Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА: СЕМАНТИКА, СТРУКТУРА, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АРХИВА «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА В НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ»)

Работа №59465

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Речевой этикет как объект лингвистического исследования 6
1.1. Этикет, речевой этикет, вежливость. Понятие речевого этикета 6
1.2. Речевой этикет и речевая ситуация 11
1.3. Функции речевого этикета 15
1.4. Грамматический статус единиц речевого этикета 18
1.5. Типы знаков речевого этикета 22
1.6. Специфика материала «Архива “Духовная культура Русского Севера”:
сбор, классификация, описание 25
1.7. Выводы по главе 27
Глава II. Народный речевой этикет и культура общения 29
2.1. Ситуации народного речевого этикета 29
2.1.1. Формулы-универсалии: семантика и ситуативность 30
2.1.2. Ситуативно-обусловленные формулы 33
2.2. Структура и особенности функционирования формул народного речевого
этикета 52
2.2.1. Вариативность и сочетаемость ФРЭ 52
2.2.2. Диалоговые единства ФРЭ 63
2.2.3. Модальность ФРЭ 66
2.3. Выводы по главе 68
Заключение 71
Библиография 75
Список литературы 75
Словари 79

В современном мире в его многообразии межличностных отношений и собственно способов коммуникации наблюдается и соответствующий количественный рост коммуникативных ситуаций. Каждая ситуация подразумевает наличие определённых стереотипных языковых культурно значимых единиц, которые реализуются в большинстве вариантов той или иной ситуации коммуникации, при этом помогая собеседникам поддерживать положительную тональность общения. Совокупность таких стереотипных единиц и правила их использования мы называем речевым этикетом (здесь и далее - РЭ).
Исследователи предлагают различные определения «речевому этикету». Одно из самых используемых (устоявшихся) в исследовательской литературе определений принадлежит Н.И. Формановской, пожалуй, впервые в нашей науке уделившей специальное внимание РЭ как самостоятельной единице лингвистического исследования: «Под речевым этикетом понимается микросистема национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности». Ей принадлежат многочисленные работы по русскому речевому этикету, в которых рассматриваются различные аспекты РЭ, в том числе - история его становления и современное состояние.
Речевой этикет, как социально-лингвистическое явление, отражающее в том числе национальные черты народа, нашел отражение в трудах многих ученых, в числе которых следует особенно отметить работы А.А. Акишиной (в соавторстве с Н.И. Формановской), В.Е. Гольдина, И.А. Стернина,
A.Г. Балакая, В.В. Колесова, В.Г. Костомарова, С.И. Львовой, B.Е. Янышева, Ф. Паппа и мн.др.
В рамках данной работы исследуются формулы речевого этикета, бытующие на территории Русского Севера. Для нашей работы данное положение имеет большое значение, так как это особая географическая зона с культурно-исторической точки зрения, характеризующаяся рядом признаков различной онтологии, в том числе - лингвистического свойства. «С точки зрения диалектологической - это районы, в которых проживают носители севернорусских диалектов. С точки зрения этнографии - территория, на которой был распространен комплекс севернорусской традиционной бытовой культуры, по своей географической конфигурации весьма сходная с зоной севернорусских диалектов. <.> Севернорусские области сформировались как естественное хранилище народных бытовых традиций и народной художественной культуры. Они прославились замечательными образцами народной архитектуры, вышивки, резьбы, отчасти росписи. Здесь были открыты всемирно известные русские эпические песни (былины), записано большое количество старинных народных песен, причитаний и сказок, отличающихся неповторимым своеобразием и высокими художественными до стоинствами».
Итак, объектом настоящего исследования являются единицы (формулы) народного речевого этикета, отобранные из текстов, представленных в Архиве «Духовная культура Русского Севера в народной словесности» (СДК) кафедры русского языка СПбГУ В силу особенностей экспедиционного вопросника собранный материал отличается особой спецификой. Большая часть формул является благопожеланиями - «принятыми в данном социуме устойчивыми формулами, содержащими пожелание добра одним лицом в адрес другого лица». Ритуал благопожелания как одна из форм малоизученной «полуфразеологии» является «сложным социально-обрядовым феноменом».
