Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68777

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Понятие семантического поля в лексикологии 7
1.2. Особенности развития предметной лексики у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 12
1.3. Методические подходы к формированию семантического поля
предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 17
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И СОДЕРЖАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБШИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение уровня сформированности семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 24
2.2. Направления и содержание логопедической работы по формированию
семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 46


Хорошая речь является важным условием для полноценного развития людей. Чем лучше развита речь ребенка, тем проще ему выражать свои мысли. Грамотная речь открывает для ребенка новые возможности в познании окружающей действительности, способствует установлению содержательных и полноценных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также помогает активно осуществляться его психическому развитию.
Исследования Г.С. Щура, Н.Н. Болдырева, М.В. Никитина, Е.И. Тихеевой, С.Н. Цейтлин и других ученых, которые занимались вопросами развития речи детей, опираются на общеязыковые категории, среди которых одно из главных мест занимает оценка семантического компонента. в
Такие лингвисты, как Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, отводят семантическому компоненту главную роль в организации речевой коммуникации.
Психолингвистические исследования Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Л.В. Сахарного, А.М. Шахнаровича указывают на то, что ведущей категорией развития семантики речи ребенка выступает соотнесение содержания высказывания с действительностью.
Данный вопрос разработан в психологической литературе не очень широко, но, тем не менее, есть работы различных авторов, посвященные этой теме. В работах Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович и др. подробно описаны результаты диагностики состояния речи детей, имеющих речевые нарушения.
Изучением вербальных ассоциаций занимались многие известные ученые, такие как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н. Хомский, Дж. Миллер, Дж. Диз и другие авторы. На сегодняшний день благодаря методу ассоциативного эксперимента подробно изучены особенности развития семантических полей у взрослых, характер же ассоциаций у детей мало исследован.
У детей с общим недоразвитием речи нарушение лексического развития выражаются в позднем начале формирования лексической системности и, как следствие, семантических полей. Об этих особенностях можно говорить, опираясь на большое количество случайных ассоциаций, которые возникают у данной категории детей.
По данным Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой у детей с речевой патологией, которые достигли 7 - 8-летнего возраста, необдуманные
ассоциативные ряды возникают достаточно часто, каждый раз возрастая в количестве.
У детей с общим недоразвитием речи также наблюдается динамика синтагматических ассоциаций. Их развитию свойственно увеличение синтагматических реакций, которое обычно происходит в 7 лет. Это принято связывать с задержанным формированием грамматической стороны речи.
В методической литературе недостаточно раскрыты специальные формы работы, способствующие развитию семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ограниченность данных о состоянии и особенностях семантического поля предметной лексики у детей с общим недоразвитием речи побуждает к поиску новых путей его развития, что и обуславливает актуальность нашего исследования.
Исходя из всего этого, мы считаем, что проблема исследования заключается в совершенствовании логопедической работы по формированию семантического поля предметной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления логопедической работы по формированию семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направление и содержание логопедической работы по формированию семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: основывается на предположении, что логопедическая работа по формированию семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна учитывать особенности формирования словаря в онтогенезе и опираться на уровень когнитивного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему формирования семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Выявить уровень сформированности семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи .
3. Определить направления логопедической работы по формированию семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования: в своей работе мы опирались на положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; концепцию комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
психолингвистический подход к изучению механизмов формирования лексики Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, А.М. Шахнаровича; работы, направленные на развитие лексики детей, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ специальной литературы по теме
исследования;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент;
3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 п. Дубовое», Белгородского района, Белгородской области». В исследовании принимали участие 15 детей, имеющих по заключению ПМПК заключение «общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития».
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, можно сказать, что основной задачей работы над семантическим компонентом следует считать формирование в языковом сознании ребенка полноценных семантических полей. Это в настоящий момент провозглашается многими специалистами в области патологии речи, с успехом применяющими психолингвистический подход в своей работе: Р.И. Лалаевой, Н.Ю. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской и др. Именно их серьезные наработки, имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию лексической системности два основных направления: накопление лексических единиц; целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).
