Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ, НАУЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА А. А. ДМИТРИЕВСКОГО В КИЕВСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ЖИЗНИ (1884-1907 гг.)

Работа №102731

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы318
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. А.
ДМИТРИЕВСКОГО В КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 37
1.1. А. А. ДМИТРИЕВСКИЙ И КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ 37
1.2. ЛЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ ПО ЦЕРКОВНОЙ АРХЕОЛОГИИ И ЛИТУРГИКЕ В КИЕВСКОЙ
ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ: ИСТОЧНИКИ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 58
1.3. А. А. ДМИТРИЕВСКИЙ КАК ОРГАНИЗАТОР НАУКИ В КДА. СТУДЕНТЫ И
ПРОФЕССОР 96
1.4. А. А. ДМИТРИЕВСКИЙ КАК ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ УЧЕНОГО 117
ГЛАВА 2. НАУЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. А. ДМИТРИЕВСКОГО В КИЕВСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ЖИЗНИ 140
2.1. КОМАНДИРОВКИ А. А. ДМИТРИЕВСКОГО ЗА ГРАНИЦУ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ.
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ УЧЕНОГО 1884-1907 ГГ 142
2.2. ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ А. А. ДМИТРИЕВСКОГО. ПОЛУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ ДОКТОРА
ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ 180
2.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. А. ДМИТРИЕВСКОГО В НАУЧНЫХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕСТВАХ 198
2.4. А. А. ДМИТРИЕВСКИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ 230
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 250
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 256
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Изучение биографий и научного наследия знаковых фигур научно-образовательного пространства России имеет важное значение как для выяснения путей научного развития идей, концепций, взглядов и оценки вклада в науку конкретного ученого, так и для понимания чаяний и устремлений научной среды, без чего невозможен полноценный научный поиск и решение многих стоящих перед наукой проблем. Это становится особенно очевидно сегодня, когда государство, научное сообщество, общество в целом ищут новые формы организации науки и новые образовательные модели, способные наиболее адекватно отвечать на вызовы современности. В этой связи, имеет большой потенциал и перспективу обращение к биографии и наследию выдающегося ученого XIX — первой трети XX века, почетного члена всех четырех духовных академий, члена-корреспондента Императорской академии наук Алексея Афанасьевича Дмитриевского.
А. А. Дмитриевский родился в Астраханском крае 11 марта 1856 г. Начальное и среднее образование он получил в местных духовных училище и семинарии, а высшее — в Казанской духовной академии, где слушал лекции выдающихся профессоров, в числе которых был замечательный специалист в области литургики — Н. Ф. Красносельцев. Под руководством последнего Алексей Афанасьевич написал кандидатскую работу, посвященную истории богослужения в Русской Церкви в XVI в., и на полтора года остался в родной alma mater в качестве приват-доцента. Систематическая работа под руководством Николая Фомича и определила, вероятно, научные интересы и специализацию А. А. Дмитриевского.
Защитив в конце 1883 г. магистерскую диссертацию, А. А. Дмитриевский в марте 1884 г. перешел на службу в Киевскую духовную академию, в которой вплоть до 1 декабря 1907 г. преподавал литургику и церковную археологию. Выйдя на пенсию в конце 1907 г., А. А. Дмитриевский до 1918 г. включительно проработал в должности секретаря Императорского православного палестинского общества. В задачи ученого входила не только организация работы канцелярии Общества, но и ревизия различных его учреждений в Сирии и Палестине. Кроме того, Алексей Афанасьевич вел довольно активную общественную деятельность, состоя членом различных обществ Петербурга/Петрограда.
Спасаясь в начале 1919 г. от голода и безработицы, А. А. Дмитриевский возвращается на короткое время к себе на родину в Астрахань, где становится профессором и проректором новообразованного государственного университета. Проректор — второе лицо в университете после ректора, потому по должности Алексею Афанасьевичу приходилось совмещать несколько аспектов работы и исполнять обязанности отсутствовавшего по разным причинам на протяжении практически целого года ректора.
Весной 1922 г. А. А. Дмитриевский в качестве члена Комиссии по отделению Церкви от государства принимал участие в кампании по изъятию церковных ценностей из храмов различных конфессий Астраханского края. В его обязанности входило оценивать тот или иной предмет церковной старины с точки зрения его важности для русских истории и культуры. Итогом этой деятельности стал арест, содержание под стражей в течение 6-ти месяцев, суд и освобождение в октябре того же года.
В 1923 г. А. А. Дмитриевский вернулся в Петроград, где сотрудничал с различными организациями: Русско-византийской историко-словарной комиссией при Академии наук, преподавал в Богословско-пастырском училище и на Высших Богословских курсах, занимался активной научной деятельностью, не имея практически никакой надежды и шансов увидеть плоды своих трудов в печати. Умер ученый 10 августа 1929 г. и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Значение общественной, научной и педагогической деятельности А. А. Дмитриевского трудно переоценить. Ученый оставил глубокий след в нескольких областях науки, создав фундаментальные описания литургических рукописей восточных библиотек и исследования по истории русского присутствия в Святой Земле и на Афоне, по истории Астраханского края и ее выдающихся творцов. Некоторые из этих трудов до сих пор ждут издания и своего вдумчивого исследователя.
Наиболее значимым для гуманитарной науки был киевский период (1884¬1907) жизни А. А. Дмитриевского, когда появились его многочисленные фундаментальные труды. Благодаря многократным командировкам в восточные и западноевропейские книжные собрания, где Алексей Афанасьевич работал над систематическим описанием литургических рукописей на греческом и славянском языках, он издал внушительное число важных для истории православного богослужения памятников, легших в основу как его собственных исследований, так и работ его учеников по Киевской духовной академии.
Между тем, хотя в архивах и отделах рукописей нашей страны, Украины и Грузии сохранился большой пласт источников, касающихся как жизненного пути и деятельности А. А. Дмитриевского, так и целый ряд неопубликованных его работ, системно научным и комплексным изучением киевского периода жизни ученого не занимался никто из исследователей.
Степень научной разработанности темы. Историография работ, посвященных А. А. Дмитриевскому непосредственно, либо в связи с другими, более общими, сюжетами может быть разделена по хронологическому принципу на 2 периода: 1) с 1950-х по начало 1990-х гг. — исследования, появившиеся в советское время, и 2) с начала 1990-х гг. по наше время.
Исходя из оценки степени научной разработанности темы исследования, можно сформулировать цель настоящей работы, которая состоит в реконструкции биографии, преподавательской, научной и общественной деятельности видного ученого А. А. Дмитриевского в киевский период его жизни (1884-1907 гг.).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать вехи биографии ученого в киевский период его жизни;
- выявить и систематизировать источники для реконструкции, структуру и содержание преподаваемых А. А. Дмитриевским в Киевской духовной академии дисциплин;
- сформировать образ А. А. Дмитриевского как человека, преподавателя и организатора науки в Киевской духовной академии;
- провести анализ экспедиционной деятельности ученого, осветив отдельные события научных командировок и их результаты;
- охарактеризовать историю создания, содержание наиболее важных исследований ученого и выделить тематические направления его работ;
- показать вовлеченность и погруженность А. А. Дмитриевского в общероссийскую научную среду, охарактеризовав деятельность ученого в различных научных и просветительных обществах.
Объектом исследования настоящей работы является научная биография историка, педагога и общественного деятеля Алексея Афанасьевича Дмитриевского как яркого представителя отечественной науки и образования.
Предметом исследования стала преподавательская, научно-педагогическая и общественная деятельность А. А. Дмитриевского в киевский период его жизни.
