УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
Глава 1. Состояние проблемы управления социализацией детей в физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях дошкольной организации 9
1.1. Современные подходы к определению понятия
«социализация дошкольников» 9
1.2. Особенности социализации детей в дошкольном
образовательном учреждении 12
1.3. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на
социализацию дошкольника 16
1.4. Характеристика современных технологий управления процессом социализации детей в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности 23
Глава 2. Исследование результативности технологии управления социализацией дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности 35
2.1. Анализ опыта работы по управлению процессом
социализации в физкультурно-оздоровительной
деятельности дошкольного образовательного
учреждения 35
2.2. Анализ результатов диагностики социализации
дошкольников 43
2.3. Реализация технологии управления по результатам
социализацией дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности 51
2.4. Динамика показателей социализации дошкольников в
физкультурно-оздоровительной деятельности 58
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение 74
Глава 1. Состояние проблемы управления социализацией детей в физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях дошкольной организации 9
1.1. Современные подходы к определению понятия
«социализация дошкольников» 9
1.2. Особенности социализации детей в дошкольном
образовательном учреждении 12
1.3. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на
социализацию дошкольника 16
1.4. Характеристика современных технологий управления процессом социализации детей в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности 23
Глава 2. Исследование результативности технологии управления социализацией дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности 35
2.1. Анализ опыта работы по управлению процессом
социализации в физкультурно-оздоровительной
деятельности дошкольного образовательного
учреждения 35
2.2. Анализ результатов диагностики социализации
дошкольников 43
2.3. Реализация технологии управления по результатам
социализацией дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности 51
2.4. Динамика показателей социализации дошкольников в
физкультурно-оздоровительной деятельности 58
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение 74
В условиях стандартизации образования детей дошкольного возраста важнейшими задачами является не только охрана и укрепление физического здоровья, но и приобщение их к социальным нормам. Одним из ведущих факторов, способствующим социализации воспитанников дошкольных образовательных организаций, является физкультурно-оздоровительная деятельность. В ходе физкультурно-оздоровительной деятельности ребенок осваивает важнейшие социальные функции, такие как взаимодействие, установление контакта со сверстниками, умение принимать участие в деле коллектива, адекватное восприятие ситуации, контроль своих эмоций и т.д.
В современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность является неотъемлемым компонентом организации жизни детей в целом и развития каждой личности в частности. При этом вопросы влияния технологий физкультурно-оздоровительной деятельности на процесс социализации ребенка являются открытыми. Внимание педагогов детских садов акцентируется на использовании потенциала физической культуры, как средства укрепления физического здоровья. Что не позволяет в полной мере использовать целостный потенциал физической культуры для развития и социализации личности ребенка.
Современная ситуация развития дошкольного образования отрицательно сказывается на реализации мер по социализации детей. По мнению, Д.И. Фельдштейна (80) снизилась энергичность детей, их желание активно действовать, при этом возрос эмоциональный дискомфорт. Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей старшего дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
Особую актуальность приобретает вопрос исследования проблем социализации детей в дошкольном возрасте в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности. Проблеме исследования посвящены многие работы:
- исследованию проблем социализации ребенка-дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности (Т. В. Волосниковой, Л.Н. Волошиной, О.В. Демидович, В. П. Лукъяненко);
- проблем социализации-индивидуализации дошкольников в процессе освоения спортивных игр (Л.Н. Волошиной, О.Г. Галимской, Д.М. Правдова);
- организация коллективного взаимодействия в физкультурно-оздоровительной деятельности (Л.Н. Волошина, М.М. Мусанова, А.А. Майер, А.В. Третьяк, О.С. Трофимова);
- проблем формирования здоровья как фактора социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности (Т.Е. Сергиенко, О.Н. Смирнова).
Анализ результатов исследований помог выявить следующие противоречия:
- между существующими педагогическими технологиями управления в дошкольном образовании и необходимостью разработки современных технологий управления процессом социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности, отвечающих потребностям всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- между практикой в управлении процессом социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности и поисков необходимых способов повышения результативности дошкольного учреждения.