Предметом исследования является структура, семантика, а также особенности функционирования формул (единиц) народного РЭ.
Материалом послужили тексты (беседы), извлеченные из Архива СДК, объединенные по тематике в рубрику «Устойчивые выражения народного этикета». Среди общего материала СДК (просмотрены все имеющиеся экспедиционные материалы, с 1984 по 2008 год - 39 папок Архива) путем сплошной выборки с учетом отмеченной группы вопросов сформировался корпус интервью, содержащих ФРЭ. Таким образом, удалось отобрать 127 текстов и 191 пример употребления ФРЭ.
Научная новизна и актуальность данной работы заключается в первую очередь в привлечённом материале, который в выбранном аспекте впервые вводится в научный оборот. Диалектный характер материала, его культурно исторический колорит, добавляет ему признаков, позволяющих при их описании судить, в том числе, о значительном фрагменте диалектной картины мира, исследование которой, безусловно, можно признать весьма актуальным для современной когнитивной лингвистики. Как отмечает Л.Ю. Зорина, «народный речевой этикет представляет собой динамическую систему, весьма устойчивую, но трансформирующуюся, изменяющуюся во времени и пространстве» . Сравнение формул РЭ, используемых в одинаковых коммуникативных ситуациях, но записанных на разных территориях этой географически обширной зоны, причем в разное время, даёт возможность установить динамику «культурной значимости» РЭ на территории Русского Севера.
Цель работы - исследовать состав, семантику и функционирование формул речевого этикета на материале Архива СДК.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теорию вопроса: область применения РЭ, место РЭ среди коммуникативных единиц русского языка; структурные и функциональные особенности народного РЭ; особенности функционирования благопожеланий в фольклорной коммуникации;
2. Выделить в рассматриваемых текстах формулы РЭ; классифицировать формулы по ситуативной детерминированности;
3. Описать и проанализировать структурно-семантические особенности формул РЭ.
4 . Исследовать степень вариативности этих формул в рамках одной ситуации;
4. Проанализировать особенности функционирования единиц РЭ в исследуемых текстах Архива СДК;
В качестве методов работы были использованы метод сплошной выборки, с помощью которого вычленялись единицы изучения; контекстуальный анализ, применяемый к формулам РЭ (выделение моделируемой ситуации); дескриптивный анализ единиц РЭ; структурный анализ применительно к анализу формул РЭ; сопоставительный (сравнительный) анализ данных, полученных в результате анализа единиц РЭ.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и словарей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель работы заключалась в рассмотрении формул народного РЭ как элементов единой народной (диалектной) коммуникативной системы на материале фонда Архива СДК.
В ходе работы выяснилось, что большая часть ФРЭ, выявленных в материалах Архива, функционально и тематически близки благопожеланиям- приветствиям, что отчасти обусловлено содержательными особенностями экспедиционного вопросника.
Исторически благопожелание восходит к ритуально-магическим практикам и является вербальным проявлением социального феномена, именуемого «дарообменом» . В нашем материале подобный обмен иллюстрируют диалоговые единства, причем зачастую этот обмен в количественном отношении представляет собой максимально симметричную структуру: даритель «получает» ровно столько же, сколько пожелал принимающему: Сто локот на пришвицу - Сто женихов под окошко!