Хронологические рамки исследования определяются временем преподавания А. А. Дмитриевского в Киевской духовной академии, с 1884 по 1907 гг., когда Алексей Афанасьевич вполне сформировался как ученый, преподаватель и общественный деятель. Это время наибольших успехов ученого. В силу того, что работа посвящена изучению деятельности конкретной исторической личности, жизнь которой имеет известные крайние границы — год рождения 1856 и кончины — 1929, мы позволим себе несколько расширить хронологические рамки. Для удобства определим основные периоды жизни А. А. Дмитриевского: 1) 1856-1878 гг. — первый астраханский период, связанный с воспитанием и получением среднего образования в Астраханских духовных училище и семинарии; 2) 1878-1884 гг. — казанский период жизни ученого, связанный с его обучением, защитой магистерской диссертации и первым преподавательским опытом в Казанской духовной академии; 3) 1884-1907 гг. — киевский период жизни А. А. Дмитриевского, который связан с преподаванием в Киевской духовной академии, научными командировками и в целом представляет собой наиболее результативное для науки время его жизни; 4) 1907-1918 гг. — первый петербургский период жизни ученого, связанный с его работой и деятельностью на посту секретаря Императорского православного палестинского общества; 5) 1918-1923 гг. — второй астраханский период жизни, связанный с преподаванием и заниманием различных должностей в Астраханском государственном университете; 6) 1923-1929 гг. — второй петербургский (петроградский/ленинградский) период биографии, связанный с очень сложным временем не только для ученого, но и для всей страны, и его сотрудничеством с разными научными и образовательными учреждениями Петрограда/Ленинграда. Необходимость расширения хронологических рамок исследования обусловлена тем, что многие события жизни и деятельности А. А. Дмитриевского имели как свое основание в предыдущие периоды его жизни, так и повлияли на другие периоды биографии ученого.
Источниковой базой исследования служит комплекс различных исторических документов как опубликованных, так и неопубликованных, хранящихся в различных архивных собраниях России и Франции и вводимых в значительной своей части в научный оборот впервые.
Методология и методы. С 1980-х гг. интеллектуальная история под влиянием истории социальной взяла определенный вектор на переориентацию с господствовавшей до тех пор истории идей на историю интеллектуалов. Это, в общем, и справедливо: всматриваясь в жизнь одного человека можно делать выводы об обществе и социальной среде, в которых он действует и на которые оказывает влияние. Результатом этого процесса стало появление в исторической науке нового приоритетного направления — исследование биографий выдающихся исторических личностей и т. н. «акторов», которые вместе влияют на исторический процесс на разных его уровнях, становятся творцами истории. Взаимодействие же интеллектуальной истории и биографического метода породило новый жанр исследований, который можно лаконично сформулировать как «интеллектуальная биография». Несмотря на определенную традицию применения подходов интеллектуальной истории и биографического метода, насчитывающую уже несколько десятилетий, в науке до сих пор нет исчерпывающего и четкого представления, что же конкретно следует понимать под интеллектуальной биографией. Вслед за Л. П. Репиной мы склонны понимать интеллектуальную биографию не просто как реконструкцию жизненного пути того или иного деятеля, но как всеобъемлющее историческое исследование «непрерывного движения индивида по своему жизненному пути и его многообразных интеракциях в меняющемся социально-интеллектуальном пространстве» . Кроме того, для нас имеет важное значение такое понятие, как «научная биография», предполагающая совокупное изучение 1) биографии личности с вниманием на основных вехах жизненного пути человека, его образовании, семье, характере и личной жизни; 2) профессиональной биографии с остановкой на месте ученого в академическом сообществе; 3) библиографической биографии, предполагающей анализ трудов автора с точки зрения истории их создания, источников и методологии исследования; 4) ситуационной биографии или биографии среды.
Российскими учеными накоплен определенный опыт и сформулированы взгляды на проблематику биографических исследований, который обобщает в своих методологических разработках П. А. Алипов. Он выделяет в биографических исследованиях следующие важные элементы: 1) изучение изменений воззрений «индивида по основополагающему предмету его непосредственной творческой или научной деятельности»; 2) сконцентрированность на внутреннем и внешнем контексте, «в которых протекало становление теорий и концепций изучаемого персонажа»; 3) возможное «углубленное рассмотрение отдельных этапов биографии индивида», если они «имеют ключевое значение в процессе его общего идейного развития». Таким образом, теоретико-методологические основы диссертационного исследования будут опираться на синтез биографического, текстуального и социокультурного анализа.
В основе диссертационного исследования лежат принципы историзма, системности и объективности, позволившие провести комплексное исследование совокупности преподавательской, научной и общественной деятельности А. А. Дмитриевского. Из методов исторического исследования, использованных в диссертации, следует назвать историко-биографический, историко-генетический и историко-сравнительный методы. Первый, историко-биографический метод, использован нами при анализе источников для определения этапов жизненного пути А. А. Дмитриевского и, в особенности, событийного наполнения киевского периода его жизни. Второй метод, историко-генетический с принципом историзма во главе, по определению И. Д. Ковальченко, способствует последовательному раскрытию «свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения», а также «позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности». Применение этого метода позволило нам хронологически описать основные этапы жизни А. А. Дмитриевского и его профессионального развития, проанализировать истоки его научных взглядов и мировоззрения. Третий — сравнительно-исторический метод — позволяет «вскрывать сущность изучаемых явлений» и «проводить сравнения в пространстве и времени», благодаря чему стало возможным объяснить причинно-следственные связи между различными событиями в жизни А. А. Дмитриевского и сравнить его научные установки с установками его коллег.
При анализе источников по теме диссертации и научных работ А. А. Дмитриевского использован метод анализа и синтеза исторических источников. Применение этого метода позволило выделить в изучаемых источниках наиболее важную информацию.
Основные определения диссертации.
Литургика — учебная дисциплина, преподававшаяся в духовных учебных заведениях дореволюционной России и изучающая комплекс вопросов, связанных с историей, смысловым содержанием и практическим отправлением культовых богослужебных чинопоследований.
Церковная археология — учебная дисциплина, преподававшаяся в высших духовных учебных заведениях дореволюционной России и изучающая происхождение архитектурных форм культовых зданий и их внутреннее, в том числе живописное, убранство и оформление.
Литургист — ученый-специалист, не только преподающий литургику, но и активно занимающийся разработкой научных вопросов, связанных с ее содержанием.
Научная новизна. В диссертационном исследовании впервые в русской отечественной науке на материале архивных источников и научной литературы проведено комплексное изучение преподавательской, научной и общественной деятельности А. А. Дмитриевского в киевский период жизни ученого. Известные до настоящего времени лишь рамочно события жизни А. А. Дмитриевского были наполнены эвристически важным содержанием, неизвестные же элементы биографии нашли должное освещение. На основании изучения эпистолярных и прочих источников выполнена реконструкция истории создания наиболее важных сочинений А. А. Дмитриевского и сделаны выводы об их актуальности для современной науки. Изучены и введены в научный оборот программы преподавания и лекционные курсы А. А. Дмитриевского по дисциплинам, читавшимся в Киевской духовной академии. Выявлены наиболее важные для развития науки работы, не увидевшие света при жизни автора.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Становление А. А. Дмитриевского как самостоятельного исследователя и преподавателя неразрывно связано с деятельностью его учителя в Казанской духовной академии Н. Ф. Красносельцева, под руководством которого он научился работать со сложным рукописным материалом, написал кандидатское сочинение и магистерскую диссертацию, и после перехода на службу в Киевскую духовную академию прислушивался к советам своего учителя.
2. А. А. Дмитриевским от Н. Ф. Красносельцева была воспринята не только методология научного исследования, но и структура преподаваемых дисциплин, от которой он, фактически, не отходил все время своей деятельности в Киевской
духовной академии. Знакомство с многообразным литургическим материалом позволило А. А. Дмитриевскому лишь уточнить, расширить и дополнить соответствующие разделы своих лекционных курсов.