Поскольку, многие аспекты применения физической культуры в социальном воспитании детей не являлись предметом специальных исследований. Возникла необходимость изучения возможности эффективного использования физкультурно-оздоровительной деятельности для социализации подрастающего поколения нации.
Проблема исследования: поиск эффективных систем управления процессом социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель исследования: разработка и обоснование технологии управления по результатам социализацией детей в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности.
Объект исследования - процесс социализации детей в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Предмет данного исследования - технология управления по результатам социализацией детей в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности.
Гипотеза исследования - технология управления по результатам процессом социализации личности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности будет эффективной, если:
- четко определены цели, стратегии, содержание и результаты социализации детей;
- установлено рациональное взаимодействие участников;
- результаты социального воспитания в физкультурно-оздоровительной деятельности оценивают с позиции потребителей образовательных услуг.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить научные подходы к определению понятия социализация дошкольников;
- выявить особенности социализации в дошкольный период детства и влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на социализацию дошкольников;
- охарактеризовать современные технологии управления процессом социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности;
- определить критерии, показатели оценки уровня социализации
дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности;
- выявить влияние технологии управления социализации на динамику ее показателей в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены критерии, показатели, содержание и результаты социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности; выявлены современные технологии управления процессом социализации дошкольник.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации технологии управления по результатам в физкультурно-оздоровительной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы педагогами ДОО, в системе дошкольного образования (на педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер - классах).
Методы исследования: теоретические — анализ педагогической, психолого-педагогической и методической литературы, трудов отечественных и зарубежных специалистов по проблеме исследования, а также синтез, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент; методы математической статистики при обработке экспериментальных данных.
Апробация исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на педагогических советах, семинарах на базе МАДОУ д/с №13 г. Шебекино Белгородской области.
- в научных публикациях:
1) «Оценка уровня социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности» (XIX выпуск международного научного журнала «Гуманитарный трактакт», Кемерево 2018 г.)
2) «К проблеме социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности» (Сборник материалов 3-й заочной
региональной научно-практической конференции «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект» Ч1, г. Белгород, 2016г.)
3) «Современные подходы к классификации технологий физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации» (IV Международная научно-практическая заочная конференция
«Современные проблемы социально-гуманитарных наук», Казань, 2016г.)
- конференциях:
1) «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород - Орел 2017г.)
- региональный научно - практический семинар:
1) «Современные подходы к управлению здоровьеориентированной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении» (г. Белгород, 2016г.)
Экспериментальной базой исследования является муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области».
Работа состоит из введения, двух глав, 8 разделов, заключения и списка использованной литературы, состоящей из 86 источников, 6 приложений, 4 таблицы, 7 рисунков.
В современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность является неотъемлемым компонентом организации жизни детей в целом и развития каждой личности в частности. При этом вопросы влияния технологий физкультурно-оздоровительной деятельности на процесс социализации ребенка являются открытыми. Внимание педагогов детских садов акцентируется на использовании потенциала физической культуры, как средства укрепления физического здоровья. Что не позволяет в полной мере использовать целостный потенциал физической культуры для развития и социализации личности ребенка.
Современная ситуация развития дошкольного образования отрицательно сказывается на реализации мер по социализации детей. По мнению, Д.И. Фельдштейна (80) снизилась энергичность детей, их желание активно действовать, при этом возрос эмоциональный дискомфорт. Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей старшего дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
Особую актуальность приобретает вопрос исследования проблем социализации детей в дошкольном возрасте в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности. Проблеме исследования посвящены многие работы:
- исследованию проблем социализации ребенка-дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности (Т. В. Волосниковой, Л.Н. Волошиной, О.В. Демидович, В. П. Лукъяненко);
- проблем социализации-индивидуализации дошкольников в процессе освоения спортивных игр (Л.Н. Волошиной, О.Г. Галимской, Д.М. Правдова);
- организация коллективного взаимодействия в физкультурно-оздоровительной деятельности (Л.Н. Волошина, М.М. Мусанова, А.А. Майер, А.В. Третьяк, О.С. Трофимова);
- проблем формирования здоровья как фактора социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности (Т.Е. Сергиенко, О.Н. Смирнова).
