Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №69036

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Выразительное чтение как педагогический феномен 7
1.2. Особенности чтения у детей с общим недоразвитием речи в контексте формирования выразительности, как компонента читательской деятельности 14
1.3. Анализ методических подходов к формированию навыка
выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи 21
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 27
2.1. Изучение состояния навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи 27
2.2 Система логопедической работы по формированию навыка
выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи 34
2.3 Анализ эффективности логопедической работы по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61


Проблема нарушений чтения является одной из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Процесс чтения имеет сложную психофизиологическую структуру, базирующуюся на тесном взаимодействии его технической и смысловой сторон (Б.Г. Ананьев (5), Р.И. Лалаева (24), А.Р. Лурия (28), А.Н. Соколов (41), Л.С. Цветкова (48), Д.Б. Эльконин (51)), их взаимодействие в ходе становления навыка чтения характеризуется рядом особенностей (Т.Г. Егоров (12), Г.А. Каше (19), А.Н. Корнев (20), Р.Е. Левина (25), Л.Ф. Спирова (42)).
В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н.П. Каноныкин (16), Е.А. Адамович (2), В.Г. Горецкий (10), М.И. Оморокова (31), В.И. Яковлева (2) и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость,
выразительность.
Выразительность чтения как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это «значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение.
Особенности выразительности речи у детей в онтогенезе рассматривались психологами, лингвистами, педагогами, такими как: С.Л. Рубинштейн (37), А.Н. Гвоздев (6), О.С. Ушакова (44), Т.Н. Ушакова (45), Ф.А. Сохин (35), М.Ф. Фомичева (47) и др.
Современные знания о дислексии (нарушение чтения) в нашей стране связаны, главным образом, с идеями Р.Е. Левиной (25), А.Р. Лурия (28), Н.А. Никашиной (29), Л.Ф. Спировой (42).
У большинства детей с нарушениями речи, по данным Р.Е. Левиной (26), Е.М. Мастюковой (13), Л.В. Лопатиной (27), Н.А. Туговой (43) и др. степени отмечается неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка. Речь таких детей часто мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения - все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.
Логопедическая работа по формированию навыка чтения у младших школьников с ОНР должна носить коррекционно-пропедевтический характер и опираться на общедидактические, психологические принципы, принципы специальной педагогики, а также на основные положения психолингвистической теории понимания письменного текста.
Все вышесказанное обусловливает необходимость теоретического и практического изучения нарушений выразительности навыка чтения у детей младшего школьного возраста с ОНР и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств логопедического воздействия по преодолению таких нарушений, поэтому тема «Логопедическая работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать и апробировать систему
логопедической работы по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: система логопедической работы по
формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной при следующих условиях:
- систематическое использование приемов обучения, нацеленных на выразительное чтение текстов;
- соблюдении принципов обучения выразительному чтению.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Организовать логопедическую работу по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи и определить ее эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования. Опыт обучения чтению детей с речевыми нарушениями таких авторов, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.А. Каше, Н.Л. Крылова, Г.В. Чиркина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева, М.Н. Русецкая, А.В. Лагутина, И.Н. Карачевцева и др.
В работе используются следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
2) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий, контрольный этап);
3) метод количественного и качественного анализа результатов
исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение лицей № 10 г. Белгорода.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обращение к вопросам коррекции и предупреждения нарушений чтения сегодня актуально для логопедии в связи с тем, что повышается роль чтения, соответственно, требования к качеству овладения им учащимися, а также особую значимость приобретает совершенствование логопедической работы по формированию навыка чтения, его компонентов у учащихся с общим недоразвитием речи.
Приступая к исследованию, мы поставили перед собой задачи: теоретически обосновать проблему формирования навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи, изучить состояние навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи, организовать логопедическую работу по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи и определить ее эффективность.
Проведенное исследование на констатирующем этапе позволило выявить нарушения при выразительном чтении. Исследование показало несовершенство многих критериев навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи, особенно нарушены умение ставить логическое ударение, расстановка пауз, распределение дыхания при чтении, интонация и темп чтения. Результаты показали, что при чтении рассказа для большинства детей характерен низкий уровень сформированности навыка выразительного чтения, который составил 80%, средний уровень - 20%; при чтении стихотворения наизусть выяснили, что низкий уровень составляет 100%.
Логопедическая работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи включала направления работы, соблюдение принципов. В каждом направлении представлены соответствующие задания.
Для проверки эффективности логопедической работы проведен контрольный этап, который показал, что при чтении рассказа для 60% детей
характерен низкий уровень сформированности навыка выразительного чтения, средний уровень - 40%; при чтении стихотворения наизусть выяснили, что низкий уровень составляет 90% и средний - 10%.
Сравнительный анализ результатов показал, что уровень сформированности навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи повысился: при чтении рассказа - на 20% повысился средний уровень, при чтении наизусть - низкий уровень уменьшился на 10%.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что логопедическая работа по формированию навыка выразительного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи будет эффективной при следующих условиях: систематическое использование приемов обучения, нацеленных на выразительное чтение текстов; соблюдении принципов, этапов методики обучения выразительному чтению, - доказана.



