Введение 7
1 Стратегическое управление и его особенности в кредитных организациях 10
1.1 Сущность и основные понятия стратегического управления в банке 10
1.2 Основные этапы разработки стратегии в коммерческом банке 17
1.3 Бизнес-план, как инструмент управления деятельностью банка 22
2 Анализ стратегического управления коммерческого банка 36
2.1 Анализ рынка и разработка стратегии ПАО «Сбербанк России» 36
2.2 Оценка факторов, влияющих на реализацию стратегии банка 63
2.3 Организация контроля выполнения стратегического плана 74
Заключение 79
Список использованных источников 78
Внимание к управлению банками остается фундаментальной предпосылкой эффективного функционирования банковской системы. В условиях рыночной экономики любая кредитная организация нуждается в грамотном стратегическом управлении, поскольку это один из самых сильных факторов, способствующих повышению уровня конкурентоспособности. Рыночная экономика немыслима без банковского менеджмента, основанного на конкуренции на финансовом рынке между кредитными организациями. Стратегическое банковское управление, как особая форма управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики.
Стратегия - обобщающая модель действий, без которой достижение целей, поставленных перед кредитной организацией, не представляется возможным. Стратегическое управление - это управленческая деятельность, направленная на достижение перспективных целей управления в условиях нестабильности, конкурентной рыночной среды, включающая диагностический анализ организации, стратегическое планирование организации, разработку функциональных стратегий и реализацию выбранной стратегии.
Значение банковского управления в настоящее время в связи с массовым распространением информационных и коммуникационных технологий сильно возрастает. Формирование сетей виртуальных банков, не имеющих контор и агентов, привнесет в банковскую практику новые элементы. С одной стороны, это поспособствует увеличению количеств клиентов, с другой стороны, вероятность рисков значительно возрастает. Нельзя не отметить того, факта, что под постоянным влиянием новых технологий уровень конкуренции значительно вырастет.
Стратегия представляет собой определение основных долгосрочных задач компании, выработку направления действий, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения данной цели. Вся система управления коммерческим банком должна осуществляться на основе повышенного внимания к клиентам, маркетингу, акционерам, а также постоянно меняющей экономической ситуации. Стратегия управления представляет собой своеобразную конституцию банка. В случае какой-либо спорной ситуации, сотрудник банка должен апеллировать к стратегии как к последней инстанции. Каждый сотрудник обязан знать, как данная стратегия касается его деятельности, поэтому стратегия банка формулируется таким образом, чтобы ни у кого из сотрудников не возникало никаких вопросов по этому поводу.
Стратегия является основополагающим элементом корпоративного управления. Именно благодаря ей банк понятен не только сотрудникам, но и клиентам. Клиенты банка должны обладать стопроцентной уверенностью в том, что банк придерживается четко сформулированной стратегии.
Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время любая кредитная организация в условиях жесткой конкуренции и постоянно меняющейся ситуации на рынке, нуждается в грамотном осуществлении стратегического управления для реализации всех, поставленных перед банком финансовых целей.
Объектом данного исследования является деятельность ПАО «Сбербанка России». Предмет данного исследования - система стратегического управления. Целью Выпускной Квалификационной Работы является изучение стратегического управления коммерческого банка на примере ПАО «Сбербанк России». На основании поставленной цели ВКР необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие стратегического управления;
- охарактеризовать этапы разработки стратегии, инструменты
управления деятельностью банка;
- проанализировать факторы, оказывающие влияние стратегию
Сбербанка;
- анализ стратегии, которой придерживается Сбербанк в настоящее время, а также перспективы его развития в этом направлении.
В первой главе выпускной квалификационной работы будут во всех подробностях рассмотрены теоретические аспекты стратегического банковского управления: будет рассмотрено понятие, сущность, а также основные этапы разработки стратегии в коммерческом банке.
Во второй главе Выпускной Квалификационной Работы будет проведен анализ стратегического управление в коммерческом банке на примере ПАО «Сбербанк России»: анализ рынка и разработка стратегии развития, оценка факторов, оказывающих влияние на реализацию стратегии Банка, а также контроль выполнения стратегического плана.
Стратегическое управление - это система управления организацией. Данный термин был введен, прежде всего, для того, чтобы отличать управление на высшем уровне от управления на уровне производства.