Развитие семантического компонента лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности. Работа над семантическим компонентом неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы. При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова.
Поэтому нами было проведено исследование, целью которого было выявление сформированности семантического поля предметной лексики у старших дошкольников с ОНР, в ходе, которого мы выяснили, что работа, ведущаяся с детьми эффективна, так как никто из детей не попал на очень низкий уровень развития. Можно сказать, что 66,6% детей (10 человек из 15) находятся на среднем уровне развития. Только 4 ребенка относятся к низкому уровню, а один ребенок занимает высокий уровень развития.
Выделенные нами направления логопедической работы по формированию семантического поля предметной лексики будут эффективными, если работа будет проводится по расширению словаря параллельно с развитием когнитивных структур, совершенствованию основных компонентов лексического значения слова. При этом формирование семантической стороны речи должно проходить в единстве с развитием психических процессов, в тесной взаимосвязи с другими компонентами речи - грамматическим строем и фонетико-фонематической стороной. Особое внимание в обучении направляется на формирование слова как элемента семантического поля, на овладение многозначностью языковых единиц, развитие парадигматических и синтагматических связей, на осознание детьми с ОНР места слова в лексической системе родного языка.
Исследование проблемы ОНР у детей старшего дошкольного возраста не исчерпывает всех вопросов, связанных с особенностями семантического поля предметной лексики у данной категории детей и имеет перспективы дальнейшего развития.


1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст]: методическое пособие / З.Е. Агранович. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2001. - 218с.
2. Антипова, Ж.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Ж.В. Антипова, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: Секачев В.Ю., 2002. - 256с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учебное пособие по логопедической работе с детьми со стертой дизартрией для логопедов, педагогов, студентов дефектологических факультетов педвузов, родителей. / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст]: словарь / О.С. Ахманова. - М.: Либроком, 2016. - 576 с.
5. Башарина, А.К. Понятие «семантическое поле» [Текст] / А.К. Башарина // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2007. - №1. - С.93-96.
6. Билетина, Т.А. К вопросу о формировании учебной терминологической лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях [Текст] / Т.А. Билетина // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 87-90.
7. Буданова, Е.А. Метод анализа языковой картины мира на когнитивных основаниях. Часть 2 [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Буданова. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, 2007. - 63 с.
8. Вендина, Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания / Т. И. Вендина // Вопросы языкознания. - 2002. - №4. - С. 42-65.
9. Городецкий, Б.Ю. К проблеме семантической типологии [Текст]: книга для изучения лингвистической теории / Б.Ю. Городецкий. - М.: МГУ, 1971. - 415 с.
10. Денисенко, В.Н. Синтагматика и парадигматика семантического поля [Текст] / В.Н. Денисенко // Вестник РУДН. - 2011. - № 2. - С. 18 - 24
11. Жоламанова, Е.И. Теория семантического поля: традиции и новации [Текст] / Е.И. Жоламанова // Академический вестник АУЦА. - 2009. - № 1. - С. 154-159.
12. Иванова, О.Я. Лингвокультурная специфика
словообразовательной категории локативности: на материале русского и английского языков [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / О.Я. Иванова. - Ставрополь, 2004. - 221 с.
13. Караулов, Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования [Текст]: монография / Ю.Н. Караулов, Ю.Н. Филиппович. - М.: Азбуковник, 2009. - 336 с.
14. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст]: книга для филологов и психологов, преподавателей, студентов и аспирантов гуманитарных вузов / Ю.Н. Караулов. - М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. - 264 с.
15. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика [Текст]: учебное пособие / И.М. Кобозева. - М.: УРСС Эдиториал, 2000. - 352 с.
16. Коровко, Е.А. Особенности предметно-смысловой организации речевого высказывания у дошкольников с ОНР III уровня [Текст] / Е.А. Коровко // Специальное образование. - 2011. - № 2. - С. 11 - 20.
17. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка [Текст]: учебное пособие для филологических факультетов / Э.В. Кузнецова. - М.: Высшая школа, 1989. - 84 с.
18. Кукушкина, А.И. Особенности вербальных ассоциаций у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / А.И. Кукушкина, Т.В. Захарова // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум - 2015». Дата посещения: 04.03.2017. Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2015/870/7257
19. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 160 с.
20. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст]: словарь / Под ред. В.И. Ярцева. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 507 с.
21. Лисицына, И.В. Использование технологии семантических полей при развитии словаря детей, имеющих речевые нарушения [Текст] / И.В. Лисицына // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 174-180.
22. Логинова, И.Н. Проблема изучения уровней речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Н. Логинова, Н.В. Дроздова // Стратегии коммуникативного поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 3-4 мая 2001 г. - Мн.: Мин.гос.лингвист. университет, 2001. - 129 с.
23. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]: учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Спб.: СОЮЗ, 2000. - 192 с.
24. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Р. Лурия. - М.: Академия, 2003. - 384 с.
25. Малащенко, М.В. К вопросу о соотношении смысловой основы и интерпретационных компонентов грамматической семантики [Текст] / М.В. Малащенко // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - №1. - С.95-97.
26. Новиков, А.Л. Эскиз семантического поля [Текст] /А.Л. Новиков // Вестник российского университета дружбы народов. - 2011. - № 2. - С. 7 - 17
27. Основы теории и практики логопедии [Текст]: пособие для учителей начальных классов массовых школ, логопедов, а так же для студентов педагогических институтов / Р.Е. Левина. - М.: АльянС, 2014. - 364 с.
28. Сентенберг, И.В. Лексическая семантика английского глагола
[Электронный рксурс] / И.В. Сентенберг // сайт: Российская государственная библиотека. Дата посещения: 03.03.2017. Режим доступа:
http://search.rsl.ru/ru/record/01001236528
29. Солнцев, В.М. Язык как системно-структурное образование
[Электронный ресурс] / В.М. Солнцев // сайт: Электронная лингвистическая библиотека. Дата посещения: 15.03.2017. Режим доступа:
http://superlinguist.ru/index.php?option=com content&view=article&id=673:2011 -01-09-13-06-15&catid=2:2009-11-23-13-32-25&Itemid=5
30. Степанова, А.И. Методические рекомендации по развитию
вербальных ассоциаций как компонента лексической системности [Электронный ресурс] / А.И. Степанова // сайт: Альманах педагога. Дата посещения 03.04.2017. Режим доступа:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3793
31. Уфимцева, А.А. Лексическое значение. Принцип
семиологического описания лексики. [Текст]: лингвистическое значение XX века / А.А. Уфимцева. - М.: Либроком, 2010. - 242 с.
32. Филипович, Е.И. Методика развития речи (специальная) [Текст]: программа профессиональной переподготовки / Е.И. Филипович. - М.: НОЧУ ВПО «МСГИ», 2014. - 45 с.
33. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст]: пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 2003. - 103 с.
34. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст]: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов филологических вузов / С.Н. Цейтлин. - СПб: Либроком, 2009. - 192 с.
35. Шафиков, С.Г. Теория семантического поля и компонентной семантики его единиц [Текст]: учебное пособие / С.Г. Шафриков. - Уфа: Башкирский университет, 2001. - 88 с.
36. Щур, Г.С. Теории поля в лингвистике [Электронный ресурс] / Г.С. Щур // сайт: электронная библиотека. Дата посещения 13.03.2017. Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/110849
37. Якушева, В.В. Актуализация ассоциативных связей многозначных слов учащимися с нормальным и нарушенным речевым развитием [Текст] / В.В. Якушева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - № 4. - С. 135 - 139.
38. Яшина, К.И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР [Текст] / К.И. Яшина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2015. - № 1. - С. 17 - 21. 



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