 730 с.; Вып. 29. - Отд.3. - Тифлис, 1901; Вып. 33. - Отд. 2. - Тифлис, 1904. - 676 с.; Вып. 36. - Отд. 2. - Тифлис, 1906. - 687 с.; Вып. 39. - Отд.2. - Тифлис, 1908. - 639 с.; Вып. 44. - Отд. 1 - Тифлис, 1915. - 477 с.
11.28. Сборник сведений о Северном Кавказе: Материалы исторические, гео - графические, этнографические, статистические, экономические и пр. // Став -
178
ропольский губернский стат. комитет. - Ставрополь: Тип. наследников Берк,
1906. - Т. 1. - С. 1-16; Т. 7. - С. 3 -18.
II. 29. Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. - Вып. 1.
- Ставрополь, 1868. - Отд. 1. - С. 123-138, 147-153; Вып. 2. - 1869. - Отд. 2. - С. 5-89, 31-62; Вып. 3. - 1870. - Отд. 1. - С. 49-83; Вып. 4. - 1871. - Отд.2. - С. 6-12, 56-58, 116-132.
III. Справочные издания
III. 30. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 26. Каза¬ки. - М., - Т. 34. Линейные казаки - М.,1993. - 705 с.; Казаки. - Т. 26. - 882 с.
111.31. Казачий словарь - справочник. Изд. А. И. Скрылов, Г. В. Губарев - Т.1.
- Репринтное воспроизведение изд. Кливленд, Огайо, США, 1966 г., Сан Ан- сельмо, Калифорния, США, 1968. - М.: ТО «Созидание», 1992. - 286 с.
111.32. Бычков А.А Энциклопедия языческих богов: Мифы древних славян. - М.: Вече, 2000. - 400 с.
111.33. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Науч. ред. В. Я. Петрухин, Т. А. Агапкина, Л. Н. Виноградова, С. М. Толстая - М.: Эллис Лак, 1995. - 416 с.
111.34. Советские традиции, праздники и обряды: Словарь - справочник // Сост. Б. В. Попов- Киев: Политиздат Украины, 1988 - 224 с.
111.35. Ставропольская книга 1853 - 1917 гг. Материалы к репертуару дорево-люционной книги Ставрополья 1853 - 1917 гг. (справочное издание) // Отв. ред. Л. П. Дуренко. Сост. М. В. Агаркова, Т. Ю. Кравцова, Т. Н. Кузьменко. - Ставрополь: СКУНБ им. М. Ю. Лермонтова, 2002. - 272 с.
111.36. У этнической карты Ставрополья. Казачество // Ред. кол. А. Б. Белин¬ский, В. А. Водолажская, Н. А. Охонько и др. Отв. ред. В. В. Госданкер. - Ставрополь, 2002. - 244 с.
IV. Периодические издания
179
Газеты
IV. 37. Заветы Ильича Александровского района за 1983 г.; 1984 г.; 1995 г.; 1999 г.
IV. 38. Знамя труда Новоалександровского района за 1977 г.; 1987 г.
IV. 39. Кавказская здравница за 1992 г.
IV. 40. Кавказский край за 1910 г.
IV. 41. Комсомольская правда за 1936 г.
IV. 42. Кубанские областные ведомости (Екатеринодар). - 1847 г.; 1891 г.; 1897 г.; 1901 г.
IV. 43. Культура, 1998 г.
IV. 44. Молодой ленинец. за 1959 г.; 1975 г.
IV. 45. Приложение к «Терским ведомостям» (Владикавказ) за 1912 г.
IV. 46. Северный Кавказ (Ставрополь) за 1886 г.; 1889.; 1892 г.; 1893 г.; 1896 г.; 1898 г.
IV. 47. Советская Россия за 1995 г.
IV. 48. Ставропольские губернские ведомости (Ставрополь) за 1866 г.; 1878 г.; 1880 г.; 1898 г.
IV. 49. Ставропольская правда за 1945 г.; 1951 г.; 1953 г.; 1958 г.; 1960 г.; 1964 г.; 1966 г.; 1968 г.; 1971 г.; 1976 г.; 1979 г.; 1980 г.; 1986 г.; 1998 г.
IV. 50. Терские ведомости за 1884 г.
Журналы
IV. 53. История СССР - М., за 1987 г.
IV. 54. Киевская старина - Киев, за 1883 г.; 1889 г.
IV. 55. Русский вестник за 1872 г.
IV. 56. Советская музыка - М., за 1956 г.; 1956 г.; 1965 г.
IV. 57. Советская этнография - М., за 1951 г.; 1960 г.; 1963 г.; 1964 г.; 1971 г.; 1980 г.; 1982 г.; 1985 г.
180
IV. 58. Этнографическое обозрение - М., за 1996 г.; 1998 г.
V. Нотная литература
V. 59. Боевые песни русского солдата: С прибавлением песен бытовых // Со-брал, с голоса на ноты положил Г. М. Попов. - 3-е изд. - СПб.: Изд-во В. Бе-резовского, 1902. - Вып. 16. - 436 с. (с. 430-436 песни, записанные на Ставро¬полье, Кубани, Дону, Тереке).