Отсутствие стратегического управления в некоторых коммерческих банках можно объяснить следующим образом. Банки планируют свою деятельность исходя из того, что в окружении не будет происходить каких-либо существенных изменений, либо оно вообще останется неизменным. Когда коммерческий банк придерживается стратегического управления, каждый момент фиксируется, какие задачи банк должен решить в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей, учитывая при этом тот факт, что окружение и условия жизни банка будут изменяться. При этом для стратегического управления характерно, что не только фиксируется желаемое в будущем состояние банка, но и это является важнейшей задачей стратегического управления, вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем.
Современная теория планирования в качестве стратегической материально-продуктовой цели банка определяет формирование и реализацию производственной программы банковских продуктов по номенклатуре и ассортименту, финансовой цели компании определяет:
- максимизацию капитала банка;
- максимизацию прибыли;
- максимизацию вознаграждения сотрудников банка и, в первую очередь, управленческого персонала, добившегося высоких прибылей. Основная стратегическая цель развития коммерческого банка - это увеличение акционерной собственности, капитала банка.
Стратегия управления представляется собой своеобразную конституцию банка. В случае какой-либо спорной ситуации, сотрудник банка должен апеллировать к стратегии как к последней инстанции. Каждый сотрудник обязан знать, как данная стратегия касается его деятельности, поэтому стратегия банка формулируется таким образом, чтобы ни у кого из сотрудников не возникало никаких вопросов по этому поводу.
Стратегия является основополагающим элементом корпоративного управления. Именно благодаря ей, банк понятен не только сотрудникам, но и клиентам. Клиенты банка должны обладать стопроцентной уверенностью в том, что банк придерживается четко сформулированной стратегии. Также стратегическое управление является главным элементом деятельности коммерческого банка, поскольку именно опираясь на него, коммерческий банк выстраивает стратегию, план, с помощью которого он достигнет поставленной цели.
Стратегия организации - план действий организации, необходимый для определения приоритетов стратегических задач и последовательность действий по достижению определенных целей.
Стратегическое управление можно разбить на несколько этапов:
- стратегический анализ (определение целей и задач);
- оценка и контроль реализации стратегии.
Сегодняшнее положение Сбербанка таково, что он сохраняет позицию крупнейшего банка страны и одной из крупнейших российских компаний. В настоящее время на его долю приходится треть банковских активов России, его активными клиентами являются 60% населения. Также Сбербанк входит в топ- 5 крупнейших работодателей России. Помимо вышенаписанного ему удалось перевыполнить стратегию в период с 2014-2018 год, чтобы дает надежду на то, что в следующей стратегии 2018 - 2020 он сможет достичь более серьезных результатов. В настоящее время Сбербанк показывает самые высокие результаты среди банков России по рентабельности капитала и прибыли, что позволит ему в будущем взять более высокую вершину, а именно, выйти на международный уровень и быть серьезным конкурентом для мировых технологических организаций.
Сбербанк на данный момент может гордиться следующими достижениями:
- 176 лет на рынке;
- 140 миллионов клиентов - физических лиц;
- 77 000 банкоматов и терминалов на территории РФ;
- около 50 млн. клиентов ежемесячно пользуются приложением «Сбербанк Онлайн»;
- 1,5 млн клиентов - юридических лиц ежемесячно пользуются приложением «Сбербанк Бизнес Онлайн»;
- география присутствия «Сбербанка» охватывает 22 страны.
Несмотря на весьма неоднозначную экономическую ситуацию Сбербанку удается удержаться на лидирующих позициях, что в будущем позволит данному Банку выйти на международный уровень, в чем и заключается его стратегия на период с 2018 - 2020 год.
1. Авраменко Н. Г. Место и роль сбалансированной системы показателей в системе управления стратегией // Менеджмент в России и за рубежом, 2008. - C. 22 - 24.
2. Баюров И.В. Как конфигурировать бизнес и найти свою уникальную бизнес-модель? // Стратегический менеджмент. — 2008. - С. 17 - 18.
3. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов / С.Ю. Глазьев // Вопросы экономики. - 2009 - С. 15 - 17.
4. Грачев Г. В. Адаптация банковской системы РФ к новым ориентирам политики Банка России / Г. В. Грачев // Проблемы современной экономики. - 2015. - C. 158 - 162.
5. Джозлин Р.В. Банковский маркетинг / Р.В. Джозлин. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 601 с.
6. Ивашковская И.В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы. Инструменты / И.В. Ивашковская, Е.Б. Кукина, И.В. Пенкина. // Коропоративные финансы. М.: ВШЭ, 2010. - С. 29 - 33.