Анализ результатов исследований помог выявить следующие противоречия:
- между существующими педагогическими технологиями управления в дошкольном образовании и необходимостью разработки современных технологий управления процессом социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности, отвечающих потребностям всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- между практикой в управлении процессом социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности и поисков необходимых способов повышения результативности дошкольного учреждения.
Поскольку, многие аспекты применения физической культуры в социальном воспитании детей не являлись предметом специальных исследований. Возникла необходимость изучения возможности эффективного использования физкультурно-оздоровительной деятельности для социализации подрастающего поколения нации.
Проблема исследования: поиск эффективных систем управления процессом социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Цель исследования: разработка и обоснование технологии управления по результатам социализацией детей в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности.
Объект исследования - процесс социализации детей в условиях физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Предмет данного исследования - технология управления по результатам социализацией детей в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности.
Гипотеза исследования - технология управления по результатам процессом социализации личности дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности будет эффективной, если:
- четко определены цели, стратегии, содержание и результаты социализации детей;
- установлено рациональное взаимодействие участников;
- результаты социального воспитания в физкультурно-оздоровительной деятельности оценивают с позиции потребителей образовательных услуг.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить научные подходы к определению понятия социализация дошкольников;
- выявить особенности социализации в дошкольный период детства и влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на социализацию дошкольников;
- охарактеризовать современные технологии управления процессом социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности;
- определить критерии, показатели оценки уровня социализации
дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности;
- выявить влияние технологии управления социализации на динамику ее показателей в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены критерии, показатели, содержание и результаты социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности; выявлены современные технологии управления процессом социализации дошкольник.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации технологии управления по результатам в физкультурно-оздоровительной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы педагогами ДОО, в системе дошкольного образования (на педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер - классах).
Методы исследования: теоретические — анализ педагогической, психолого-педагогической и методической литературы, трудов отечественных и зарубежных специалистов по проблеме исследования, а также синтез, обобщение, систематизация; эмпирические - анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент; методы математической статистики при обработке экспериментальных данных.
Апробация исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались:
- на педагогических советах, семинарах на базе МАДОУ д/с №13 г. Шебекино Белгородской области.
- в научных публикациях:
1) «Оценка уровня социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности» (XIX выпуск международного научного журнала «Гуманитарный трактакт», Кемерево 2018 г.)
2) «К проблеме социализации дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности» (Сборник материалов 3-й заочной
региональной научно-практической конференции «Инновационная образовательная деятельность: региональный аспект» Ч1, г. Белгород, 2016г.)
3) «Современные подходы к классификации технологий физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации» (IV Международная научно-практическая заочная конференция
«Современные проблемы социально-гуманитарных наук», Казань, 2016г.)
- конференциях:
1) «Инновационные процессы в дошкольном образовании» (Белгород - Орел 2017г.)
- региональный научно - практический семинар:
1) «Современные подходы к управлению здоровьеориентированной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении» (г. Белгород, 2016г.)
Экспериментальной базой исследования является муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области».
Работа состоит из введения, двух глав, 8 разделов, заключения и списка использованной литературы, состоящей из 86 источников, 6 приложений, 4 таблицы, 7 рисунков.
Фундаментом сохранения и развития здоровья дошкольников становится физкультурно-оздоровительная деятельность. При этом тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании определяются рядом факторов: ухудшение здоровья детей дошкольного возраста; модификации, происходящие в процессе модернизации современного дошкольного образования; объединение гуманитарных и утилитарных начал в ФОД дошкольного образовательного процесса.
Очевидно, что указанные тенденции по своему охвату масштабны и распространяются на всю дошкольную образовательную систему РФ, эти направления имеют долгосрочный характер и относятся к категории устоявшихся. Обусловленность указанных тенденций кроется в противоречиях, которые обнаруживаются в современной системе физического воспитания дошкольников.
При этом, в современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность как фактор, способствующий социализации ребенка, проявляет себя как неотъемлемый компонент организации жизни детей в целом и развития каждой личности в частности. В ходе физкультурно-оздоровительной деятельности ребенок испытывает большой спектр различных позитивных эмоций, переживаний, чувств, способствующих появлению оптимистического и жизнеутверждающего настроения. С другой стороны, насыщенность физкультурно-оздоровительной деятельности ситуациями, требующими проявления физических и эмоциональных усилий, тренирует волю, готовит их к преодолению жизненных трудностей.
