Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Работа №69003

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
346
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие связной речи. Развитие связной речи дошкольников 7
1.2. Особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием
речи 14
1.3. Методические аспекты формирования навыка пересказа у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Изучение уровня сформированности навыка пересказа дошкольников с
общим недоразвитием речи 26
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка пересказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ

Развитие связной речи является одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и др.). Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, самостоятельно излагать свои суждения, умение давать развернутые ответы на вопросы - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложный характер связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах
А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Н.Ф. Виноградовой, О.С. Ушаковой, Л.В. Ворошниной, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, Л.Г. Шадриной и др. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы занятий, обучающие различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
Установлено, что старшие дошкольники с ОНР испытывают трудности в овладении навыками связной речи, в том числе, навыками пересказа.
По мнению ряда исследователей, одним из эффективных средств развития связной речи является обучение детей с ОНР пересказу. Пересказ - это творческое, осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его воображение и память. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах А.М. Бородич, Е.И. Тихеевой,
В.В. Гербовой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской и других. Все авторы подчеркивают значение пересказа для развития связной речи, для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. Связь между особенностями речевого развития и уровнем сформированности пересказа у дошкольников раскрыта в исследованиях В.П. Глухова, Л.И. Беляковой, В.К. Воробьевой, Г.И. Жаренковой, Л.Н. Ефименковой. Особую роль обучения пересказу в формировании связной речи детей подчеркивают многие исследователи как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике (A.M. Бородич, Т.Б. Филичева, Э.П. Короткова, Л.П. Федоренко и др.). Большинство авторов указывают на то, что обучение следует начинать с пересказа описательных текстов (А.М. Бородич, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, А.А. Зрожевская и др.). В ряде исследований доказана возможность обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательной речи (О.С. Ушакова, Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Л.Г. Шадрина). В ряде исследований (З.М. Истомина, Т.А. Репина) доказано, что одновременное использование литературного образца и иллюстраций значительно повышает качество детских пересказов. Картинки положительно влияют на понимание текста и позволяют ребенку содержательнее, точнее, последовательнее его излагать.
Однако, исследования в логопедической практике показывают, что у детей с ОНР в пересказах наблюдаются следующие характерные проявления: нарушение связности и последовательности изложения; пропуск смысловых звеньев; нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста; низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений; затруднения в самостоятельном выполнении пересказа.
В связи с этим выбранную нами тему выпускной квалификационной работы можно рассматривать как актуальную.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Объект исследования: процесс развития навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методы и приемы развития навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследованиями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, А. Зимняя, А.М. Леушина, Т.А. Ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.); системным подходом к анализу речевой деятельности
детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева,
С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области в области обучения пересказу детей с ОНР (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Куликовская, Г.Е. Сычева, Т.А. Ткаченко и др.).
Гипотеза исследования: направление и содержание логопедической работы по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи должны определяться речевыми и когнитивными особенностями развития детей с общим недоразвитием речи и особенностями пересказа как одного из видов связного высказывания.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка
пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности пересказа различных типов текстов дошкольниками с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы: теоретический анализ литературы; педагогический
эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 35 г. Белгорода


