Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОНО - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Работа №16180

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
841
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения коррекционно-логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией 5
1.1 Особенности звукопроизношения детей дошкольного возраста 5
1.2 Характеристика детей с дизартрией 13
1.3 Особенности звукопроизношения детей с дизартрией 17
Глава II. Коррекционно-логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией 21
2.1. Цели и задачи методики констатирующего эксперимента 21
2.2. Научно- теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимента 22
2.3. Анализ результатов исследования 24
Глава III. Методические рекомендации к логопедической работе формирующему эксперименту 26
3.1. Научно-теоретическое обоснование и содержание методики формирующего эксперимента 26
3.2. Сравнение констатирующего и контрольного эксперимента 33
Заключение 35
Список использованной литературы 38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Хорошая речь является важным условием полноценного развития детей. Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, шире его возможности в познании окружающего мира, полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми и активнее осуществляется его психическое развитие. Формирование правильного звукопроизношения у детей довольно сложный процесс. У ребенка с дефектами произношения затруднены взаимоотношения с окружающими, задерживается психическое развитие и осложнено общее восприятие окружающей действительности.
Дизартрия - это сложное речевое расстройство центрально¬органического генеза, которое проявляется в неврологических, психологических и речевых расстройствах. Особенности речи у детей c дизартрией не позволяет им полноценно общаться с окружающими и задерживает психическое развитие в целом [9].
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается и педагоги дошкольных организаций и родители должны знать, какие дефекты речи свидетельствуют о серьёзных нарушениях, а какие являются возрастными.
Объектом исследования данной работы являются особенности звукопроизношения у детей с дизартрией.
Предмет исследования - коррекционно-логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией.
Основной целью работы является выявление условий эффективной коррекционно-логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности звукопроизношения детей с дизартрией;
2. Изучить принципы коррекционно-логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией.
3. Определить условия эффективности коррекционно¬логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коррекционно-логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) комплексный и системный подход к анализу речевого дефекта;
2) поэтапное взаимосвязанное формирование всех компонентов речи;
3) учёт индивидуальных особенностей ребенка при коррекции дизартрии.
4) использование игровых методов и приемов в логопедической работе.
Методы исследования: изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; количественный и качественный анализ, полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад №35 г. Кызыла Республики Тыва».
В эксперименте принимало участие 10 детей дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость исследовательской работы: материалы работы будут полезны учителям-логопедам образовательных организаций, студентам педагогических специальностей, а также родителям детей с дизартрией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что «дизартрия» - это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а так же в изменениях темпа речи, ритма и интонации.
Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Причинами дизартрии являются органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Вследствие чего, дизартрия часто наблюдается у детей, страдающих детским церебральным параличом [6; 22].
В феврале 2017 года на базе МАДОУ № 5 состоялось городское методическое объединение учителей-логопедов дошкольных организаций города Кызыла, посвященное проблемам дизартрии. Все больше логопедов отмечают увеличение количества детей с дизартрией. В связи с этим, на ГМО было принято решение о сотрудничестве в вопросах планирования, коррекционной работы и сопровождения детей-дизартриков. Учителя- логопеды выступали с докладами, проводили мастер-классы по логопедическому массажу при дизартрии и т.д. На данном методическом объединении мы презентовали план и содержание работы с детьми с дизартрией, поделились успехами, рефлексировали свои ошибки и выслушали все рекомендации и замечания. Актуальность выбранной нами темы исследования еще раз подтвердилась.
С целью выявить условия эффективной коррекционно-логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения мы выбрали 10 детей дошкольного возраста с дизартрией. Констатировав у них наличие нарушений звукопроизносительной стороны речи, провели формирующий эксперимент, с целью построения коррекционно-логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией с соблюдением определенных условий. Для этого после проведенной диагностики на каждого ребенка был составлен индивидуально-образовательный маршрут, в который внесли планируемые мероприятия все участники коррекционно-развивающего процесса. В результате такой слаженной работы всех специалистов, взаимодействия с родителями ребенка и грамотно составленного плана работы удалось провести формирующий эксперимент. Все задания и упражнения, которые мы подобрали для формирующего эксперимента на основе методической литературы и с соблюдением всех предписанных условий, были направлены на формирование правильного звукопроизношения у детей с дизартрией. Специальные условия включали в себя работу над мелкой, мимической и артикуляционной моторикой, над голосом, над физиологическим и фонематическим слухом, над интонацией, тембром и темпом речи; работу с ребенком других специалистов по своим профилям, общий укрепляющий массаж и т.д. После проведения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент для оценки эффективности специально-организованной коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию звукопроизносительных умений у детей с дизартрией. По результатам контрольного эксперимента каждым ребенком были получены индивидуальные и общие значения.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать вывод, что у детей наблюдается положительная динамика формирования и развития звукопроизношения.
Таким образом, после проведения коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие звукопроизношения, можно сделать вывод о том, что коррекционно-логопедическая работа, на этапе формирующего эксперимента прошла успешно. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Издательство «Академия», 1997.—328 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. С. 282.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии - М.: АСТ - Астрель Хранитель, 2007. - 342 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 177.
5. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед.учеб.заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 120-123.
6. Белякова, Л.И., Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: ВЛАДОС,2013.
7. Белякова, Л.И., Гончарова, Н.Н., Шишкова, Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М.,2004. - 260 с.
8. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление/ С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - С. 128.
9. Винарская, Е.Н. Дизартрия - М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. - 288 с.
10. Волкова, Л.С., Лалаева, Р.И., Мастюкова, Г.В.. и др. Логопедия: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение: 1989. С. 275.
11. Волкова, Л.С., Селиверстов, В.И. и др. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений./ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 299.
12. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. — М.: ВЛАДОС, 2002.—238 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Второе издание / Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, — М.: Просвещение, 2004.—316 с.
14. Ипполитова, А.Г. Логопедия. - М.: Академия, 2002. - 363 с.
15. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств// Дефектология. - 2000. - № 1- С.15-18.
16. Копытова, С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - С. 64-69.
17. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2007. С. 124, 138.
18. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2011-387 с.
19. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2003. Ч.2: Ринолалия. Дизартрия/ авт.- сост.: С.Н. Шаховская и др. -2003. - 224 с.
20. Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников // Логопедия в детском саду. - 2005. - №4.
21. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифферинциация их обучения // Дошкольное воспитание аномальных детей. - 1998. - № 12. - с.64-70.
22. Лопатина, Л.В., Серебрякова, А.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - Спб., 2014. - 120с.
23. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой формы дизартрии): уч. пособие - СПб:изд -во РГПУ им. А.И. Герцена, Союз, 2011. - 463 с.
24. Маршалова, М.В. Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией//Логопед в детском саду. - 2013. - №1(62). С. 20-19
25. Мастюкова, Г.В. Дизартрия. -М.: АСТ: Астрель, 2009. С. 279-285.
26. Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 2007.
27. Нейман, Л.В., Богомильский, М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 284, 300.
28. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. СПб.: Питер, 2004. С. 132, 138.
29. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: [колл. моногр.: Для педагогов, врачей, родителей, студ.пед, мед. вузов]/ под общ. ред. М.А. Поваляевой: Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 350 с.
30. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. С. 179, 188.
31. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 426 с.
32. Флерова, Ж.М. Логопедия. - Изд. 4-е. Ростов н/Д : Феникс, 2008. С. 235.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