Кроме того, в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности совершенствуются физиологические качества дошкольника, оказывая влияние на поведение и личностные качества ребенка. Так же, приобщение детей к ФОД способствует правильной ориентации в окружающей среде и обществе, воспитывая у него сознательное поведение, в общечеловеческих взаимоотношениях: оказание помощи, личностное развитие, формирование чувства коллективного и т.д.
Важно отметить, что целостность потенциала физкультурно-оздоровительной деятельности осуществляется, в случае, если ребенок становится ее субъектом. С этой целью подобная деятельность должна реализовывать такие потребности ребенка как - достижение успеха,
сотрудничество и коммуникации. Подобная деятельность решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, которые направлены на создание рациональных и осознанных движений, накопление опыта с целью апробации его в повседневной жизни.
Анализ влияния ФОД на процесс социализации детей проведен на примере МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области».
В целом проблемы социализации детей эксперементальной дошкольной организации связаны с нарушениями формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста. Для определения эффективных путей решения данной проблемы была реализована технология управления по результатам.
В заключении отметим, практика социализации детей через ФОД в ДОУ была введена относительно недавно, поэтому целесообразно говорить о положительных результатах работы педагогов в данном направлении. При этом полученные материалы свидетельствует о том, насколько важно и необходимо дальнейшее совершенствование технологии ФОД для социализации дошкольников.
Очевидно, что указанные тенденции по своему охвату масштабны и распространяются на всю дошкольную образовательную систему РФ, эти направления имеют долгосрочный характер и относятся к категории устоявшихся. Обусловленность указанных тенденций кроется в противоречиях, которые обнаруживаются в современной системе физического воспитания дошкольников.
При этом, в современном дошкольном образовании физкультурно-оздоровительная деятельность как фактор, способствующий социализации ребенка, проявляет себя как неотъемлемый компонент организации жизни детей в целом и развития каждой личности в частности. В ходе физкультурно-оздоровительной деятельности ребенок испытывает большой спектр различных позитивных эмоций, переживаний, чувств, способствующих появлению оптимистического и жизнеутверждающего настроения. С другой стороны, насыщенность физкультурно-оздоровительной деятельности ситуациями, требующими проявления физических и эмоциональных усилий, тренирует волю, готовит их к преодолению жизненных трудностей.
Кроме того, в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности совершенствуются физиологические качества дошкольника, оказывая влияние на поведение и личностные качества ребенка. Так же, приобщение детей к ФОД способствует правильной ориентации в окружающей среде и обществе, воспитывая у него сознательное поведение, в общечеловеческих взаимоотношениях: оказание помощи, личностное развитие, формирование чувства коллективного и т.д.
Важно отметить, что целостность потенциала физкультурно-оздоровительной деятельности осуществляется, в случае, если ребенок становится ее субъектом. С этой целью подобная деятельность должна реализовывать такие потребности ребенка как - достижение успеха,
сотрудничество и коммуникации. Подобная деятельность решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, которые направлены на создание рациональных и осознанных движений, накопление опыта с целью апробации его в повседневной жизни.
Анализ влияния ФОД на процесс социализации детей проведен на примере МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области».
В целом проблемы социализации детей эксперементальной дошкольной организации связаны с нарушениями формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста. Для определения эффективных путей решения данной проблемы была реализована технология управления по результатам.
В заключении отметим, практика социализации детей через ФОД в ДОУ была введена относительно недавно, поэтому целесообразно говорить о положительных результатах работы педагогов в данном направлении. При этом полученные материалы свидетельствует о том, насколько важно и необходимо дальнейшее совершенствование технологии ФОД для социализации дошкольников.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование физкультурно-оздоровительной работы с детьми 3-4 лет в период адаптации к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Активные формы сотрудничества с семьёй в физическом воспитании дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в вопросах физического воспитания дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ОСОЗНАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Управление развитием детского туризма в образовательной организации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