3. Наиболее значима для науки археографическая деятельность А. А. Дмитриевского в крупных книжных собраниях всего мира по выявлению, сбору, описанию и введению в научный оборот большого числа важных для истории византийской и русской литургической традиций памятников Х-Х1Х вв. Их последовательное изучение нашло свое отражение в многочисленных фундаментальных работах как самого ученого, так и его учеников. Именно на этой основе стало возможным бурное развитие литургики на Западе в ХХ-ХХ1 вв.: ни одно исследование по истории византийского и русского богослужений не обходится без ссылок на работы А. А. Дмитриевского и его учеников.
4. Для высшей духовной школы на дореволюционном этапе ее существовании не было характерно научное руководство работами студентов. Однако деятельность А. А. Дмитриевского не вписывается в это правило: ученый много и упорно работал со студентами, пишущими у него семестровые сочинения и работы на соискание степени кандидата богословия. А. А. Дмитриевский руководил занятиями студентов на всех этапах подготовки работы: от выбора темы, формирования плана исследования и определения круга источников и литературы, до рецензирования работы, а для наиболее выдающихся исследований — помощи при их переработке в магистерские диссертации и последующем оппонировании на защите. Такого рода подход позволил ученому подготовить ряд первоклассных специалистов в области литургики и церковной археологии, и создать свою научную школу, полноценное развитие которой было прервано революцией 1917 г.
5. А. А. Дмитриевский использовал все, доступные в его время средства научной коммуникации. Он состоял в переписке со множеством ученых и принимал достаточно активное участие в деятельности различных научных и просветительных обществ дореволюционной России, делая на их заседаниях многочисленные доклады в рамках своих научных интересов. Эта саморепрезентация способствовала росту известности ученого, признанию его заслуг, привлечению к различного рода научным и просветительским проектам и, в конце концов, его карьерному продвижению в качестве церковного политика.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы, сделанные в результате изучения биографии, преподавательской, научной и общественной деятельности А. А. Дмитриевского могут послужить базой для дальнейших исследований как в области изучения истории духовного и светского образования в России, так и истории преподавания и содержания литургики и церковной археологии. Результаты проведенного исследования существенно дополняют, конкретизируют и уточняют ранее известные факты биографии А. А. Дмитриевского. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке лекционных специальных курсов по истории высшего богословского образования в Российской империи и интеллектуальной культуре.
Степень достоверности результатов исследования. Исследование основано на общенаучных принципах и методологии научного исследования. Источниковая база исследования, включающая комплекс опубликованных и неопубликованных источников, достаточно репрезентативна, что может служить гарантом достоверности проведенного исследования.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре истории России департамента «Исторический факультет» Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Основные положения работы были апробированы на различных конференциях: Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» (Екатеринбург, 12 февраля 2013 г.); Краеведческих чтениях из цикла «Живая память» (Астрахань, 19 марта 2014 г.); III Международной научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» (Екатеринбург, Екатеринбург, 6-7 февраля 2015 г.); IV Международной научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» (Екатеринбург, 5-6 февраля 2016 г.); Краеведческих чтениях, посвященных 160-летию со дня рождения выдающегося русского ученого-литургиста А. А. Дмитриевского и 120-летию Астраханского отделения Императорского Православного Палестинского общества (Астрахань, 10-11 марта 2016 г.); V Международной научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» (Екатеринбург, 2-4 февраля 2017 г.); IV Межрегиональной научно-практической конференции «Церковь и государство в дискурсе столетия (1917¬2017 гг.)» (Оренбург, 21 февраля 2017 г.); III Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы отечественной истории, источниковедения и археографии», посвященной памяти академика РАН Н. Н. Покровского (Новосибирск, 13-14 октября 2017 г.); Международной научной конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» (Москва, 13-16 ноября 2017 г.); VI Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь.
Богословие. История» (Екатеринбург, 10-12 февраля 2018 г.); III Дмитриевских чтениях: Всероссийской научной конференции «Образование как фактор устойчивого развития общества: традиции, преемственность, перспективы (к 100- летию создания университета в Астрахани)» (Астрахань, Астраханский государственный университет, 19 апреля 2018 г.); Всероссийской научной конференции с международным участием «VIII Уральские археографические чтения» (Екатеринбург, Уральский федеральный университет, 11-13 октября 2018 г.); XXII Всероссийской научной сессия византинистов России «Византийское “содружество”: традиции и смена парадигм» (Екатеринбург, Уральский федеральный университет, 24-28 сентября 2019 г.); VIII Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» (Екатеринбург,6-9 февраля 2020 г.); Конференции, посвященной 150-летию со дня рождения и 65- летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) (Санкт-Петербург, 5 ноября 2020 г.); IV Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы отечественной истории, источниковедения и археографии», посвященная 90-летию академика Н. Н. Покровского (Новосибирск, 9-11 ноября 2020 г.).
Результаты исследования изложены в 30 научных публикациях автора общим объемом 31,75 п. л., в том числе 5 в изданиях, включенных в перечень ВАК. Часть работ, общим объемом 7,55 п. л. написана в соавторстве, личная доля участия автора — 2,15 п. л.
Структура диссертации отвечает общей логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и списка сокращений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев разнообразную и разнонаправленную деятельность профессора А. А. Дмитриевского в киевский период его жизни, подведем некоторые итоги нашего исследования.
В периодизации жизни А. А. Дмитриевского его активность в киевский период биографии — достаточно продолжительный (в сравнении с другими периодами) отрезок в 23 года, с 1884 по 1907 гг. Это время наибольшей активности и результативности как для самого А. А. Дмитриевского как человека, так и для науки в целом. В это время ученый не только достиг достаточно высоких ступеней по табели о рангах и был отмечен многими наградами, но и вступил в брак, получил ученую степень доктора церковной истории и дослужился до звания заслуженного ординарного профессора академии.
Деятельность А. А. Дмитриевского в Киевской духовной академии была разноплановой и концентрировалась на исполнении поручений Совета, преподавании литургики и церковной археологии, руководстве написанием различного уровня студенческих работ — от семестровых сочинений, до кандидатских и магистерских диссертаций.
Степень вовлеченности А. А. Дмитриевского в повседневную жизнь Киевской духовной академии была достаточно высокой. Ученый по поручению Совета отзывался о программах преподавания в духовных семинариях и академиях, представлял учебное заведение в качестве докладчика на археологических съездах, принимал участие в работе различных комиссий (приемной, по изданию трудов преподавателей, ревизионной по деятельности библиотеки, премиальной и по выработке нового академического устава; и др.). Кроме того, хотя и достаточно редко, но Совет КДА обращался к ученому за экспертным мнением, поручая ему рецензирование магистерских сочинений с последующим оппонированием на защитах.
Нередко А. А. Дмитриевский и сам был инициатором вопросов, обсуждавшихся на заседаниях Совета КДА: достаточно результативно выступал с ходатайствами о включении в состав почетных членов известных российских ученых, рекомендовал для замещения академических кафедр тех или иных лиц. Эта деятельность была сопряжена не только с самим фактом выдвижения, но и необходимостью качественной характеристики заслуг того или иного лица — только это могло обеспечить и обеспечивало успех.
Достаточно результативной, на наш взгляд, была деятельность А. А. Дмитриевского, как преподавателя и организатора науки в КДА. С точки зрения программы преподавания и содержания курсов литургики и церковной археологии, Алексей Афанасьевич на первоначальном этапе ориентировался на многолетний опыт своего учителя по Казанской духовной академии Н. Ф. Красносельцева, что не было типичным в целом для эпохи. Однако курсы А. А. Дмитриевского не были статичными: с течением времени какие-то элементы из содержания преподавания уходили, другие, в особенности основанные на собственных научных изысканиях ученого, появлялись и получали свое логичное развитие.
Огромное значение А. А. Дмитриевский уделял работе со студентами КДА, что выражалось в требовательности и чрезвычайно ревностном отношении к качеству полученных знаний по обеим преподававшимся ученым дисциплинам. Хотя ученого и критиковали за строгое отношение, тем не менее, как свидетельствуют воспоминания различных лиц, это давало большой эффект и на экзаменах студенты показывали достаточно приличный уровень знаний.