7. Иваненко А.В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы. Инструменты / И.В. Ивашковская, Е.Б. Кукина, И.В. Пенкина. // Коропоративные финансы. М.: ВШЭ, 2010. - С. 40 - 54.
8. Исаев Р. Разработка и реализация стратегии и сбалансированной системы показателей в банке / Р. Исаев // Бизнес-школа SRC, Российский журнал менеджмента. - 2015. - С. 45-48.
9. Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/ Р. Каплан, Д. Нортон. — М.: Олимп-бизнес, 2005. - 49 с.
10. Капромов Л. Г. Маркетинговые стратегии удержания клиентов в условиях экономического кризиса / Л. Г. Капромом // Проблемы современной экономики. - 2015. - No 1 (53). - С. 140 - 160.
11. Кутелеев, П. В. Технология реинжиниринга бизнеса / П. В. Кутелеев, И. В. Мишурова. - М.: Март, 2008. - 94 с.
12. Прохоренко В.М. Стратегическое управление кредитной организацией / Г.М. Озеров // Проблемы современной экономики — 2013. - №1 С. 90 - 100.
13. Мескон М. Х. Основы менеджмента / Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2009. - 268 с.
14. Маршин Г.М. Разработка плана коммерческого банка / Г.М. Озеров // Проблемы современной экономики — 2013. - №1 С. 90 - 100.
15. Москвитина С.А. Особенности конкурентной стратегии коммерческого банка на современном этапе / С.А. Москвитина // Российский журнал менеджмента - 45 с.
16. Наумов В. Н. Маркетинговые стратегии удержания клиентов в условиях экономического кризиса / В. Н. Наумов // Проблемы современной экономики. - 2015. - No 1 (53). - С. 157 - 160.
17. Озеров Г.М. Разработка плана коммерческого банка / Г.М. Озеров // Проблемы современной экономики — 2013. - №1 С. 110 - 112.
18. Отрощенко Л.Н Реализация стратегии и сбалансированной системы показателей в банке / Л. Н. Прохоров //, Российский журнал менеджмента. - 2015. - С. 90-112.
19. Прохоров Р.Н Разработка и реализация стратегии и сбалансированной системы показателей в банке / Р. Н. Прохоров // Бизнес- школа SRC, Российский журнал менеджмента. - 2015. - С. 90-112.
20. Прозоровский Н.В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы. Инструменты / Н.В. Прозоровский // Корпоративные финансы. М.: ВШЭ, 2010. - С. 29 - 33.
21. Подопригора В. Г. Конкурентоспособность бизнеса на основе клиенториентированного подхода (на примере банковского сектора) / В. Г. Подопригора, Е. А. Герасимова // Проблемы современной экономики. - 2012. -.
22. Поздеева И. А. Актуальные вопросы дистанционного банковского обслуживания с использованием Интернет-технологий / И. А.Поздеева, Н. С. Орлова, А. А. Тимкова // Проблемы современной экономики. - 2013. - No 2 (46). - С. 150 - 154.
23. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
24. Ряховский Д. И. Современные инструменты реализации антикризисных стратегий предприятий / Д. И. Ряховский, Акулова Н. Г. // Проблемы современной экономики. - 2014. - No1 (49). - С. 85 - 91.
25. Слуцкин М. Л. Методические аспекты построения системы показателей контроллинга в банке / М. Л. Слуцкин, Д. В. Блохин // Проблемы современной экономики. - 2013. - No 2 (46). - С. 154 - 156.
26. Степанов Д.В. Value Based Management и показатели стоимости [Электронный ресурс] // сайт Степанова Дмитрия. - Электрон. дан. - URL: http://d- stepanov.narod.ru/publications/vbm02.htm (дата обращения:06.06.2016).
27. Сучков В.Л. Организация стратегического управления в коммерческом банке / В. Л. Сучков // Российский журнал менеджмнта. - 2017 - №5. - С. 17 - 18.
28. Стратегический менеджмент / Под ред. ПетроваА. Н. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
29. Тамбовцев В.Л. Стейкхолдерская теория фирмы в свете концепции режимов собственности // Российский журнал менеджмента. — 2008. — Т. 6. — No 3. — С. 3-26.
30. Тысячникова Н. А. Организация разработки стратегии в банке / Н. А. Тысячникова, Ю. Н. Юденков // Корпоративный менеджмент. - Электрон. дан. - М., 1998-2016. - c. 38.