V.60. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков (собрал и обработал для хора, сольного исполнения в сопровождении фортепиано А. Д. Бигдай). - М.: Ното- печатня В. Гроссе, 1896. - Вып. 1 - 4. - 516 с.; 1897. - Вып.5 - 8. - 500 с.; 1898. - Вып. 9 - 14. - 635 с.
V.61. Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. - Т. 2. Песни линейных казаков. Ред. Захарченко В. Г. - Краснодар: Советская Кубань, 1995. - 530 с.
V. 62. Воспой, воспой в садику соловьюшек // Составитель Т. Новикова. - М.: ВХО, 1985. - 56 с.
V. 63. Гребенцы в песнях. Сборник бытовых, любовных, обрядовых и скомо-рошьих песен гребенских казаков // Собрал Ф. С. Панкратов - Владикавказ, 1895. - 185 с.
V. 64. Захарченко В. Г. Песни станицы Кавказской, записанные от А. И. Сидо-ровой. - Краснодар: Советская Кубань, 1993. - 336 с.
V. 65. Зоренька - зарница // Сост. А. Антипова. - М.: ВХО, 1989. - 60 с.
V. 66. Кавказские военные песни // Собрал В. Неведомич. - Одесса: Кн. изд-во
А. А. Ивасенко, 1915. - 31 с.
V. 67. Казачья сторонка. Сборник казачьих песен ст. Курской // Сост. Л. Боб- рышова. - Ставрополь: СКДНТ, 2003. - 90 с.
V. 68. Концевич Г. М. 40 малорусских трехголосных песен: репертуар кубан-ского войскового певческого хора. Составил и обработал для хора без сопро - вождения Г. Концевич. - М.: Нотопечатня В. Гроссе, 1910. - Вып. 4. - 56 с.; 1911. - Вып. 5. - 60 с.
181
V. 69. Музыка народной души // Сост. В. Алексеева, Л. Бобрышова. - Ставро-поль: КЦНК, Кавказский край, 1995. - 39 с.
V. 70. Песни донских и кубанских казаков // Сост. С. Богуславский, И. Шишов.
- М: Музгиз, 1937. - 110 с.
V. 71. Песни казаков Кубани. Зап. и подготовка к печати И. Ф. Варравы. - Ред.
В. М. Сидельникова. - Краснодар: Кн. изд-во, 1966. - 326 с.
V. 72. Песни краевого хора терских казаков. - Пятигорск, 1936. - 52 с.
V. 73. Пивоваров А. Донские казачьи песни. - Новочеркасск, 1885. - 120 с.
V. 74. Поет хор // Сост. Л. А. Антипова. - М.: Советская Россия, 1987. - 96 с.
V. 75. Русская народная песня. Хрестоматия. Сост. С. Браз. - М.: Музыка, 1975. - 120 с.
V. 76. Русские народные песни, записанные на Ставрополье. Сост. Якоби Л. А. - Ставрополь: Кавказский край, 1997. - 88 с.
V. 77. Сборник кавказских песен // Собрал М. П. Колотилин - Тифлис: Лито-графия К. И. Месхиева, 1907. - 80 с.
V. 78. С разгиру гора // Сост. Л. Бобрышова, Н. Дмитриева. - Ставрополь: КЦНТ, 1997. - 56 с.
V. 79. Сторонка родная // Сост. Е. Зосимова. - М.: ВХО, 1974. - 58 с.
V. 80. Томаревский И. И. Песни казаков. - М.: Тип. А. А. Левенсона, 1911. - 336 с.
V. 81. Школьный сборник русских народных песен для среднего и старшего возраста.- М.: Изд. Музыкально-этнографической комиссии, 1910. - № 22 -
35. - 56 с.
V. 82. Якоби Л. А. Ставропольские напевы. - Ставрополь: КЦНТ, ГП ИПФ Ставрополье, 1998. - 80 с.
VI. Полевой материал, собранный автором
VI. 83. Материалы полевой фольклорно-этнографической экспедиции (МПФЭЭ) в ст. Баклановскую Изобильненского района Ставропольского
182
края 1990-1991 гг.
VI. 84. МПФЭЭ с. Донское Труновского района Ставропольского края 1988¬1989 гг.
VI. 85. МПФЭЭ ст. Новомарьинскую Шпаковского района Ставропольского края 2003 г.
VI. 86. МПФЭЭ в ст. Новопавловскую Кировского района Ставропольского края 1995 г.
VI. 87. МПФЭЭ в ст. Расшеватскую Новоалексаедровского района Ставро-польского края 1992-1994; 1997-2001 гг.
ЛИТЕРАТУРА I. Монографии, сборники, статьи
1.1. Абаза К. К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Очерки из истории стародавнего казацкого быта в общедоступном изложении. - СПб., 1890. - 368 с.