Будучи сам верным последователем школы исторической литургики его учителя по Казанской духовной академии Н. Ф. Красносельцева, А. А. Дмитриевский прививал научную методологию и основные принципы работы с литургическими памятниками и своей аудитории. За время преподавания в КДА Алексей Афанасьевич прочитал свои курсы более чем 1 000 студентам и, по крайней мере, 47 студентов написали по данным ученым темам кандидатские диссертации. Как показало наше диссертационное исследование, А. А. Дмитриевский, как и его учитель Н. Ф. Красносельцев, тщательно руководил процессом написания студенческих работ, а после окончания обучения общался со своими бывшими студентами посредством переписки.
В педагогической деятельности А. А. Дмитриевского научная школа Н. Ф. Красносельцева дала наиболее обильные результаты, благодаря чему мы можем с достаточной долей уверенности говорить о созданной Алексеем Афанасьевичем собственной школе, школе Русского Гоара. Этот, пускай и немногочисленный ряд, представлен именами крупных русских литургистов и педагогов, жизненный путь и наследие которых практически не изучены. Научные результаты этой школы были признаны российской и мировой наукой, исследователи постоянно на них ссылались и продолжают ссылаться до настоящего времени. Преемство научных поколений было реализовано в лице учеников Алексея Афанасьевича, но настоящее и подлинное свое развитие школа А. А. Дмитриевского не получила: в результате революции 1917 г. богословское образование постепенно прекратило свое существование, а сами исследуемые в рамках академической науки темы были запрещены для разработки. Хотя тематически, на уровне научных работ, школа в послереволюционное время не смогла обеспечить свое бытие на качественном уровне, тем не менее, на уровне общей методологии и соответствующих подходов она жива и доныне. Единственным человеком, проложившим мост между поколениями, которого Алексей Афанасьевич называл «мой Вениамин», был профессор Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенский (1900-1987). Именно благодаря ему обеспечилась некоторая преемственность и переход школы Дмитриевского в духовные академии советского времени.
С педагогической деятельностью А. А. Дмитриевского неразрывно связана и ею подпитывалась его научная работа. Ученый считал, что в текущий момент развития литургической науки следовало бы не писать обобщающие курсы и монографии, а издавать литургические памятники и потом, уже на основании достаточного количества источников, заниматься обобщающими исследованиями. И этой программы А. А. Дмитриевский достаточно последовательно придерживался: проработав все, наиболее значимые литургические рукописи, хранящиеся в российских книжных собраниях, ученый пристальное внимание уделил поиску новых источников в заграничных библиотеках. За время с 1886 по 1903 гг. Алексей Афанасьевич побывал (как правило, по собственной инициативе и за личные средства) с научными целями во всех крупных центрах и менее значимых библиотеках, где хранятся греческие и славянские рукописи, обнаружению, систематизации и изучению которых ученый отдал достаточно много сил и времени. Только на Афоне Алексей Афанасьевич побывал 6 раз, дважды в Палестине, 4 раза в Риме и везде он скрупулезно просматривал все литургические памятники, делая их в разной степени полноты описания, и знакомился с христианской архитектурой и живописью. Иногда в этих поездках ученого сопровождали студенты КДА или наемные на местах люди, в задачу которых входило переписывать по заданию А. А. Дмитриевского выявленные им рукописные памятники. Именно благодаря этому подходу и стала возможной невероятная продуктивность ученого. Однако это нисколько не умаляет его личных заслуг по выявлению, определению ценности содержания того или иного памятника, его копированию и проч.
Итогом зарубежных поездок А. А. Дмитриевского стало создание и публикация нескольких монографических исследований и статей, общее число которых для киевского периода составляет 158 библиографических единиц. Результатом археографической работы ученого стало введение в научный оборот огромного числа литургических памятников, например, — издание монументального труда в трех томах «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока». Это издание представляет собой не вполне классическое описание, с указанием лишь традиционных формальных элементов. В нем ученый осуществил первую публикацию многих греко-язычных и славянских литургических памятников X-XIX вв.; именно благодаря этому труду Дмитриевский был прозван «русским Гоаром». Кроме того, обильный источниковый материал обеспечил на многие годы вперед не только исследования самого А. А. Дмитриевского, но его учеников и современных ученых. Значение этого труда еще и в том, что некоторые из описанных Алексеем Афанасьевичем рукописей впоследствии были утрачены для науки.
Работа с различного рода источниками, знакомство с выдающимися людьми его времени чрезвычайно расширило исследовательские горизонты А. А. Дмитриевского. Его стали интересовать не только литургика и церковная археология, но и история российского присутствия на Афоне и в Святой Земле, биографика, астраханика, позднесредневековая русская история. Для работы в этих исследовательских областях Алексей Афанасьевич не ограничивался лишь опубликованными источниками, но занимался в архивах, позволивших открыть как новые документы, так и в некоторых случаях существенно дополнить существующие представления. В каждой из этих областей ученый оставил значительный след в виде статей и монографий, без обращения к которым немыслимо ни одно более-менее серьезное исследование.
Результатами своих научных изысканий А. А. Дмитриевский охотно делился, участвуя в деятельности различных научных и просветительных обществ дореволюционной России. Но его деятельность не ограничивалась исключительно научной составляющей: ученый предпринимал серьезные попытки по сохранению культурного наследия греческой монашеской общины Нежина, принимал участие в организации повседневной жизни Киевского религиозно-просветительного общества, которому отдал много сил и времени, а после отъезда из Киева передал личную библиотеку.
Киевский период жизни А. А. Дмитриевского можно рассматривать еще и как своего рода подготовительное время, когда ученый набирался разновекторного опыта, достиг пика своей карьеры, научился общению с людьми разных возрастов и положений. Эти умения и навыки оказали ему в последующее время, в Петербурге и Астрахани, большую услугу: ученый развернул свою деятельность не только в научном плане, но и общественном, церковно-политическом и даже политическом. Но эти периоды жизни Алексея Афанасьевича должны стать, безусловно, предметом изыскания будущих исследований.
Перспективы дальнейшей разработки темы в плане изучения биографии связаны с научным и комплексным исследованием жизни А. А. Дмитриевского на всем ее протяжении, в особенности — в последний период. Для этого изучения необходимо обращение в государственные архивы, в которых могут быть выявлены документы, проливающие свет на аресты А. А. Дмитриевского, его содержание под стражей и проводимые допросы. В плане изучения письменного наследия ученого важно ввести в полноценный научный оборот его неопубликованные работы (лекции по разным дисциплинам, читавшимся в различных учебных заведениях; доклады в научных и просветительских организациях; статьи и проч.). Также имеет значение системно изучить все научные работы, написанные под руководством ученого в Киевской духовной академии и на ленинградских Высших богословских курсах. Это необходимо для ответа на вопрос, удалось ли ученому создать собственную научную школу и как долго методами и исследовательскими подходами А. А. Дмитриевского руководствовались его ученики и их последователи. В целом проведенная системная работа позволит четче определить место А. А. Дмитриевского в научно-образовательном пространстве Российской империи и его вклад в развитие гуманитарной науки.



1. «А я по-прежнему пишу, не взирая на лица и злые времена...» (переписка Алексея Афанасьевича Дмитриевского и протопресвитера Иоанна Королькова (1904-1928 гг.)) / вступ. ст., публ. и прим. Н. Ю. Суховой // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2017. — № 4 (20). — С. 129-201.
2. Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929). 259 электронных книг и статей в форматах pdf и djvu общим объемом 12600 страниц / [сост. С. Ю. Акишин]. — СПб.: Аксион эстин, 2009. — (Великие русские ученые и богословы; вып. 1). — CD.