Совокупность коммуникативных ситуаций НРЭ и общего РЭ заметно отлична. Ситуативное поле использования формул НРЭ шире, богаче и глубже. Так, в народной речи ситуация стирки и полоскания белья или доения коровы маркируется определёнными речевыми клише, функционирующими как пожелание удачи в какой-либо деятельности. Народная культура онтологически диалектна, однако не следует забывать, что она активно взаимодействует с культурой элитарной, массовой. Соответственно, в рамках фольклорной коммуникации реализуются как диалектные, территориально ограниченные в использовании формулы, так и общеупотребительные (пусть и снабженные особыми пометами, типа устар.). Именно диалектная лексика маркирует благопожелание как фольклорное, а также создаёт поистине народный колорит любой речевой единице, этикету - в том числе. Использование же того или иного слова обусловлено темой ситуации(пожелание успеха, удачи, здоровья) и связано с деятельностью адресата (швейная, ткацкая работа, чаепитие, посещение бани и пр.): Спех за крёснами1!, Спорынья2в квашню!.
Значения благопожеланий без диалектных элементов, как правило, достаточно прозрачны; даже изолированно (вне контекста) они опознаются как формулы, связанные с той или иной ситуацией. Но встретились интересные случаи, когда информант дает толкование, не соответствующее общепринятому: Я стираю, так идут и говорят: «Ой, Лида, беленько». «Беленко» - это значит «Дай бог здоровья». (Новосёлок, V, 106-107, Ленингр.обл., Лодейнопол. р-н, 1999). Для информанта эта формула ещё ситуативно-обусловленна, однако её смысловая наполненность уже стёрта. Другой похожий случай: информант использует формулу в ситуации, к использованию этого благопожелания не располагающей: Если ткачиха затыкала (начала ткать - А.Ш.), а в это время кто зайдет, то говорили: «Сиденье вашему», а она и ответит: «Сидят по-нашему». Гость и садился, чтоб полотно хорошо садилось (I, 74, Сковятино, Вологод.обл., Черепов.р-н., 1987)3. И в первом и во втором случае носитель языка демонстрирует некие знания - наивную этимологию и наивное толкование семантики формул. В то же время говорящий понимает / чувствует, выражает и даже мотивирует использование благопожелания, отмечая при этом положительный характер формулы. Эта особенность связана, в первую очередь, с ментальными характеристиками русского человека. «В русской речевой практике положительные коннотации являются если не преобладающими, то весьма весомыми, что находится в непосредственной связи с существованием традиционной национально маркированной речевой тактики, имеющей своим кодом доброжелательность. Это наблюдается в общенародном речевом узусе, особенно же отчётливо обнаруживается в народной речи - в говорах и фольклоре».
По своей структуре благопожелания не являются замершими (законсервированными) формами. Их способность к вариативности выражается при помощи осложнения указанием на адресата, сужением и/или расширением компонентного состава, а также соединением нескольких формул в единую структуру либо в цепочку (нанизывание):
• Помоги/Помогай (Вам/тебе) Бог/Боже;
• Спица в нос - Спица в нос да пара колёс - Спица в нос да пара колёс, две оси разорвало б твои ноздри;
• Счастливо тебе, с Богом, добрый путь, будьте здоровы.
Одной из ярких черт, свойственных некоторым благопожеланиям, Л.Ю. Зорина называет ярко проявленную эстетическую функцию - «отражение средствами языка окружающей действительности и отдельных её явлений с позитивной, эстетической, привлекательной стороны» . Функция реализуется в случае символизации компонентов благопожеланий, в рамках диалоговых единств: Море под коровой! - Река молока! Здесь море символизирует большое, неизмеримое количество молока.
К способам реализации эстетической функции можно отнести метрические параметры благопожелания: ритм и рифму. Они, как известно, являются одними из наиболее действенных средств, позволяющих запомнить и в будущем с лёгкостью воспроизвести фразу. Для благопожелания как коммуникативной единицы лёгкая воспроизводимость имеет большое значение.
Бог - на / по - мощь!; Труд - на / поль - зу! - 2-хстопный хорей;
Хлеб с - соль / ю, лоб / с мо - золь - ю! - 3-хстопный ямб с наращением;
Спорынья в квашню! - Сто рублей в мошну! - рифмующиеся слова квашню /мошну.