1. Агейкина, З.А. Формирование у младших школьников умения выразительно читать / Дисс. к.п.н. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-vyrazitelnoi-storony-rechi-u-detei-s- narusheniem-intellekta-na-urokakh-chteniya-v-m
2. Адамович, Е.А., Яковлева, В.И. Чтение в начальных классах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/85530
3. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с ОНР. [Текст]//Дефектология. -1994. - № 5. - С. 43-55.
4. Алтухова, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Т.А. Алтухова. - М., 1995. - 17 с.
5. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st002.shtml
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. -М., 2007. - 470 с.
7. Гончарова, Е.Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии [Текст] автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2009. - 56 с.
8. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя [Текст] / Л.А. Горбушина. - М., 2005. - 54 с. (1.1 средва реч вырази)
9. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей [Текст] / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
10. Горецкий, В.Г. Основные методы и приемы объяснительного чтения и
принципы их отбора [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.studfiles.ru/preview/2365157/page: 15/
11. Городилова, В.И., Кудрявцева, М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0104/2-0104-1. shtml
12. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения [Текст]. - Спб.: КАРО, 2006. - 304 с.
13. Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда [Текст]/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2005. - 320с.
14. Завадская, Т.Ф., Соловьев, Н.М. Выразительное чтение в начальной школе
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sovietime.ru/literatura
/virazitelnoe-chtenie-4-8-klass-1983-god-skachat-sovetskiy-uchebnik
15. Казарцева, О.М. Письменная речь [Электронный ресурс] / О.М. Казарцева, О.В, Вишнякова - Режим доступа: http://psbatishev.narod.ru/library/02685.htm
16. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //gigabaza.ru/do c/139734-pall.html
17. Капацинская, Е. В. Определение выразительности и способы ее усиления // Проблемы экспрессивной стилистики (1987) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://diplomba.ru/work/101889
18. Карачевцева, И.Н. Смысловой компонент читательской деятельности
младших школьников с общим недоразвитием речи: изучение и направления работы: монография [Текст]/ Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ» 2013. - 144 с.
19. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.logoped-profi.ru/materials/61
20. Корнев, А.Н. нарушение чтения и письма у детей [Текст]/ А.Н. Корнев. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
21. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Изд. 3-е, стереотип [Текст]. - М.: Дело, 2001. - 144 с.
22. Лагутина, А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 [Текст]/ А.В. Лагутина. - М., 2007. - 23 с.
23. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов [Текст]. - М.: Союз, 2002. - 135с.
24. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0322/5_0322- 99. shtml#book_page_top
25. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/485506/
26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. - М., 2013. - 173 с.
27. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие [Текст] / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. - Спб.: СОЮ», 2000. - 192 с.
28. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейропсихологические исследования [Текст]. - М.: Академия, 2002. - 71 с.
29. Никашина, Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших
школьников. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/224212/
30.Олисова, С.Г. Изучение драматических произведений родной литературы в якутской школе на основе метода «действенного анализа»: автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст]. - Якутск, 2003. - 19 с.
31.Оморокова, М.И. Преодоление трудностей [Электронный ресурс] / М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З. Постоловский. - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/1658632/
32. Орлова, Л.И. Выразительное чтение как метод воспитания и развития дошкольников, младших школьников творческими читателями: автореф. дисс. канд. пед. наук [Текст]. - М,, 2004. - 19 с
33. Павлова, Л.И. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического
воспитания младших школьников на уроках чтения: автореф. дисс. канд. пед. наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13 -00-01/dissertaciya-vyrazitelnoe-chtenie-kak- metod-vospitaniya-i-razvitiya-doshkolnikov-mladshih-shkolnikov-tvorcheskimi- chitatelyami
34. Пригорнева, Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/tatjana-aleksandrovna-prigorneva/statja-po-korekcionoi- pedagogike-2801.html
35. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0265/1-0265-1.shtml
36. Рамзаева, Т.Г., Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных
классах [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/4/0033/4-0033-1.shtml
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
38. Руднева, Е.Е. Выразительное чтение в 5-7 классах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.findlib.ru/find2.php?author
39. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения [Электронный ресурс] / М.А. Рыбникова. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/31941.html
40. Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению [Текст]/ Т.П. Сальникова. - М., 2006. - 189 с.
41. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление [Текст]. - М., 2007. - 256 с
42. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/424911/
43. Тугова, Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями [Текст] // Дефектология. - 1995. - № 2. - С. 53-55.
44. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]. - М., 2001. - 256 с.
45. Ушакова, Т.Н. Психолингвистика. Учебник для вузов [Текст]. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 415 с.
46. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya -lingvometodicheskie-osnovy-obucheniya-vyrazitelnomu-chteniyu-studentov- filologov
47. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0460/1-0460- 165.shtml
48. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и
восстановление [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://pedlib.ru/Books/2/0155/2-0155-1.shtml
49. Шаромова, В.С. Формирование навыка чтения у детей с общим
недоразвитием речи [Текст]// Мир науки, культуры, образования. - 2011. -
№ 4 (29). - С. 83-87.
50. Шишкова, М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении / М.И. Шишкова [Текст]// Логопед. - 2006. - № 1. - С. 98-105.
51.Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3231 .htm
52.Язовицкий, Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического
воспитания [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/1894217/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