3. Алмазов А. И. Тайная исповедь в Православной восточной Церкви: Опыт внешней истории (Исследование преимущественно по рукописям) / А. И. Алмазов. — Одесса, 1894. — Т. 1: Общий устав совершения исповеди; — Т. 2: Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди; — Т. 3: Приложения.
4. Амфилохий, митр. Пелусийский. Письма схим. Матфею (Ольшанскому) / митр. Амфилохий // Переписка библиотекаря Русского Свято- Пантелеимоновского монастыря на Афоне отца Матфея с учеными востоковедами России и других стран. — Святая Гора Афон, 2015. — (Сер. «Русский Афон XIX-XX вв.»; кн. 11). — С. 657-854.
5. [Аноним]. Библиографическая заметка. Современное богослужение на православном востоке: Историко-археологическое исследование А. А. Дмитриевского. Выпуск первый (вступительный). 1891 // Христианское чтение. — 1891. — Ч. 2, № 7/8. — С. 141-147.
6. [Аноним]. Ответ на «Недоумение по поводу недоумений» // ХЧ. — 1892. — Ч. 2, № 7/8. — С. 213-216.
7. Антоний [Храповицкий], архим. Отзыв о сочинении А. Дмитриевского: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1: Толгка. Ч. 1: Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские Типиконы» / митр. Антоний (Храповицкий) // Протоколы заседаний совета Казанской духовной Академии за 1896 г. — Казань, 1897. — С. 297-300.
8. Архимандрит Антоний, наместник Киево-Братского Богоявленского монастыря // Киевские епархиальные ведомости. — 1904. — № 44 (31 октября). — Ч. неоф. — С. 1086-1088.
9. Вольфцун Л. Б. «Мнение» профессора А. А. Дмитриевского по вопросу о Синайском кодексе Библии V в. / Л. Б. Вольфцун // Вспомогательные исторические дисциплины. — Вып. 30. — СПб., 2007. — С. 476-486.
10. Выработанный в собраниях Совета Киевской духовной академии 3, 4, 6, 7 и 8 февраля 1906 года проект устава православных богословских академий // Извлечение из журналов Совета Киевской духовной академии за 1905-1906 учебный год. — Киев, 1906. — С. 292-326.
11. Высочайше утвержденные Изменения действующего Устава Православных Духовных Академий // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. — СПб., 1913. — Т. 31: 1911. Отделение 1. — № 35704. — С. 868-870.
12. Высочайше утвержденный Устав православных духовных академий // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. — СПб., 1913. — Т. 30. Отделение 1. — № 33274. — С. 414-431.
13. Высочайше утвержденный Устав православных духовных академий [20 апреля 1884 г.] // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. — СПб., 1887. — Т. IV. — № 2160. — С. 232-243.
14. Высочайше утвержденный Устав православных духовных академий [30 мая 1869 г.] // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. — СПб., 1873. — Т. XLIV. Отд. 1. — № 47154. — С. 545-556.
15. Высочайший приказ // Церковные ведомости. — 1897. — № 7 (15 февраля).
— С. 56.
16. Гавриил (Чепур), еп. Академические воспоминания / еп. Гавриил (Чепур) // Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА: в 4 т. / [сост. В. И. Ульяновский]. — Киев: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2019. — Т. 3: Р-Я. — С. 449.
17. Д. И. Из епархиальной жизни: Годичное собрание членов Киевского отдела Императорского православного палестинского общества / Д. И. // Киевские епархиальные ведомости. — 1907. — № 16 (22 апреля). — Ч. неоф. — С. 384-387.
18. «Да благословит Господь плоды трудов твоих на пользу Святой Церкви и духовной науки...» (Письма протоиерея Николая Виноградова к А. А. Дмитриевскому) / вступ. ст., публ. и прим. Н. Ю. Суховой // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2016. — № 1 (13). — С. 121-209.
19. Дмитриевский А. А. О ayiog poopvog // Византийский временник. — 1923-1926. — Т. 24. — Ленинград, 1926. — Приложение. — С. 139-140.
20. Дмитриевский А. А. Архиепископ Елассонский Арсений (Суздальский тож) и его вновь открытые исторические мемуары / А. А. Дмитриевский // ТКДА.
— 1898. — № 1. — С. 3-74; № 3. — С. 345-372; № 4. — С. 559-595; № 5. — С. 88-129; — 1899. — Т. 1, № 1. — С. 268-299, 616-638.
21. Дмитриевский А. А. Архиепископ Елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи Трапезунтского Сумелийского монастыря / А. А. Дмитриевский. — Киев, 1899. — 233 с. + 1 л. илл.
22. Дмитриевский А. А. Архиерейские митры: (Археологический этюд) / А. А. Дмитриевский // СИППО. — 1916. — Т. 27. — С. 156-168.
23. Дмитриевский А. А. Афонская иконопись и ее характер / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1887. — № 15. — С. 519-534.
24. Дмитриевский А. А. Богослужебные одежды священно-
церковнослужителей / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1903. — № 22. — С. 122-131; № 23. — С. 145-156; № 24. — С. 165-174.
25. Дмитриевский А. А. Богослужебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на Востоке / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1887. — № 17. — С. 595-605.
26. Дмитриевский А. А. Богослужебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на Востоке / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1887. — № 17. — С. 595-605.
27. Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX-X века / А. А. Дмитриевский. — Казань, 1894. — XVI+426+XVI с.
28. Дмитриевский А. А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября?: (Утешение и ободрение скорбящим об утрате святыни) / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1905. — № 1-2. — С. 188-219 (отд. отт.: Киев, 1905. — [2]+32 с.).
29. Дмитриевский А. А. Вечерние светильничные молитвы / А. А.
Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1888. — № 33. — С. 494-507; № 36. — С. 20-32.
30. Дмитриевский А. А. Высокопреосвященный Сергий, архиепископ
Ярославский и Ростовский, как викарий Киевской митрополии и председатель Киевского религиозно-просветительного общества: (Речь) / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1905. — № 1. — С. 49-105 (отд. отт.: Киев, 1905. — 57 с.).
31. Дмитриевский А. А. Греческие Нежинские храмы и их капитальный вклад в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии / А. А. Дмитриевский // Православное обозрение. — 1885. — Т. 1, февраль. — С. 370-400 (отд. отт.: М., 1885. — 32 с.).
32. Дмитриевский А. А. Греческий палеограф Иоанн Саккелион и его каталог патмосских рукописей / А. А. Дмитриевский // Библиографические записки.
— 1892. — № 4. — С. 253-259.
33. Дмитриевский А. А. Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении к древне-христианскому храму и его богослужебным формам: (По поводу книги А. Никитина под заглавием «Синагоги иудейские как места общественного богослужения». Киев., 1891) / А. А. Дмитриевский // Православный собеседник. — 1893. — № 4. — С. 333-370; № 5. — С. 8-23 (отд. отт.: Казань, 1893. — 55 с.).
34. Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой константинопольской церкви / А. А. Дмитриевский. — Киев, 1907. — 347+ХУ с.
35. Дмитриевский А. А. Древнейший Хиландарский Синаксарь по уставу Иерусалимскому: (Ответ академику В. И. Ягичу) / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1905. — № 7. — С. 473-493.
36. Дмитриевский А. А. Евхологион IV века Сарапиона, епископа Тмуитского / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1894. — № 2. — С. 242-274.
37. Дмитриевский А. А. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги в пользу православия и в деле изучения христианского Востока: (По поводу столетия со дня его рождения) / А. А. Дмитриевский // СИППО. — 1905. — Т. 16, вып. 3. — С. 329-361; — вып. 4. — С. 457-547 (отд. отт.: СПб., 1906.
— [1]+124 с.).
38. Дмитриевский А. А. Записка секретаря ИППО А. А. Дмитриевского о научной деятельности [Православного палестинского] общества / А. А. Дмитриевский // Россия в Святой Земле: Документы и материалы. — М., 2000. — Т. 1. — С. 350-356.