1.2. Азадовский М. К. История русской фольклористики // Вступ. статья В. Жирмунского. - М.: Учпедгиз, 1958. - Т. 1. - 479 с.; Т. 2. - М.: Учпедгиз, 1963. - 363 с.
1.3. Аксюк С. Творчество и фольклор // Советская музыка, 1956. - № 5. - С. 27
- 33.
1.4. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и мате - риалов. - Л., 1980. - 224 с.
1.5. Алферов В. Н., Чекменев С. А. Степная вольница: Из истории земли Став-ропольской. - Ставрополь: Кн. изд - во, 1978. - 168 с.
1.6. Анашкина С. Свадебная обрядность донецких казаков // Традиционное и современное народное музыкальное искусство: Сб. трудов ГМПИ им. Гнеси- ных. - М., 1976. - Вып. 24. - С. 113-136.
183
1.7. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник. - М.: Высшая школа, 2001. - 726 с.
1.8. Аникин В. П. Теория фольклорной традиции и ее значение для историче¬ского исследования былин. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 331 с.
1.9. Анохина Л. А. Быт городского населения средней полосы РСФСР в про¬шлом и настоящем // Л. А. Анохина, М. Н. Шмелева, АН СССР. - М.: Наука, Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая, 1977. - 359 с.
1.10. Апухтин И. Присоединение Кавказских земель к России // Сост. И. Апух¬тин. - Пятигорск, 1903. - 17 с.
1.11. Аусский С. Казаки. Особое сословие. - М.: Олма-Пресс, СПб: Изд. дом Нева, 2002. - 447 с.
1.12. Багдасарова А. Б. О некоторых этнических особенностях культурной жизни казаков: Песенный фольклор // Проблемы возрождения казачества. Сб. ст. II Всероссийской науч.- практ. конференции. - Ставрополь, 1992. - С. 70 -
75.
1.13. Баландин А. И., Якушкин П. И. Из истории русской фольклористики. - М., 1969. - 333 с.
1.14. Белецкая Е. М., Великая Н. Н., Виноградов В. Б. Календарная обрядность терских казаков // ЭО, 1996. - № 2. - С. 50 - 63.
1.15. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 9-ти т. // Ред., вст. статья
Н. К. Гей. - М.: Художественная литература, 1979. - Т. 5. - 631 с.
1.16. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. - 2-е изд. - М.: Молодая гвар¬дия, 1989. - 293 с.
1.17. Белоградский В. Село Благодарное // Сб. стат. сведений о Ставрополь¬ской губ. - Ставрополь, 1868. - Вып. 1. - Отд. 1. - С. 130-138.
1.18. Бельский С. Село Ново-Павловское Медвеженского уезда, Ставрополь¬ской губернии // СМОМПК. - Тифлис, 1897. - Вып. 23.- Отд. 2. - С. 73 - 87.
1.19. Бентковский И. В. Гребенцы. Историческое исследование. - 2-е изд. - М., 1889. - 39 с.
1.20. Бентковский И. В. Заселение бывшего Кавказского линейного казачьего
184
войска // СГВ, 1882. - № 3, 6, 8 - 11.
1.21. Бентковский И. В. О значении хуторов в крестьянском хозяйстве Ставро-польской губернии // СГВ, 1878. - № 19. - С. 2.
1.22. Бентковский И. В. Историко-статистические сведения о селе Безопасном. // Сб. стат. сведений о Ставропольской губернии. - СПб., 1869. - Вып. 2. - Отд. 1. - С. 31-62.
1.23. Бентковский И. Кавказская губерния во времена А. П. Ермолова с 1816 г. по 1824 г. - Б/м, б/г. - 8 с.
1.24. Бентковский И. Статистико-этнографический путеводитель по Ставро¬польской губернии с приложением дорожной карты. - Ставрополь, 1883. - Вып. 10. - 452 с.
1.25. Бентковский И. Ставропольская губерния. Список населенных мест по сведениям 1873 г. // Сост. И. Бентковский. - Ставрополь, 1874. - 158 с.
1.26. Бирюков И. А. Несколько глав из истории Волжского казачьего войска (численный состав и служба) // Приложение к Терским ведомостям. Записки терского общества любителей казачьей старины.- Владикавказ, 1914. - № 1. - С. 1-28.
1.27. Близнюков П. Станица Бесленеевская Майкопского уезда Кубанской об¬ласти // СМОМПК. - Тифлис, 1888. - Вып. 6. - С. 133 -152.