Иногда в пользу метрической звучности благопожелание жертвует нормативным (литературным) ударением (перетягивание ударения на предлог): На - бе /ло! Бог / на- по/мощь! (4-хстопный хорей с усечением).
Все благопожелания формально входят в зоны разных (пусть и родственных) модальностей. Однако в контексте модальность нивелируется в силу народной традиции, а также функциональных особенностей благопожелания. Одним из основополагающих критериев для выделения ФРЭ, а именно благопожеланий, как некой совокупности является функционирование: формулы содержат коммуникативное намерение доброго пожелания в адрес собеседника. И воспринимаются такие формулы (вне зависимости от формы и структуры) как благопожелания.
В науке благопожелания, в том числе и диалектные, не раз становились объектом исследований, но теория вопроса до сих пор не описана. Поэтому имеется известная перспектива в более глубоком и детальном анализе материала, на основании которого будет сформирована теоретическая база для дальнейших исследований народного речевого этикета.



1. Агапкина Т.А. Благопожелание // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. С.41.
2. Агапкина Т.А., Виноградова Л.Н. Благопожелание: ритуал и текст // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С.168-207.
3. Акишина A.A., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975.
4. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. Ростов- на-Дону, 1964.
5. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно¬семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.
6. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001.
7. Балакай А.Г. Русский речевой этикет и принципы его лексикографического описания: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Орёл, 2002.
8. Белов В.И. Уха // Бухтины вологодские завиральные. М., 1988.
9. Берестнев Г. И. Языковая реконструкция идеологии сакрального: СПОРИНА // Филологические науки. Тамбов, 2007. № 5. С.14-23.
10. Богатырёв П.Г. Язык фольклора // Вопросы языкознания. М., 1973. №5. С.106-116.
11. Богданов К.А. Чиханье: явление, суеверие, этикет // Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001. С.181-241.
12. Бродский М.Ю. Лексическая энантиосемия в сопоставительном аспекте (на материале современного английского и французского языков): автореф. дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998.
13. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947.
14. Волоскова С.Е. Севернорусская быличка: структура текста, языковые характеристики жанра. СПб., 2004.
15. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
16. Гребенщикова Н.С. История русского приветствия (на восточнославянском фоне). Гродно, 2004.
17. Гришанова В.Н. Речевой этикет говора как элемент народной культуры // Славянский альманах 1997. М., 1998. С.307-312.
18. Гусев В.Ю. Типология императива. М., 2013.
19. Дурново Н.Н. Избранные работы по истории русского языка. М., 2000.
20. Зорина Л.Ю. С малиновой речью // Русская речь. 1992. №1. С.91-95.
21. Зорина Л.Ю. К проблемам изучения народного речевого этикета в вологодских говорах // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.2. Языкознание. 2011. № 1 (13). С.72-78.
22. Зорина Л.Ю. Вологодские диалектные благопожелания в контексте традиционной народной культуры. Вологда. 2012.
23. Зорина Л.Ю. Русские диалектные благопожелания в ситуациях льноводства, прядения и ткачества // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2012. Т.18. № 5. С.66-69.
24. Зорина Л.Ю. Явление энантиосемии в сфере русских народных благопожеланий // Лексический атлас русских народных говоров. Материалы и исследования 2013. СПб., 2013. С.213-222.
25. Зорина Л.Ю. О степени сохранности традиционных диалектных формул благопожеланий // Севернорусские говоры. СПб., 2014. Вып.13. С.58-70.
26. Иванов В. В., Топоров В. Н. Спорыш // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 365-366;
27. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008.
28. Киселёва Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978.
29. Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. Л., 1988.
30. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб., 2002.
31. Корди Е.Е. Оптатив и императив во французском языке. СПб., 2009.
32. Костомаров В.Г. Русский речевой этикет // Русский язык за рубежом. М., 1967. № 1. С.56-62.
33. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2007.
34. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора М., 1981.
35. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
36. Лутовинова И.С., Тарасова М.А. Диалектологическая практика: учеб.пособие для студ. СПб., М., 2006.
37. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или речевой этикет. М., 2004.
38. Мешкова О.В. Типы благопожеланий в традиционном русском родильно-крестильном обряде // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2010. № 34 (215). С.69-72.
39. Папп Ф. Паралингвистические факты. Этикет и язык // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. С.546-554.
40. Плешакова В.В. Благопожелание как фольклорно-речевой жанр // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. I. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М., 1988. С.94-95.
41. Плешакова В.В. Плешакова В.В. Русские благопожелания: Опыт типологии и истории: автореф. дис. ...канд. филол. наук. М., 1997.
42. Потебня. А.А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Ч.2. Колядки и щедровки // Русский филологический вестник. Варшава, 1887.
43. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
44. Приветствие // Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск, 1993. С.280-281.
45. Садова Т.С. Народная примета как текст: Лингвистический аспект. СПб.,
2003.
46. Соколова Н.Л. Английский речевой этикет. М., 1991.
47. Стернин И.А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996.
48. Толстой Н. И. Язык и культура //Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С.15-26.
49. Топорков А. Л. Будьте здоровы! // Русская речь. 1990. № 5. С.135-138.
50. Топорков А.Л. Хлеб-соль // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С.387.
51. Трофименко В.П., Волгин А.Н. Поговорим об этикете. М., 1991.
52. Фасмер М. Спорый // Этимологический словарь русского языка. М., 1987. Т.3. С.738.
53. Фольклор и этнография русского севера. Л., 1973.
54. Формановская Н.И. О функциях речевого этикета и его единиц // Русский язык за рубежом. 1979. №3. С.72-74.
55. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методологический аспекты. М., 1982.
56. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1984.
57. Формановская Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте!”: речевой этикет в нашем общении. М., 1989.
58. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
59. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002.
60. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2005.
61. Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении: теория и практика. М., 2009.
62. Формановская Н.И. Благопожелание как концепт в основе речевого этикета // Речевое общение: специализированный вестник / под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 12(20). Красноярск, 2011. С.69-76.
63. Фортейн Э. Полисемия императива в русском языке // Вопросы языкознания. М., 2008. № 1. С.13.
64. Черепанова О.А. Мифологическая лексика русского языка. Л., 1983.
65. Черепанова О.А. Общенародные и региональные формулы народного этикета: комплиментарные обращения // Вопросы региональной лексикологии и ономастики. Вологда, 1995. С.169-176.
66. Черепанова О.А. Архив кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета «Духовная культура русского Севера»: история создания, принципы формирования, результаты и перспективы научной интерпретации материала // Рябининские чтения 2007. Петрозаводск, 2007. URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin- 2007/479.html
67. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. М., 2011. С. 79.
68. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М., 2001. С.598.
69. Янышев В.Е. Речь и этикет. М., 1993.
Словари
1. АОС - Архангельский областной словарь / Под ред. О.Г. Гецовой. М., 1980 - ... .
2. БАС - Словарь современного русского языка: В 17 т. М.; Л., 1948-1965.
3. БСРПог - Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русских поговорок. М., 2007.
4. Даль - Даль В.И. Толковый словарь живаго великорускаго языка: В 4 т. М., 1863-1866.
5. Лепешау 1.Я. Фразеалаычны слоушк беларускай мовы. У 2 т. Мшск, 2008.
6. Молотков - Фразеологический словарь русского языка / Ред. А.И. Молотков. М., 1986.
7. СВГ - Словарь вологодских говоров / Под ред. Т.Г. Паникаровской. Вологда, 1983-2007. Вып. 1-12.
8. СРНГ - Словарь русских народных говоров в 46 т. Л., СПб., 1965 -. .
9. СРРЭ - Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2001.
10. Фразеолоычний словник украшсько! мови. В 2 кн. Кшв, 1993.
11. Ф С РЛЯ -Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. М., 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