39. Дмитриевский А. А. Землетрясение на Синае и его последствия для Синайской обители / А. А. Дмитриевский // Церковные ведомости. — 1890.
— Т. 1, № 25. — С. 836-841.
40. Дмитриевский А. А. Императорское православное палестинское общество и
его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907 / А. А.
Дмитриевский. — СПб., 1907. — [6]+УШ+332 с.
41. Дмитриевский А. А. Императорское православное палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907 / вступ. ст. и послесл. Н. Н. Лисового. — М.: СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. — 448 с.
42. Дмитриевский А. А. Иоанно-Богословский монастырь на острове Патмосе по сравнению с святогорскими монастырями идиоритмами: (Из поездки на остров Патмос в 1891 г.) / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1892. — № 11.
— С. 326-492.
43. Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах / подготовка текста и публикация А. Г. Кравецкого. — М., 2004. — 160 с.
44. Дмитриевский А. А. Историко-археологические сведения о знаках отличий, жалуемых священным лицам черного и белого духовенства / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1902. — № 8. — С. 209-220; № 9. — С. 247-256.
45. Дмитриевский А. А. К истории Академии и скевофилакии Иоанно- Богословского монастыря на острове Патмосе. [Патмосские очерки] / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1894. — № 4. — С. 563-589.
46. Дмитриевский А. А. Киновиальные правила прп. Саввы Освященного,
врученные им пред кончиной преемнику своему игумену Мелиту: (Вновь открытый памятник аскетической письменности 524 г.) / А. А.
Дмитриевский // Труды Киевской духовной академии. — 1890. — № 1. — С. 170-192;
47. Дмитриевский А. А. Книга «Требник» и ее значение в жизни православного христианина. (По поводу новейших воззрений на эту книгу) / А. А.
Дмитриевский // Киевские епархиальные ведомости. — 1902. — № 5 (1 марта). — Ч. неоф. — С. 181-188; № 13. — Ч. неоф. — С. 504-512; № 15. — Ч. неоф. — С. 561-567; № 16. — Ч. неоф. — С. 609-615; № 17. — Ч. неоф.
— С. 660-665.
48. Дмитриевский А. А. Книга «Требник» и ее значение в жизни православного христианина: (По поводу новейших воззрений на эту книгу): Публичное чтение / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1902. — № 3. — С. 383-421.
49. Дмитриевский А. А. Краткое описание Барградского Николо-
Александровского храма в Петрограде / предисл. Е. Поселянина. — Петроград, 1916. — 31 с.
50. Дмитриевский А. А. Критско-синайская школа иконописи, ее
происхождение и характеристические особенности пошиба письма / А. А. Дмитриевский // Он же. Путешествие по Востоку и его научные результаты: отчет о заграничной командировке в 1887/88 году, с приложениями. — Киев, 1890. — С. 92-116.
51. Дмитриевский А. А. Лекции по литургике. Ч. 1: Курсы лекций,
прочитанные студентам Казанской духовной академии в 1882-1884 гг. / изд. подг. С. Ю. Акишин, диак. А. В. Щепёткин. — Екатеринбург:
Екатеринбургская духовная семинария, 2017. — 612 с.: цв. ил.
52. Дмитриевский А. А. Личные воспоминания о митрополите Петербургском Антонии, как учителе и сослуживце: [Речь, произнесенная в сокращении в публичном собрании Религиозно-нравственного общества в духе церкви православной 3 ноября 1915 г.] / А. А. Дмитриевский. — Петроград, 1916.
— 79 с.
53. Дмитриевский А. А. Митра: (Историко-археологический очерк) / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1903. — № 11. — С. 297-310.
54. Дмитриевский А. А. Мои «незабудки» на могилу о. протоиерея Александра Петровича Попова / А. А. Дмитриевский // СИППО. — 1912. — Т. 23, вып. 3. — С. 394-414.
55. Дмитриевский А. А. Наши коллекционеры рукописей и старопечатных книг профессор В. И. Григорович, епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин) / публ. с коммент. Ф. Б. Поляков, Б. Л. Фонкич // ВугаиОпогиззхса. — 1994. — Т. 1. — С. 165-197.
56. Дмитриевский А. А. Недоумение по поводу недоумений: (Ответ анонимному рецензенту книги «Современное богослужение на Православном Востоке»). — Киев, 1891. — 28 с.
57. Дмитриевский А. А. Недоумение по поводу недоумений: (Ответ второй и последний анонимному рецензенту) / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1892.
— № 9. — С. 163-178.
58. Дмитриевский А. А. Новгородские шапки — митры / А. А. Дмитриевский // Труды XV Археологического съезда в Новгороде 1911. — Т. 1. — М., 1914.
— С. 215-223.
59. Дмитриевский А. А. О недостатках современного церковно-религиозного воспитания и о причинах их породивших / А. А. Дмитриевский // Киевские епархиальные ведомости. — 1901. — № 8. — Ч. неоф. — С. 361-392.
60. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока / А. А. Дмитриевский. — Киев, 1895.
— Т. 1: Толгка. Ч. 1: Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские типиконы. — ХХ+СХLVII+912+ХХV с.
61. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока / А. А. Дмитриевский. — Киев, 1901.
— Т. 2: ЕброХбущ. — ХП+1058+ХХУП+32 с.
62. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока / А. А. Дмитриевский. — Петроград, 1917. — Т. 3 (первая половина). Ч. 2: Тишка. — УШ+768+^ с.
63. Дмитриевский А. А. Описание рукописей и книг, поступивших в Церковно - археологический музей при Киевской духовной Академии из греческой нежинской Михаило-Архангельской церкви / А. А. Дмитриевский // ТКДА.
— 1885. — Прил. к № 3-12. — С. 1-160.
64. Дмитриевский А. А. Отзыв о печатном сочинении смотрителя Каменецкого духовного училища кандидата богословия Афанасия Неселовского под заглавием: «Чины хиротесий и хиротоний», представленном на соискание магистерской степени / А. А. Дмитриевский // Извлечение из журналов совета Киевской духовной академии за 1906-1907 учебный год. — Киев, 1907. — С. 79-89.
65. Дмитриевский А. А. Отзыв о рукописном сочинении кандидата богословия протоиерея Корнилия Кекелидзе под заглавием: «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение», представленном на соискание степени магистра богословия / А. А. Дмитриевский // Извлечение из журналов совета Киевской духовной академии за 1906-1907 учебный год. — Киев, 1907. — С. 472-479.
66. Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении студента Ивана Церерина на тему: «Суждения и определение седьмого вселенского собора по вопросу об иконопочитании» / А. А. Дмитриевский // Извлечение из протоколов совета Киевской духовной академии за 1897/8 уч. г. — Киев, 1898. — С. 394-395.
67. Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении студента Леонида Никольского на тему: «Афонская живопись: историко-археологический этюд» / А. А. Дмитриевский // Извлечение из протоколов совета Киевской духовной академии за 1902-1903 учебный год. — Киев, 1903. — С. 358-359.
68. Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении студента Михаила Иваницкого на тему: «Типы Христа и Богоматери в древнехристианской и византийской живописи» / А. А. Дмитриевский // Извлечение из протоколов совета Киевской духовной академии за 1901-1902 учебный год. — Киев, 1902. — С. 291-292.
69. Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении студента Николая Булгакова на
тему: «Чинопоследование таинства Покаяния в Греческой Церкви
(историко-археологический очерк)» / А. А. Дмитриевский // Извлечение из протоколов совета Киевской духовной академии за 1890/91 уч. г. — Киев, 1892. — С. 263-266.
70. Дмитриевский А. А. Отзыв о сочинении студента Сергея Новоселецкого на тему: «Богослужебные одежды (археологическое исследование)» / А. А. Дмитриевский // Извлечение из протоколов совета Киевской духовной академии за 1894/1895 уч. г. — Киев, 1895. — С. 259-261.