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена разработке методических рекомендаций по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с ОНР. В связи с поставленной целью в первой главе исследования были рассмотрены особенности связной речи дошкольников и проанализированы методические аспекты обучения пересказу старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил провести опытно-экспериментальную работу по обучению пересказа старших дошкольников с ОНР и выявлению динамики уровня умения пересказа в процессе экспериментальной работы.
Констатирующий этап эксперимента позволил сделать вывод о том, что к основным признакам связной развернутой речи относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность. Важной характеристикой развернутого высказывания является последовательность изложения.
Качественный и количественный анализ пересказа показал: задания пересказать текст повествовательного и описательного характера без опоры на картинки или с опорой на серию картинок вызвали у детей затруднение. Наблюдения показали, что большинство детей с ОНР не выходят за рамки среднего уровня сформированности умения пересказа, им требовалась помощь учителя-логопеда; также отмечались серьезные затруднения в структурной организации пересказа, было характерно нарушение логики и композиционного построения; отмечались бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Но было отмечено, что пересказы детей с опорой на серию картинок более содержательные.
По итогам первого этапа экспериментальной работы мы сделали вывод: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается отставание в формировании навыков связной речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Констатирующий этап эксперимента показал, что работа над обучением пересказу дошкольников с ОНР должна осуществляться целенаправленно и систематически.
С целью обучения пересказа детей старшего дошкольного возраста с ОНР на формирующем этапе исследования мы разработали методические рекомендации по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к данному виду развёрнутого высказывания: адекватность прочитанному тексту, достаточная полнота передачи содержания, связность и последовательность изложения, грамматически правильное языковое оформление, интонационная выразительность речи.
Формирование навыка пересказа мы рассматриваем как
многосторонний процесс, предполагающий использование различных методических приёмов: пересказ сказки сообща, по «цепочке»;
воспроизведение текста рассказа с опорой на иллюстративный материал, компьютерные презентации и словесную помощь педагога; пересказ с помощью иллюстративного панно и условной наглядной схемы; пересказ с элементами творчества, по ролям и т.д.
Мы предполагаем, что организованная логопедическая работа по формированию навыка пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволит избежать детям многих трудностей в школьном обучении.



1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2010. - 194 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 2000. - 456 с.
3. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб.пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель - Транзиткнига, 2010. — 158 с.
5. Воробьева, В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: Просвещение, 2015. - 142 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. [Текст] / Л.С. Выготский
- Т 2. - М., 1999. - 519 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1991. - 341 с.
8. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. - 2009. - №4. - С. 68.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.:АРКТИ, 2004. - 120 с.
10. Дементьева, А.М. Обучение пересказу в средней группе детского сада. [Текст] / А.М. Дементьева. - М.: Просвещение, 2002. - 89 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
12. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин.
- М: Наука, 1982.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. - 320 с.
14. Жукова, О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования [Текст] / О.В. Жукова. - М.: Просвещение, 2007. - 95 с.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 254 с.
16. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию:
пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Э.П. Короткова. - М.:
Просвещение, 1982. - 128 с.
17. Краевская, Н.А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания [Текст] / Н.А. Краевская: Дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук — Москва, 1984. - 143 с.
18. Ладыженская, Т А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1975. -
19. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 247 с.
20. Леонтьев, А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации [Текст] / А.А. Леонтьев // Синтаксис текста. - М.: Просвещение, 1979. - С. 33.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]: Избр. псих. произв: В 2 т /Под ред. В.В. Давыдова и др. - М.: Просвещение, 1983. - С. 69¬70.
22. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - С.25-42.
23. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина.
- М.: Академия, 2008. - 258 с.
24. Лурия, А. Р Язык и сознание [Текст] / Под редакцией Е. Д. Хомской. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
25. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 358 с.
26. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1984. - 240с.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для учащихся дошкол.пед.уч-щ / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984. - 124 с.
28. Рубинштейн, С.Л. К психологии речи [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. - М.: Просвещение, 1973. - С. 116-131.
29. Соломенникова, Л.А. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи [Текст] / Л.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 4. - С.8.-12.
30. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: МПСИ, 2005. - 224 с.
31. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Педагогика [Текст] / Л.Ф. Сирова. - М.: Просвещение, 1980. - 245 с.
32. Текучев, А.В. Хрестоматия по методике русского языка [Текст] / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1986. - 254 с.
33. Ушакова, О.С Развитие связной речи [Текст] // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, О.С Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987. - 321 с.
34. Филичева, Т.Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст] / Т.Б. Филичева, ГВ. Чиркина, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с.
35. Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Текст] / Под ред. Т А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1979. - 142 с.
36. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
37. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: Краткий очерк [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 225 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