31. Хвостенко П. В. Разработка модели реализации стратегии организации / П. В. Хвостенко // Проблемы современной экономики. - 2011. - 58 c.
32. Хозоровский А. В. Разработка стратегии организации / П. В. Хвостенко // Проблемы современной экономики. - 2011. - c.
33. Хорнов, С. С. Классификация стратегий организации: от теории к практике / С. С. Чернов, П. В. Хвостенко // Российский экономический интернет-журнал. М., 2000-2016. -124 с.
34. Цмыкайло С. А. Что такое стратегия развития? // Прохоренко С. А.
- 2012 - 61 с.
35. Шишкова Е. А. Способы оценки эффективности реализации стратегии развития компании / Е. А Шишкова // Экономический журнал, 2012.
- No 26. - С. 111-117.
36. Шукшина О.В. Стратегическое управление в современном
коммерческом банке. СПб. - 2009. - С. 154.
37. Управление кредитной организацией / В.С. Просалова, Е.Н. Смольянинова / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - No 12-1. - С. 145-148.
38. Шаврушина О.И. Банковский менеджмент: учебник / коллектив авто- ров; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. И. Лаврушина. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС. - 2016. - С. 554.
39. Шарниенков Н.А., Юденков Ю.Н. Стратегическое планирование в коммерческих банках: концепция, организация, методология. М.: КНОРУС: ЦИПСиР. - 2013. - С. 312.
40. Шукшин А.Н. Основные этапы разработки стратегического плана в коммерческом банке / А.Н. Шукшин / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - No 7. - С. 25-34.
41. Стандарт качества организации стратегического управления в кредитной организации [Электронный ресурс]:. - Электрон. дан. - режим доступа: http: //arb .ru/arb/bureaux-and-committees.
42. Гаранина Е.Н. Формирование рисковой стратегии как фактор повышения финансовой устойчивости коммерческого банка / Е.Н. Гаранина / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - No 7. - С. 123-126.
43. Мартыненко А.Н. Основные этапы разработки стратегического плана в коммерческом банке / Е.Н. Гаранина / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - No 7. - С. 25-34.
44. Юсупова О. А. О просроченной задолженности в кредитных портфелях российских банков, причинах ее возникновения и методах работы с ней / О.А. Юсупова / Финансы и кредит. - 2015. - No 3 (627). - С. 14-26.
45. Юсупова О. А. «Рецензия на монографию «Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования» / О.А. Юсупова / Финансы и кредит. - 2013. - No 9 (537). - С. 75-80.
46. Юрченко М. А. Стратегическое управление в коммерческом банка/ М. А Юрченко // Экономический журнал, 2012. - No 26. - С. 91-97.
47. Стратегическое управление в банке 2017-2018 [Электронный ресурс]:. - Электрон дан. - Режим доступа: http:ZZwww.cbr.ru.
48. Стратегия Сбербанка России на 2018 год
[Электронный ресурс]:. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http:ZZwww.sberbank.comZru.
49. Отчет ВТБ 24 [Электронный ресурс]:. - Электрон дан. - Режим доступа: https:ZZwww.vtb24.ru.
50. Организация стратегии в кредитной организации
[Электронный ресурс]:. - Электрон дан. - режим доступа: - http:ZZraexpert.ru.
51. Планируемая стратегия Сбербанка до 2020 года [Электронный ресурс]:. - Электрон дан. - Режим доступа: http:ZZwww.sberbank.comZruZinvestor- relationsZreports-and- publicationsZannual-reports.
52. Цели и приоритеты стратегии Сбербанка 2018-2020 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:ZZwww.sberbank.comZruZinvestor- relationsZreports-and- publicationsZannual-reports.
53. Результаты стратегии Сбербанка 2014 - 2018 [Электронный
ресурс]:. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:ZZwww.sberbank.comZruZinvestor- relationsZreports-and- publicationsZannual-reports.
54. Сравнительная характеристика Банков России
55. Внедрение информационных технологий [Электронный ресурс]:. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru/csr/reports.
56. Основополагающие элементы стратегического управления [Электронный ресурс]:. Электрон дан. - Режим доступа: http: management.ru
57. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]:, - Электрон. дан. - Режим доступа: http://libsib.ru.
58. Разработка стратегии Сбербанка до 2020 года [Электронный ресурс]:. - Электрон дан. - Режим доступа: http://www.sberbank.com/ru/investor- relations/reports-and- publications/annual-reports.