71. Дмитриевский А. А. Отзыв об отчете о научных занятиях в 1890/91 учебном году профессорского стипендиата Афанасия Неселовского / А. А. Дмитриевский // Извлечение из протоколов совета Киевской духовной академии за 1890/91 учебный год. — Киев, 1892. — С. 369-371.
72. Дмитриевский А. А. Отзыв об отчете профессорского стипендиата Феодора Шевелева / А. А. Дмитриевский // Извлечение из протоколов совета Киевской дух. академии за 1893/4 учебный год. — Киев, 1894. — С. 330¬331.
73. Дмитриевский А. А. Отношение Канцелярии И1ПЮ управляющему подворьями общества в Иерусалиме П. И. Ряжскому [23 декабря 1913 г.] / А. А. Дмитриевский // Россия в Святой Земле: Документы и материалы. — М., 2000. — Т. 1. — С. 685-686.
74. Дмитриевский А. А. Отношение Совета И1ПЮ к управляющему
подворьями общества в Палестине П. И. Ряжскому [май 1913 г.] / А. А. Дмитриевский // Россия в Святой Земле: Документы и материалы. — М., 2000. — Т. 1. — С. 680.
75. Дмитриевский А. А. Очерк жизни и деятельности архим. Леонида (Кавелина), третьего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и его труды по изучению православного Востока / подгот. текста: архим. Иннокентий (Просвирнин), игум. Сергий (Данков), С. П. Аникина; Предисл.: Н. Н. Лисовой // Россия в Святой Земле: Документы и материалы. — М., 2000. — Т. 2. — С. 379-543.
76. Дмитриевский А. А. Памяти заштатного диакона Афанасия Петровича
Дмитриевского (| 9 ноября 1912 г.) и его супруги Елены Феодоровны (| 1 июля 1913 г.) / А. А. Дмитриевский // Астраханские епархиальные ведомости. — 1913. — № 30. — С. 777-786 (отд. отт.: Астрахань, [1913]. — 10 с.).
77. Дмитриевский А. А. Патмосские очерки: из поездки на остров Патмос летом 1891 года / А. А. Дмитриевский. — Киев, 1894. — [4]+310+11 с. с илл.
78. Дмитриевский А. А. [Патмосские очерки]. Важнейшие храмы на о. Патмосе, их украшение и богатства скевофилакий Иоанно-Богословского монастыря / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1893. — № 3. — С. 316-371.
79. Дмитриевский А. А. Патмосские очерки. Описание рукописей типикарницы Иоанно-Богословского монастыря / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1893.
— № 6. — С. 205-225.
80. Дмитриевский А. А. Патмосские очерки. Нравы и обычаи патмосских обитателей / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1893. — № 12. — С. 516-554.
81. Дмитриевский А. А. Письмо В. К. Ернштедту от 29.03.1899 г. / публ. И. П. Медведева // Славяне и их соседи. Греческий и славянский мир в средние века и раннее новое время: тезисы XIII конференции. — М., 1994. — С. 75¬76.
82. Дмитриевский А. А. Пожар в Симоно-Петрском монастыре на святой Афонской горе / А. А. Дмитриевский // Церковные ведомости. — 1891. — № 30. — С. 1020-1023.
83. [Дмитриевский А. А.] Почетный член Киевского религиозного просветительного общества П. А. Красовский и его погребение: (Некролог) / А. А. Дмитриевский // Памяти почетного члена Киевского религиозно-просветительного общества и помощника старосты Пантелеимона Андреевича Красовского. — Киев, 1907. — С. 1-16.
84. Дмитриевский А. А. Преподобный Савва Освященный и его духовное
завещание монахам Лавры: (Вновь открытый памятник по рукописи Синайской библиотеки XII века № 1096) / А. А. Дмитриевский //
Руководство для сельских пастырей. — 1889. — № 27. — С. 261-270; № 31.
— С. 404-413; № 32. — С. 431-437; № 35. — С. 514-526.
85. Дмитриевский А. А. Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии / А. А. Дмитриевский // Юбилейный сборник: празднование в г. Астрахани 300-летнего юбилея Астраханской епархии, слова, поучения и речи, по сему случаю произнесенные / изд. Кирилло-Мефодиевского братства. — Астрахань, 1903. — С. 75-95.
86. Дмитриевский А. А. Произвольное отождествление иерейской епитрахили с архиерейским омофором: (Ответ на вопрос в редакцию: сообразно ли канону русские священники носят епитрахиль при совершении богослужения?) / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1887. — № 29. — С. 423-432.
87. Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты: Отчет о заграничной командировке в 1887/88 году, с приложениями / А. А. Дмитриевский. — Киев, 1890. — [4]+194+!У с.
88. Дмитриевский А. А. Рецензия на книгу И. Д. Мансветова «Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви». М., 1885 / А. А. Дмитриевский // Богословский библиографический листок.
— 1885. № 11/12. — С. 425-445.
89. Дмитриевский А. А. Рецензия на книгу И. Д. Мансветова «Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви». М., 1885 / А. А. Дмитриевский // Христианское чтение. — 1888. — № 9-10.
— С. 480-576.
90. Дмитриевский А. А. Речь, произнесенная перед началом отпевания [П. А. Красовского] / А. А. Дмитриевский // Памяти почетного члена Киевского религиозно-просветительного общества и помощника старосты Пантелеимона Андреевича Красовского. — Киев, 1907. — С. 20-25.
91. Дмитриевский А. А. Русская (Амбетевская) школа в Каире: (Из личных воспоминаний) / А. А. Дмитриевский // Церковно-приходская школа. — 1889. — Кн. 4. Ноябрь. — С. 228-241.
92. Дмитриевский А. А. Русские афонские монахи-келлиоты и их просительные о милостыне письма, рассылаемые по России / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1906. — № 10. — С. 67-107; № 11. — С. 298-360.
93. Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена русского Пантелеймоновского монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина) / А. А. Дмитриевский. — СПб., 1895. — [2]+422+!У с., 2 илл.
94. Дмитриевский А. А. Русские учебно-воспитательные, благотворительные и странноприимные учреждения в Палестине и Сирии: (К 25-летнему юбилею Императорского православного Палестинского общества) / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1907. — № 5. — С. 89-120 (отд. отт.: Киев, 1907.
— [2]+37 с.).
95. Дмитриевский А. А. Служба в честь византийского императора Никифора Фоки / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1906. — № 2. — С. 237-252.
96. Дмитриевский А. А. Служебник — книга таинственная: (По поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе): Публичное чтение / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1903. — № 10. — С. 188-229 (отд. отт.: Киев, 1903. — [2]+42 с.).
97. Дмитриевский А. А. Современное богослужение на православном Востоке: Историко-археологическое исследование. Выпуск первый (вступительный) / А. А. Дмитриевский. — Киев, 1891. — [3]+153 с.
98. Дмитриевский А. А. Современное русское паломничество в Св. Землю / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1903. — № 6. — С. 274-319 (отд. отт.: Киев ,
1903. [2]+46 с.).
99. Дмитриевский А. А. Способы определения времени написания рукописей без определенных дат вообще и богослужебных рукописей в частности: Речь, произнесенная 11 декабря 1883 г. в открытом заседании Совета пред защитою магистерской диссертации «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке», ч. 1 / А. А. Дмитриевский // Православный собеседник. — 1884.
— № 1. — С. 75-92.
100. Дмитриевский А. А. Ставленник: руководство для священно- церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий / А. А. Дмитриевский. — Киев,
1904. — XIV+344 с.
101. Дмитриевский А. А. Триодь Постная — училище благочестия: (О покаянии и молитве) / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1905. — № 3. — С. 428-444 (отд. отт.: Киев, 1905. — [2]+17 с.).
102. Дмитриевский А. А. Триодь Постная — училище благочестия: (О посте): Публичное чтение / А. А. Дмитриевский // ТКДА. — 1904. — № 5.
— С. 1-49 (отд. отт.: Киев, 1904. — [2]+49 с.).
103. Дмитриевский А. А. Устройство храмов в Константинополе и их украшения / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1887. — № 11. — С. 384-392.
104. Дмитриевский А. А. Устройство храмов на Афоне и их украшения / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1887. — № 12.
— С. 420-435.
105. Дмитриевский А. А. Утренние светильничные молитвы: (Историческая судьба их, содержание и положение, какое они занимали в древнецерковной практике и древнейших евхологиях) / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1886. — № 42. — С. 180-192.
106. Дмитриевский А. А. Фрески Георгиевского параклиса 1423 г. в Свято-Павловском монастыре на Афоне и их значение в истории афоно-византийской и русской иконописи / А. А. Дмитриевский // СИППО. — 1908. — Т. 19, вып. 4. — С. 563-583.
107. Дмитриевский А. А. Чин пещного действа: (Историко¬
археологический этюд) / А. А. Дмитриевский // Византийский временник.
— 1894. — Т. 1. — С. 553-600.
108. Дмитриевский А. А., Матфей (Ольшанский), схим. Русская наука и Афон. Письма. 1886-1911. — М.: Изд-во «Индрик», 2017. — 512 с.; ил.
109. Дмитриевский А. А. Что такое Ktivcov гро уа1цшЗ(ад, так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного? / А. А. Дмитриевский // Руководство для сельских пастырей. — 1889. — № 38. — С. 69-73.
110. Дмитриевский Алексей Афанасьевич // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1904. — Т. IV. — С. 1105-1108.
111. Дмитриевский Алексей Афанасьевич // Русские писатели-богословы
— исследователи богослужения и церковного искусства: библиографический указатель / сост. А. С. Чистякова, Н. С. Степанова, О. В. Курочкина. — М.: Пашков дом, 2004. — С. 30-46.
112. [Дмитровский Н. Г. Воспоминания о КДА] // Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг.: материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА: в 4 т. / [сост. В. И. Ульяновский]. — Киев: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2014. — Т. 1: А-Й. — С. 448.
113. Доклад священника В. Д. Прилуцкого «О непорядках в современной богослужебной практике» // Кравецкий А. Г. Проблемы Типикона на Поместном Соборе // Ученые записки Российского православного университета апостола Иоанна Богослова. — 1995. — Вып. 1. — С. 71-78.
114. Епархиальная хроника: Архиерейское богослужение в Иоанно- Златоустовской церкви Киевского религиозно-просветительного общества и открытие чтений Общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1905.
— № 42 (16 октября). — Ч. неоф. — С. 1056.
115. Епархиальная хроника: Богословские чтения // Киевские
епархиальные ведомости. — 1903. — № 10 (11 мая). — Ч. неоф. — С. 351-353.
116. Епархиальная хроника: Богословское чтение // Киевские
епархиальные ведомости. — 1901. — № 8. — Ч. неоф. — С. 393-394.
117. Епархиальная хроника: Богословское чтение // Киевские
епархиальные ведомости. — 1905. — № 8-9 (20-27 февраля). — Ч. неоф. — С. 196.
118. Епархиальная хроника: Богословское чтение // Киевские
епархиальные ведомости. — 1904. — № 10 (7 марта). — Ч. неоф. — С. 229-231.
119. Епархиальная хроника: Воскресные вечерние чтения Киевского религиозно-просветительного общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1904. — № 3 (18 января). — Ч. неоф. — С. 63.
120. Епархиальная хроника: Годичное торжество Киевского религиозно-просветительного общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1906. — № 9 (5 марта). — Ч. неоф. — С. 298.
121. Епархиальная хроника: Общее собрание членов Киевского отдела Императорского православного палестинского общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1903. — № 8 (15 апреля). — Ч. неоф. — С. 305-306.
122. Епархиальная хроника: Открытие в г. Киеве местного епархиального отдела Императорского православного палестинского общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1903. — № 1 (1 января). — Ч. неоф. — С. 17¬27.
123. Епархиальная хроника: Речь профессора А. А. Дмитриевского, произнесенная в годичном торжественном собрании Киевского отдела Императорского православного палестинского общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1905. — № 19. — Ч. неоф. — С. 490-496.
124. Епархиальная хроника: Собрание Киевского отдела Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III // Киевские епархиальные ведомости. — 1904. — № 44 (31 октября). — Ч. неоф. — С. 1085.
125. Епархиальная хроника: Собрание Киевского отдела Православного палестинского общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1905. — № 16-17. — Ч. неоф. — С. 417-418.
126. Епархиальная хроника: Собрания Киевского отдела Православного палестинского общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1904. — № 13-14 (28 марта — 4 апреля). — Ч. неоф. — С. 326-327.
127. Епархиальная хроника: Торжественное богослужение и годичное собрание Киевского православного религиозно-просветительного общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1905. — № 6. — Ч. неоф. — С. 136-138.
128. Епархиальная хроника: Торжественное открытие Киевским
религиозно-просветительным обществом двенадцатого проповеднического 1904/5 года // Киевские епархиальные ведомости. — 1904. — № 41 (10 октября). — Ч. неоф. — С. 1000-1001.
129. Епархиальная хроника: Торжественные поминки преосвященного архиепископа Сергия (б. Ярославского) Киевские религиозно-просветительным обществом // Киевские епархиальные ведомости. — 1904.
— № 38 (19 сентября). — Ч. неоф. — С. 927-928.
130. Епархиальная хроника: Торжество освящения храма во имя св. Иоанна Златоуста и открытие чтений в новом доме Киевского православного религиозно-просветительного общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1903. — № 34 (26 октября). — Ч. неоф. — С. 918-939.
131. Епархиальная хроника: Третье и четвертое богословские чтения // Киевские епархиальные ведомости. — 1902. — № 5 (1 марта). — Ч. неоф.—С. 198-200.
132. Епархиальная хроника: Храмовой праздник и торжественное годичное собрание Киевского религиозно-просветительного общества // Киевские епархиальные ведомости. — 1904. — № 6 (8 февраля). — Ч. неоф. — С. 133-136.
133. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1911-1912 учебный год. — СПб., 1913. — 408 с.
134. Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. — М., 22014. — Т. 1-4.
135. Записка Миколи Петрова в Раду КДА. 27 листопада 1898 р. / М. Петров // Петров М. Скрижал! пам’ятг коментар! та додатки / склав В. Ульяновський. — Ки!в, 2003. — С. 116-126.
136. Записка Олекшя Дмггрхевського в Раду КДА вщ 28 жовтня 1898 р. / А. А. Дмитриевский // Петров М. Скрижал! пам’ятг коментар! та додатки / склав В. Ульяновський. — Ки!в, 2003. — С. 110-116.
137. Записка Олекшя Дмггрхевського на 1м’я обер-прокурора Св. Синоду Костянтина Победоносцева вщ 24 квггня 1901 р. / А. А. Дмитриевский // Петров М. Скрижал! пам’ятг коментар! та додатки / склав В. Ульяновський. — Кшв, 2003. — С. 127-128.
138. Заява Олекшя Дмггрхевського на 1мя голови ЦАТ епископа Димитрхя в!д 1 грудня 1898 р. / А. А. Дмитриевский // Петров М. Скрижал! пам’ятг коментар! та додатки / склав В. Ульяновський. — Ки!в, 2003. — С. 126-127.
139. [Иванов Ф. Н.] Лучшая лекция / Ф. Н. Иванов // Вятские епархиальные ведомости. — 1908. — № 13. — Отд. неоф. — С. 371-374.
140. Из епархиальной жизни: Богословское чтение // Киевские
епархиальные ведомости. — 1907. — № 13 (1 апреля). — Ч. неоф. — С. 303-304.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